Церковь Николая Чудотворца с. Кряш-Серда Казыльская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село в Пестречинском районе, на левом притоке р. Мёша, в 22 км к востоку от с. Пестрецы.
На 2002 г. - 477 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1565-67 гг. В дореволюционных источниках упоминается как Верхняя Крещёная Серда. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали земская школа (открыта в 1868 г.), 3 крупообдирки, кузница, 2 мануфактурные и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1479 дес.
До 1920 г. село входило в Казыльскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.08.1930 г. в Пестречинском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 66 душ мужского пола, в 1859 г. - 553, в 1897 г. - 989, в 1908 г. - 1144, в 1920 г. - 1259, в 1949 г. - 864, в 1958 г. - 862, в 1970 г. - 882, в 1979 г. - 791, в 1989 г. - 594 чел.
Село Кряш-Серда - административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят село Кряш-Серда, деревни Колкомерка и Иксуар. На 01.01.2014 года число дворов в селе Кряш-Серда - 167, жителей - 419.
По историческим данным в 1236 году Золотая Орда разгромила Булгарское государство. После этого многие убежали на север, в эти края.
Примерно в 14-15 веках люди переселились в эти местности. Когда пришли первые переселенцы, здесь жили черемеси небольшим поселением (современная деревня Иксуар). Прямо у деревни было кладбище. Население Серды до сих пор называет его Черемесским кладбищем.
Южнее черемесского поселения, рядом с ними, начали жить новые люди (построили новую деревню). Старожилы села рассказывают, что черемеси ушли из деревни. В Рыбно-Слободском районе, недалеко от деревни Султан, находится деревня Черемшан, может быть, они начали жить там, но все-таки, некоторые черемесские семьи остались жить с переселенными.
По материалам из архива, название деревни Кряш-Серда много раз изменялось, сначала Старая Серда, потом Верхняя Серда, а с 1917 года, после Октябрьской революции, Верхнюю Серду начинают называть Кряш-Серда. Причиной изменений названия деревни было в расположении рядом деревни Русская Серда. Раньше Русскую Серду называли Нижней Сердой. Слово "Серда" наверное взято от слова "сердо" - обозначающее растение, которое растет в широколиственных лесах с белым цветком. Другое подобное слово не найдено.
В Русской Серде было училище, обучающие деревянным и жестяным работам. Там многие жители деревни обучались профессии столяр. В Серде было много мастеров, делающих столы, оконные рамы, шкафы, деревянные бочки.
Когда переселенцы пришли на это место, здесь был большой дремучий лес. Это доказывают стоящие одинокие деревья возле деревни. Есть места, где остатки деревьев сохранились до наших дней.
На расстоянии 1 км от Верхней улицы есть место "Нарат әби". В давние времена это место считали святым. Из других деревень приходили резать скот. Здесь было много сосновых деревьев. Эти деревья нельзя было трогать, так как это место считалось святым, также нельзя было ломать ветки, сжигать. Якобы, пришедший в деревню один из черемесей собрал высохшие ветки с "Нарат әби" и принес домой, чтобы сжечь их в печи. Через некоторое время его тело покрыли болячки. Итак, на святом месте продолжали расти сосновые деревья. Их сломанные ветки и упавшие деревья уже никто не трогал.
В 2006 году под руководством Мухина Николая Ивановича в деревне Кряш-Серда открылась кряшенская церковь. В эту церковь сейчас приходят из Колкомерки, Кибячей, Янцеварово, Альвидино. Обряды, традиции кряшенского народа вернулись. Кряшенской церковью руководит отец Дмитрий.
На территории деревни Кряш-Серда есть три больших и одно маленькое озеро. Озёра Жилкәнле, Макар, Озынсаз выкопаны руками.
В 1891-1893 годах была засуха и голод. Именно в эти годы помещики выкопали эти озера. Многие жители деревни принимали в этом участие, потому что их кормили и в какой-то степени давали им еду, чтобы они кормили своих детей.
История деревни Русская Серда.
Церковь Русской Серды была построена в 1741 году. В нее ходили люди из Кряш-Серды, Колкомерки, Кибячей, Атрясов, Иксуара, Русской Серды. В каждый праздник люди из этих деревень собирались в церкви и читали молитву. Больше всего молодые знакомились в церкви. Молодожены приходили в церковь венчаться. Кладбище в Русской Серде открылась после того, как построили церковь. Это кладбище было единым для деревень Русская Серда, Колкомерка, Кибячи и Кряш-Серда.
Сейчас в Русской Серде церковь в заброшенном состоянии. Жители этой деревни разъехались в разные стороны осталась только церковь.
Источник: lit.convdocs.org
История с.Кряш Серда, и Церковь Николая Чудотворца. Пестречинский район,Татарстан.
До революции деревня называлось Верхняя Серда, так как было ещё одна деревня Серда, расположенная ниже по течению реки Серда в 2-х километрах. Она называлось Нижней Сердой. Население были русскими. До отмены крепостного права в 1861 году население было крепостное, здесь было 2 помещика по фамилию Мельниковы. Один помещик на реки Меша содержал водяную мельницу, построенную в 1860 году. А другой помещик – содержал ремесленное училище по дереву, где многие мальчики и юноши обучались столярному и плотничному делу. Кроме того в Нижней Серде была 2- х купольная церковь, построенная в 1741 году.Церковь проработала до 1947 года, до смерти попа Федорова Алексея Федоровича. Дочери попа Федорова А.Ф. после революции работали учителями и в нашей деревне.Этой деревни сейчас уже нет. Население деревни в период разукрупнения колхозов разъехались. Там осталось памятники – обелиск павшим воинам – односельчанам Великой Отечественной войны и полуразрушенная церковь.Наша деревня после революции стала называться Креш – Сердой. Это название за ней закрепилось очень прочно. Крестьяне нашей деревни были государственными. Они на помещиков работали за подлинную плату. Нашим помещиком был Микулин Ермолой Павлович, жену звали Катериной. Детей у них не было.Деревни с аналогичном названием Серда имеются и в других районах Татарстана. По нашему мнению это растение «Цветок сәрдә» очень яркой окраски, сразу бросающийся в глаз. В наших местах их росло очень много. Впервые пришедшие сюда нашли предки постепенно стали называть и свою деревню Сердой .В деревне Кряш – Серда весной 1931 года организовался колхоз «Заря». Первым председателем был избран Яковлев Николай Степанович. В первое время в колхоз вошли 12 семей. По свидетельству первым организатором колхоза был Николаев Евдоким Владимирович. Колхозу название «Заря» присвоено в следующих обстоятельствах. Во время правления колхоза размещалось, в доме бывшего кулака Максимова Николая Александровича. Избрали председателя, членов правления, а вот название никак не могли придумать. Сидели очень долго. Спорили всю ночь. А прийти к единому мнению не смогли. В это время в правление пришла дочь Волкова М.Т. Анисья и сказала ему: «Уже заря». Пора расходится!». И все в один голос сказали: «пусть наш колхоз будет «Зарей» . Так и пошло его название.
Сначала колхозу «Заря» отрезали 50 га земли. Были обобществлены лошади, семена гужевой транспорт и почвообрабатывающая орудия труда: сохи, бороны. А также, колхозу передали отобранных у кулаков лошадей. Всего в колхозе в первое время было около 30 голов лошадей. В 1932 году в деревне в основном все крестьянские семьи вошли в колхоз. Деревня стала колхозной.
В годы Великой Отечественной войны, а именно в 1943 году колхоз «Заря» разделили на 2 колхоза: «Заря» и колхоз им «Чкалова». В 1950 году они были снова объединены в один колхоз. Название оставили « Заря». В это время председателем колхоза работал Фадеев Иван Семенович. На посту председателя оп находился с 1943 по 1950 г. С 1 января 1951 года возглавил колхоз «Заря», « Социализм», « Красный маевец» и « Иксур» расположенные на территории Кряш –Сердинского сельского совета.
С марта 1957 года по июнь 1986 год председателем колхоза «Заря» был избран Кулаков Николай Павлович. С 1986 г. по 2006 г. работал председателем Николаев Сергей Николаевич.
Первые упоминания о существование школы а нашей деревне имеется в книге Н.И. Ильминского. Два мальчика из нашей деревни (это были Никитин Федор и Яковлев Гурий) поступили учиться в Казанскую центральную крященскую школу в 1868 году, где был директором Васильев Тимофей. Васильев Тимофей после в 1886 году посетил наши деревни, побывал в школах. Лично был в доме Никитина Федора, в своем отчете указывает что школах в деревня Кряш Серда и Колкомерка обучались по 25 человек мальчиков и девочек, что они бегло читают, исправно пишут и поют церковную песни на татарском и русском языках.
Источник: https://vk.com/topic-78323867_35253093?offset=20