История Туркашской мечети
Первое упоминание о туркашской мечет относиться к 40-м годам 18 века. В документе под названием «Экстракт
31 в правительствующий сенат по Казанской губернии о татарских мечетях", перечислены деревни, в которых были зафиксированы мечети. Мече ть (араб. [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Большинство из них были, преимущественно, в разрушенном состоянии. Среди 142-х мечетей, находившихся д деревнях Зюрейской дороги, было (сломанных - 96, не сломанных - 1 мечеть). В этом документе сказано, что на территории Тойкиной сотни Абдулова в деревне Текашево на 15 домов приходиться одна мечеть. Она была построена за 80 лет до проведения ревизии (переписи). Если считать, что к моменту появления данного документа последняя (вторая) ревизия прошла в 1744 - 48 гг., то тогда первая мечеть . была построена в деревне около 1664 - 1668 годах. Это еще раз свидетельствует о более раннем происхождении деревни. Для верующих мусульман это были не самые лучшие времена, так как правительство проводило политику христианизации населения и добивалось закрытие мечетей, свидетельством тому был указ от 7 августа 1756 года, в котором было отмечено, что на территории Казанской губернии «сломано 418 мечетей, оставлено 118». Христианизация –добровольное или насильственное обращение в православие или крещение людей ,исповедовавших другую веру. Новая мечеть появилась несколько позднее. Год строительства этой мечети документально не определена. Известно, что с 1829 года в деревне велась метрические записи. Это значит, что к этому времени служба в мечете была восстановлена. Вероятнее всего, здание мечети было построено в конце 18 века. Оно просуществовало около
32 полутора веков. Мечеть располагалась на месте современного кирпичного клуба. В 1930 году мечеть была закрыта, некоторое время здание пустовало. Затем оно стало пользоваться для нужд колхоза. Сохранились рассказы о том, что в нем разводили цыплят. В последствии здание выстроили и стали использовать под сельский совет .Некоторое время над мечетью возвышался минарет. Это была самая высокая постройка в деревне. Она виднелась издалека и была украшением всей деревни. Когда дело дошло до реконструкции здания, то работа была сведена к демонтажу минарета и некоторой стройки внутренних помещений. Снос минарета не получила одобрения у многих жителей. Старики осуждали решение и выражали свое негодование. Тот кто, взялся за пилу и топор, не прибавил себе авторитета у односельчан. Так мечеть превратилось в общественное здание - сельсовет и клуб. Сельсовет располагался в пристрое здания. Вход в был со стороны проезжей части дороги. Здесь сперва имелось правление колхоза, а затем сельсовет. В помещении стояли деревянные столы, стулья, шкафы с документацией. Па стенах висели красные транспаранты с политическими лозунгами и портреты вождей. Клубное помещение находилось в другом помещении где в прошлом проходили молитвенные службы. Это место стало использоваться для различных мероприятий. В районной газете всегда указывалось местом избирательной комиссии - сельский клуб д. Туркаш. В клубе регулярно проходили политические мероприятия, такие как выборы в представительные органы ,
33 собрания колхозников и сельских жителей. Жители деревни ценили свой клуб. В нем хорошо поставлена культурно-просветительская работа. Он привлекал внимание людей, так как в нем можно увидеть концерты художественной самодеятельности, привозные кинофильмы. Клуб всегда был любимым местом для молодежи. Очень часто проводились молодежные вечеринки, где гармонь, пелись песни и все танцевали. Когда не было электрического освещения, то в клубе пользовались керосиновыми лампами. Рядом с мечетью располагался дом муллы. На этом месте в настоящее время находиться начальная школа. По рассказам стариков семья муллы имела сад-огород, в котором разводили различные садовые культуры. На деревенских детей большое впечатление производили ягодные насаждения, что было для многих в диковинку. Дом муллы не сохранился. Он был разобран на бревна. На месте сноса дома муллы был найден клад медных монет, относящийся ко второй половине 19 - нач. 20 вв. Монеты разошлись по рукам деревенских жителей. В последствии большая часть старых монет была сдана жителями местному заготовителю сырья как медный лом. Небольшая часть этого клада осталась на руках в качестве сувениров. В годы советской власти религиозные организации были отделены от государства и мечети стали закрываться. Но люди сохранили свою веру. Во многих семьях сохранялись религиозные книги. Старики не забыли мусульманскую грамоту, которую они получили еще от муллы. Они могли читать молитвы на арабском языке. Такие люди пользовались особым уважением односельчан. Их всегда
34 приглашали на семейные мероприятия почитать молитву. Мусульманские обычаи не были утрачены. Их соблюдали во всех значимых для людей событиях -рождении и смерти людей, бракосочетании и т.д. Когда наступили новые времена в годы перестройки, то вновь встал вопрос о возрождении ислама, а затем и о постройке мечети. Идея строительства новой мечети зародилась в 1992 -1994 годах. Осуществление этой идеи началось со сбора средств в фонд строительства мечети. Одним из первых известных фактов, связанных с началом формирования этого фонда, была передача собранного пожертвование на поминках старожила Нуриева Хабибелхака (р. 1908 г.) летом 1994 года. После завершения религиозного обряда, рабочком совхоза Ныртынский , Камиль абай рассказал всем присутствующим о том, что существует намерение общественности построить в деревне новую мечеть. Он предложил сдать собранные деньги в фонд строительства мечети. Все участники этого мероприятия поддержали -эту идею и присутствующие сделал свой взнос в этот фонд. Непосредственную помощь в строительстве мечети оказывало руководство совхоза Ныртыиский. В 1995 году туркашцы уже имели у себя бело кирпичное здание мечети, которое положилось в центре деревни напротив клуба. Верхушка минарета была заказано в городе Наберные Челны. На его отопление туркашцы вновь собрали денежные средства. Одновременно велись работы по строительству деревянной мечети в д.Нырты . При завершении постройки мечети в Ныртах , минарет подняли
35 жители этой деревни пенсионер Фаляхов Хантимер с сыном Харисом и Халиков Реваль.