К вопросу о предшественниках татар в низовьях Камы. Глухов Максим Степанович
На фото: старая школа.
Село в Пестречинском районе, на реке Нырса, в 35 км к востоку от села Пестрецы. На 2010 год - 166 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1646 года как деревня Нырсывары Малая Шебулакова тож. В дореволюционных источниках упоминается также как Енсывар, Янцовары. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжно-шапочным промыслом. В начале 20 века в селе Янцевары функционировали Покровская церковь (построена в 1884 году на средства казанского купца П.В. Щетинкина), школа Братства святителя Гурия (открыта в 1884 году), хлебозапасный магазин, водяная мельница, кузница, 2 пивные, 1 казенная винная и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1465,8 десятины.
До 1920 года село входило в Ключищинскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского, с 1927 года - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Пестречинском, с 10.02.1935 года в Тюлячинском, с 12.10.1959 года в Пестречинском районах. Число жителей: в 1782 году - 244 души мужского пола, в 1859 году - 624, в 1897 году - 800, в 1908 году - 888, в 1920 году - 997, в 1926 году - 970, в 1938 году - 789, в 1949 году - 606, в 1958 году - 585, в 1970 году - 679, в 1979 году - 561, в 1989 году - 330, в 2002 году - 216 человек.
Янсуар, Нырсуар – кряшенская деревня Ключищенской волости. Она расположилась на берегу реки Нырса – в 60 верстах от губернского города, на правой стороне Ногайского торгового пути. 24 сентября 1722 года в деревне Нырсуар, что на реке Нырса, проживали русские и кряшены в 34 усадьбах.
В Янцеварах два старинных кладбища: первое - на территории села, второе - ближе к реке Меше. И на первом и на втором есть надгробные камни христиан и мусульман.
На 1 октября 1868 года в Янцеварах было начальное училище, которое было открыто Братством Святого Гурия. По настоянию и при помощи купца Павла Васильевича Щетинкина в 1884 году в Янцеварах была открыта первая деревянная церковь, на его же средства открылась школа для сельчанок. А поскольку здесь появилась церковь, поселение переименовали в село. Село тогда делилось на два сообщества – нырсинское и янцеварское. Земли было 1321 десятина.
После строительства и открытия школы начала распространение грамотности и христианства. Выпускники этой школы Павел Алексеев и Николай Семенов-Додуков с 1873 года, Антон Алексеев с 1888 года сами стали преподавать в других поселениях и понесли зерна просвещения в народ.
Село Янцевары - административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят: село Янцевары, деревня Нырсовары, деревня Райково, деревня Толкияз, деревня Таутермень.
Территория Янцеварского сельского поселения граничит на севере и востоке с Тюлячинским муниципальным районом, на юге с Отар-Дубровским сельским поселением, на западе с Ковалинским и Кибячинским сельскими поселениями.
В 1930 году в селе Янцевары образовался сельский совет. Его председателем был избран Осипов Василий Павлович.
Село Янцевары прославили:
Пузырев М.А. - заслуженный строитель, Таланов И.П. – профессор, доктор наук, Агачев Ю.Р. – кандидат математических наук, Янсуар (Шарова) Луиза – член союза писателей.
источник: pestreci.tatarstan.ru
Полна тайн янсуварская земля. Так, при возведении Дома культуры в 80-ые годы в селе обнаружили древние захоронения. Кладбище в центре большого старинного села?! Странно...
Татарстана) при выемке грунта под фундамент строители наткнулись на какие-то древние захоронения. Кладбище в центре большого старинного села?! Странно... У каких народов это бывало и есть?! Янсуварские долгожители начали припоминать рассказы своих давно усопших дедов, которые в свою очередь что-то слышали от своих предков, что их село как стояло на этом месте, так и стоит на нем "испокон веков" *1. "Странность" заключалась в том, что вскрытые могильники по обряду захоронения совершенно отличались от других, какие когда-либо встречались и были описаны в этих краях.
Это был не просто любопытный случай, но интереснейший для науки факт. И он мог бы, как это нередко у нас бывает, уйти в забытье. Но только не в Янсуварах. Почему именно здесь, станет понятно из контекста... Однако в данном случае среди участников события оказался еще и неугомонный энтузиаст, знаток и патриот своего родного края Рауф Файзрахманович Халитов. Выпускник исторического факультета Казанского университета, он по обстоятельствам возглавлял тогда передвижную механизированную колонну "Татколхозстроя", подрядившуюся построить в Янсуварах Дом культуры, и никак не мог оставаться равнодушным к историческим памятникам края. Халитов сумел все-таки приостановить работы, организовать здесь археологические раскопки, провести необходимые замеры и описать янсуварские находки. Мало того, ему удалось опубликовать результаты своих исследований в печати.
"...Останки погребенных,— писал Р. Ф. Халитов в многополосном еженедельнике "Приборостроитель" (№ 26, май, 1981), — были обернуты древесной корой, а вокруг оболочки по всему периметру ясно вырисовывался слой пепла толщиной примерно 1,5-2 сантиметра. Могильники обрамлены булыжной были аркой и засыпаны грунтом. Слой земли над каменной аркой не превышал 0,3-0,5 метра. Во время расчистки захоронений было обнаружено множество глиняных обожженных осколков-черепков. Обнаружение могильников стало для сельчан в прямом смысле сенсацией. Взбудораженная мысль искала ответа..."
Те события действительно оставили неизгладимый след в сердцах янсуварцев и жителей всей округи. Чтобы понять пережитое ими состояние, которое не оставляло их довольно долго, пожалуй, следует сказать вот о чем.
Есть такое трудно передаваемое словесно понятие, как "подсказка сердца". Оно, неописуемое, скорее относится к сфере чувств. Такое вполне осознаваемое, почти ощутимое состояние Человек обычно переживает всякий раз, когда сталкивается с чем-то очень близким, но непонятным. Он исподволь чувствует свою сопричастность к наблюдаемому, но вот с какой стороны эта сопричастность и какая связь между ними, не знает, никак не может объяснить. Янсуварское же событие примечательно тем, что "подсказку сердца" почувствовали одновременно многие — и стар, и млад. Они не раз и не два мысленно возвращались к тому "странному" кладбищу в центре своего села. Не находя сколько-нибудь вразумительных ответов на возникшие вопросы, они в конце концов решили снарядить депутацию в Казань.
Но кто, скажите мне, даже в самом уважаемом научном учреждении, вот так усадит вас рядком и разрешит все ваши проблемы, расставит все точки над "и". А тут к тому же вопрос касался кряшен — этнической группы, названия которой в списке народностей и наций страны до последнего времени не было. И вот опять-таки истину пришлось добывать на бытовом уровне. Благо, думающих одинаково с янсуварцами краеведов-любителей и историков-профессионалов — их соплеменников нашлось немало.
...Редкий случай, но это, безусловно, так: янсуварцы не обделены и в чем-то даже избалованы вниманием истории и культурных сил к себе. Я уж не говорю о том, что часто упоминаемые в древних актах Янсувары оставили след в событиях времен взятия Казани Иваном Грозным и Пугачевского восстания, но через эти места заинтересованно проезжали и вносили записи в свои дневники члены Российской Академии Наук П.С. Паллас, И.И. Лепехин, П.И. Рычков, Н.И. Ильминский. Последний со своим подвижником В.Т. Тимофеевым, крестьянским сыном из села Никифорово (Чиябаш), сверял здесь лексикографию создаваемого ими учебника для татарских школ. В Янсуварах у своего тестя — священника Назария Герасимова бывали поэт Давид Григорьев и основоположник удмуртской письменной литературы Иван Михеев.
Был щедр по отношению к Янсуварам и известный казанский меценат-купец первой гильдии П.В. Щетинкин, который на свои средства возвел здесь в 1882 году церковь во имя Покрова св. девы Марии, новое здание второклассного народного училища (с шестилетним сроком обучения). Еще до революции здесь появился Народный дом — прообраз современного Дома культуры, где демонстрировались первые отечественные "туманные картины" (кинофильмы).
Видимо, вот откуда та "любовь к образованию и нравственному усовершенствованию" *2, которая была отмечена востоковедом С.В. Чичериной, побывавшей в Янсуварах в 1904 году.
Не скудела духовная жизнь в Янсуварах и в первые годы Советской власти. В Янсуварской школе II ступени (с 1931 года — средней) в разное время работали известные татарские педагоги-орденоносцы С.Н. Любов, Р.П. Даулей, Е.С. Иванова, Н.Е. Яранов, поэты Давид Григорьев, Анас Кари, Павел Апушев, Ринат Рахимов...
Отложилось в памяти поколений и в папках краеведов море различных сведений, которые предстояло обобщить и систематизировать.
Начнем с того, что "странные" захоронения, "вдруг" обнаруженные в центре села Янсувары в 1980 году, как оказалось, давно известны науке *3. В своде "Археологические памятники Татарской АССР" (1982) они зарегистрированы под № 414 и описаны так: "В середине села находится место старого кладбища с выступающим из земли остатком надгробия (38 Х 48 Х 28 см) без надписи. Очень возможно, что этот могильник синхронен Янцеварскому кладбищу II (см. № 415) и был местом захоронения рядового населения". В том же своде на с. 187 относительно Янцеварского кладбища II сказано: "К северо-западу от села находится место старого кладбища (25 Х 60), называемого местным населением "Мурзалар зираты"—"Кладбище мурз". Камней нет. Заметны впадины могильных ям. Судя по названию, его предположительно можно датировать XV-XVI вв."
Из опубликованного "Списка населенных мест Казанской губернии с кратким описанием их. Лаишевский уезд" И.А. Износкова (Казань, 1895) следует, что надгробные камни в селе Янсувары стояли еще и в конце XIX века, а может быть, и значительно позже, до "крутого поворота" 1930-х годов. О чем это говорит? Вплоть до недавнего времени янсуварцы надгробные камни в центре села считали "своими", священными, несмотря на православие, сохраняли в верованиях остатки древностей.
Но всесметающие на своем пути "сталинские ветры" привели к тому, что сегодня уже никто в Янсуварах не помнит о существовавших священных камнях и вообще ничего не знает из исторического прошлого. Еще недавно их отцы негодовали против вероломной смены и произвольной записи о национальной принадлежности в их паспортах *4. Но что значили протесты и негодования человека, даже целого народа перед амбициями сверхоптимистов, которые были уверены в том, что советским людям все по плечу: и изменение течений рек, и разведение садов на Марсе, и уже тем более — "ускорение" естественно протекающих этнических процессов. Так в одночасье от 190 народов, зарегистрированных в ходе переписи 1926 года, к 1939 году осталось всего 62, т.е. в три с лишним раза меньше.
Консолидация народов, этнических общностей на земле — это реальность. Но резкое уменьшение (а по желанию и увеличение) числа народов за короткий срок — всего лишь жонглирование цифрами, результат произвольного администрирования. Начиная с 1930-х годов произвол стал нормой жизни в нашей стране. Люди постепенно свыклись с ним, вообще перестали удивляться, возмущаться, негодовать всем и всему. А равнодушного хоть "горшком называй, только в печку не ставь". В таких условиях любой интеллигент, или просто человек с определенными знаниями брался на заметку, ставился "под колпак", а при "торжестве победы социализма" просто-напросто уничтожался.
В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств, среди кряшен "пролетарско-бедняцкого элемента" было очень мало *5. "Крещенотатарские селения,— подчеркивала С.В. Чичерина в уже упомянутой нами книге,— отличаются зажиточностью, и жители таких селений пользуются уважением в волостях со смешанным населением, часто избираются в волостные старшины, церковные старосты и т.п. Они даже пользуются уважением со стороны магометан... Система Ильминского не только выдвинула отдельные единицы, но умственно и нравственно подняла самую массу народа, улучшив его быт. Число грамотных быстро растет... Кроме большого числа крещеных татар, окончивших курс в Центральной крещено-татарской школе и в Казанской учительской семинарии, многие теперь прошли и проходят духовные средние учебные заведения, а некоторые получают и высшее образование".
Дело, конечно же, не только в просветительской системе Н.И. Ильминского, которая последовательно внедрялась в кряшенской среде. Не следует забывать, что из татар крестились и закреплялись в православии в первую очередь те, кому было что терять, представители аристократических родов и имущих слоев. Так, в Янсуварах семейные шэжэрэ (родословные) почти все дома вели от какого-нибудь мурзы *6 и еще в недавнем прошлом каждый выходец из такого дома не без гордости называл себя "кара-мурзой" или же "чабаталы дворян" (дворянином в лаптях, черным помещиком). Верительных грамот на сей счет сохранилось немного, да и то лишь в архивах древних актов, но привилегиями и льготами все кряшены реально пользовались веками, а на память о своем "знатном" происхождении вплоть до наших дней сохраняли фамильные драгоценности, передаваемые из поколения в поколение по материнской линии. В основном это были серебряные украшения, и такого добра даже в самой бедной семье вес шел на килограммы.
Однако "зажиточность" этих крестьян базировалась на культуре земледелия, а поддерживалась традиционными промыслами. Умеющих шить шапки и полушубки, катать пимы, мастерить деревянную посуду, занимающихся мелкой торговлей, плотницким делом среди них всегда хватало. Эти навыки и умения особенно выручали в голодные годы, ну, если к тому же и урожай хороший выпадал, появлялась возможность отложить деньги на образование детей.
И надо еще сказать о том, что кряшены, как и другие татары, никогда не знали крепостного права, были людьми лично свободными. Официальная пропаганда и агитация сталинизма всегда шельмовала мало-мальски знающих людей, людей самостоятельных и помнящих о своем достоинстве. Вот они и оказались среди первопроходцев Беломорканала, Днепрогэса, Уралмаша, Магнитки, Кузбасса... В Магнитогорске и сегодня один из пионерных поселков среди местных жителей называется "кулацким", и в нем живут преимущественно выходцы из кряшенских деревень и сел.
1. Существование Янсувар (Янцовар, Янцевар) на данной территории, по меньшей мере, 500 лет зафиксировано документально. См.: Чернышев Е. И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам).- Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.- К., 1971, с.272-292 и др.
2. Чичерина С.В. О приволжских инородцах.- СПб., 1906, с.32. Автор книги — сестра известного советского наркома иностранных дел Г.В. Чичерина, который также неоднократно бывал в нашем крае.
3. См., например: Ильминский Н. И. Татарские надписи времен Казанского ханства в Лаишевском уезде.- "Записки археологического общества", М., 1851, с.10.
4. Впрочем, графа о национальной принадлежности в паспортах появилась только в годы советской власти. Время показало, что вносить такие записи не следовало вовсе.
5. См.: Материалы по истории Татарии. Вып. 1,- К., 1948, с.284.
6. Мурзы, как ни говори, все-таки жили обособленно от простолюдинов и селились компактно. В Янсуварах, например, был вполне определенный в своих границах околоток — "Мурзалар очы".
Из книги М.Глухова «Судьба гвардейцев
Засиделись мы как-то с приятелями до поздней ночи за кружечкой пенного напитка. Гуторили о том, о сем, о политике, женщинах… Тут один товарищ стал рассказывать мистическую историю, мол, с его другом, приключилась вот такая вот штука. Как водится, одни засомневались, другие - наоборот - в рассказ добавляли красок, тем самым...
В один из летних вечеров, во время киносеанса, его подпитый брат уснул в кинозале деревенского клуба. Толи его забыли разбудить, толи просто не стали этого делать, дескать, с утра выпустим. В общем, остался он спать в здании клуба. Первая на работу приходила завхоз, она же и последняя покидала здание, закрывала его на замок. К ее удивлению, Аркашку она в зале не нашла. Он покинул клуб через окно, которое разбил. «Неужели ты не мог дождаться утра и выйти как нормальный человек, зачем окно нужно было разбивать?»,- ругали его люди. Он же в ответ ничего не говорил, только махал руками, дескать, уйдите, и без вас тошно. А выпростался-то он из клуба таким путем, потому что очень сильно испугался тамошних полтергейстов.
-Просыпаюсь, открываю глаза, темно. Пытаюсь понять, где нахожусь. - Рассказывал с его слов товарищ. - Так бродил в темноте, пока не сообразил, что блуждаю по кинозалу клуба. Все бы ничего, отсиделся бы там до утра, кабы не странные голоса… Тут я и трухнул, нащупал в темноте стул и бросил его в окно, через него и убежал прочь…
Я сначала не хотел верить байке товарища о том, что в культурном заведении деревни водятся привидения, однако мне вспомнился один исторический факт, вычитанный из книги историка Максима Глухова «Судьба Гвардейцев Сеюмбеки». В 1980 году, когда строители вынимали грунт для закладки фундамента, наткнулись на захоронение. Останки были обернуты в древесную кору и обрамлены каменной аркой. Историки, исследовавшие останки, предположили, что это захоронения древнеславянской (именьковской) культуры V-VIII веков нашей эры. Для янцеварских мест такая археологическая находка была необычной. В книге писалось, что вскрытые могильники по обряду захоронения отличались от других ранее найденных захоронений… Возможно, там когда-то располагалось кладбище древних славян, со временем сравнявшееся с землёй, как и кладбище мурз, которое находилось в двух километрах от находок, в той части деревни, которую местные жители называют «Казак очы» - «Казачья околица».
Улицы, условно поделенные на части, имеют свои названия. Есть там чувашская сторона и даже вьетнамская - «Вьетнам башы». По всей вероятности, свои прозвища эти околотки получили из-за того, что в тех местах некогда проживали чуваши и вьетнамцы. К примеру, название «Казак очы» закрепилось за «кусочком» улицы, потому что в XIV-XV веках в деревне проживали казаки. Ходит на языке янцеварцев и такое название как «Мурзалар очы». Несложно догадаться, откуда оно взялось. Согласно утверждениям историков, того же Максима Глухова, в одно время с казаками проживали и мурзы. Интерес вызывает и тот факт, что казаки были приверженцами христианства, а мурзы исповедовали ислам. Словом, на одном «клочке» земли ютились две веры. Конечно, такое соседство не могло не отразиться на потомстве поколений. По мнению историков, казаки и мурзы - первые жители деревни Янцевары. Эти и многие другие факты из истории деревни были давно известны исследователям. И то, что сама деревня, как стояла на своем месте больше полувека, так и стоит. Даже название деревни не претерпело сильных изменений. По одной из версии, «Янцевары» произошло от двух слов: названия речушки «Нырсы» и «уар» -средняя долина. По другой версии, в средние века существовал город Сувар, где чеканились монеты.
Так откуда же взялись эти захоронения? Даже не будучи историком, любой житель деревни уверенно скажет, что-де в деревне много жителей европейской внешности. Есть даже люди, по чертам своим схожие с представителями Беломоро-балтийской расы: голубоглазые и имеющие светлые волосы. Ничего удивительного в этом нет. В вышеназванной книге Максима Глухова описывается такой факт. Писательнице Майе Ганиной, путешествуя по деревням располагающихся у поймы реки Камы, не раз приходилось видеть старушек, которые посвоим внешним чертам не отличались от жительниц Астрахани или Вологды. Подмосковщина, да и только! По всей вероятности, люди славянской внешности стали появляться вследствие заселения прикамской и примешинской зоны - служилыми татарами - казаками, которые служили при русских князьях. Возможно, их захоронения и были найдены в центре села Янцевары. В детстве, помню, один из старейшин деревни рассказывал мне, что в давние времена на месте Дома культуры было кладбище, где хоронили рядовых жителей Янцевар.
Получается, появление полтергейстов в сельском клубе, если они существуют в природе, вполне оправдано. Только какие духи до смерти испугали бедолагу, тоже вопрос: похороненные по языческим или православным обрядам? Вроде бы жители села всегда исповедовали православие. Даже церковь когда-то действовала в этой деревне, построенная на деньги купца Щетинкина в 1882 году, названная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ныне она заброшена.
Заброшенный храм в честь Покрова Божией Матери
в д. Янцевары Пестречинского района.
Построен в 1884 г. на средства купца I гильдии Павла Васильевича Щетинкина
Однако среди янцеварцев наблюдаются следы язычества. Во второй половине прошлого века можно было увидеть обряды поклонения языческим духам. В недавние времена, черты религии предков прослеживались в дни празднования летнего праздника «Питрау». До обеда кряшены собирали полевые цветы, тем самым осуществляя обряд поклонения языческим богам, а после ходили в церковь, чтобы помолиться в честь святых Петра и Павла.
Так что, какие призраки бродят в стенах сельского клуба, просто так не поймешь: то ли они язычники, то ли христиане. Не говоря уже о полтергейстах, которые бытуют в самой деревне.
Послесловие от редакции
После того, как в редакцию поступила статья Максима Малова «Призраки истории Янцевар», мы обратились к книге Максима Глухова «Судьба гвардейцев Сеюмбеки», чтобы узнать подробности той загадочной исторической находки в Янцеварах. Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из главы «Янсуварский феномен».
Летом 1980 года при возведении Дома культуры в селе Янсувары (Пестречинский район Татарстана) при выемке грунта под фундамент строители наткнулись на какие-то древние захоронения. Кладбище в центре большого старинного села?! Странно... У каких народов это бывало и есть?! Янсуварские долгожители начали припоминать рассказы своих давно усопших дедов, которые в свою очередь что-то слышали от своих предков, что их село как стояло на этом месте, так и стоит на нем «испокон веков». «Странность» заключалась в том, что вскрытые могильники по обряду захоронения совершенно отличались от других, какие когда-либо встречались и были описаны в этих краях.
Это был не просто любопытный случай, но интереснейший для науки факт. Среди участников события оказался энтузиаст, знаток и патриот своего родного края Рауф Файзрахманович Халитов. Выпускник исторического факультета Казанского университета, он по обстоятельствам возглавлял тогда передвижную механизированную колонну «Татколхозстроя», подрядившуюся построить в Янсуварах Дом культуры, и никак не мог оставаться равнодушным к историческим памятникам края. Халитов сумел все-таки приостановить работы, организовать здесь археологические раскопки, провести необходимые замеры и описать янсуварские находки. Мало того, ему удалось опубликовать результаты своих исследований в печати.
«...Останки погребенных, - писал Р.Ф.Халитов в многополосном еженедельнике «Приборостроитель» (№ 26, май, 1981), - были Обернуты древесной корой, а вокруг оболочки по всему периметру ясно вырисовывался слой пепла примерно 1,5-2,0 сантиметра толщиной. Могильники были обрамлены булыжной аркой и засыпаны грунтом. Слой земли над каменной аркой не превышал 0,3-0,5 метра. Во время расчистки захоронений было обнаружено множество глиняных обожженных осколков-черепков. Обнаружение могильников стало для сельчан в прямом смысле сенсацией. Взбудораженная мысль искала ответа...»
Те события действительно оставили неизгладимый след в сердцах янсуварцев и жителей всей округи.
«Странные» захоронения, «вдруг» обнаруженные в центре села Янсувары в 1980 году, как оказалось, давно известны науке. В своде «Археологические памятники Татарской АССР» (1982) они зарегистрированы под № 414 и описаны так: «В середине села находится место старого кладбища с выступающим из земли остатком надгробия (38х48х28 см) без надписи. Очень возможно, что этот могильник синхронен Янцеварскому кладбищу II и был местом захоронения рядового населения».
В том же своде относительно Янцеварского кладбища II сказано: «К северо-западу от села находится место старого кладбища (25х60), называемого местным населением «Мурзалар зираты» - «Кладбище мурз». Камней нет. Заметны впадины могильных ям. Судя по названию, его предположительно можно датировать XV-XVI вв.»
Жители д. Янцевары, середина ХХ века
Из опубликованного «Списка населенных мест Казанской губернии с "кратким описанием их. Лаишевский уезд» И. А. Износкова (Казань, 1895) следует, что надгробные камни в селе Янсувары стояли еще и в конце XIX века, а может быть, и значительно позже, до «крутого поворота» 30-х, сталинских годов. О чем это говорит? Вплоть до недавнего времени янсуварцы эти надгробные камни считали «своими», священными, несмотря на православную принадлежность, сохраняли в своих верованиях остатки древностей.
Официально датированные XV-XVI веками, они тем не менее остаются в сущности не изученными специалистами. Судя по описаниям Р. Ф. Халитова, неожиданно «открытое» кладбище в центре села по обрядности захоронений весьма близко напоминает известные в археологии памятники Именьковского типа (V-VIII века н.э.). Слой пепла, который «ясно вырисовывался» под землей в глубине «не превышающей 0,3-0,5 метра» указывает на факт трупосожжения, которое бывало в далеком прошлом в наших краях только у именьковцев, видимо, индоевропейцев по происхождению.
Фото: "Храмы России"
Янцеварская средняя общеобразовательная школа
1 октября 1868 года – открытие народного училища в Янцеварах .В 1884 году купец П.В.Щетенкин, который на свои средства возвел здесь церковь-новое здание второклассного народного училища ( с шестилетним сроком обучения) для девочек.
В Янсуварской школе ступени ( с 1931 года- средней) в разное время работали известные татарские педагоги-орденоносцы:С.Н.Любовь, Р.П.Даулей, Е.С.Иванова, Н.Е.Яранов, поэты Давид Григорьев, Анас Кари, Павел Апушев, Ринат Рахимов. Через Янсувары проезжали члены академии наук и вносили записи в свои дневники П.С.Паллас, И.И.Лепехин, П.И.Рычков, Н.И.Ильминский.Последний со своим подвижником В.Т.Тимофеевым, крестьянским сыном из села Никифорова (Чиябаш), сверял здесь лексикографию, создаваемого ими учебника для татарских школ.
Янцеварская начальная школа была расположена в селе Янцевары Ключищинской волости, Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Пестречинский район РТ), с 5.02.1868г. Школа была мужская, русская, одноклассная, помещалась в собственном здании.
С первого октября 1868 года род святого Гурия открывает здесь училище, где можно было получить начальное образование.
1884 году один из известных казанских торговцев П.В.Щетинкин на свои средства возводит церковь и открывает школу для женщин.
Первыми просветителями здесь были Н.Дадуков(первый директор школы).
Крупный личный вклад в развитии деятельности Братства внес казанский купец первой гильдии П.В.Щетинкин.
В данной школе обучались:
1.Кошкин И.И.(второй секретарь Пестречинского райкома КПСС с1978-1985года)
2.Макаров П.И. (профессор КГСХА, заслуженный работник сельского хозяйства РТ, доктор технических наук, доцент сельскохозяйственной академии.)
3.Таланов И.П. (доктор наук, профессор).
4.Любов Г.Н. (химик).
5.Любов И.Н. (инженер ихтиолог).
6.Любов С.Н. (видный педагог и общественный деятель).
7.Булатов Н.Х. (публицист, ответственный секретарь газеты «Ватаным Татарстан», автор книги «Йолдызлар йолдызы»).
8.Халитов Р.Ф. (краевед).
9. Шарова Л.Н. (референт союза писателей РТ, руководитель секции молодых поэтов.)
10.Агачев Ю.Р.( кандидат математических наук)
11.Пузырев М.А (Заслуженный строитель РТ, депутат гос.думы РТ.)
Выдающие учителя работающие в данной школе:
12. М.Садыйков.(поэт)., А.Кари.(поэт).
13.Степанов Н.В.(мастер спорта СССР по волейбольной борьбе).
14.ЧерновМ.Н.(мастер спорта по татарско- башкирской борьбе).
15.Никитин П.П.( награжден орденом «Красной звезды» и «Отечественной войны первой степени»).
16.Понятов Н.Е.( «Отличник народного просвещения», награжден орденом «Красной звезды».
17.Николаев И.Н.( награжден орденом «Красной звезды», и «Отечественной войны первой степени»).
18.Иванова Е.С.(заслуженный учитель РСФСР).
19.Яранов В.Е. (заслуженный учитель ТАССР).
20.Дадуков П.А.(заслуженный учитель ТАССР,СССР,РСФСР, отличник народного просвещения, награжден орденами Трудового красного знамени и »Знак почета»).
21.Лягушкина А.В.(« Отличник народного просвещения»).
22.Чукуров Я.М.(награжден орденами «Отечественной войны первой степени» и «Красная звезда»