Кладбища д. Именьково Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Мечеть д. Именьково Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село в Лаишевском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 16 км к востоку от г. Лаишево, в 58 км от столицы г. Казань. Соседние населённые пункты: Чирпы — в 1 км на север, Меретяки в 6 км на северо-восток и Полянка в 4,5 км на юго-восток.
На 2002 г. - 680 жителей (татары).
Молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыболовством, торговлей. В начале 20 в. в Именьково функционировали мечеть, ветряная мельница, кузница, крупообдирка, 8 постоялых дворов, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1159,3 дес.
До 1920 г. село входило в Чирповскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 48 душ мужского пола, в 1859 г. - 398, в 1897 г. - 759, в 1908 г. - 925, в 1920 г. - 943, в 1926 г. - 1019, в 1938 г. - 1036, в 1949 г. - 844, в 1958 г. - 702, в 1970 г. - 761, в 1979 г. - 715, в 1989 г. - 644 чел.
Близ села Именьково находится Именьковский комплекс.
* * *
Село расположено на берегу Куйбышевского водохранилища. Границы села: с севера - с деревней Чирпы, с запада - с г. Лаишево, с юго-запада – Куйбышевским водохранилищем, с юго-востока - с селами Полянки и Шураны, с востока - с д. Малые Елги, а с северо-запада - д. Меретяки, Рогозино, Никольское. Географическое расположение очень удобное для компактного проживания людей: речка Брыска, Куйбышевское водохранилище, лес. По селу проходит Оренбургский тракт, ранее называемый Екатеринской дорогой. Село - одно из трех поселений, входящих в состав Чирповского сельского поселения.
В селе в данный момент проживает 491 взрослого и 155 детского населения до 15 лет.
В селе имеются все необходимые социально-культурные объекты: общеобразовательная средняя школа, детский сад, сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, филиал сбербанка, филиал "Ак Барс банка", сельская библиотека, многочисленные магазины и торговые точки, мечеть и т.д.
В селе работают сельхозпредприятия: ОАО «Именьково», КХ «Тан».
История села Именьково уходит далеко в историю. Еще в V-VI веках нашей эры здесь были поселения людей. Археологические раскопки, проведенные в 1870-1971 годах А. Стояновым, в 1953-1954 годах Н.Ф. Калининым показывают, что именьковцы второй половины I тысячелетия нашей эры были оседлыми земледельцами и скотоводами. В районе Именьково они жили селениями по берегам реки Брыска.
Об истории села из воспоминаний ветерана войны и труда Гаянова Абуталиба Гаяновича:
...В нашем селе сельскохозяйственный артель организовался в 1930-1931 гг., первых членов было всего 14 человек:
Галимов Ахметша, Гараев Зиганша, Гайнутдинова Сахибзямал, Шарапов Хафиз, Садыков Миндубай, Хакимов Газим, Мухутдинов Сагди, Шарапов Зыя, Гарипов Гумер, Галлиев Вали, Шарапов Зия, Магдеев Габидулла, Маликов Гаян, Хафизов Зиннат.
К 1931 году количество членов достигает до 70 человек. Председателем сельхозартеля направляют из «двадцатипятитысячников» товарища Замалиева. На первом организационном собрании определяют форму работы и название – артель продолжает свою работу как колхоз имени Нариманова. В это время для руководства с новосозданными артелями, кооперативами и колхозами в районе организовывается «колхозсоюз», потом он переименовывается на районный земотдел. Первым руководителем районного земотдела назначается тов. Горшенев. Так же создается при МТС политотделы. Начальником которого назначется тов. Бубров. Цель их работы: организовать колхозы, противостоять кулакам и недругам советской власти, высылка кулаков из сел, так как кулаки не давали организовывать артели, убивали активистов. Одним из убитых комсомольцем был Беляков из с. Чирпы.
Из нашего села были высланы как кулаки следующие:
Шавали мулла (священнослужитель), Нугуман мулла, Гайнуллин Динмухамет, Хуснутдинов Шараф, Валиуллин Сунгатулла, Валиуллин Зыя, Бадертдинов Гиматдин, Сагдеев Хаший, Мухаметзянов Накий, Хуснутдинов Кашаф, Гараев Давлетша, Гайнуллин Гумер, Гафаров Мубаракша, Гафаров Захир.
Комсомольцы везде и всегда были впереди. Самыми активные комсомольцы тех лет:
Хасанов Абуталиб, Гайнуллин Набиулла, Сафин Нурмухамет, Галимов Габдулла, Саляхов Нутфулла, Багабиев Шамес, Гарифуллин Зиннат, Мухаметшин Файзи, Мухаматшин Хуснулла.
К большому нашему сожалению, из этих комсомольцев никто живым не вернулся с войны.
Учителя так же были активистами. Из них:
Блинов Андрей, Арсланов Мирза, Ахтямов Каюм, Хусаинов Габдулла, Капкаев ?, Максимов ?, Равилова М., Федотова Мария, Федотов ?.
1933 год. Вторым председателем колхоза стал Шарапов Зыя. Из 100% населения 99% стали колхозниками. В 1934 году председателем стал Гайнуллин Карим. В селе была организована первая партийная группа. Ее членами стали:
Мухутдинов Сагъди, Гайнуллин Габдулла - бригадиры;
Мухаметшин Зиганша;
Галимов Гариф;
Гайнуллин Карим - председатель колхоза;
Валишин Исхак – председатель сельсовета;
Валишина Мавва- учитель;
Хусаинов Габдулла - учитель.
Председателем сельсовета был избран Саляхов Шараф - дважды избирался депутатом Верховного Совета Татарской АССР.
В 1937 году собрали 22 центнера урожая с каждого гектара.
Председателем сельсовета стал Галимов Гариф, а председателем колхоза - Гилалов Габдулла. Автора воспоминаний (Гаянов Абуталиб Гаянович) призвали в ряды Советской Армии.
Эти были очень трудные годы для сельского хозяйства. Везде разруха, голод, нищета.
В 1945 году я (Гаянов Абуталиб Гаянович) вернулся с фронта. Сразу же, на следующий день, попросили стать председателем колхоза. Согласился, потому что был коммунистом. В это время в колхозе были: 15 лошадей, 20 коров, 6 плугов, 10 грабель, 3 сеялки, 2 косилки, 4 конной грабли, 2 молотилки (простых).
Пахотной земли было 1300 га. Нужно было и пахать, и сеять, и дальше жить. Механизаторов кормили гнилой картошкой, даже этого было недостаточно. Председатель целый день на ногах, транспорта нет, нужно успевать и в поле, и на фермы, и в райком. Мы выжили. Постепенно дело пошло вверх. А уже к 60-ым годам наш колхоз имени Нариманова был самым передовым в районе. Мы каждый год получали переходящие знамена, многие колхозники стали ударниками и победителями социалистических соревнований.
Только в нашем колхозе было 20 ударников-стахановцев. Вот они:
Валиева Асия, Галимова Минневафа, Галимова Файруза, Галиуллина Магзуза, Гараева Гайша, Гатауллина Зулейха, Гатиятова Сафия, Денисова Варя, Зиннурова Хадича, Киямова Магсума, Котдусова Гульчира, Миннуллина Сахипзямал, Фатихова Марфуга, Хаматшина Фатыйма, Хамитзянова Фарлиха, Ханафиева Гайша, Ханафиева Магзуза, Хафизова Гайша, Хафизова Фахергалям, Шарапова Нурбанат.
Особенно хочется отметить Хафизову (Гарипову) Фахергалям. Она каждодневную норму выполняла на 700-800%, и ее прозвали «трактором». Вот на таких людях строился колхоз, вот эти люди поднимали село от послевоенной разрухи, эти люди дали шанс вам, молодым - жить и работать на земле Именьковской."
(Это выступление я, Гаянова Каусария Гаязовна, - тогда неосвобожденная пионервожатая в школе, записала из выступления ветерана труда и войны - Гаянова Абуталиба Гаяновича. Через три года он стал моим свекром).
Последующие председатели колхоза: Гарифуллин Зиннатулла, …… Хасанов Талгат, Газиятуллин Нургали, Аббазов Рифкат, Шакиров Мухаметзян, Набиулла, Вафин Анвар.
Р.S. Сейчас уже почти нет в живых вышеперечисленных людей того времени. Уже 15 лет нет в живых и моего свекра - а как жаль. Мы были молоды, мало интересовались историей, даже если и слушали рассказы, то очень редко записывали. А как много он мог бы рассказать, но увы, время не вернуть вспять.
Материал подготовила учитель истории Татарстана и татарского народа Именьковской средней общеобразовательной школы Гаянова Каусария Гаязовна. Источник: laishevo.tatarstan.ru
На северо-западной окраине село Именьково, между селом и устьем реки Брыски, было обширное булгарское поселение. Северо-западная часть этого памятника уже почти полностью уничтожена водохранилищем. В обнажениях фиксировалось большое количество останков древних сооружений (жилищ, кострищ, хозяйственных ям-кладовок). В подъемном материале были монеты XIV—XVI вв., булгарская керамика XII—XV вв., обломки чугунных котлов, железные замки, предметы оружия (наконечники стрел и копий), орудия труда и другие предметы.
Селение Именьково под названием «Иман киска» упомянуто в писцовой книге И. Болтина от 1603 г. Вполне вероятно, что село Именьково существует с XII века. Имеет две версии: 1) основателем села является старик по имени Имэнкол, 2) основано на месте бывшей дубравы (тат. имән — «дуб») .
И. А. Износков указывает в этом месте городище и древнее кладбище, что говорит о возникновении этого селения задолго до завоевания города Казани. Деревня татарских ясачников Иман-Киска у И. Болтина записана «Именкеской» — впоследствии Именьково. Писцовые книги Казанского уезда в 60-х годах XVI столетия фиксируют в селении потомственные земельные владения также и служилых татар.
В «Списке населенных мест по сведениям 1859 года», изданном в 1866 году, населённый пункт упомянут как казённая деревня Именьково 1-го стана Лаишевского уезда Казанской губернии. Располагалась при безымянном озере, на большом Оренбургском почтовом тракте, в 12 верстах от уездного города Лаишево и в 8 верстах от становой квартиры во владельческом селе Шуран. В деревне, в 47 дворах жили 419 человек (218 мужчин и 201 женщина), была мечеть.
От названия села получила своё имя именьковская культура — по первому наиболее полно изученному местному городищу.