Кладбища Костенеево с. Казыльская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село в Елабужском районе, в 1,5 км от автомобильной дороги Казань-Уфа, 35 км к юго-западу от г. Елабуга.
На 2002 г. - 533 жителя (русские).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (построена в 1722 г., закрыта в конце 1930-х гг., возобновила работу в 1944 г., памятник архитектуры).
Известно с 1680 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, работали подёнщиками и бурлаками. В начале 20 в. в Костенеево имелись церковь, школа, библиотека (открыта в 1896 г.). В этот период земельный надел сельской общины составлял 3500,6 дес.
До 1920 г. село входило в Казыльскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в Вотской автономной области. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском районе. С 19.02.1944 г. центр Костенеевского района. С 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.
Число жителей: в 1859 г. - 1230, в 1887 г. - 1516, в 1905 г. - 1415, в 1920 г. - 1170, в 1926 г. - 1160, в 1938 г. - 844, в 1949 г. - 534, в 1958 г. - 411, в 1970 г. - 352, в 1979 г. - 454, в 1989 г. - 483 чел.
* * *
История этого края уходит в глубины древнейшего прошлого человечества. Более ста тысяч лет назад, в те времена, когда современные районы Татарстана с запада и севера окаймляли толщи ледника, на берегах Волги и Камы появились первые люди - люди ашельской эпохи раннего палеолита.
С VIII по XIII век на берегах Волги и Камы, от устья рек Суры и Ветлуги на западе, до верховий Белой и Камы на востоке, продолжали обитать местные финно-угорские племена, археологически известные под именем ананьинских. Поселки ананьинских племен, расселявшихся небольшими группами, обычно располагались по высоким, естественно укрепленным берегам реки, и нередко имели земляные укрепления. Такого рода поселки-городища в Татарстане находятся, в частности, у сел Котловка на реке Кама и Свиногорье на реке Вятка.
Племена занимались земледелием и охотой. Кузнецы-металлурги, захоронения которых исследованы в могильниках у сел Ново-Мордово и Котловка, занимались добычей металла и изготовлением орудий, оружия и украшений из меди, бронзы и железа. Были распространены также орудия и различные поделки из кости и дерева. Для всех ананьинских поселений обычны обломки различной величины круглодонных чаш и горшков, нередко украшенных по верхней части ямочно-шнуровым орнаментом.
Исследователи обнаружили на каменных надгробьях изображения оружия, на могильниках военных вождей были изображены воины.
О названии села Костенеево живет такая легенда:
«Более трехсот лет назад беглые крестьяне из Рязани обосновались на берегу Камы между Котловкой и Свиногорьем, люди были отчаянные, бедовые, начали приворовывать у Котловчан овец, те, естественно, возмутились и прогнали обидчиков. Добродетельные братья Яков и Константин или, как тогда говорили, Костянтин ушли и дали начало двум новым поселениям Костенееву и Яковлеву... Эти события нашли свое отражение в народной молве: коренные Котловчане Костенеевских до сих пор баранниками называют ...».
Говорят, в далекие времена в этих краях были большие леса, поэтому первым жителям пришлось выкорчевывать их, распахивать землю и засевать поля, так развивалось земледелие.
Население было русское. В центре села была церковь, основанная в 1722 году и названная храмом Иоанна Предтечи. Кроме Костенеева в приход церкви входили селения Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители окрестных сел входили в разряд государственных крестьян.
В 50-60-х годах восемнадцатого века они были приписаны к Ижевскому оружейному заводу. Среди приписанных крестьян росло недовольство, они отказывались идти на работу. Это движение проходило под лозунгом «Под заводом не быть».
Об этих событиях более подробно описано в рукописи жителя Костенеево, члена партии с 1919 года, Степана Григорьевича Кашина. Заглядывая в прошлое, он рассказывает о героической борьбе крестьян, длившуюся почти два года, о тех кровавых событиях, которые глубокими ранами были нанесены им, которые долго не заживали и ... «порождали не немую покорность, а затаенную ненависть и сопротивление, пусть даже пассивное. Мужики не собирались на сходы, как прежде, не сговаривались между собой, но в отношении заводской работы были единодушны - они отказывались работать.
Эти кровавые события были прологом надвигавшихся еще более грозных событий. Спустя десять лет в этих краях прокатилась крестьянская война под водительством Емельяна Ивановича Пугачева.»
В этих краях с началом крестьянской войны 1773-1775 годов действовал крупный отряд в 1700 человек под руководством Кузмета Ишметова.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках и особенно в начале двадцатого века в Костенееве быстро развиваются различные промыслы, ремесла. Обработкой кожи занимался Тимофей Гладышев, маслозавод имел Павел Гладышев, шерстобитню - Василий Веревкин. Они нанимали до пяти человек работников. Жители разводили скот: лошадей коров, овец, птицу. Сеяли разные хлеба. Улучшались орудия труда, появлялись первые машины: жнейки, конные косилки, полностью металлические плуги. В качестве двигателя использовали ветряные и водяные колеса, а также коногоны.
В селе действовала церковноприходская школа, где учились одни мальчики. Позднее эта школа была преобразована в смешанное училище.
источник: www.elabugacity.ru