Троицкая церковь с. Большие Меретяки Ключищенская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Деревня в Тюлячинском районе, на р. Нырса, в 25 км к югу от села Тюлячи.
На 2000 г. - 53 жителя (татары, русские).
Полеводство, овцеводство, мясное скотоводство.
Начальная школа, клуб.
Основана в период Казанского ханства. До 1860-х гг. жители относились к категориям удельных и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом. В начале 20 в. в деревне функционировали Троицкая церковь, земская школа, водяные мельница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1012,3 дес.
До 1920 г. деревня входила в Ключищенскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Тюлячинском, с 12.10.1959 г. в Сабинском, с 04.10.1991 г. в Тюлячинском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 91 душа мужского пола; в 1859 г. - 390, в 1897 г. - 516, в 1908 г. - 671, в 1920 г. - 794, в 1926 г. - 712, в 1938 г. - 524, в 1949 г. - 326, в 1958 г. - 363, в 1970 г. - 159, в 1979 г. - 104, в 1989 г. - 74 чел.
Кряшен одной из групп называют «акъ жаклар». Они проживают северо-восточнее бассейна реки Меши
Акъ жаклар – буквально: «люди белой стороны». Так в Западном Прикамье называют кряшен, живущих северо-восточнее бассейна реки Меши, примерно начиная с линии, соединяющей кряшенские населенные пункты Большие Меретяки – Старый Карабаян – Субаши – Тямти и далее на северо-запад. Как бы в противовес им существует понятие «кара җаклар», то есть «люди черной стороны», живущие юго-западнее от указанной линии. Различные версии происхождения такого этнографического подразделения пока не дают вразумительного объяснения этого явления, которое наблюдается, впрочем, и среди современных ногайцев. («акъногайлар» и «караногайлар»). – Лит.: Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, Татгосиздат, 1953 и др.
Источник: М.Глухов "Tatarica"
Фото: Ирина Егорова
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/po-sledam-revizskikh-skazok-istoriya-dereven-staro-i-novoilikovo