Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кто спешит - себя погубил, кто не спешил - свое дело закончил. (татарская)

Туркаш д. (Туркач, Тукаш, Туркашева) Петропавловская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Назад

Мечеть с. Туркаш Петропавловская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Кладбища Туркаш д. (Туркач, Тукаш, Туркашева) Петропавловская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.



Мечеть с. Туркаш Петропавловская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.


Село в Кукморском районе, в верховье р. Баш-Арбаши, в 29 км к югу от пгт Кукмор. 
     На 2008 г. - 263 жителя (татары). 
     Полеводство, скотоводство. 
     Начальная школа, клуб, библиотека. Мечеть. 
     Известно с 1680 г. В дореволюционных источниках упоминается как Туркач, Тукаш, Туркашева. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь располагалась почтовая станция, функционировали мечеть, водяная мельница, крупообдирка, красильное и токарное заведения. В этот период земельный надел сельской общины составлял 978,9 десятин. 
     

До 1920 г. село входило в Петропавловскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Таканышском, с 01.01.1932 г. в Кукморском, с 10.02.1935 г. в Таканышском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 24 души мужского пола, в 1834 г. - 179, в 1859 г. - 336, в 1877 - 439, в 1897 г. - 750, в 1908 г. - 830, в 1914 г. - 989, в 1920 г. - 866, в 1926 г. - 1000, в 1938 г. - 922, в 1949 г. - 573, в 1958 г. - 641, в 1970 г. - 625, в 1979 г. - 551, в 1989 г. - 372, в 2002 г. - 265 чел.


 

Список кулацко-зажиточных хозяйств облаженных твёрдыми заданиями по Кукморскому району: 
д. Туркаш:

  • Фатыхов Шариф до 1918 г. торговал по патенту 2 разряда и был муазипом , с 1921г по 1928 г. торговал по патенту 1 разряда,
  • Бадриев Ямали до 1918г. хозяйство арендовал до 10 га земли , применял наёмный труд постоянно 2 человека ,а в сезон до 15-20 человек, торговал лесоматериалами и так продолжался до 1928 года. 

Список деревень подлежащих для сдачи зерна государству в 1932году (в пуд.) 

Название деревни Коллективные хозяйства единоличники

Туркаш 330 100


 

Происхождение деревни Туркаш.

Первое известное нам письменное упоминание о деревне находится в «Реестре переписных книг населения Казанской губернии за 1710 - 1727 гг.», хранящемся в Российском государственном архиве древних актов (г.Москва). В реестре находится «Выписка- Перечня Переписной книги Казанского уезда Зюрейской дороги переписи Матвея Сулонета» . Мамадышский уезд Казанской губернии 

В тексте «Выписки» прочитывается дата появления на свет этого документа - 1861 год. Все цифры обозначены буквами (р - 100, п - 80, з - 6). Здесь переписчик упростил запись, упустив в ней 7 тысячелетие. Читать следует как 7186 год. Это византийская система летоисчисления, существовавшая в стране до 1700 года. Для перевода на современную систему счета времени необходимо от данной даты вычесть" 5508 лет. В этом случае, мы получим 1678 год. Это дата появления «перечневой выписки» является официальной точкой отчета для определения года образования деревни. Основная цель проведения переписи - обложение, проживающего на этих землях населения ясаком. В этом документе содержится перечень деревень, население которых было переписано по мужской линии без указаний имен учтенных лиц. Среди перечисленных других деревень в этом документе встречается одна из первых записей о деревне Туркаш. «Деревня, что была пустошь по речке Туркач, в ней 9 дворов, в них людей 9 человек, у них детей 7, братьев 4, пасынков4, внук 1, платит та деревня 5 ясаков с получетью».

Деревня Туркаш При первом прочтении название речки читается как ТУКА, при этом следует обратить внимание на то, что две буквы (Р, Ч) вынесены над словом как титлы. В этом случае появляется слово ТУРКАЧ. Название речки послужило для появления наименования деревни. Сомнений нет в том, что в документе говорится о кикой - либо другой деревне, так как на оборотном и лицевом листах приводятся такие названия как ЧАБИ АРТАШ, АРТАШ, АБАШ, ЧАБИ, починок по реке ТЕНЕШ, в которых мы узнаем существующие в наши дни близлежащие к Туркашу соседние деревни Арбаш и Чабья.  Сабы Мамадышского уезда на губернской карте После обнаружения в архивных документах данной «переписной выписки» жители Туркаша отметили 325- летие появления своей деревни. По этому случаю было проведено торжественное собрание и подготовлен юбилейный буклет. Несмотря на то, что официальная дата образования деревни уже определена по «перечневой выписке» и взята за основу в качестве точки отчета, тем не менее; можно говорить о возможно более ранней дате появления деревни. Для данного утверждения есть некоторые основания. В переписной записи говорится о том, что в момент проведения переписи 1678 года в деревне существовало 9 дворов, а ее жители платят 5 ясаков. Это обстоятельство наводит нас на мысль, что деревня могла появиться несколько раньше. Так как в те времена в системе налогообложения действовал принцип «один двор - одна плата», то это значит, что обязанность уплачивать 5 ясаков  появилась тогда, когда в" деревне было столько же дворов и проживало соответствующее количество семей. Данное утверждение находит свое подтверждение в преданиях старожилов. Так, например, Фазлытдин Хайбуллин (род. 1837 г.) рассказал ученикам деревенского мектебе, в том числе и Губайдулле Рахматуллину (род. 1868 г.), когда тот был десятилетием возрасте, о том, что деревню основали 4- 5 семей. Вероятнее всего эти первые жители попали под очередную перепись и тогда, и появилась обязанность уплачивать эти пять ясаков. Однако, документы, подтверждающие этого утверждение, на сегодняшний день в архивных фондах не обнаружены. На речке Туркач это произошло не гак уж давно, так как в противном случае это место было бы названо «старой пустошью». Если деревня появилась бы на новом месте, то в её названии присутствовала бы запись «починок на речке Туркач». Затрагивая вопрос о том, кто жил в этих местах до появления татар, сошлемся на предания Фазлытдина Хабибуллина. Он довел до Губайдуллы Рахматуллина следующий рассказ: «бабайньщ аталары шул вакетларда ... монда урман арасына, чиремеш арасына кучеп килергэ мэжебур булганнардыр». Согласно преданиям, на месте этой деревни, на речке Туркач, пробивали, черемисы, т.е. прямые потомки современных марийцев. О черемисах, проживавших на территории Казанского края в середине 16 века, мы знаем, что «черемиса кокшайская и ветлужская, живет в пустынях лесных, не сеют, не орют, но ловом звериным и рыбным и войною питаются и живут аки дикие». 

Спустя столетие, черемисы, по данным очевидца Н. Витсэна в 1664 - 1667 годах, освоили культуру земледелия, но «на их земле плохо растёт хлеб» . Исходя из общего состояния развития хозяйственной культуры этого народа в тот период времени, мы можем определить основную причину оставления черемисами этих территорий. Живя среди лесов, черемисы корчевали деревья, расчищали землю и сеяли хлеб. После получения 3-4 урожаев новоощищенные земли теряли своё плодородие и земля переставала обрабатываться и забрасывалась. Вероятнее всего, переложная, подсечно-огневая система одсе чно-огнево е земледе лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. земледелия, послужила и основной причиной, которая заставила черемисов уйти на новые территории в поисках более плодородных земель и богатых дичью лесов. Вскоре пустующие земли были заселены другими переселенцами, которые основали здесь свою деревню, их потомки проживают здесь около трех с половиной веков. В рассказах туркашца Губайдуллы Рахматуллина от 1939 года приводится объяснение о том, почему его предки переселились в эти места. «Казанны руслар алгач, татарларны Казапнан вэ Казан тирэсеннэн, чукынмаганнары ечен утырган жирлэреннэп начар жирлэргэ куганнар, менгэлек белэн ше-гыллэнергэ ирек бирмэгэннэр, налоглар салганнар». Такой взгляд на прошлое никем не опровергнут и в настоящее время является той основной версией, которая служит объяснением причин переселения в эти места татар. 

 С таким взглядом соглашается Ф.Г. Гарипова, которая в своей книге по истории деревень ссылается на рассказы стариков о причинах переселения сюда первых основателей деревни. Появление деревни с татарским населением в этих местах не было единственным эпизодом. Это было составной частью переселенческих процессов 16 - 17веков. Об этом сказано еще в 1877 году исследователем Износковым. ИЗНОСКОВ ИЛЛИОДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ 1835, с. Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии. Чиновник особых поручений при обер-прокуроре Священного Синода (1896-1909). Историк-краевед Казанского края. Он довел до участников 4-го археологического съезда свои выводы о том, что территории ряда уездов (Мамадышского, Царевококшайского, Чистопольского) были заселены татарами, живших ранее на территориях в теперешних уездах Казанском и Лаишевском. Татары продвигались в северные окраины Казанского края и «занимали малозаселенные в то время соседние уезды. Остается нераскрытым вопрос, из какого именно населенного пункта переселились на речку Туркич первые жители этой деревни. Это вполне могла быть одна из деревень, как на это указывал Износков, находившаяся вблизи Лаптева или Казани. Однако, установить в настоящем материнскую связь с тем или иным поселением не представляется возможным. В качестве связующей нити для установления этой связи могли бы послужить татарские тамги. 

ТАМГА - знак родовой принадлежности у тюркских народов. Тамги использовались для таврения скота, бортевых деревьев и передавался по наследству. В настоящее время в Ревизских сказках 1834 года сохранилась тамга Мухаметрахима Биктеева. Возможно, эта тамга укажет ответ на вопрос, где проживали предки первых основателей деревни. Тайна татарской тамги ждет своих исследователей. Одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки — документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII — середины XIX вв. ü Проанализируйте происхождение названия деревни Туркаш. ü При помощи каких исторических источников можно доказать о происхождении названий деревень? 

Название деревни 
Деревня Туркаш носит название речки, на которой она располагается . Такой способ обозначения названий деревень и других населенных пунктов является распространенным явлением на территории Кукморского района. Например , такие деревни как Верхней и Нижний Арбаш, Верхний и Нижний Искубаш, Верхняя Ошторма , Оштарма Юмья, Лубяны, Нурмабаш и др. получили свои топонимы по названию рек. 

Рассматривая проблему происхождения названий населенных пунктов и рек Ф.Г.Гарипова считает, что гидронимах и топонимах «заключены определенные сведения , характеризующие процессы этногенеза татарского народа». По ее мнению название речки и деревни Туркаш связано с древнетюркским языком 5-9 веков. Значит, что она .была п хорошем состоянии и вдоль нее располагались не бедные деревни. После объявления Мамадыша 28 сентября 1781 г. уездным городом дорога приобрела статус уездного тракта. С образованием и Казани в 40-х годах 19 века почтовой службы дорога стала назваться «Мамадышский почтовый тракт». Тракт проходил по следующим населенным пунктам: г. Мамадыш - д. Васильеве - д. Туркаш - Мешенский завод (Нырты) - д.Нижняя Огарка - д. Кйльдебякская - д. Чурлино. В Чурлино под Арском Мамадышский тракт соединялся с дорогой имперского значения - Сибирским трактом . Тракт (нем. Trakt «большая дорога» от лат. tractus «волочение» от traho — «тащу») — улучшенная грунтовая дорога, а также вообще большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты. Название «тракт» имеют некоторые улицы (адресные объекты). 

 Сибирский тракт — сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем. Сибирский тракт официально был образован в 1774 году. Он пролегал по старой Арской дороге, существовшей ещё во времена Казанского ханства и зафиксирована в документах 16 века. В 1847 году у Сибирского тракта имелось также и другое название Казанско- Екатеринбургский тракт. Он направлялся от Казани в Сибирь через Малмыж, Пермь. Екатеринбург и далее. Участок Сибирского (Казанско- Екатеринбургского) тракта пролегал по территории Казанской губернии через следующие пункты: 1) г. Казань - Арское поле 2) ст. Собакино (Япчурино) - 24 версты от Казани; 3) село Чепчуги - 36 версты от Казани; 4) ст. Чурлино - 50 верст от Казани; 5) г. Арск - 13 верст от Чурлино; 6) ст. Метески - 70 верст от Казани; 7) ст. Карадуван - 95 верст от Казани; 8) д. Ахматово (Болтаси) 9) д. Большая Нурма Дальше тракт выходил в Малмышский уезд Вятской губернии. Мамадышский почтовый тракт являлся одним из ответвлением Сибирского тракта. В 19 веке за содержание почтового тракта отвечала уездная управа, которая  отчитывалась о своих сметах и расходах перед Уездным собранием. Губернская управа сохраняла контроль за содержанием дороги. 

 

Из доклада Мамадышскому Уездному собранию 24 сентября 1874 года в докладе очередному мамадьшскому собранию от "Об утверждении смет на исправлении дорожных сооружений в 1875 году" были отражены заложены расходы на ремонт мостов на отдельных участках дороги: 

1) от станции Кильдибякской к станции Туркашской под № 47 длиною 16 сажень, шириною 3 сажени, высотою 1 сажень 12 вершков, на что в смете исчислено 422 руб. 61 ко 2) на том же пространстве мост под № 52 потребно исправить верхнюю дощатую настилку, исчислено смета 3руб. 07 коп. 3) под № 53 также исправить верхнюю дощатую настилку - на сумму 67 руб. 26 коп.; 4) от станции Туркашской к Васильевскому мосту № 72 требуется построить новый мост, где будет проведи новая дорога, мост длиною 8 сажень, шириною 3 сажей» вышиной 2 сажени со спуском к г. Мамадьшу в две саже: на сооружении по смете исчислено 407 руб. 40 коп.». Фонд 81. Опись 4. Дело 51. Л. 4- 4 об. На протяжении большей части дороги в ее основании был уложен деревянный настил из бревен, позволявший распутицу избежать бездорожья. В Туркаше располагалась почтовая станция, станции должны были постоянно находиться в постоят готовности повозка, лошади и все необходимое снаряжение для  перевозки людей и грузов. Здесь находился станционный смотритель. Он отвечал за своевременную перевозку людей и грузов. В 1847 году на Казанско-Екатеринбургском тракте были установлены следующие «прогонные деньги» (тарифы): возку почты и эстафет - 3 коп. серебром за версту и лошадь проезжающих по собственной надобности - 3 коп. сереб. за каждую версту, за сани - 12 коп. серебром. НА РТ. Фонд 2. Опись 1, Дело 720 «а» Ямщиками на станции служили местные жители. Они должны были пройти соответствующую аттестацию и получить свидетельство, позволявшее им заниматься службой. В своем высказывании она опирается на точку зрения Г.В. Юсупова, Г.Ф. Саттарова, которые связывают происхождение названия Туркаш с наименованием одного из древних племен тюргеш, входившего в объединение дулу Западного тюркскою каганата . В современном толкования , по-нашему мнению, название Туркаш происходит двух слов - «туры» (прямой) и «каш» (бровь, дуга) или «кош» (птица), в значении летать. Такая точка зрения основывается на визуальных наблюдениях за окрестностями деревни Если взглянуть с вершины горы на  уходящую в свои низовья речку, то не трудно заметить на её «прямо летящий» характер. Пойма реки направляется по прямой линии от деревни Туркаш в сторону деревень Верхняя и Нижняя Чабья и тянется вплоть до деревни Шамяк. Такой взгляд на реку с высоты птичьего полёта мог послужить основанием для появления такого названия. Все старожилы деревни могут вспомнить те недалекие времена, когда на обрывах берегов реки селились колонии стрижей и ласточек, полёт которых также мог указать первым жителям на название реки. Следует заметить, что названия ближайших деревень также являются сложносоставными. Топонимика (от греч. место и имя, название) — раздел яз.-знания, занимающийся изучением геогр. назв. (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе исторического развития. Название Арбаш произошло от «ар» - человек, вотяк, удмурт и «баш» - голова, т.е. дающая начало жизни людям, а так-же - Уркуш: от «ур» - река, овраг и «куш», «гуш» - (пустой, сухой), сухая пойма реки. Родственные названия встречаются в различных сферах. В Писцовой книге 1602 - 1603 гг. по Казанскому краю записана деревня Тура . В Симбирском сборнике 1624 года имеется имя человека «Турлуш Янтужин». Этот человек был «буртасом» и посошным крестьянином. В Писцовой книге 1647 - 56 гг. записаны названия таких деревень как Тура (Алатская даруга), Турмень, Турмачи. В документах XIX в. встречается название деревни Гуркам, находившаяся в Малокирменской волости  Мамадышского уезда по соседству с деревней Верхняя Сунь . В том же веке в Орловской области существовала деревня Атрагузя-Туркаш. В современном справочнике «Населенных пунктов Татарстана» приведены названия Тураево (Менделеевский р-н), Турминское (Кабицский р-н), Туруш (Муслимовский р-н Тюкаши (Тетюшский р-н). В Оренбургской области (Красногвардейский край встречается название реки Турганик. По Свердловской области протекает река Тура и на располагаются города Верхотурье и Нижняя Тура. В Турции один из нефтяных терминалов называется Туркаши, В испанском спортивном клубе «Итхако» в команде гандболу один из игроков носит имя Туркаш, а голландскую футбольную команду играет вратарь Пе Туркаши из Гронингана. 

§5-6. История туркашской дороги.

В настоящее время деревня соединяется прямым проселочными дорогами с деревнями Совхоз Нырты откуда на Кукмор проложена асфальтная дорога, и Верхней Чабьей, через которую грунтовая дорога направляется в сторону деревень Старая Чабья, Шамак Тавели, Нижний Таканыш. На окраине с Таканышем пролегает асфальтовая дорога, соединяющая между собой два районных центра - Кукмор и Мамадыш. Из Туркаша также можно попасть по  верхней грунтовой дороге в опушки леса в Верхний Арбаш и Уркуш. Туркашская дорога соединяет деревню с иными населенными пунктами не одну сотню лем. У нее имеется своя история. Вероятнее всего, дорога появилась тогда, когда появилась эта деревня, а может еще раньше. Туркашцы гордятся тем, что в прошлом через деревню проходила «царицына дорога» (Патша Юлы) .Считается, что по ней проезжала в Мамадыш путешествовавшая по Волге императрица Екатерина II. Если придворные императрицы предпочли этот путь вместо Зюрейской дороге, то это дорога была переполнена перевозчиками . Одним из таких аттестованных лиц был Сайфулла Сибгатулла. У него было официальное свидетельство, по которому ему разрешалось заниматься перевозками. В качестве отличительного знака он должен был подвешивать в лошадиную упряжку медный колокольчик. Это отличало его от других ездоков. В жизни перевозчиков были некоторые неприятности, связанные с произволом властей. Например, крестьянин  "этой деревни Яруллин 27 марта 1874 вынужден был подать жалобу в губернскую управу на станового пристава, который взял пару лошадей и не вернул их хозяину . НА РТ. Фонд 2. Опись 4. Дело 23. В январе 1909 года Мамадышский почтовый тракт переведен в разряд проселочной дороги. Это привело к тому, что средства на содержание дороги поубавились. Вскоре деревянный настил сгнил и дорога стала уязвимой для бездорожья во время таяния снегов и сезона дождей. Здание почтовой станции, откуда отъезжали ямщики по- своему маршруту, располагалось вблизи моста через речку Уракай. В народе этот мост называют «Сайбаттал кулере». Название моста произошло от имени человека, построившего этот мост в деревне. Вероятнее всего, он жил в 18 веке. Деревянный мост долго выполнял свое назначение и служил жителям деревни. Однако он время от времени разрушался и подлежал очередному ремонту. Не редко после капитального ремонта появлялся заново новый мост. Трудно определить сколько за три столетия было построено новых мостов. Поэтому здесь нужно говорить не об одном, а нескольких мостах, которые сменяли друг друга. Так было до тех пор, пока деревянный мост заменили насыпной дамбой. Деревянный мост имел следующий вид. Он стоял на бревенчатых сваях, опиравшихся в дно речки. Вдоль и поперек были проложены бревна, а поверх них располагались толстые доски. По обе стороны моста крепились для безопасности проезжающих перила. Прямо под мостом протекала речка Уракай. В весеннее половодье небольшая река превращалась в грозный водный поток, 
23 который стремился смыть на своем пути любую преграду, в том числе и мост. В начале 90 -х годов деревянный мост (Сай купере) был снесен и на его месте появилась грунтовая насыпь, которая перекрыла реку. Для протока в поперечном основании насыпи проложены бетонные .Теперь вода протекает под насыпью по трубам , его выполнили подрядчики из Шамардана и Вятских Полян . Многие годы грунтовая дорога исправно служил жителям деревни, несмотря на то, что во время дождя быстро превращалась в плохо проходимый путь. Так было с тех пор, пока на смену лошадям не пришли машины. В 70 - 80 - х годах ушедшего века на дорогу обратили внимание районные власти и между Туркашем ,и Ныртами была насыпана дамба. На строительство дамбы использовали материал из местного каменного карьера. Дамба позволило избавиться во время дождей от вязкости и непроходимости дороги. Теперь в ненастную погоду дорога стала сох свою пропускную способность для тяжелой техники. Пришли новые времена. У людей появились машины. В 2011 году начали прокладывать асфальт . Деревенская дорога продолжает исправно служить людям, как и во все времена, и позволяет всем желающим приезжать в деревню. Туркашцы дорожат своей дорогой так как она соединяет их с внешним миром. Каждому жителю посредством дороги доступен этот мир.

§7-8. От Туркашбаша к Каспийскому морю. 

Деревня располагается на речке Туркашбаш (Теркеш баши йылгасы). В такой форме её называет в своей книге «Татарская гидрономия» Фирдаус Гарипова. Фирдаус Гарипова – автор нескольких книг и десятков монографий, посвященных истории татарских деревень. В современном «Татарском энциклопедическом словаре» в справке о Туркаше говориться о том, что деревня расположена в бассейне реки Ваш Арбаш Вятки . Согласно этому словарю на этой реке также расположены деревни Верхний и Нижний Арбаш и Уркуш. В научной литературе 19 века существовал иной подход в обозначении рек, на которых расположены вышеназванные деревни. В 1881 году исследователь Износков в опубликованном «Списке населенных мест Мамадышского уезда» речку, вдоль которой находились две деревни - Верхний и Нижний Арбаш, назвал Чупчалы, а речку, где расположились Старая и Новая Чабья - Чуткуль. Этот автор сделал следующую справку: «Туркаши, Туркаш - деревня при безымянном ключе». Таким образом, речка утратила свое название . В современном справочнике «Длины малых рек РТ» приводятся количественные сведения об этой реке, но не дается ее название . Однако у реки есть свое историческое название. Оно имеет свою документальное подтверждение. Впервые название реки встречается в переписных документах. В 1678 году в «Выписке из Переписной книги» речка записана под названием Туркач. 
25 В 19 веке речка стала называться Туркашов. В такой форме она была записана в документе под названием « одробные сведения Мамадышского уезда земской управы об оброчных статья как то: мельницах, рыбных ловлях, базарах, каменоломнях и пр., подлежащие обложению земскими сборами на 1872 год» (от 1.09.1871 г.) .

НА РТ. Фонд 3. Опись 2. Дело 33.

В настоящее время на картах Татарстана эта речка либо графически не выделяется, либо при обозначении используется ее название. Это говорит о том, что официальных органах, отвечающих за использование картографии гидронимов, утрачено историческое название этой реки. В этой ситуации следует поднять проблему закрепления за рекой ее исторического названия. Приемлемой формой является название Туркашбаш, которой пользуется Ф. Гарипова. Туркашбаш является правым притоком реки Башар и имеет протяжённость 13,1 км. У реки есть свой правый приток - речка Уракай которой известно только жителям деревни. Туркашбаш берёт своё начало вблизи первых до деревни. Её истоком являются подземные воды, выходя из земли в виде ключа. Ключ сразу набирает силу превращается в ручей. Воды ручья накапливаются несколько десятков метров в небольшой водоем благодаря насыпной грунтовой запруде или дамбе. В 80-х годах река использовалась для изготовления кирпичей, когда рядом находился и работал небольшой завод. В настоящее время этим водоёмом пользуются в основном для выгуливание домашних птиц. 

Преодолевая небольшую плотину, река продолжает своё движение по своему естественному руслу и течёт вдоль деревни. Она делает небольшие изгибы вправо и влево и самым напоминает извилистую ленту. По берегам реки растут кустарники. Речка является любимым местом уток и гусей. Купаться в ней в жаркую погоду никто не риск Она сохраняет студенеющий холод подземных вод. Даже в жаркую погоду она не успевает прогреться, так как постоянно подпитывается из подземных источников на всем ев протяжении. Протекающая вдоль деревни речка стала естественной границей многих приусадебных участков. Вода, протекая вдоль огородов, подбирается к ним и постоянно стремиться размыть берега и перенести естественную границу участков. Жители уже давно изучили характер реки, и поэтому постоянно укрепляют ее берега, чтобы водой не разрушался плодородный слой земли. Берега укрепляются с помощью посаженных деревьев и прибрежного кустарника, камней и хозяйственного мусора. Создается впечатление, что вдоль реки проложен зеленый коридор из насаждений. В середине деревни речка встречается с двумя полноводными родниками (Насыр чишмэсе), один из которых выходит в виде ниспадающей воды со склона горы. Это одно из красивых зрелищ  в деревне. Падающая с шумом вода создаёт завораживающее впечатление и, вероятно, не одно поколение будоражило воображение людей. Сюда любят приходить все жители. Отсюда несколько веков подряд женщины и дети носили воду в свои дома. Здесь до сих пор сохраняются деревянные корыта для полоскания, постиранного белья. Несколько десятилетий назад вблизи родников находились деревенские бани. Так как не все жители имели свои бани, то им разрешалось по-соседски пользоваться частными банями. Такие бани становились общественными. Одной среди таких промывочной для односельчан была Нажиб мунчасы. Баня топилась по- черному. Это означало, что у печи отсутствовала дымоходная труба и поэтому, дым выводился через открытую дверь. После истопки, печь набирала жар, помещение споласкивалось водой, и баня была готова к помывке. Соседи могли пользоваться этой баней, но, соблюдая следующие неписанные правила: необходимо спросить разрешение у хозяина на истопку, за хозяином сохранялось право первой помывки, воду и дрова доставляли пользователи, а также, после помывки помещение должно приводиться в порядок. В настоящее время в каждом доме существует своя баня, но, тем не менее, в деревне сохраняется традиция приглашать к себе в свою баню родню, близких или соседей. Воду теперь носить из родника или речки не требуется, так как каждый дом проведен трубопровод и родниковая пода поступает прямо из крана. 

Набравшись силы от двух мощных родниковых потоков река продолжает свое течение до места встречи с единственным своим притоком - ручей Уракай. («Урак» - серп, «аи» луна.) Уракай берет свое начало в овраге, который тянется с деревни в сторону Ныртов. Эта речка подпитывается из многоводных, но многочисленных подземных родников, старину на этой речке стояла небольшая водяная мельница .Теперь от неё остались только воспоминания и остывшие камни и кирпичи в земле. Уракай, как и Туркашбаш, набирала свою силу во время выпадения дождей и в период таяния снегов. Тогда она становиться достаточно полноводной. Уракай пересекает деревню поперек и вливается в Туркашбаш. Туркашбаш, вобрав в себя воды Уракая, продолжает свой путь вдоль деревни, устремляясь в сторону ее окраин . Река на своем пути поворачивает в разные стороны, как большая змея, пытаясь тем самым изменить своё направление движения. В конце деревни в Туркашбаш вновь вливается большой ручеек, вытекающий из последнего деревенского родника. Этот родник находиться в нескольких шагах от реки. В старину в нем держали в жаркую погоду емкое молочными продуктами. Поэтому этот родник получил название Катык чишмэсе. В настоящее время женщины близ лежащих домов продолжают приходить сюда за водой. В недалеком прошлом рядом с родником располагалась небольшая запруда. В нем отмачивалась липовая кора, чтобы приготовить лыко. Из этого материала плелись  веревки и лапти. Теперь этот вид домашней работ ушел в небытие. Закончив свой путь по деревни Туркаш река устремляется в направлении соседней деревни под названием Верхняя Чабья. За деревней начинаются пойменные луга. Это прекрасное место для выпаса домашнего скота. Здесь произрастает сочная трава. Эти места защищены от сквозных ветров со стороны склона горы. По склону горы протоптаны многочисленные тропинки. Они появились в результате прогона скота. С противоположенной стороны от склона реки вдоль пойменных лугов расположены пахотные поля. Здесь выращивают различные сельскохозяйственные культуры (в основном, зерновые), В прошлом высаживались картофель и корнеплоды. Жители Туркаша использовали полезные свойства реки не только для хозяйственных целей. Река и ее берега всегда были местом проведения культурного отдыха. Рядом с рекой находятся многочисленные лужайки, которые используются как для массового гуляния, так и для личных прогулок. Основным праздником для деревенских людей является Сабантуй. Он проводится на одном из майданов вдоль реки. Праздник может проходить в разных уголках деревни - у истока реки, у больших родников и на окраине деревни. В те времена, когда в деревни было много молодежи, на лужайках вдоль берегов собирались парни и девушки, и весело проводили время. Играли в подвижные игры, просто гуляли и по-дружески общались. В песне под названием Туркаш» (слова Харриса Мустафина и музыка Илгиза Зарипова) воспевается родная деревня, любимые места и речка Уракай. Река Вятка Речка Туркашбаш пройдя десятикилометровый путь, напоив водой жителей трех деревень Туркаш, Верхняя и Мижняя Чабья вливается в реку Башарбаш, которая отдает свои воды реке Шия. Шия впадает в реку Вятка, Вятка в Каму, Кама в Волгу, а Волга в Каспийское море. Маленький «сток дает частичку жизни большому морю так же, как маленькая деревня составляет основу своего народа.

§11. Участие туркашцев в пугачевских событиях 


В 1773-1775 гг. по восточным районам Российской империи прокатилась мощная волна народного 
38 возмущения. Она охватила Приуралье, Зауралье, Среднее и Нижнее Поволжье. В российскую историю связанные с ней события вошли как крестьянское восстание («крестьянская война») под предводительством Емельяна Пугачева. До сих пор страна не знала столь крупного и ожесточенного движения социального протеста. Причины «пугачевщины» и участия в ней народов Среднего Поволжья. В первое десятилетие правления Екатерины II (1762-1796) произошло резкое усиление феодально-крепостнических порядков. Помещики получили право отправлять крестьян на поселение в Сибирь, на каторжные работы. Возросли повинности крепостных в пользу помещика, крестьяне превратились в живой товар. Не обошли стороной эти процессы и население Среднего Поволжья. До четырех-пяти дней возросла барщина. Десятки тысяч приписных крестьян трудились в Адмиралтействе, на уральских горных заводах. Недовольство нерусских народов края вызывала политика христианизации. И хотя времена неистового Луки Конашевича ушли в прошлое, преследования, дискриминация иноверцев продолжались. Восстание началось 17 сентября 1773 г. в среде яицкого казачества. Тогда Е.И. Пугачев на хуторе казаков Толкачевых объявил себя «государем Петром Федоровичем» и провозгласил манифест яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом. В манифесте речь также шла о татарах и калмыках. Призывы послужить «чудом, спасшемуся императору» за свое отечество, подкрепленные щедрыми обещаниями, пали на 
39 благодатную почву. Под знамена «Петра III» стали стекаться сотни и сотни недовольных. Первым пугачевцы осадили Яицкий городок, и все их войско насчитывало около 200 человек. В начале октября под Оренбург Пугачев привел уже 2,5 тысячи повстанцев. Впоследствии Пугачев еще не раз выпускал манифесты и указы. В них он обращался к казахам, башкирам, калмыкам, татарам, казакам, работным людям, крестьянам. Манифесты и указы содержали обещания земли и воли, равенства народов и вер. Одновременно «Петр III» призывал к расправе над дворянами и чиновниками, призывал «казнить смертью» противников его воли. С первого дня восстания манифесты и указы переводились и на татарский язык. На этом языке сообщались между собой повстанцы разных национальностей — татары, башкиры, марийцы, удмурты. В период восстания татарский язык поистине стал языком межнационального общения. В июне-июле армия Пугачева захватила крепости Оса, Елабуга, Сарапул, Мамадыш, Мензелинск, Заинек. Для повстанцев открылся путь на Казань. Местное население встречало их с восторгом. Жители деревни Туркаш стали не только очевидцами, но и участниками тех событий. В водовороте прошедших событий мы имеем подтверждение того, что жители Туркаша были участниками в пугачевском движении. Отряды Пугачева прошли по Туркашу, так как деревня находилась на участке между Мамадышем и Арском. 

 Некоторые отряды могли проходить в непосредственно от Туркаша, так как шли в одном направлении дорогами и пополняли свои ряды. Жители деревни стали участниками событий. Позже оказались в черном списке, который появился после разгрома войск Пугачева. «Уркуш - 30 чел.Верхний Арбаш - 70 чел. Нижний Арбаш - 50 чел. Туркаш - 200 чел. Большие Нырты - 150 чел. .Абди-300чел.Средние Нырты - 50 чел. Большой Арташ - 100 чел.» В эпизодах войны проясняется что 8-го июля 1774 года армия повстанцев вышла из Тавелей и двинулся дальше в направлении села Нырты, где находился Мешинский медеплавильный завод, через деревни Ногашиво 2- версты и Чаксы 4-версты.От Чаксов дорога пролегала по деревням Чабьи, Туркаш, Ятмас Дусай и Нырты.Далее войско двигается к Арску. Один из отрядов был направлен в сторону Кукмора , где находился Таишевский медеплавильный завод. ü Почему народы Среднего Поволжья были заодно с Е.И.Пугачёвым и пугачёвцами ? ü Проследите на карте движение пугачёвских войск к Казани. ü Расскажите о последствиях пугачёвщины в крае. 

 

§12.Население деревни Туркаш 

Население деревни 17 век 
В 1678 году состав жителей деревни был представлен 9 взрослыми мужчинами, 4 братьями, 7 детьми, 4 пасынками и 1 внуком. Это составляет 25 человек представителей мужского пола. Если включить в состав жителей женщин, 
41 то в деревне насчитывалось не менее 34 человек, но не более 45-50 человек. 

Население деревни 18 век 
Сведения о численности жителей деревни в 18 столетии приблизительны. В «Экстракте в правительствующий сенат» (40-е гг.18 в.) отмечено в деревне 15 дворов. Это составляло примерно 120 - 135 лиц обоих полов и всех возрастов. В «Донесении графу Панину» 1775 го да приведена численность участников пугачевских событий - 200 человек. Это приблизительная величина жителей деревни. Она, вероятно несколько завышена. 

Население деревни 19 век 
Сведения о численности населения 19 века опираются на переписные документы, связанные с налогообложением, и поэтому эти сведения носят более объективный характер. По результатам трех ревизий (8, 9 и 10) можно судить о численности населения деревни в первой половине и середине 19 столетия. 5 апреля 1834 года в Туркаше была проведена 8 ревизия населения. По результатам этой переписи устанавливается тот факт, что в тот момент в деревне проживало 23 семьи. Одна семья была причислена к служилым татарам и приписана к другой волости. Остальные семьи были отнесены к категории ясачных татар. В дополнении к этому документу сделана запись одной солдатской семьи. В этих «Ревизских сказках», так же как и в последующих переписных документах, записана семья деревенского муллы, так как представители духовенства не несли 
42 тягловые повинности государству. Всего по двум документам - основной дополнительной «Ревизской сказке» записано 182 человека, в том числе 84 лица мужского пола и 98 женщин. Каждый человек записан под своим именем в составе своих семей. В «Ревизской сказке» от 27 августа 1850 года записано 254 жителя, в том числе 129 мужчин и 125 женщин. За 16 лет увеличилось количество самостоятельных семей. Теперь в деревне стало на 5 домохозяйств больше и число жителей увеличилось на 78 человек. 15 апреля 1858 года волостной старшина записал в «Ревизскую сказку» 27 проживающих семей. Во второй половине 19 века в деревне наблюдается резкое увеличение количества новых домохозяйств. Это связано с тем, что в стране прошли реформы, которые затронули и жителей деревни. Активность жителей по обустройству новых домов возросла. В 1876 году (по данным Н.Н. Вечеслава) численность жителей стала составлять 415 человек, в том числе 204 мужчин и 211 женщин. В 1877 году И. А. Износков привел по Мамадышскому уезду справку по Туркашу в которой говорилось, что в деревне проживает 439 человек, в том числе 212 мужчина и 227 женщина. В «Списках крестьян домовладельцев д. Туркаш за 1874 - 1884 гг.», хранящимся в НА РТ, перечислено 95 имен домовладельцев. В 1887 году в документах сельского схода приведены данные, что в деревне находится 114 домохозяйств 
43 и проживает 336 человека мужского пола. Женщины в документе не указаны. 

Население деревни в начале 20 века


В 1904 году в протоколах сельского схода записано , что в деревне насчитывается 134 домохозяйства и 368 мужчин . Количество проживающих женщин не указано . В 1908 году в справке по деревне Туркаш составленный К.П.Берстелем, население составляло 758 человек. 1914 году протоколах сельского схода записано, что числится 134 домохозяйства .1914 году имам Харрис Габдулла Рахимов записал в книге, что в деревне проживает 556 мужчины .Всего - 989 человек. В годовом отчете колхоза «Ярыш» за 1933 г. в графе население деревни записано, что в колхозе числится 176 дворов и 929 человек, а в отчете за 1934 год 183 двора и 969 человек. ü Попытайтесь сформулировать основной вывод о населении д.Туркаш и причины его роста. ü Подумай какие изменения произошли в сельском хозяйстве родного края ? ü Кто такие ясачные татары ? 

 

МБОУ ДОД «Центр творческого развития гуманитарного образования» 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов