Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Яйца курицу не учат.

Большой Салтан с. (Олы Солтан) Зюзинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Рыбно-Слободский р-н, село Большой Салтан

Мечеть (первая) Большой Салтан с. (Олы Солтан) Зюзинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Мечеть (вторая) Большой Салтан с. (Олы Солтан) Зюзинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.

Кладбища Большой Салтан с. (Олы Солтан) Зюзинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  •  

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе церкви:

  •  

Архивы:

  •  

Село в Рыбно-Слободском районе, на р. Солтан, в 27 км к северо-западу от с. Рыбная Слобода. 
     На 2000 г. - 375 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. 
     Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кирпичным промыслом. По сведениям 1859 г., в селе Большой Салтан была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, 3 водяные мельницы, крупообдирка, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1844,5 дес. 
     

До 1920 г. село входило в Зюзинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. находилось в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском районе, 19.02.1944 г. было назначено центром Салтанского района, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Рыбно-Слободском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Рыбно-Слободском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 153 души мужского пола, в 1859 г. - 988, в 1897 г. - 1283, в 1908 г. - 1513, в 1920 г. - 1378, в 1926 г. - 1160, в 1949 г. - 859, в 1958 г. - 718, в 1970 г. - 570, в 1989 г. - 420 чел.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
Поездка в Большой Салтан, летом 2008 года, осуществлялась по просьбе внука шалинского старосты, Ситдика-абы. Предполагалось найти в Олы Солтан, потомков человека, на чьи средства в 1893 году в Шалях была построена деревянная мечеть, поскольку времена воинствующего атеизма стёрли из памяти сельчан имя благотворителя из Большого Cалтана. Но свою мечеть шалинцы всё же сохранили от разрушения. Однако, разведка в Олы Солтан много ясности не привнесла. 
Мулла солтанской мечети, Габдельфар-абы, родился уже в советское время. Причём, в ту пору, когда как раз шёл разгул воинствующего атеизма. Выяснять, а тем более распространять объективную информацию о муллах и мечетях, было опасно. Так пришло забвение. Рассказав, что нынешняя мечеть Большого Салтана построена на месте старой деревянной, снесённой в начале 30-х годов, Габдельфар-абы посоветовал мне обратиться к наиболее старому человеку их селения – Галиаскару-абы 1919 года рождения., полагая, что может он, когда был ребёнком, что-то слышал от родителей или других взрослых. К сожалению, Галиаскар-абы смог вспомнить только третьего солтанского муллу старой шалинской мечети - Ширняздана.

В самом Салтане старая мечеть, как сказано выше, не сохранилась. Вообще, в Олы Солтан до революции было два прихода. Согласно ведомости о магометанских приходах за 1896 год, к первой махалля Больших Салтаней, помимо части жителей Олы Салтан, с 1887 года были приписаны и жители деревни Губайдуллино. По состоянию на 1896 год 1-й магометанский приход Больших Солтаней составляли 330 мужчин и 320 женщин из местных жителей, в числе которых было 119 домовладельцев. Кроме них прихожанами 1-й махалля были 30 мужчин и 31 жещин, являвшихся жителями деревни Губайдуллино. В числе селян Губайдуллино входвших в 1-ю махялля Солтаней, было 14 домовладельцев. При первом приходе Больших Салтаней обучалось 76 мальчиков и 65 девочек. Мечеть первой махалля Салтаней была выстроена в 1830 г. с разрешения Губернскаго Правления. Ведомости о магометанских приходах за 1896 год, отмечавшие также и отношение духовных лиц к воинской повинности, сообщают, что в 1896 году 1-й махалля Больших Салтаней ведал 50 летний имамъ хатыпъ Мухамет Гарей Сайфутдинов, получивший у Казанского Губернского правления соответствующее свидетельство за № 12883 от 29 ноября 1868 года. Там же отмечено, что в связи с не дошедшей очередью, воинскую повинность Мухамет Гарей не отбывал. Кроме него обязанности имама хатыпа тогда также исполнял 40 летний Хасан Абдуллатыповъ, имевший свидетельство от 22 декабря 1879г. за № 8106. Хасан Абдулатипов был навсегда свобожден от воинской службы. Азанчеем первой махалля Салтаней был записан 59 летний Хайрулла Измагиловъ, получивший Свидетельство Оренбургского Магометанского Духовного Собрания от 23 марта 1867г. за № 3354.

Второй приход Больших Солтаней был образован 20 сентября 1880г. Тогда же с разрешения Губернскаго Правления была выстроена вторая мечеть. Во втором приходе состояло 110 домовладельцев, всего 256 мужчин и 308 женщин. При второй махалля обучалось 35 мальчиков и 37 девочек. К 1896 году ведение 2-м приходом было за 37 летним имамом хатыпом Сибгатуллой Хусаиновым, навсегда освобождённым от воинской службы. Свои обязанности он исполнял в соответствии со свидетельством от 14 декабря 1893 года за № 2740, выданным Казанским Губернским Правлением. Обязанности азанчея исполнял здесь 62 летний Багаутдин Сайфутдинов, освобождённый от воинской службы по болезни. Его полномочия, подтверждало свидетельство от 16 июля 1882 года за № 5275, выданное Оренбургским Магометанским Духовным Собранием.

Лето 2008 года выдалось не столь жаркое, как в 2010 году. Даже тучки порой хмурились. Трава зеленела, зерновые колосились. Здешние пологие холмы создают впечатление открытого и достаточно ровного пространства. Но в самом Олы Солтан, эти холмы становятся достаточно крутыми, местность в селе заметно пересечённая. Это очень крутые спуски и подъёмы. При подъезде к Олы Солтан заметил интересную картину: сено собирали в прицепы, которые тянул молоковоз. Дома в селении такие же нарядные и аккуратные как в большинстве татарских селений. Каждая улочка села находилась на своём ярусе. Единственный не очень крутой спуск был возле пруда.

C высоких мест села виднелось какое-то большое озеро. Как мне пояснили, это была местная запруда, до которой можно было дойти и пешком. Ограниченный временем, поехал к запруде Большого Салтана по колдобинам грунтовой дороги. Вид открывался изумительный. В пути к запруде встречались поля с колосящимися зерновыми, в видах которых я не очень то разбираюсь. Понятно, что в нашей республике выращивают фуражное зерно. За дамбой запруды виднелся какой-то техногенный объект. Возможно, это был Больше-Салтанский сверхсекретный бункер Сталина, о существовании которого не знают даже нынешние спецслужбы.

Если вернуться к серьёзной теме, то сожалению, на момент составления данной статьи, ситуация с пополнением сведений об истории Олы Солтан, изменилась. Ведь муллы Габдельфара-абы уже нет в живых, о чём мне поведал хозяин антикварного салона «СААДАТ» Дамир Галиуллин. К моему удивлению, Дамир неплохо знал Габдельфара-абы, поскольку, как выяснилось, сам он тоже родом из этих мест, хотя не из самих Солтаней. Дамир именно в том же 2008 году, выпустил свою книгу, где рассказывает об известной татарской народной целительнице Нагиме-апе из Олы Салтан. Эту книгу можно приобрести в его антикварном салоне по адресу ул. Муштари, 30 (напротив музея изобразительных искусств РТ).

Cитуация с оттоком крестьян в город возникла давно. Город даёт больше возможностей. Не стали исключением селяне Больших Солтаней. С 19-го столетия некоторые солтанинцы отправлялись за лучшей долей в Казань. Так двое уроженецы Больших Солтаней Лаишевского уезда, стали сужащими в известнейшей казанской типографии Бр.Каримовых. Крестьянин Мухутдин Хуснутдинов служил машинистом там с 1 апреля 1900 года Адресом места его жительства в Казани был дом Ибатуллина на Ново-Николаевской улице в Ново-татарской слободе. Гарифулла Файзуллин поступил на эту службу позже. Он проработал здесь накладчиком недолго, с 7 января 1903 года по 11 марта 1903 года, проживал же в доме Меркулова на Вознесенской улице.

Рустем Ахунов
http://rustik68.narod.ru/rt/oly-soltan.html
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2017-10-10 20:54:48 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов