Село в Пестречинском районе, на реке Ушня, в 13 км к северу от села Пестрецы. На 2010 год - 56 жителей (русские).
Молочное скотоводство.
Известно с 1596-97 годов. В дореволюционных источниках упоминается также как Богородское. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян (владельцы неоднократно менялись, в 18 веке среди них были князья Кропоткины и Болховские). Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В 1850-х гг. в селе Черемышево был поташный завод, в начале 20 века располагалось волостное правление, функционировали Казанско-Богородицкая церковь (построена в 1741 году - памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1872 году), хлебозапасный магазин, водяная мельница, крупообдирка, 3 кузницы, столярная мастерская, 5 лавок, вольная пожарная дружина. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1146 десятин.
До 1920 года село являлось центром Черемышевской волости Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского, с 1924 года - Арского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Пестречинском районе. Число жителей: в 1782 году - 227 душ мужского пола, в 1859 году - 590, в 1897 году - 764, в 1908 году - 821, в 1920 году - 956, в 1926 году - 1038, в 1949 году - 487, в 1958 году - 367, в 1970 году - 287, в 1979 году - 250, в 1989 году - 31, в 2002 году - 51 человек.
Село в Лаишевском районе, вблизи автомобильной дороги Казань-Оренбург, в 14 км к востоку от города Лаишево. На 2010 год - 309 жителей (русские).
Молочное скотоводство, молокозавод.
Средняя школа, клуб, библиотека. Дом крестьянина В.М. Марефа (памятник архитектуры начала 20 века).
Известно с 1565-67 годов. В дореволюционных источниках упоминается под названием Богородское. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей, заготовкой кореньев на камских лугах. В начале 20 века здесь располагалось волостное правление, функционировали Смоленско-Богородицкая церковь (построена в 1747 году - памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1872 году), 3 мельницы, крупообдирка, кузница, 12 постоялых дворов, 5 мелочных лавок, читальня попечительства о народной трезвости. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2271,74 десятины.
До 1920 года село являлось центром Чирповской волости Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 года в Лаишевском, с 01.02.1963 года в Пестречинском, с 12.01.1965 года в Лаишевском районах. Число жителей: в 1782 году - 262 души мужского пола, в 1859 году - 660, в 1897 году - 1026, в 1908 году - 1217, в 1920 году - 1485, в 1926 году - 1353, в 1938 году - 710, в 1949 году - 460, в 1958 году - 832, в 1970 году - 581, в 1979 году - 419, в 1989 году - 362, в 2002 году - 376 человек.
Исследования исторических памятников на территории, прилегающей к Чирпам, начались и стали развиваться, в основном, лишь в 50-х годах ХХ века.
Недалеко от Чирпов в 1953-1954 гг. было вскрыто Именьковское 1 городище. Старожилы называют его «Курганом». С «Курганом» связано много легенд и преданий, поныне бытующих у местного населения. В одной из легенд рассказывается о том, что в древние времена в этих краях шли жестокие войны, в которых погибло много людей. В память о погибших была устроена данная насыпь. В других говорится, что под «Курганом» разбойники прятали драгоценности. Они, как утверждают рассказчики, когда-то плавали в небольших лодках по Каме и нападали на купцов, устраивали набеги на города. Полученное добро разбойники прятали в землю неподалеку от реки. Чтобы не потерять место запрятанных вещей, насыпали холм.
Легенды о кладах и спрятанных драгоценностях волновали многих смельчаков, пытавшихся проникнуть в «Курган». Следы перекопов до недавнего времени были заметны на поверхности возвышения. Результаты научной экспедиции АН СССР (1953-54 гг.), работавшей под руководством Н.Ф. Калинина и А.Х. Халикова, показали, что кладоискатели углубились в насыпь всего лишь на 1,5-2 м и никаких драгоценностей обнаружить не могли, так как назначение насыпи совершено иное.
Один из старожилов села Чирпы в середине шестидесятых годов уверял, что когда-то в этих краях жили люди-великаны. Один из великанов сел отдохнуть и решил вытряхнуть землю из лаптей. Земли оказалось так много, что появился настоящий холм.
Много загадок, связанных с «Курганом», появилось после экспедиции 1953-1954 гг. Раскопки показали, что культурные напластования городища относятся к различным эпохам. Наиболее ранние из них датируются эпохой поздней бронзы – раннего железного века (VIII-VI вв/ до н.э.). К этому времени относятся обломки посуды с примесями толченых раковин, украшенные по горловинам оттисками шнура и ямочными вдавлениями. Ученые относят эти находки к так называемой ананьинской культуре, оставленной далекими предками финно-угорских народов. Уже в то далекое время были построены небольшие ров и вал, а площадка обновилась какими-то деревянными укреплениями. В VI веке до н.э. эти племена покинули Нижнее Прикамье - отошли в более северные районы. Причины этого отхода пока не ясны.
Но в III-IV вв. н.э., то есть спустя 700-800 лет, на этом месте поселились новые финно-угорские племена, выделяемые в самостоятельную азелинскую культуру. К этому времени относится группа посуды с примесями толчёных раковин, отдельные привески и пряжки. В азелинское время городище было дополнительно укреплено. Эти племена были вытеснены в более северные районы Волго-Вятского междуречья.
Вещевые материалы и закономерности залегания культурного слоя говорят о том, что в V веке н.э. на Именьковском городище стал жить новый народ, относимый археологами к племенам именьковской культуры. Что привлекло этих людей, пришедших за тысячи километров с запада в низовья небольшой речки Брыски, впадающей в Каму? В деталях ответить на этот вопрос сегодня трудно, даже невозможно. Но, в первую очередь, это благодатная для жизни природа, позволяла заниматься земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Привлек внимание и красивый мыс в излучине левого берега реки Брыски, где уже имелась насыпь вала. На ней можно было быстро и легко соорудить деревянные заграждения, и место становилось защищенным.
Строительство новых добротных укреплений на городище, по-видимому, началось не сразу. Сначала люди должны были построить жилища и заняться хозяйством: соорудить лодки, изготовить приспособления и снасти для охоты, начать расчистку леса для участков пашни. Шли годы, подрастали дети, появлялись новые семьи. По представлению ученых, малые семьи (родители и их дети) со временем превратились в большие, сильно разросшиеся, так называемые патриархальные семьи, включающие стариков (прародителей), семьи их детей и семьи внуков. Эти большие разросшиеся семьи представляли небольшие селения, остатки которых археологи называют селищами.
Судя по раскопкам, обитатели занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, а роль охоты отходила на второй план. Большое внимание население уделяло получению и обработке железа. О наличии развитой металлургии и металлообработки свидетельствуют куски шлаков и криц (слитков выплавленного железа), а также разнообразные железные изделия, обнаруженные при раскопках.
Около 200 лет жили именьковцы на рассматриваемой территории. Но в конце VII столетия они покинули эти места вместе с другими родственными племенами, жившими на Средней Волге и Нижней Каме. Есть основания полагать, что уход рассматриваемого населения был связан с появлением воинственных кочевников, пришедших с южных районов Урала и Приуралья. Уход именьковских племен не был добровольным. Свидетельством тому являются материалы, полученные при вскрытии верхних частей насыпи вала городища. Н.Ф. Калинин и А.Х. Халиков в статье по итогам раскопок городища отмечают, что укрепления второго яруса, как и предыдущих, «было разрушено при очередном набеге на городище». При этом «деревянные части в основном сгорели». После этого были построены еще укрепления в виде невысокого плетня. Это уже была слабая система обороны, возможно построенная от защиты скота от хищных зверей.
После ухода именьковского населения низовья реки Брыски и прилежащие части реки Камы запустели. Археологических памятников VIII-X вв. в районе пока практически не выявлено. Территория снова покрылась лесами, в которые изредка могли заходить северные соседи – древние марийцы. Спустя два или три столетия в ХI-ХII вв. эти территории начали осваивать волжские булгары. Откуда и как пришли в эти края тюрко-язычные булгары, сказать трудно. Скорее всего они появились из-за реки Камы. С возвышения на левом берегу Камы в ясную погоду великолепно просматривается ее живописный правый берег, кто-то из булгар оказался смелым: переплыл реку, осмотрел край берега, зашел вверх по речке, ныне называемой Брыской, и был очарован этими местами. Затем могла перебраться уже группа людей, которая тоже не могла не быть в восторге от этого края. Таким образом, поселений в низовьях Брыски становилось все больше.
В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом, хозяйственно-экономическом отношениях территорией этого феодального государства. Установить селения периода Казанского ханства, их местонахождение довольно трудно. Прежде всего потому, что письменных источников от ХV в. сохранилось очень мало. Несмотря на это обстоятельство в свое время историк Е.И. Чернышев по писцовым книгам ХVI-ХVII вв. ретроспективно смог установить 700 селений Казанского ханства, в том числе и Чирпов.
О Чирпах
По сведениям писцовых книг ХVI-ХVII вв. Чирпы (в исторических источниках – «Чирпа») – бывшее селение Казанского ханства. Откуда же произошло такое интересное название? В литературе нет разъяснений по этому поводу. Старожилы тоже не могут объяснить. Кто говорит, что был такой помещик, кто-то связывает со словом «черпать». В татарском словаре, есть возможные три варианта ответа.
1). Чирпы - шырпы (спичка, можно перенести значение слова на слово «огонек», село стояло недалеко от дороги и сюда на огонек могли заходить усталые путники.
2). Чирпа – кырпу (опушка, выпушка), возможно начинался лес (по источниках об этом периоде – дубовый).
3). В писцовых книгах сказано, что на речке Чирпа (летом старое русло реки просматривается) была деревня Чирпа. Чирпа – от татарского кырпа – белуга, может быть рыба заходила сюда для нереста. Поменялись начальные звуки, и получилось современное название. Русское население (Лаишевские служилые полонянники) обосновались во второй половине ХVI веке. Под 1565-1568 годами упоминается как поместное владение Семена Никифоровича Васютина.
В 1649 году Чирпы справлены за Иваном Герасимовичем Змеевым. В конце 1670-х годов Иван Герасимович к своим владениям добавил земли, выменянные у помещиков Степана Петрова, Любима Барсукова, Василия Федоровича Бутлерова. Следующими владельцами были: стольник Федор Иванович Змеев (умер в 1737 году) и его брат, бригадир Андрей Иванович Змеев (умер в 1742 году). Последний успел выкупить у вдовы Федора его часть деревни. Андрей умер бездетным, его вдова Дарья Лаврентьевна вышла замуж за генерала Федора Тимофеевича Хомякова, Чирпы у них выкупил племянник Андрея – капитан Сергей Федорович Змеев (умер в 1768 году). Часть имения Дарья продала знаменитому уральскому заводчику Прокофию Акинфиевичу Демидову. В 1770 году за Демидовым числилось 50 душ мужского пола. После смерти Сергея Федоровича его часть перешла к его троюродной сестре Дарье Никитичне Змеевой, в замужестве Толстой (умерла в 1791 году), в 1770 году за ней и ее мужем Василием Борисовичем числилось 212 крестьян.
П.А. Демидов в 1772 году продал свою долю камердинеру Екатерины II Александру Игнатьевичу Сахарову (умер в 1780 году). Таким образом, к концу ХVIII в. в Чирпах были два имения – Сахаровых и Толстых.
Имения Сахаровых так и передавалось по прямой линии вплоть до ХХ столетия: от Александра – к его сыну Ивану, от Ивана – к его сыну Ивану Александровичу. Судьба имения Толстых была сложнее. После смерти Д.Н. Толстой имение досталось ее дочери Марье Васильевне. М.В. Толстая умерла в 1812 году, не оставив наследников, и в 1814 году имение было продано с торгов. Покупательницей стала племянница М.Л. Толстой и внучка Д.Н. Толстой Надежда Львовна Толстая. Позже Н.Л. Толстая вышла замуж за И.И. Завалишина.
Иринарх Иванович Завалишин (1770-1822) – видный российский военный деятель, генерал-майор, сподвижник А.В. Суворова, известный в первой четверти ХIХ в. Он был отцом двух видных декабристов – Дмитрия и Ипполита Завалишиных (их матерью была первая жена И.И. Завалишина).
Иринарх Иванович был богатым помещиком, имевшим поместье и усадьбы в разных районах России. Поместье же в Чирпах осталось в собственности Д.Н. Завалишиной. После ее смерти в 1854 году Чирпы получила ее дочь Екатерина Иринарховна, в замужестве княгиня Порюс-Визапурская. Она вскоре уступила имение брату матери – полковнику Павлу Львовичу Толстому. При жизни (в 1862 году) П.Л. Толстой поделил свои многочисленные владения между детьми. Чирпы достались Павлу Павловичу Толстому – известному общественному деятелю, многолетнему предводителю дворянства Лаишевского уезда.
В 1917 году крестьяне разделили между собой земли Сахарова и Толстых. В 1929 году здесь образовался колхоз "Красный победитель", потом он стал называться "Память Кирова".
В 1952 году село Чирпы вошло в состав колхоза "Маяк". В 90–х годах в Чирпах появляется новая улица – Молодежная, строится современное здание клуба, деревянное здание школы меняется на кирпичное.
С 1994 года начинается реформирование хозяйств, которое не обходят и Чирпы. Они отделяются в подсобное хозяйство «Кама», потом реорганизуются в крестьянское хозяйство «Кама», в 2002 году присоединяются к КХ «Тан», и в 2003 году на свет появляется ООО «Дуслык», которого сейчас уже нет.
В 1953-54 годах в Чирпы после затопления переезжают из деревень Мысы, Богородское, Сергеевское, а в 1979-83 годах из Рагозино и Никольского (не перспективные деревни). В тоже время из самих Чирпов многие уезжают на Урал в город Первоуральск, у нас говорят об этом городе - «Вторые Чирпы».
Современные Чирпы выглядят довольно скромно: всего несколько улиц. Заводская – главная - так названа потому, что начинается с молочного завода. В начале века ее называли «вшивой горкой», так как там жила многодетная беднота. Лесная – связана с именем Ватагина А.Д., много лет проработавшего лесником. Кольцевая – от нее отходит несколько улиц как от кольца. Приовражная – граничит с небольшим оврагом. Дальняя - в народе «белебейка» - самая отдаленная. Новая – в начале 80-ых на ней построили несколько новых домов для молодых специалистов. Пионерская – когда-то там находился интернат (здание старого волостного управления) и это было местом сбора пионеров, так как там проводились кружки и другие внешкольные мероприятия. Малая – там всего пять домов. Молодежная – в начале 90-ых годов там построили новые двухквартирные дома, и ,в основном, они заселялись молодыми семьями. Многие из них были татарской национальности, поэтому в народе ее называют «татарским поселком». Долгий конец – символическое название – она заканчивается кладбищем.
В конце ХIХ века население Чирпов достигало 994 человек, а конце ХХ века, в 1989 году – 362 жителя, 1997 году - 358 , а в начале 2007 года – 377.
Сейчас в селе живут и русские (основное население), и татары (около 60 человек), и армяне (около 20 человек), и украинцы, и чуваши, и люди других национальностей.
Один из самых известных людей, чье имя связано с Чирпами, Завалишин Дмитрий Иринархович (13 июня 1804 года - 5 ноября 1892 года). В 1824 году в селе Чирпы лаишевской усадьбы помещика Завалишина создается тайный кружок, основанный декабристами Д.И. Завалишиным и В.П. Ивашевым. В кружок входили В.П. Панеев, Ф.М. Рындовский, братья Наумовы, Еписовы и Демидовы. По выражению местной поэтессы Наумовой, кружок увлекал его участников «к безднам преступления», в кружке высоко чтили «Полярную звезду», издававшуюся декабристами Рылеевым и Бестужевым. Кружок распался в 1826 году после ареста его организаторов.
В 1970-ых годах Чирпы становятся «кузницей кадров»: Силаков И.Ф.- секретарь райкома партии, Васильев В.П. – секретарь райкома рартии, затем министр сельского хозяйства, он возглавлял государственный комитет земельных имуществ Республики Татарстан.
Школа
Чирповская школа – одна из старейших школ района. Все начиналось в далеком 1872 году - по инициативе священника Григория Бенедиктова в селе Чирпы открывается земская школа (здание для неё построил на территории церкви помещик П. Толстой). Обучалось в ней в те годы всего 10 учеников - дети попа, дьячка, торговцев. Для детей крестьян-бедняков учёба в школе была несбыточной мечтой. Учительствовал тогда в школе Павел Петрович (фамилию никто не помнит), посвятивший всю свою жизнь обучению детей грамоте.
Чуть позже была построена трёхклассная церковно-приходская школа - здание деревянное, одноэтажное, все учились вместе.
Более ощутимые перемены пришлись на середину прошлого века - село росло, увеличивалось количество детей. Вначале школа приобрела статус семилетней, с 1960 года - восьмилетней, а спустя 6 лет – средней. Через два года состоялся первый выпуск десятиклассников. В это время в школе обучалось 230 учеников. Места не хватало, учились не только в школе, но и в интернате. Но опять настал период, когда количество учащихся стало сокращаться. И в 1974 году состоялся последний выпуск десятиклассников: школа вновь была преобразована в восьмилетнюю.
В 80-е годы было время, когда в школе насчитывалось не более 30 учеников. Возник вопрос о закрытии восьмилетней школы и преобразовании её в начальную. Но страна была на пороге больших перемен. В 90-х годах из города в село стала возвращаться когда-то уехавшая отсюда молодёжь, количество детей нарастало. И в 2000 году Чирповская основная школа снова преобразуется в среднюю.
Большой вклад в историю школы внесли учителя: Кузнецова Е.П., Анастасьева А.Г., Силакова В.А., Галимов И.А., супруги Лазаревы, Буяновы, Лебедевы и многие другие. В школе работала и Трифонова Г.П.
Из памятников архитектуры в Чирпах сохранились Смоленско-Богородицкая церковь и дом В.П. Марева.
Смоленско-Богородицкая церковь.
Приход возник в 1747 году, выделившись из прихода Смолдеярова. В 1747 году воздвигнута, а в 1899 году перестроена кирпичная церковь во имя Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с приделом во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Восьмерик на четверике. Высокий двусветный объём четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом. Апсида полукруглая, крыта конхой и такая же низкая, как и трапезная. Барокко.
Храм строился на средства помещика Андрея Ивановича Змеева (по другим данным – на деньги уральских заводчиков Демидовых). В ограде у северной стены захоронен почитаемый прихожанами священник Бенедиктов, а с южной стороны были мраморные надгробья похороненных здесь генерала Иринархия Ивановича Завалишина и его жены Надежды Толстой. Богатая церковная ограда в тридцатые годы растащена, вековые сосны спилены на дрова, декоративный кустарник - сирень, акации исчезли навсегда.
Дом В.П. Марева
Жилой дом построен в 1912 – 1913 гг. принадлежал богатому крестьянину – торговцу В.П. Мареву. Расположен на западной окраине сельской площади.
Двухэтажный дом под четырёхскатной кровлей, фасады которого прорезаны прямоугольными окнами с лучковым завершением и обрамлены простыми наличниками из кирпичных валиков. По углам здания огибающие лопатки, прорезанные по всей длине неглубокими прямоугольными нишами. Широкий пояс, образованный двумя междуэтажными тягами украшен сдвоенными квадратными нишами под каждым окном. Над многопрофильным карнизом большого выноса (по центру восточного и южного фасада) поставлены массивные ступенчатые аттики со слуховым окном по центру.
Памятник жилой архитектуры в классицистическом стиле.
Сейчас в этом здании размещена часть школы.
Дома в селе все одноэтажные, кроме школы, деревянные и кирпичные. Много ветхих домов, так как много пенсионеров, но с каждым годом строятся все больше и больше новых.
У памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне своя история. Первый памятник поставили в 1967 году к 50-летию Советской власти по инициативе И.Ф. Силакова, тогда председателя колхоза, а второй, на этом же месте, в 1992 году по инициативе Шакирова М.М. Этот памятник в центре села в таком виде всего 15 лет. Сначала здесь росли клены, но они быстро разрастались. Их срубили, а к 55-летию ветераны посадили елочки, которые сейчас так красиво выросли.
Наверное, как и во всех селах, здесь есть свои традиции. Все любят сабантуй и масленицу, вместе веселятся и русские, и татары, и армяне. Сейчас в Чирпах есть клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа, работает дорожный участок.
Источник: laishevo.tatarstan.ru