Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Понадеялся на Бога — остался голодным. (башкирская)

Уют д. (Уют-Пушинка, Починок Уют, Починок Буклуют, Оет) Больше-Кибяк-Козинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Сабинский р-н, деревня Уют

Мечеть д. Уют Больше-Кибяк-Козинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Мечеть д. Уют Сабинский район Татарстан.

Кладбища Уют д. (Уют-Пушинка, Починок Уют, Починок Буклуют) Больше-Кибяк-Козинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  • Уют д. (Уют-Пушинка, Починок Уют, Починок Буклуют, Оет) Больше-Кибяк-Козинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
  • с 1920 года в составе Лаишевского Татарской АССР,
  • с 1927 года - Арского кантонов Татарской АССР.
  • деревня Уют с 10.08.1930 года в Сабинском районе Татарской АССР,
  • Респ Татарстан, Сабинский р-н, деревня Уют

Принадлежал (помещик):

  • До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян

Состоял в приходе мечети:

Архивы:

  •  

 

Деревня в Сабинском районе, на реке Малая Меша, в 14 км к юго-западу от поселка городского типа Богатые Сабы. На 2010 год - 237 жителей (татары).

Полеводство, скотоводство.

Начальная школа.

Основана в 18 веке. В дореволюционных источниках упоминается также как Починок Уют, Починок Буклуют. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжно-шапочным промыслом. В начале 20 века здесь функционировали мечеть, медресе, крупообдирка, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1004 десятины.

До 1920 года деревня входила в Больше-Кибяк-Козинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского, с 1927 года - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Сабинском районе. Число жителей: в 1782 году - 66 душ мужского пола, в 1859 году - 509, в 1897 году - 794, в 1908 году - 996, в 1920 году - 995, в 1926 году - 930, в 1938 году - 949, в 1949 году - 656, в 1970 году - 521, в 1979 году - 421, в 1989 году - 269, в 2002 году - 258 человек.


 

 Это село с таким интересным названием не новое. Встретить это название можно и на дореволюционных картах Лаишевского уезда Казанской губернии. Именно это село являлось в тот день моим конечным пунктом блужданий по Сабинскому району РТ. После Богатющщих-пребогатющщих Сабов, проехав не намного менее славный Тимершек, чтобы попасть в Уют необходимо было ехать дорогой через деревню Чулпыч. Путь этот, как описал упоминая Сатышево, оказался сложен и извилист, его пересекали протяжённыя холмы. Жара лета 2010-га стояла немилосердная.

Согласно Адресъ-календарю и справочной книжке Казанской губернiи на 1915 годъ, деревенька Починок Уют в то время входила Больше-Кибяк-Козинскую волость Лаишевского уезда. Правда, на картах даже времён Казанского наместничества, дреревенька эта помечалась не как Починок-Уют, а просто Уют. Возможно, был период, когда в Уют пришло забвение, а потом его вновь заселили. Ревизских сказок по этому селу не нашёл, сохранились они далеко не по всем населённым пунктам Казанской губернии.

Ведомости о магометанских приходах по Лаишевскому уезду за 1896 год указывают, что Починок-Уют, на тот момент относившийся к Черемышской волости, населяло 417 крестьян-магометан мужескаго пола и 392 женскаго. Кроме них указано что при этом мусульманском приходе обучалось 30 мальчиков и 30 девочек. В том же 1896 году здесь числилось 141 домовладельцев. Магометанский приход был здесь один, им ведали, числившийся ратником ополчения 1 разряда имамъ и хатыб Шагимубаракъ Шагиахметовъ (ок.1856-?) и нижний чин запаса, азанчей Мухаметсалимъ Шагиахметовъ (ок.1854-?). К 1915 году, согласно сведений Адресъ-календаря, этим приходом уже ведал хатып Шагимардан Шагиахметов.

Главной причиной навестить эти места стал тот факт, что здесь в 1881 году родилась мама моей троюродной сестры Тагиры. Звали её Сабира-апа (Ахмадгали-кызы). Вышла она замуж за уроженца села Большие Метески, Ахунова Фатиха Ахметзянова (1885-1966), сына старшего дедушкиного брата Ахметзяна. Так уж получалось, что до революции даже именным дворянам отчество писали как фамилию. Поэтому когда Фатых Ахметзян-улы получил паспорт, его записали как Ахметзянов, т.е. записали фамилию по отчеству, в то время как его родной брат Мухаметзян, бывший лишь на год старше Фатиха, остался по паспорту Ахуновым. А наша Тагира таким образом уже в девичестве была не Ахуновой, а Ахметзяновой.

Надо заметить, что географически Уют и Б.Метески находились не очень далеко друг от друга, но такой краткий путь между ними лежал по пересечённой местности. На автомобиле же пришлось дать огромнейший крюк. Сын Тагиры и мой племянник Зуфар Зайнуллович рассказывал мне, что в детстве, когда он гостил в деревне, пройти из села Большие Метески в Уют, для него не представлялось большой сложностью. Правда для этого приходилось не один раз перебираться через речку.

Однако, в нынешнее лето 2010 года многие речки перестали быть серьёзным препятствием. Практически пересохла безвестная речка соседней с Уютом деревни Чулпыч. Впрочем, на современной карте она обозначена пунктиром, хотя мост через неё знатный. Лишь дорожное покрытие этого моста какое-то непонятное, крайне затрудняющее продвижение по нему. Уточнять название речушки уже не было сил, да и время уже шло к закату. Хотя родственники накормили меня, и вдоволь напоили чаем, отвлекаться на выяснения подробностей уже совершенно не хотелось… Я уже успел соскучиться по раскалённой как дóменная печь, родной Казани. Замечу лишь, что Уюту повезло больше, чем соседнему Чулпычу, поскольку достаточно близко протекает река Мёша.

Рустем Ахунов
Казань, 31 июля 2010 г.

http://rustik68.narod.ru


 

Участники первой мировой войны д. Уют-Пушинка Больше-Кибяк-Козинской волости Мамадышского уезда Казанской губернии.

Гибадулин Каратула. Должность/звание: рядовой Воинская часть: 125 п. Зап. батал. 4 рота Лит. А. Судьба: Болен(льна) Губерния: Казанская губ. Населенный пункт: д. Уют-Пушинка Источник: Картотека Бюро по учету потерь



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Село Уют Сабинского р-на РТ

На пути к селу Уют, Сабинский район (1200х800,  100Kb)
На пути к селу Уют

Это село с таким интересным названием не новое. Встретить это название можно и на дореволюционных картах Лаишевского уезда Казанской губернии. Именно это село являлось в тот день моим конечным пунктом блужданий по Сабинскому району РТ. После Богатющщих-пребогатющщих Сабов, проехав не намного менее славный Тимершек, чтобы попасть в Уют необходимо было ехать дорогой через деревню Чулпыч. Путь этот, как описал упоминая Сатышево, оказался сложен и извилист, его пересекали протяжённыя холмы. Жара лета 2010-га стояла немилосердная.

Села Уют и Большие Метески на карте Казанского наместничества (894х622, 131Kb)   Села Уют и Большие Метески на карте Казанской губернии (700х726, 124Kb)
Села Уют и Большие Метески
на карте Казанского наместничества
  Села Уют и Большие Метески
на карте Казанской губернии

Согласно Адресъ-календарю и справочной книжке Казанской губернiи на 1915 годъ, деревенька Починок Уют в то время входила Больше-Кибяк-Козинскую волость Лаишевского уезда. Правда, на картах даже времён Казанского наместничества, дреревенька эта помечалась не как Починок-Уют, а просто Уют. Возможно, был период, когда в Уют пришло забвение, а потом его вновь заселили. Ревизских сказок по этому селу не нашёл, сохранились они далеко не по всем населённым пунктам Казанской губернии.

    Ведомости о магометанских приходах за 1896г. (518х800,  178Kb)
По данным казанского
адрес-календаря на 1915г.
прип. к Больше Кибяк-
Козинской вол-ти
    Ведомости о
магометанских
приходах за 1896г.

Ведомости о магометанских приходах по Лаишевскому уезду за 1896 год указывают, что Починок-Уют, на тот момент относившийся к Черемышской волости, населяло 417 крестьян-магометан мужескаго пола и 392 женскаго. Кроме них указано что при этом мусульманском приходе обучалось 30 мальчиков и 30 девочек. В том же 1896 году здесь числилось 141 домовладельцев. Магометанский приход был здесь один, им ведали, числившийся ратником ополчения 1 разряда имамъ и хатыб Шагимубаракъ Шагиахметовъ (ок.1856-?) и нижний чин запаса, азанчей Мухаметсалимъ Шагиахметовъ (ок.1854-?). К 1915 году, согласно сведений Адресъ-календаря, этим приходом уже ведал хатып Шагимардан Шагиахметов.

Вид села Уют, Сабинский район (1200х800, 81Kb)    Вид села Уют, Сабинский район (1500х683, 96Kb)
Виды села Уют Сабинского р-на РТ

Главной причиной навестить эти места стал тот факт, что здесь в 1881 году родилась мама моей троюродной сестры Тагиры. Звали её Сабира-апа (Ахмадгали-кызы). Вышла она замуж за уроженца села Большие Метески, Ахунова Фатиха Ахметзянова (1885-1966), сына старшего дедушкиного брата Ахметзяна. Так уж получалось, что до революции даже именным дворянам отчество писали как фамилию. Поэтому когда Фатых Ахметзян-улы получил паспорт, его записали как Ахметзянов, т.е. записали фамилию по отчеству, в то время как его родной брат Мухаметзян, бывший лишь на год старше Фатиха, остался по паспорту Ахуновым. А наша Тагира таким образом уже в девичестве была не Ахуновой, а Ахметзяновой.

Зуфар с бабушкой Сабирой (389х600, 57Kb)     Фатыйх и Сабира Ахметзяновы
Зуфар со своей
бабушкой Сабирой
в д.Уют
    Фатих-абы и
Сабира-апа

Надо заметить, что географически Уют и Б.Метески находились не очень далеко друг от друга, но такой краткий путь между ними лежал по пересечённой местности. На автомобиле же пришлось дать огромнейший крюк. Сын Тагиры и мой племянник Зуфар Зайнуллович рассказывал мне, что в детстве, когда он гостил в деревне, пройти из села Большие Метески в Уют, для него не представлялось большой сложностью. Правда для этого приходилось не один раз перебираться через речку.

Однако, в нынешнее лето 2010 года многие речки перестали быть серьёзным препятствием. Практически пересохла безвестная речка соседней с Уютом деревни Чулпыч. Впрочем, на современной карте она обозначена пунктиром, хотя мост через неё знатный. Лишь дорожное покрытие этого моста какое-то непонятное, крайне затрудняющее продвижение по нему. Уточнять название речушки уже не было сил, да и время уже шло к закату. Хотя родственники накормили меня, и вдоволь напоили чаем, отвлекаться на выяснения подробностей уже совершенно не хотелось… Я уже успел соскучиться по раскалённой как дóменная печь, родной Казани. Замечу лишь, что Уюту повезло больше, чем соседнему Чулпычу, поскольку достаточно близко протекает река Мёша.

Пересохшая речка села Чулпыч, соседнего с с.Уют, Сабинский район (1200х800,  149Kb)
Пересохшая речка
села Чулпыч

 

Рустем Ахунов
Казань, 31 июля 2010 г.

Источник: http://rustik68.narod.ru/rt/uyut-saba.html
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2020-03-10 12:55:31 | Отредактировано: 2020-03-10 12:59:17 |

Села Уют и Большие Метески на карте.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2020-03-10 12:53:56 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов