Кладбища Платоновка д. (1820-е гг.) Аркатовская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Деревня в Арском районе, на р. Нурминка (правый приток р. Мёша), в 14 км к югу от пгт Арск.
На 2002 г. - 7 жителей (русские).
Основана в 1820-х гг. переселенцами из с. Венета. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян (бывшие крепостные помещика П.П. Есипова). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Платоновке функционировали хлебозапасный магазин, водяная мельница, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 499,25 дес.
До 1920 г. деревня входила в Аркатовскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского, с 1927 г. - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
Число жителей: в 1859 г. - 177, в 1897 г. - 299, в 1908 г. - 335, в 1920 г. - 326, в 1926 г. - 363, в 1938 г. - 318, в 1949 г. - 220, в 1958 г. - 188, в 1970 г. - 118, в 1979 г. - 64, в 1989 г. - 27 чел.
Продолжаю публиковать некоторые главы из своей книги «История православных приходов Арской округи XVI-XXI веков» которая находится в типографии. Сегодня речь пойдёт про деревню Платоновка Арского района: «Недалеко от с. Венеты, если ехать по дороге на восток, на левом берегу речки под названием Ушня, в 23 километрах от г. Арска, находится небольшая деревня под названием Платоновка.
До основания населённого пункта ручей, около которого возникла деревня, носил название «речка Мамоновка, а по мирскому званию Поповка». Относительно названия речки «Поповка» можно сделать предположение о существовании ранее на месте д. Платоновка населённого пункта под названием Поповка либо Мамоновка, который в 1653 – 1654 гг. являлся пустошью.
Относительно первого названия в писцовой книге Казанского уезда за 1653 – 1654 гг. имеется следующее свидетельство: «… За Васильем Чювашевым сыном Андреяновым в пустоши Мааметь, Поповка то ж, на ручью и на враге…».
Из данных писцовой книги Казанского уезда за 1653 – 1654 гг. «… В той ж пустоши Мааметя за новокрещены за Максимком Борисовым сыном Офонасьева с товарыщи …» можно предположить, что пустошь Мааметь Поповка тож была новокрещенской деревней.
Сведения о пустоши Мааметь содержатся и в челобитной казанца И.Г. Нагирина на имя царя Фёдора Алексеевича с просьбой отдать ему в поместье отписанную на государя землю в пустоши Маметеве Казанского уезда: «… Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю всея России, Владимирскому, Московскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Государю Псковскому, Великому Князю Смоленскому, Вятскому, Болгарскому и иных, Государю и Великому Князю Новагородскому Низовския земли, Черниговскому, Рязанскому, Полоцкому, Ростовскому, Ярославскому, Белоозерскому, Лифляндскому, Удорскому, Обдорскому, Кондийскому, и Обладателю всея Сибирския земли и великия реки Оби, и Северныя страны Повелителю и иных многих земель Государю бъет челом холоп твои казанец Ивашка Нагирин. В прошлых, государь, годех писцы Семён Волынской с товарыщи отписали на тебя великого государя в Казанском уезде по Зюреискои дороге помесной земли у Тимофея да у Якова да у Василья Андреяновых в пустоше Мамете, а сколько четвертей и того в тех книгах не написано, и та отписная земля никому в поместье и на оброк никому не отдана. А будет тое отписные земли в той пустоше Маметеве за моею дачаю четвертей на десять и больше. Милосердым государь царь и великии князь Феодор Алексеевич всея России, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий Князь Смоленский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и Обладатель всея Сибирския земли и великия реки Оби, и Северныя страны Повелитель и иных многих земель Государь, пожалуй меня, холопа своего, вели, государь, тое отписную землю отдать мне ж, холопу твоему, в поместье к прежним моим дачам. Царь государь, смилуися».
В конце XVIII в. на планах генерального межевания 1793 г. пустошь Мааметь Платоновка тож не указана, следовательно, она не заселялась как минимум с 1653 года.
Современная Платоновка была заново заселена в начале 1820-ых гг. (1820 – 1825 гг.) выселившимися на лесной участок из с. Венеты крепостными крестьянами, принадлежавшими дворянину Павлу Платоновичу Есипову.
Населённый пункт получил название Платоновка в честь отца основателя деревни Павла Платоновича Есипова – Платона Петровича Есипова. О нём известно, что родился около 1751 г., происходил из дворян, прапорщик в отставке.
О личности основателя также имеются некоторые данные: Павел Платонович Есипов родился около 1799 г., происходил из дворян, окончил 2-й кадетский корпус, в 1814 г. в чине прапорщика, участвовал в заграничных походах русской армии в 1813 – 1814 гг., в 1820 г. вышел в отставку в чине подпоручика. В 1826 – 1845 гг. служил по выборам дворянства депутатом, Лаишевским земским исправником. Кавалер ордена Св. Владимира 4 степени. Проживал в Лаишевском уезде. Был женат на вольноотпущеннице Александре Степановне. Владел 93 крестьянскими душами в д. Платоновке Лаишевского уезда.
Основание Платоновки приходится на время, когда П.П. Есипов находился в отставке. Скорее всего, часть землевладений досталась ему после смерти отца в начале 1820-ых годов. Первые сведения о Платоновке появляются в метрической книге Троицкой церкви с. Венеты за 1825 год, где населённый пункт записан как новая деревня помещика Павла Платонова Есипова.
Есиповы оставались основными владельцами Платоновки до второй половины XIX века. В 1853 г. в числе владельцев наравне с Есиповыми упоминаются Чемесовы – землевладельцы смежных с Платоновкой земельных владений.
В 1913 г. в деревне открылось одноклассное земское училище смешанного типа. Обучение велось на русском языке. Училище размещалось в собственном деревянном здании. Учительницей была Екатерина Георгиевна Чумарова.
Деревня Платоновка входила в приход Троицкой церкви с. Венеты Лаишевского уезда и находилась от неё в 1.5 верстах. Некогда это был достаточно зажиточный населённый пункт, в котором имелись хлебозапасный магазин, водяная мельница и мелочная лавка. По численности населения в 1859 г. в деревне насчитывалось 177 жителей, в 1897 г. – 299 жителей, а на 1910 г. при 39 дворах проживало 247 человек. Жители занимались земледелием и разведением скота. К 1917 г. число жителей достигло 350 человек. К концу 1930-ых гг. начался стремительный спад населения: к 1938 г. насчитывалось 318 человек, а к 1949 г. это число упало до 220, а к 1989 г. в деревне осталось 27 человек.
Платоновка попала в поле зрения Петра Петрова – слушателя 2 курса Казанских кряшенских педагогических курсов, который оставил сведения о занятиях жителей дер. Платоновка Аркатовской волости Лаишевского кантона ТАССР от 28 октября 1921 года:
«Земледелие.
Наиболее распространенная система хозяйства трёхпольная.
Удобрение почвы. Вывозят навоз со двора. Ежегодно удобряют под пшеницу, коноплю и картофель на огороде.
Посев. Сеют руками и сеялкой, рядами. Яровые посевы закатывают, картошку опахивают и окучивают. Все яровые поля полют руками.
Способы уборки. Ручной и машинный, жнейками. Величина снопов – в зависимости от погоды и зрелости злаков. Способы складывания: копные, бабки и крестцы. Способы хранения до молотьбы – в ригаx, а незрелые – на стожараx.
Молотьба овинная и сыромолотная. Молотят цепами и конными молотилками.
Способы очистки зерна: лопатой, веялками и сортировками.
Способы хранения зерна: житницы, мякины – в мякинницаx, а солома – на лабазаx. Причины неурожаев большею частью засухи.
Луга суходольные. Против лихорадки употребляют трифоль и майскую полынь.
Время косьбы травы – Петров день. Для улучшения лугов проводят канавы из реки. Способы уборки сена – ручной, а хранения – стога и сеновалы.
Скот: свиньи для продуктов, овцы – из-за шерсти, для домашнего обихода, а рогатый скот – из-за продуктов. Лошадь держат для работы.
Уход. Летом вся скотина до снега находится в табунах. Жеребят начинают употреблять к 3 году. Животные очень плохо, сравнительно с другой травой, едят клевер.
Продукты скотоводства: молоко, масло и кожи. Продукты сбываются на базаре. Овец держат для домашнего обихода. Овцы всё лето находятся в табуне где и спариваются. Свиньи только для своего хозяйства.
Пчеловодство: ульи колодные и рамочные. Греча сеется очень много. Мёд продаётся сотовый и пропущенный.
Масло бьют в ступах. Ручной способ.
Просо и гречу обдирают тоже в ступе, редко ездят на обдирку.
Земля вся обрабатывается самим владельцем. Расстояние от рек 10, 15, 20 вёрст. Подённый вид рабочих предпочитается другим. Также очень часто созывают знакомых и родных на помощь. Условия сбыта продуктов хорошие».
В 1930 г. в деревне организован колхоз «Победа», в 1954 г. вошёл в состав колхоза им. Ленина (с. Венета), в 1960 г. – совхоза «Новый путь» (с 1963 г. – колхоз «Мир»).
Ныне же – это маленькая деревня, находящаяся в глубинке, состоящая из одной улицы, 15 домов и менее 5 человек жителей. К сожалению, эта деревня скоро повторит судьбу соседней д. Гремячка, которая ныне не существует».