Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.

Татарский Янтык (Татар Янтыгы, Смолдеярово) Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Назад

Мечеть (первая) с. Татарский Янтык Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Мечеть (вторая) с. Татарский Янтык Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Кладбища Татарский Янтык (Татар Янтыгы, Смолдеярово) Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.



Мечеть (первая) с. Татарский Янтык Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Мечеть (вторая) с. Татарский Янтык Чирповская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.


Село в Лаишевском районе, на р. Брысса, в 28 км к северо-востоку от г. Лаишево. 

На 2008 г. - 389 жителей (татары). 
     Молочное скотоводство, овцеводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть. 
     Известно с 1710–11 гг. В XVIII - 1-й половине XIX вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале XX века в селе Татарский Янтык функционировали 2 мечети, медресе, 2 мельницы, крупообдирка, 3 постоялых двора, 9 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2484,8 десятин. 
     До 1920 г. село входило в Чирповскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Лаишевском, с 10.08.1930 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Лаишевском, с 19.02.1944 г. в Салтанском, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 122 души мужского пола, в 1859 г. - 748, в 1897 г. - 1232, в 1908 г. - 1595, в 1920 г. - 1675, в 1926 г. - 1541, в 1938 г. - 1445, в 1949 г. - 1172, в 1958 г. - 996, в 1970 г. - 1007, в 1979 г. - 1329, в 1989 г. - 555, в 2002 г. - 464 чел. 
     * * * 
     Деревня Татарский Янтык расположен на территории Лаишевского района. Она находится в 35 километрах от районного центра г. Лаишево и в 52 километрах от города Казань. 
     В списке деревень периода Казанского ханства упоминается деревня на берегу реки Брыска (в 1565 году упоминается имя Бушлык, что означает пустота, простор.) 
     В исторических сведениях Казанского края встречается название Янтыковский простор. Примерно это вторая половина XVI века и середина XVII века. В документах Генеральной межи, проведенный в 1766 – 1861 годах, упоминается что это деревня, где жили крещенные татары. В справочнике, изданным Артемьевым, говорится, что деревня расположена на берегу реки Брыска. В 126 хозяйствах жили 394 мужчины и 382 женщины, была мечеть. В справочнике, изданном Д.А. Корсаковым, отмечено, что в деревне были 122 татара, которые платили дань. В справочнике, изданном в 1898 году, говорится о проживании в деревне татар. По сведениям К.П. Берстеля в деревни проживал 1235 татар.

     История деревни такова. Сначала она была расположена на месте села Смолдеярово. После завоевания Иванам Грозным Казани, началась политика крещения. Татары не хотели принимать христианскую религию и убежали от большой дороги. В местах нынешней деревни были непроходимые леса и болота. Три брата раскорчёвывали лес и обосновались здесь. Все они были их разных племён. Мэнэй Бухаретдинн – из татар, Садыйк – из калмыцкого, Камалетдин – из казацкого племени. Хочется отменить, что народ династий, из разных народов. Поэтому, сначала деревню прозвали Жыентык - собранный, потом для удобства произношения – Жантык (то же самое), позже – Янтык. 
     До революции в деревне были 2 мечети. Одна на месте дома Насырова Анвара, вторая была на месте обелиска. Исторические события дошли и до Янтыка. Пришло время разрубить минареты мечетей. Это сделал человек по имени Нурмый. Позже он умер какой–то странной смертью. Одну мечеть перевезли в село Карноухово, из неё построили больницу. Вторая мечеть осталось в деревни. В ней открыли школу. В настоящее время используется как квартира. 
     Муллой первый мечети был Хамзин Садтретдин. Это был коренастый, сильный, здоровый человек. Говорят, в 80 лет он пешком ходил в Казань. Будучи пожилым человеком, женился на 18 – летней девушке. От этого брака к него 6 детей. Старший сын Хамзиных играл в переходящем театре. Мухаммет Хамзин стал даже директором этого театра. 
     Один из сыновей, Габдрахман, стал первым учителем деревни. Был трудолюбивым, умным человеком. Уже в те времена строил для своей семье двухэтажный дом. Жили в достатке. В годы культа личности Сталина, сын Габдырахмана был сослан на Колыму, дочь умерла недавно. 
     Братья Садретдина Хамзина тоже были муллами в соседних деревнях. Люди хранят о них хорошие воспоминания. 
     Династии тех людей, которые обосновали деревню, продолжаются и в наши дни. 
     Природа деревни очень красивая. Со всех сторон её окружают леса, широкие пойменные луга. В лесах, на лугах много лекарственных трав. Много земляники, клубники. В лесах созревает рябина, черемуха, калина. 
     

Источник: laishevo.tatarstan.ru

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов