Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Молодость дважды не бывает. (татарская)

Большие Савруши с. (Олы Саурыш) Елышевская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Тюлячинский р-н, село Большие Савруши

Козьмодемьянская церковь с. Большие Савруши (Елышевская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Мечеть с. Большие Савруши Тюлячинский район Татарстан.

Кладбища Большие Савруши с. (Олы Саурыш) Елышевская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.



Состояла в приходе: 


История села Большие Савруши в сочинении Александра Григорьева

Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Николаевича Григорьева об истории с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР от 16 сентября 1921 г.

Преданий кряшен о татарском о иге, Иоанне Грозном, Стеньке Разине я не знаю.

О Пугачеве говорят, что его шайка была в нашем селе.

Говорят, что они захаживали самым богатым и угощались. Кто их угощал, тех они не трогали, а кто относился им негостеприимно, того они разоряли, грабили дотла. Вот что говорят наши старики и старухи о Пугачеве, а песен и других воспоминаний я о нем не слыхал.

Да вот еще: около нашего села есть луга. И говорят, что на этих лугах они кормили своих лошадей.

Нет ли старинных документов в местной церкви? Священник нашего села говорит, что была книга про наше село, но эту книгу потеряли. Что он помнит, нынче мне рассказал. Что наше село находилось не на этом месте, а на 1 версту к северу, на самой большой дороге, которая идет из Казани в Мамадыш. Но трудно жилось на этом месте. Так как разные шайки разбойничьи приходили по этой дороге и грабили их. Так как их в это время было немного, всего 3 двора. Поэтому они не в состоянии были противостоять . А сами были татары. Один из них был крещен на военной службе. И вот этот крещен вздумал переселиться на другое место. На то самое место, где сейчас находится наше село, переселился из села Янцовары один мурза Петеркеев. И вот он звал этого крещеного татарина к себе. Конечно, тот согласился и переселился на это место. А остальные 2 двора тоже переселились недалеко от своего старого места. Одни, на север - на 1 версту - деревня называется Татарскими Саврушами. Другие переселились на восток, и там сейчас образовалась тоже татарская деревня Тюбяк.

Наша местность тогда была со всех сторон окружена лесами. Этот мурза Петеркеев имел много земли и много домашнего скота, даже занимался пчеловодством. У него было 4 сына. Первого звали Евдокимом, 2-го - Матфеем, 3-го - Григорием, а 4-й сын пошел на военную службу и там сделался генералом. Сначала он служил в Петрограде, а потом вернулся сюда в Казань. Купил себе дом и здесь же умер.

Так от 3 сыновей Петеркеева есть 3 фамилии, например: Евдокимовы, по-кряшенски Аубыкырныкылар, Матвеевы, по-кряшенски Матаныкылар, Григорьевы, по-кряшенски Гертикәкләр, последней фамилии отношусь я сам.

А тот пришелец, новокрещеный татарин, жил и прожил свой век в этом селе. Его потомки тоже расселялись и смешались с потомками Петеркеева. Но лет 40-50 тому назад крестьяне нашего села начинают отпадать в магометанство. И сейчас чуть не половина исповедует магометанскую веру. Отпали не только потомки новокрещеного татарина, но и Петеркеевых. И так отпадали до 1917 года. Только в настоящее время не замечается. Причина этого вот что: жители нашего села все портные. И они уходили даже из своего дома в чужие края. Особенно они портничали в Уфимской губернии у башкир. Но башкиры не любили кряшен и не давали им работу. Но ясное дело, без работы жить нельзя, и они начали принимать татарские имена. И это им не помогло. Зовутся татарским именем, посмотрят документы, а там русские имена. И таких совсем прогоняли из своей деревни, называя ногаями, а еще оскорбительно называли бетле керәшен.

Но страсть к богатству у всякого народа есть, а богатство без работы не удается. И вот они вздумали совсем принять магометанство и сделаться единоверцами башкир. Конечно, когда они приняли магометанство, они находили работу у башкир и зарабатывали большие суммы денег. По их примеру поступали и другие. настоящий момент колеблющихся в вере мало.

В нашем селе более 2-х сотен дворов, и из них около 80 дворов магометане.

Но, несмотря на это, магометане и кряшены живут в согласии и мирным путем добывают себе, что им нужно. Ходят друг к другу в гости и т.д.

Главное занятие: земледелие. Второстепенные: пчеловодство, держат домашнюю скотину, которую зимой держат в избе. Портняжничество. Есть среди них плотники, столяры, сапожники и рыболовы.

Памятников из старины под рукой нет, но можно найти.

В 1919 году, когда 59-й военный отряд ремонтировал шоссейную дорогу, идущую в Мамадыш, открыли две могилы. Скелеты человека, один в дубовой колоде. В колоде еще со скелетом кинжал, который взяли и сломали. Скелет зарыли опять в землю, а колоду, или гроб, сожгли. Другой скелет наши без гроба, и с ним бусы (красные). И отсюда можно заключить, что здесь когда-то давно хоронили людей православных, а кинжал может сказать, что он был человек военный. А скелет с бусами?

Если ископать эту местность, то можно найти множество старинных памятников древних времен.

Конечно, здесь было кладбище, и оно ограждено со всех сторон. Вот за это кладбище шел спор. Татары говорили, что здесь схоронены татары, а кряшены - что кряшены. Но когда здесь нашли скелеты человека, одного в гробу, другого прямо в земле, то пришли к выводу, что здесь похоронены татары-магометане, кряшены или русские. Но согласиться с тем, что здесь похоронены магометане, не приходится, так как магометан с бусами на шее не хоронят а, скорее, язычников.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 147-1 54.

Из книги "Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (192101922): сборник материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р.Исхаков, Г.А.Николаев. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. - 316 с.

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/osobennosti-odezhdy-nagaybakov

 


Село в Тюлячинском районе, на левый притоке р. Мёша, в 23 км к юго-востоку от села Тюлячи.
     На 2000 г. - 151 житель (татары).
     Полеводство, свиноводство.
     Начальная школа, клуб, мечеть.
     Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным и валяльным промыслами. В 1868 в селе была открыта мужская школа Братства святого Гурия, в 1898 г. - женская. В начале 20 в. здесь функционировали Козьмодемьянская церковь, кузница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1259,7 дес.
   

До 1920 г. село входило в Елышевскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Сабинском, с 04.10.1991 г. в Тюлячинском районах.
     Число жителей: в 1782 г. - 122 души мужского пола, в 1859 г. - 575, в 1897 г. - 971, в 1908 г. - 1213, в 1920 г. - 1014, в 1926 г. - 1137, в 1938 г. - 846, в 1949 г. - 506, в 1958 г. - 382, в 1979 г. - 319, в 1989 г. - 199 чел.
     Первые переселенцы были с деревень Айдарово и Сатышево. Рядом был родник и эти переселенцы расположились именно здесь. В этом году была очень плохая погода, все лето были дожди. В связи с этим урожая не было, но в одном месте осталось несколько здоровой рожи (сау арыш). Из этого и назвали деревню Савруши.
     До революции в селе Большие Савруши было 240 хозяйств. В 1920 году был образован колхоз имени Татарстана. Село Большие Савруши являлось центром сельсовета. В 1970 году административным центром сельсовета стало село Большая Меша.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

История села Большие Савруши в сочинении Александра Григорьева

 

Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Николаевича Григорьева об истории с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР от 16 сентября 1921 г.

Преданий кряшен о татарском о иге, Иоанне Грозном, Стеньке Разине я не знаю.

О Пугачеве говорят, что его шайка была в нашем селе.

Говорят, что они захаживали самым богатым и угощались. Кто их угощал, тех они не трогали, а кто относился им негостеприимно, того они разоряли, грабили дотла. Вот что говорят наши старики и старухи о Пугачеве, а песен и других воспоминаний я о нем не слыхал.

Да вот еще: около нашего села есть луга. И говорят, что на этих лугах они кормили своих лошадей.

Нет ли старинных документов в местной церкви? Священник нашего села говорит, что была книга про наше село, но эту книгу потеряли. Что он помнит, нынче мне рассказал. Что наше село находилось не на этом месте, а на 1 версту к северу, на самой большой дороге, которая идет из Казани в Мамадыш. Но трудно жилось на этом месте. Так как разные шайки разбойничьи приходили по этой дороге и грабили их. Так как их в это время было немного, всего 3 двора. Поэтому они не в состоянии были противостоять . А сами были татары. Один из них был крещен на военной службе. И вот этот крещен вздумал переселиться на другое место. На то самое место, где сейчас находится наше село, переселился из села Янцовары один мурза Петеркеев. И вот он звал этого крещеного татарина к себе. Конечно, тот согласился и переселился на это место. А остальные 2 двора тоже переселились недалеко от своего старого места. Одни, на север - на 1 версту - деревня называется Татарскими Саврушами. Другие переселились на восток, и там сейчас образовалась тоже татарская деревня Тюбяк.

Наша местность тогда была со всех сторон окружена лесами. Этот мурза Петеркеев имел много земли и много домашнего скота, даже занимался пчеловодством. У него было 4 сына. Первого звали Евдокимом, 2-го - Матфеем, 3-го - Григорием, а 4-й сын пошел на военную службу и там сделался генералом. Сначала он служил в Петрограде, а потом вернулся сюда в Казань. Купил себе дом и здесь же умер.

Так от 3 сыновей Петеркеева есть 3 фамилии, например: Евдокимовы, по-кряшенски Аубыкырныкылар, Матвеевы, по-кряшенски Матаныкылар, Григорьевы, по-кряшенски Гертикәкләр, последней фамилии отношусь я сам.

А тот пришелец, новокрещеный татарин, жил и прожил свой век в этом селе. Его потомки тоже расселялись и смешались с потомками Петеркеева. Но лет 40-50 тому назад крестьяне нашего села начинают отпадать в магометанство. И сейчас чуть не половина исповедует магометанскую веру. Отпали не только потомки новокрещеного татарина, но и Петеркеевых. И так отпадали до 1917 года. Только в настоящее время не замечается. Причина этого вот что: жители нашего села все портные. И они уходили даже из своего дома в чужие края. Особенно они портничали в Уфимской губернии у башкир. Но башкиры не любили кряшен и не давали им работу. Но ясное дело, без работы жить нельзя, и они начали принимать татарские имена. И это им не помогло. Зовутся татарским именем, посмотрят документы, а там русские имена. И таких совсем прогоняли из своей деревни, называя ногаями, а еще оскорбительно называли бетле керәшен.

Но страсть к богатству у всякого народа есть, а богатство без работы не удается. И вот они вздумали совсем принять магометанство и сделаться единоверцами башкир. Конечно, когда они приняли магометанство, они находили работу у башкир и зарабатывали большие суммы денег. По их примеру поступали и другие. настоящий момент колеблющихся в вере мало.

В нашем селе более 2-х сотен дворов, и из них около 80 дворов магометане.

Но, несмотря на это, магометане и кряшены живут в согласии и мирным путем добывают себе, что им нужно. Ходят друг к другу в гости и т.д.

Главное занятие: земледелие. Второстепенные: пчеловодство, держат домашнюю скотину, которую зимой держат в избе. Портняжничество. Есть среди них плотники, столяры, сапожники и рыболовы.

Памятников из старины под рукой нет, но можно найти.

В 1919 году, когда 59-й военный отряд ремонтировал шоссейную дорогу, идущую в Мамадыш, открыли две могилы. Скелеты человека, один в дубовой колоде. В колоде еще со скелетом кинжал, который взяли и сломали. Скелет зарыли опять в землю, а колоду, или гроб, сожгли. Другой скелет наши без гроба, и с ним бусы (красные). И отсюда можно заключить, что здесь когда-то давно хоронили людей православных, а кинжал может сказать, что он был человек военный. А скелет с бусами?

Если ископать эту местность, то можно найти множество старинных памятников древних времен.

Конечно, здесь было кладбище, и оно ограждено со всех сторон. Вот за это кладбище шел спор. Татары говорили, что здесь схоронены татары, а кряшены - что кряшены. Но когда здесь нашли скелеты человека, одного в гробу, другого прямо в земле, то пришли к выводу, что здесь похоронены татары-магометане, кряшены или русские. Но согласиться с тем, что здесь похоронены магометане, не приходится, так как магометан с бусами на шее не хоронят а, скорее, язычников.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 147-1 54.

Из книги "Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (192101922): сборник материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р.Исхаков, Г.А.Николаев. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. - 316 с.

Источник: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/istoriya-sela-bolshie-savrushi-v-sochinenii-aleksandra-grigoreva
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2022-02-04 15:29:47 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов