Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Охал дядя, на чужие деньги глядя.

Большие Кабаны с. Столбищенская волость Казанского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Лаишевский р-н, село Большие Кабаны

Церковь Преображения Господня в Больших Кабанах Лаишевский уезд Татарстана.

Кладбища Большие Кабаны с. (Введенское, Олы Кабан) Столбищенская волость Лаишевский уезд Казанской губернии.



Год основания:  упоминается уже в Писцовой книге 1567 года

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  • Большие Кабаны с. (Введенское, Олы Кабан) Столбищенская волость Лаишевский уезд Казанской губернии.
  • Россия, Респ Татарстан, Лаишевский р-н, село Большие Кабаны 

Принадлежал (помещик):

  • До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян

Состоял в приходе церкви:

Архивы:

  •  

Село в Лаишевском районе, на автомобильной дороге Казань-Оренбург, в 38 км к северо-западу от пгт Лаишево. 

На 2000 г. - 528 жителей (русские). 
     Молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. 
     Основано в период Казанского ханства. Село Большие Кабаны упоминается уже в Писцовой книге 1567 года. Видимо, раньше (в период Казанского ханства) здесь существовало татарское селение. 
     В дореволюционных источниках известна также под названием Введенское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. В 1770 году в нем зафиксировано 285 душ экономических крестьян. До 1764 г. - монастырские, принадлежали Казанскому архиерейскому дому. 
     Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, овчинным и кузнечным промыслами. Традиционным промыслом крестьян была продажа мяса в городе Казани. В 1884 году в селе было 182 двора, проживало 1172 человека. 
     В 1840 в селе была открыта школа Министерства государственных имуществ, в 1869 г. преобразованная в земскую двухкомплектную школу. Специальное здание для школы было построено в 1913 году. В 1908-1913 гг. и позже там учительствовала выпускница Мариинской гимназии Мария Ивановна Кузнецова. За свою плодотворную педагогическую деятельность (которая началась в 1883 году) она была награждена серебряной медалью. Всего в школе было 3 учительницы. 
     В 1836-1884 гг. в Спасо-Преображенской церкови (построена ориентировочно в 1-й половине 18 в., памятник архитектуры) служил священник Михаил Иванович Красновидов (1815-1884). После него (до 1913 года) настоятелем храма был Константин Иванович Добромыслов. 
     В начале XX века здесь функционировали церковь, 5 ветряных мельниц, 2 крупообдирки, 2 кузницы, казённая винная и 8 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4055,1 дес. 
     

До 1920 г. село входило в Столбищенскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 285 душ мужского пола, в 1859 г. - 998, в 1884 г. - 1172, в 1897 г. - 1407, в 1920 г. - 1547, в 1926 г. - 1669, в 1949 г. - 983, в 1958 г. - 1060, в 1970 г. - 610, в 1979 г. - 598, в 1989 г. - 508 жителей 
      
     Георгий Иванович Уразаев вспоминает: 
     «Село Большие Кабаны для всех любимо и дорого, хотя из века веков оно было «сухим». Нет в нем ни реки, ни хорошего леса, одни посадки да поля, где наши односельчане выращивают урожай и за счет этих полей держат скот. В середине деревни есть маленькое озеро, которому требуется уход и «помощь». Вода находилась на глубине 36 метров. Из-за такой глубины в нашем селе было очень мало колодцев - всего лишь три. Но вода в них была отменная – чистая, как слеза и холодная, аж зубы ломило. Правда, за водицей приходилось выстаивать в очереди. Сельские женщины устремлялись к колодцу. И так целый день до позднего вечера возле колодца толпился народ. Земляки горячо обсуждали здесь деревенские новости. Не зря местные шутники называли их «сарафанным радио».

     Раньше односельчане мололи зерно на ветряных мельницах. В нашем селе их было пять. Они украшали деревню, любо-дорого было смотреть на их крылья, которые от ветра приводили в действие большие жернова, растирающие зерно. Благо никуда ехать не надо, привози рожь или пшеницу – и забирай муку». 
     На территории Большекабанского поселения находится памятник истории и культуры – Спасо-Преображенская церковь. 
     В архивном документе Казанской консистории в клировой ведомости Спасо-Преображенской церкви в с. Кабанах (так в документе) Казанского уезда Казанской губернии за 1912 г. значится: «Церковь построена неизвестно кем и когда. Зданием каменная, с таковой же в одной колокольней. Крепкая». 
     Иконостасы в главном храме и в приделах деревянные: 1-ом пятиярусный, в последних двух-одноярусные. Главный храм и приделы теплы. Вокруг церкви была каменная ограда с железной решеткой. Престолов было три: во имя Преображения Господня; во имя введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 
     Земли при церкви состояло: усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины, пахотной 16 десятин 150 кв.саженей (1 десятина=1,095 га; 1 сажень = 213,36). 
     На 1912 год священником был Константин Павлович Добромыслов, 55 лет, из духовного звания, окончил Казанскую духовную семинарию, с 1981 г. служил в данном приходе. Дьяконом – Александр Петрович Ионов, 56 лет, из мещан, образование получил самообразованием, определен в с. Кабаны в 1909 г. Псаломщиком – Михаил Семенович Бадяшкин, 30 лет, из крестьян, окончил Казанскую второклассную школу, определен в с. Кабаны в 1906 г. 
     Копии с метрических книг хранились с 1780 г. В приходе имелись школы. В Кабанах – земское училище, было открыто в 1840 г., на 1912 г. в нем обучалось 110 мальчиков и 28 девочек. 
     В советскую эпоху церковь, одна из 12 во всей Татарии и единственная в Лаишевском районе, смогла избежать разорения и развала, благодаря верности людей, а также самоокупаемости. В революционные времена, в 30-40 гг., да и позже, когда по указанию правительства все храмы рушились и закрывались, бывшие руководители района упорно добивались закрытия нашей церкви. Но благодаря кропотливой и настойчивой работе старосты Анастасии Кузьминичны Федориной, прихожан Анастасии Страдоньевны Бабашкиной, Аграфены Павловны Головановой и Анны Семеновны Исаевой святыня устояла. 
     Непростая судьба живет в памяти народа. В годы Великой Отечественной войны ее засыпали зерном, случались пожары, в один из которых отважная жительница села Марфа Степановна Киселева бросилась с ведром воды тушить еще не разбушевавшееся пламя, что послужило спасению храма. И несмотря на часто случавшиеся грабежи (а ее грабили не только воры - есть пример воровства со стороны священнослужителей, когда один из монахов снял колокола и переправил их в собор Петр и Павла, но бдительность и расторопность наших земляков и СМС способствовали возвращению краденного) церковь устояла. Отсюда следует вывод: благодатная Святыня обрела такое имя, потому что беззаветная Преданность и Вера сильнее зла. 
Источник: laishevo.tatarstan.ru


 

Село, при безымянном озере, на Чистопольской торговой дороге. От города находилась в 20, а от волостного правления, в 6 верстах.

Есть предание, что до поры покорения Казани в Кабанах жили татары, которые выселились в Лаишевский уезд и основали деревню Кабаны. Селение упоминается также в писцовой книге 1567 года, где оно названо село Велик Кабан. В нем тогда жили татары и чуваши, которые платили ясак архиерейскому дому. «В дачах села, в лесу, есть озеро, около которого, при расчистке находят разныя вещи: стрелы, вилы и прочее».

О происхождении названия Износков приводит следующие суждения: «Кабан (чуваш. яз.)= стог сена, склад хлеба; кабан (тат. яз.) = клык».

В селе имеется церковь, время постройки которой, неизвестно, но есть мнения, что, она построена в 17 веке.

«Земли 3520,5 десятин в даче села. Введенское Больших Кабан тож, Никольск Краево тож с сельцом и деревней. 18 десятин принадлежит в личную собственность крестьян, приобретены с публичных торгов в 1811 году».

В 1884 году в селе было: дворов 182; жителей 615 мужского и 557 женского пола. Село было русским, крестьяне бывшие государственные. Жители составляли Больше-кабанское сельское общество.

Износков так же сообщает, что у жителей села была сильно распространена игра в «орлянку», которая иногда оканчивалась рублей на 300, но некоторые проигрывали даже дома.



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов