Троицкая церковь д. Верхние Девлизери Лаишевского уезда Казанской губернии. (1904 г.)
Кладбища Верхние Девлизери д. Зюзинская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Деревня в Пестречинском районе, на р. Ошняк, в 19 км к юго-востоку от с. Пестрецы.
На 2000 г. - 45 жителей (русские).
Мясо-молочное скотоводство.
Основана в 1-й половине 17 в. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян (бывшие крепостные дворян Манассейнов). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в деревне функционировали Троицкая церковь (построена в 1904 г., памятник архитектуры), водяная мельница, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 151 дес.
До 1920 г. деревня входила в Зюзинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского, с 1924 г. - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Пестречинском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 43 души мужского пола, в 1859 г. - 349, в 1897 г. - 282, в 1920 г. - 365, в 1926 г. - 341, в 1949 г. - 273, в 1958 г. - 228, в 1970 г. - 126, в 1979 г. - 109, в 1989 г. - 60 чел.
* * *
В деревне Верхние Девлизери была построена в 1904 году теплая, однопрестольная каменная церковь во имя Святой Троицы на средства мещанина г. Алатыря Василия Львовича Симбирина. Освящена была в 1905 году. С 1905 года священником был Павел Михайлович Садовников, 38 лет, был диаконом с 1897 года. С 1908 года обязанности псаломщика исполнял Петр Никанорнович Троицкий, 26 лет. Троицкий приход села Верхние Девлизери существует с 1905 года, выделился из прихода села Зюзина.
В церкви села Верхние Девлизери имелась особенно чтимая икона Печерской Божией Матери. Письменных памятников об этой иконе в церкви нет. По рассказам старожилов, более ста лет назад, т.е. до 1772 года явилась она на ключе при приходской деревне Верхних Девлизерях и усмотрена там на праздник Святой Троицы одною женщиною, которая сообщила о ней владельцу деревни Мокееву. Мокеев взял икону с ключа к себе в дом, а в зюзинскую церковь дал с нее список, который и находился в церкви. Из дома Мокеева икона, говорят, скрывалась и по вторичному явлению являлась на том же самом ключе, опять им взята.
Вскоре дом Мокеева сгорел - икона как чувствовала и поэтому сбегала, причем икона та утратилась. Но ключ до сих пор называют святым и все, даже из города приезжают, берут воду.
В настоящее время икона находится в Покровском соборе города Казани, а Троицкий приход в деревне в запустении.
Источник: pestreci.tatarstan.ru