Мечеть (первая) Кутлубукаш д. (Кутлу-Букаш) Шумбутская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Мечеть (вторая) Кутлубукаш д. (Кутлу-Букаш) Шумбутская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Кладбища Кутлубукаш д. (Кутлу-Букаш) Шумбутская волость Лаишевского уезда Казанской губернии.
Село Кутлу-Букаш Рыбнослободского района имеет богатое и интересное прошлое. Когда-то это был центр региона, да и совсем недавно, еще в 50-60-х годах прошлого века, село было районным центром. Крепким, основательным оно выглядит и сейчас. Его жители помнят и хранят свою историю, для чего в местной школе создали богатый музей села, в котором хранятся самые различные «вещдоки» старины.
830 лет – это серьезно
– Наше село по преданию основали трое мужчин из татарских родов с названиями Вахаб, Агачбурек и Сермек, – говорит местный историк и краевед Каримулла Ахунов.
– Один из них был мощного телосложения, отличался большой силой. Его звали Кутлубек. Это тюркское имя, которое означает «удалой богатырь».
На карте Казанского ханства в свое время было обнаружено поселение с похожим названием – Кутлу-Бугуш. Оно возникло еще в XVI веке.
В XI-XII веках поблизости от этого места булгары создали свое городище Чаллы. Оно имело мощные укрепления и занимало территорию более ста гектаров – с ремесленным посадом, поселениями землепашцев, скотоводов, охотников, рыболовов, пчеловодов. Позднее на берегах реки Челнинка (Шумбутка) и ее притоках были основаны еще тринадцать поселений, в названиях которых есть приставка Чаллы (Челны). Некоторые из них существуют и в настоящее время, рассказывает Каримулла Ахунов.
Первым исследователем Чаллынского городища был историк Н.А. Толмачев, который в 1850 году составил план поселения. В трудах историков К.И. Невоструева, С.Б. Шпилевского, относящихся к концу XIX века, также можно найти исторические сведения о Чаллынском городище.
В русских летописях упоминаются племена челматов, расселившихся на берегу Камы, – они и могли основать городище Чаллы или Челны. С 1183 года здесь существовало укрепленное поселение. Этот год можно считать днем основания, зарождения нынешнего села Кутлу-Букаш. Получается, уже в следующем году этот населенный пункт может отметить 830-летие своего основания, уверен Каримулла-абый.
Воинственными не были, но соплеменникам помогали
В XII и последующих веках это городище было северным форпостом Булгарского государства, в котором жили крестьяне-землепашцы, скотоводы и ремесленники. Поселение имело две длинные улицы. Дома здесь строили деревянные, но обмазывали их глиной для увеличения срока службы. На территории городища были развиты ремесла – археологи при раскопках обнаружили хорошо сохранившуюся мастерскую по выделке кости и металла.
Что касается национального состава населения, которое проживало на месте села Кутлу-Букаш и его окрестностей, то здесь совместно с булгарами располагались финно-угорские племена, а начиная с XVII века эти земли стало активно осваивать и русское население. Позднее здесь были построены спиртовой и стекольный заводы.
Предки жителей Кутлу-Букаша не принадлежали помещикам, являясь государственными, ясачными крестьянами.
Местное население никогда не было особенно воинственным, но в 80-х годах XII века, когда войска князя Всеволода Большое Гнездо напали на тогдашнюю столицу Булгарского государства Биляр, активно оказывали своим соплеменникам вооруженную помощь. Как и несколько веков спустя жителям Казани, когда к ней подошли дружины Ивана Грозного.
В XVII веке в этих местах после длительного обучения на Востоке жил и работал выдающийся теолог, медик, философ и поэт Идрис Зульмухаммед.
Он родился в 1650 году в теперешнем Алькеевском районе в деревне Новые Челны. На территории села Тябердино-Челны Идрис Зульмухаммед открыл медресе и преподавал азы суфизма.
На зарисовки Карла Гуна деньги собирали всем миром
В 1862 году здешние края посетил известный художник Карл Гун, который работал тогда в Елабуге. А когда появилась возможность, он, как человек любознательный, наведался в окрестные поселения. И оставил множество зарисовок местного уклада жизни, домов, подворий, людей той эпохи. Сейчас эти работы хранятся в Русском государственном музее в Санкт-Петербурге.
Всем известно, что мусульманским женщинам позировать художникам из-за религиозных воззрений в те времена воспрещалось. Однако на картинах Карла Гуна они изображены в большом количестве. По одной из версий, нужные аргументы для того, чтобы они согласились позировать, нашла уроженка этих мест Латифа, которая прожила долгое время в Польше, выйдя замуж за татарина – отставного солдата, а затем вернулась домой с либеральными взглядами на положение женщин в обществе.
Уже в наши дни, узнав о том, что изображение земляков и их быта находится в музее Санкт-Петербурга, Каримулла-абый и директор местной школы Накиф Салахиев начали засыпать музей письмами с просьбами продать копии зарисовок. Сначала все было тщетно, но на одно из посланий откликнулась сотрудница музея Вера Кассених, с помощью которой было приобретено восемнадцать изображений второй половины XIX века. Деньги для этого приобретения жители села собирали всем миром. Сегодня альбом с зарисовками хранится в сельском музее.
Вместе со всей страной…
В советское время село Кутлу-Букаш пережило несколько важных вех в своем развитии. Как и историю всей страны, привычный уклад жизни этих мест коренным образом изменила Октябрьская революция 1917 года. Как рассказал глава Кутлу-Букашского сельского поселения Ильдар Фатхутдинов, в свое время село принадлежало Лаишевскому уезду. В ноябре 1917 года здесь был образован комитет бедноты, который сразу же принялся за продразверстку. Вместе со всей страной село пережило лихолетье Гражданской войны, период восстановления народного хозяйства, первые пятилетки. Председателем первого колхоза «Кзыл Юлдуз» («Красная Звезда») в этих местах стал большевик Галим Габзалилов. А первый трактор на полях появился в 1934 году.
После начала Великой Отечественной сельчане отправили на фронт 350 мужчин, из которых 137 не вернулись.
В 1950–1960 годах село было райцентром, впоследствии несколько раз меняло свой административный статус.
Здесь успешно работали колхоз им. Калинина, строительно-монтажное управление, сельхозтехника, кирпичный и молокозаводы, сельхозхимия.
Из этих мест вышли многие известные люди. Среди них поэт Равиль Файзуллин, профессор, доктор педагогических наук Роза Валеева, доктор химических наук Дамир Сафин, доктор технических наук Мухаммет Салихов, кандидаты технических наук Рауф Сафин, Мансур Хафизов, кандидат ветеринарных наук Равиль Ахметов, кандидат социологических наук Рафаэль Шавалиев, композиторы Фатхрахман Ахмадиев, Ильдус Низамов.
Строим, значит, верим в будущее
Сегодня Кутлу-Букаш – одно из крупнейших сел района, центр одноименного сельского поселения, в который входят еще три населенных пункта. В селе проживают 1300 жителей, есть школа, в которой обучаются 228 учеников, детсад на 60 мест, две мечети, Дом культуры, отделение банка, почта, больница, рынок, четыре магазина.
- Все больше домов в селе заселяют дачники, поэтому, вероятно, через несколько лет Кутлу-Букаш будет больше напоминать дачный поселок, – рассуждает глава сельского поселения Ильдар Фатхутдинов. – Но тем не менее жители активно занимаются сельским хозяйством, в основном молочным животноводством. С нынешнего года начало развиваться коневодство. Местные предприниматели имеют три семейные фермы. Они также изготавливают керамзитные блоки и тротуарную плитку, деревянные изделия.
– Главный показатель в последние годы – люди начали активно строить жилье, возводить большие дома, достраивать, укрупнять те, в которых живут. В таком жилье будет не тесно даже большим семьям. Сразу видно – люди строят на перспективу. Значит, в селе будет оставаться и работать молодежь, станем играть свадьбы и радоваться рождению новых сельчан. И в этом – будущее Кутлу-Букаша, – уверен Ильдар Фатхутдинов.
Источник: газета "Республика Татарстан", Георгиев Павел, 09.11.2012 г., № 223 (27380)