Кладбища Кобяково д. (Кибэк Иле) Аркатовская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село в Пестречинском районе, на р. Щира, в 26 км к северо-востоку от с. Пестрецы.
На 2002 г. - 283 жителя (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Кобяково функционировали мечеть, хлебозапасный магазин, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 693 дес.
До 1920 г. село входило в Аркатовскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского, с 1927 г. - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Пестречинском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 42 души мужского пола, в 1859 г. - 228, в 1897 г. - 338, в 1908 г. - 409, в 1920 г. - 420, в 1926 г. - 436, в 1949 г. - 433, в 1958 г. - 351, в 1970 г. - 365, в 1979 г. - 355, в 1989 г. - 283 чел.
В XI веке на Украине появляются кипчаки. В VIII веке нашей эры они входят в Кимагский каганат. В середине IX века они уходят из Сибири на Запад. В XI веке захватывают Нижнее Поволжье и Украину, в 1055 году земли между Волгой и Днепром называются «Дешти-Кипчак». Во 2-ой половине XI века складывается два крупных кипчагских союза: Западная и Восточная. Западные кипчаки расположились между Днепром и Доном. Во главе был хан Кубяк. А восточные кипчаки - между Доном и Волгой – предводитель хан Кончак. В 1183 году под ударами Рюрика разбили Кубяка, перегнали жителей на новые места. В ответ на поражение Кубяка Кончак начал войну против Киевской Руси. Взял в плен войска Рюрика. В середине XII века половцы смешались с русскими, приняли христианство. Сын Кончака стал называться Юрием, с этих пор появилось название южно-русские (хохлы). В честь памяти хана Кубяка Юрий дал название своему селу Кобяково. С тех пор народ перебирался с одного места на другое, но не терял своего названия.
И, наверное, таким образом наша деревня получила название Кобяково. На наших землях жили переселенцы хана Кубяка.
По-татарски Кибәк Иле, где "Иле" переводится как "деревня". Это обозначение в названиях деревень применяется со времен Казанского ханства и по сей день не теряет своего значения. Точных сведений образования деревни Кобяково не сохранились, но сохранилась история более позднего времени.
В 1914 году богатый мулла Хасан из соседней деревни Тау-Иле, что в переводе означает "деревня на горе", построил мечеть в селе Кобяково. Долгое время Хасан мулла правил в деревне. В то время при мечети была открыта школа-медресе. В ней обучали духовному мастерству. После Октябрьской революции, в 1922 году, в деревню приезжает Байкиев Салимгарай, который начинает обучать по-новому. Учит детей не только духовному, но и основным знаниям. Он долгое время работает в школе. В 1938-39 годах в деревне появляется новый учитель, Аиров Гайнулла Садыйкович, который до 1952 года руководит школой.
В 1932 году образовывается первый колхоз. Первый председатель - Мингалиев Фатих. Начинается война, он уходит на фронт и оттуда уже не возвращается. Во время войны и послевоенное время меняется много руководителей.
В 1953 году в колхоз присоединяют соседнюю деревню Скородумовка и называют "имени Жданова". С 1960 по 1883 год колхоз носит название "Искра" с присоединением деревни Белкино.
В 1983 году село снова отделяется и образовывается коллективное хозяйство имени "Тукая". Организовал это хозяйство ныне покойный Хайруллин Миннехан Тимерханович. Его труд достоин уважения. Он придавал большое значение животноводству.
С 1988 года, в течении 11 лет, в колхозе председательствовал Гиззатуллин Ришат Шафигуллович. Все это время он занимался увеличением урожайности в растениеводстве. Благодаря его труду и энтузиазму колхоз находится в первых рядах по уборке урожая.
После ухода Ришата Шафигулловича менялся не один руководитель, но ни один из них не смог поднять колхоз и продвинуть в первые ряды. Колхоз становится банкротом.
И вот 2005 год, 15 сентября. В колхоз приезжает молодой, энергичный, жизнерадостный руководитель Казачинский Иван Михайлович. Несмотря на свой молодой возраст, 27 лет, он всю свою энергию направил на то, чтобы эта маленькая деревня по имени Кобяково, стала известна далеко за пределами района. Колхоз превратился в "ООО Агрофирма имени Тукая". Работники стали получать большую заработную плату, которую они не видели уже около 10 лет. Передовики производства получали ценные подарки. Построили дорогу Надеждино - Кобяково. Народ, который вообще не видел асфальтированной дороги, теперь ездит по широкой и ровной трассе.
Но недолго пришлось работать такому энергичному человеку в колхозе. Его жизнь оборвалась на этой же трассе. Имя Ивана Михайловича Казачинского кобяковцы запомнят навсегда, за его труд, усердие.
В настоящее время жизнь в колхозе идет своим чередом. 57 хозяйств села имеет дома телефон, проведены газ и вода. Руководит агрофирмой Билалов Альберт Нугманович, уроженец Мензелинского района. Дети получают знания в новой, просторной школе. В селе имеется магазин, для молодежи отреставрирован Дом культуры, медицинский пункт для оказания первой помощи находится в здании школы.
С января 2007 года в деревню приходят новые инвесторы. "ООО Агрофирма имени Тукая" переименовано в «ООО Авангард».
2008 год. Хозяйством руководит Низамов Марсель Тимерханович.
2009 год. Хозяйством руководит Шавалиев Фердинант Ахатович.
Конец 2009 года. В село завезли коров новой породы «Герефорд» из Голландии и хозяйство поменяло название на новое - ООО «Племенное хозяйство Герефорд». Для этой породы построены новые фермы и пастбища. Так же завезены новые породы овец. Открыта гусиная ферма. Хозяйство растет и развивается. А руководит этим всем хозяйством генеральный директор, молодой специалист Рамиль Расихович Яфизов.
С августа 2010 года хозяйством руководит Наргиз Альбертович Бубеков. В селе построили 2 фермы для семейного подряда и завезено 100 голов крупного рогатого скота для семейной фермы. В декабре 2010 года открылись семейные фермы. В одной из ферм работает семья Хузиахметовых, а в другой приезжая семья Закировых.
Культурная жизнь деревни проходит в новом, отреставрированном и уютном клубе. Хочется сказать огромное спасибо за большой труд, приложенный в реставрации клуба, ныне покойному, бывшему молодому руководителю колхоза Казачинскому Ивану Михайловичу. Благодаря его усилиям и стараниям старое здание обновилось. В клубе проходит множество мероприятий и праздников. Среди фольклорных ансамблей района ансамбль «Сомбель» занял первое место. В районном конкурсе «Семья - как много в этом звуке!» семья Закировых заняла первое место по району, районный конкурс «Науруз Гузеле» - Закирова Гульнара стала обладателем Гран При.
Мечеть - одно из самых святых и ценных мест села. Служит в мечети местный мулла Заппаров Гумар ага. Новая мечеть построена на прежнем месте. Облик бывшей мечети постарались сохранить. Каждую пятницу в мечеть собираются мужчины и читают пятничный намаз. Также в мечете проходят мусульманские праздники: Курбан байрам, Ураза байрам. В эти дни мечеть бывает переполнена не только местными жителями, но и приезжими гостями. По выходным в мечете обучают детей. В 2006 году Гумар ага со своей супругой Аклимой апа отметили 55-летний юбилей совместной жизни. Многое они поведали на своем жизненном пути, но все же остались настоящими людьми.
История прошлого - это наше настоящее. Не зная своего прошлого, ты не сможешь жить так, как живут твои родители. Народ с уважением относится ко всем обычаем, и с достоинством выполняет их: встреча молодой невестки, никах, дать имя младенцу, перед Сабантуем сбор подарков, проведение самого праздника Сабантуй. Этот праздник – один из наиболее любимых праздников всего села. Здесь встречаются те, которые, может быть, целый год не посещали село. А Сабантуй помогает встретиться и вспомнить прошлые времена. Праздник не проходит без традиционной татарской борьбы - куреш. А борьба детей, это самое интересное и зрелищное представление. Дети продолжают дело своих родителей. А конные скачки… Это стоит посмотреть! Празднично наряженные лошади, смелые и отважные наездники, молодые парни, гордость нашего села. Народ весело и бурно приветствует героев скачек. Старшее поколение села вспоминают свое прошлое, на глаза набегают слезы. Сам праздник наполнен всевозможными конкурсами и соревнованиями. В них участвуют не только дети и их родители, но и бабушки и дедушки являются активными участниками этих соревнований.
Источник: pestreci.tatarstan.ru