Церковь Всех Святых Казанских в Ташкирмени Сараловская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Кладбища Ташкирмень д. Сараловская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село в Лаишевском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 65 км к югу от г. Казань.
На 2008 г. - 548 жителей (татары).
Полеводство, рыболовство.
Средняя школа, дом культуры.
Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыболовством, кузнечным промыслом, плетением вожжей. В начале 20 в. в селе Ташкирмень располагалось волостное правление, функционировали Гурьевская церковь (1895–1914 гг., памятник архитектуры), школа Министерства народного просвещения (была открыта в 1869 г. Братством святителя Гурия, в 1875 г. передана в ведение министерства), 3 кузницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1975 десятин.
До 1920 г. село являлось центром Сараловской волости Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 193 души мужского пола, в 1859 г. - 835, в 1897 г. - 1220, в 1908 г. - 1341, в 1920 г. - 1444, в 1926 г. - 1526, в 1938 г. - 954, в 1949 г. - 643, в 1958 г. - 634, в 1970 г. - 563, в 1979 г. - 584, в 1989 г. - 549, в 2002 г. - 552 чел.
Близ села Ташкирмень находится Ташкирменьский комплекс.
В селе Ташкирмень живут представители специфической этнографической группы татарского народа, называемый татарами - кряшенами. История самого селения уходит в глубь веков. Эти местности были населены людьми еще в эпоху неолита и изобилуют археологическими находками, относящимися к различным периодам становления и развития человеческого общества. Из археологических достопримечательностей в окрестностях села наиболее известны два древних городища. Одно из них местное население называет «Бишек Тау» (Колыбель Гора), а другое «Кала Башы» (Главная крепость). По народным преданиям, здесь в очень древние времена велись ожесточенные бои, в результате чего большинство населения было уничтожено.
Слово «Ташкирмень» обозначает «Каменная крепость».
Источники позволяют сделать вывод, что село Ташкирмень является одним из древнейших селений Лаишевской стороны и существовало еще в булгарский, золотоордынский периоды. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что близ села обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому, золотоордынскому периоду. В конце XIX в. историк И.А. Износков, описывая селение Ташкирмень, также засвидетельствовал, что «внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с арабской надписью», в частности, в 1882 году юго-западнее села Ташкирмень, в местности, называемый «коркураз» был найден глиняный кувшин с 72 серебряными монетами, датируемыми XIII–XIX вв.
Источники с большей степенью достоверности позволяют также предложить, что древнее средневековое население этих местностей было булгарским (татарским) и придерживалось ислама. Само селение в период Казанского ханства располагалось несколько юго-западнее современного села «на противоположной стороне оврага самой дороги из деревни Ташкирмень в Макаровку» и называлось «Ханкирменью», что буквально обозначает ханскую крепость. Тогда данное поселение представляло из себя небольшую крепость, призванную отражать набеги кочевников с юга (с Закамской стороны), что и отразилось в названии села.
Курган Ханкирмень, по рассказам одних, основан после взятия Казани бунтовавшими инородцами, под предводительством своих старшин - Зейзета и Сарыя, по другим, на нем стоял когда–то укрепленный замок. Между тем, эти сведения не противоречат друг другу. В действительности, опустевшее и обезлюдевшее в ходе трагических событий, связанных с завоеванием Казанского Ханства, укрепленное селение Ханкирмень, позже могло служить временным пристанищем для повстанцев, поднявшихся на национально-освободительную войну против иноземного завоевания. Зенсеит, Сарый – известные руководители национально-освободительной войны коренного населения ханства против иноземного гнета во второй половине ХVI века.
До 50 годов XIX столетия «на кургане (в Ханкирмени) находился могильный камень (мусульманский) с татарскими надписями, который по рассказам местных жителей, тайно увезен татарами деревни Епанчино (ныне в зоне затопления Куйбышевского водохранилища), и как святыня, поставлен на их местное кладбище. Таким образом, говоря о Ташкирмени булгарского, Золотоордынского периодов, периода Казанского ханства, имеется в виду древний Ханкирмень. В связи с этим, отождествление древней Ханкирмени с современным селом Ташкирмень носит условный характер. Тем не менее, поселение включено в список селений Казанского ханства, составленный в свое время историком Е.И. Чернышевым по писцовым книгам.
Есть известие, что жители Ташкирмени были обращены в православие еще при первом Казанском архиепископе Гурие. С учетом того, что архиепископство было организовано в 1555 году, а в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг., составленный Иваном Болтиным, жители села упомянуты как «новокряшены», достоверно можно утверждать, что это действо произошло в хронологическом промежутке между 1555 и 1602-1603 гг. Однако это обстоятельство не помешало жителям села выполнять свои старинные языческие обряды в эти и последующие столетия.
Источник: laishevo.tatarstan.ru
Ташкирмень (Ташкирмән) - селение в Лаишевском районе РТ, основанное, видимо, в начале XIV в., когда на берегах Камы впервые появились золотоордынские казаки – ногаи-кипчаки для охраны северных владений империи. Представляет большой интерес для науки и, в частности, - для археологов, которые в его окрестностях вели неоднократные и весьма плодотворные раскопки. Здесь обнаружены предметы, характерные для именьковскои культуры (VI-VIII вв.), что дает некоторым археологам повод для определения ташкирменцев как «остатков местного дотатарского населения, возможно, угро-финнов или балтов по происхождению, ассимилированных ногаями».
Вместе с жителями небольшой деревни Меретяки (выселок из Ташкирмени) имеют самобытный говор, отличающийся от других кряшенских говоров, и довольно своеобразный быт. - Лит.: Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) – Вопросы происхождения тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971.
Из книги М.Глухова «Tatarica.Энциклопедия»
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/tashkirmen-zagadki-sela
Самый древний экспонат музея - рог бизона. Находка относится ко времени до нашей эры
В единственном кряшенском селе Ташкирмень Лаишевского района особое внимание уделено изучению этники кряшен. В местной школе воспитательная работа построена так, что дети с головой окунаются в краеведение. В общеобразовательном учреждении размещен музей, где хранятся древние экспонаты, представляющие огромную историческую ценность. Например, рог бизона, который относится ко времени до нашей эры. Неудивительно, что на территории села можно встретить такие археологические находки. Дело в том, что эта местность была заселена еще в эпоху неолита – в 4–3 тысячелетия до нашей эры.
В музее села воссоздан образец кряшенской избы, где есть печь, сундук с приданым, предметы быта кряшен и русских из соседнего села Макаровка 18–20 веков – инструменты плотника, жернова для молотьбы зерна, утюги, самовар, лапти. Настоящим украшением уголка является старинное кряшенское платье. Есть также предметы Советского периода: патефон, магнитофон и другие.
Все собранные экспонаты – это заслуга руководителя музея Сергея Бурова.
На стене музея висят фотографии воевавших на фронтах Великой Отечественной войны односельчан из Ташкирмени и соседней Макаровки. Там же представлена хроника сельской жизни, история села и информация об «апостоле кряшен» Николае Ильминском, который разработал алфавит для кряшен.
Для детей проводит увлекательные экскурсии в музее Валентина Сабанаева. Именно она прививает ученикам любовь к истории своего края, интерес к фольклору и этнике кряшен, а также руководит детским ансамблем «Комеш».
«Для меня музей и ансамбль – это гордость. В фольклорный коллектив столько трудов вложено. Иногда начальные классы приходят посмотреть на его деятельность. Пока они начинают танцевать, играть на подручных инструментах – под трубу, бельевой валик», - поделилась Валентина Сабанаева.
В основной состав ансамбля входит восемь человек. Название «Комеш» появилось ввиду сокращения наименования детского кружка «Звон серебряных монет». «Комеш» в переводе значит «серебро». Это любимый металл кряшен. Оно показывает духовное богатство народа. Поэтому и название ансамбля выбрано не случайно.
Валентина Сабанаева в рамках кружка учит детей мастерить кукол, наряжать барби в кряшенскую одежду. Благодаря таким преподавателям как она кряшенская культура, традиции и обычаи народа будут жить.