Мечеть с. Большие Савруши Тюлячинский район Татарстан.
Кладбища Большие Савруши с. (Олы Саурыш) Елышевская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.
Состояла в приходе:
Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Николаевича Григорьева об истории с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР от 16 сентября 1921 г.
Преданий кряшен о татарском о иге, Иоанне Грозном, Стеньке Разине я не знаю.
О Пугачеве говорят, что его шайка была в нашем селе.
Говорят, что они захаживали самым богатым и угощались. Кто их угощал, тех они не трогали, а кто относился им негостеприимно, того они разоряли, грабили дотла. Вот что говорят наши старики и старухи о Пугачеве, а песен и других воспоминаний я о нем не слыхал.
Да вот еще: около нашего села есть луга. И говорят, что на этих лугах они кормили своих лошадей.
Нет ли старинных документов в местной церкви? Священник нашего села говорит, что была книга про наше село, но эту книгу потеряли. Что он помнит, нынче мне рассказал. Что наше село находилось не на этом месте, а на 1 версту к северу, на самой большой дороге, которая идет из Казани в Мамадыш. Но трудно жилось на этом месте. Так как разные шайки разбойничьи приходили по этой дороге и грабили их. Так как их в это время было немного, всего 3 двора. Поэтому они не в состоянии были противостоять . А сами были татары. Один из них был крещен на военной службе. И вот этот крещен вздумал переселиться на другое место. На то самое место, где сейчас находится наше село, переселился из села Янцовары один мурза Петеркеев. И вот он звал этого крещеного татарина к себе. Конечно, тот согласился и переселился на это место. А остальные 2 двора тоже переселились недалеко от своего старого места. Одни, на север - на 1 версту - деревня называется Татарскими Саврушами. Другие переселились на восток, и там сейчас образовалась тоже татарская деревня Тюбяк.
Наша местность тогда была со всех сторон окружена лесами. Этот мурза Петеркеев имел много земли и много домашнего скота, даже занимался пчеловодством. У него было 4 сына. Первого звали Евдокимом, 2-го - Матфеем, 3-го - Григорием, а 4-й сын пошел на военную службу и там сделался генералом. Сначала он служил в Петрограде, а потом вернулся сюда в Казань. Купил себе дом и здесь же умер.
Так от 3 сыновей Петеркеева есть 3 фамилии, например: Евдокимовы, по-кряшенски Аубыкырныкылар, Матвеевы, по-кряшенски Матаныкылар, Григорьевы, по-кряшенски Гертикәкләр, последней фамилии отношусь я сам.
А тот пришелец, новокрещеный татарин, жил и прожил свой век в этом селе. Его потомки тоже расселялись и смешались с потомками Петеркеева. Но лет 40-50 тому назад крестьяне нашего села начинают отпадать в магометанство. И сейчас чуть не половина исповедует магометанскую веру. Отпали не только потомки новокрещеного татарина, но и Петеркеевых. И так отпадали до 1917 года. Только в настоящее время не замечается. Причина этого вот что: жители нашего села все портные. И они уходили даже из своего дома в чужие края. Особенно они портничали в Уфимской губернии у башкир. Но башкиры не любили кряшен и не давали им работу. Но ясное дело, без работы жить нельзя, и они начали принимать татарские имена. И это им не помогло. Зовутся татарским именем, посмотрят документы, а там русские имена. И таких совсем прогоняли из своей деревни, называя ногаями, а еще оскорбительно называли бетле керәшен.
Но страсть к богатству у всякого народа есть, а богатство без работы не удается. И вот они вздумали совсем принять магометанство и сделаться единоверцами башкир. Конечно, когда они приняли магометанство, они находили работу у башкир и зарабатывали большие суммы денег. По их примеру поступали и другие. настоящий момент колеблющихся в вере мало.
В нашем селе более 2-х сотен дворов, и из них около 80 дворов магометане.
Но, несмотря на это, магометане и кряшены живут в согласии и мирным путем добывают себе, что им нужно. Ходят друг к другу в гости и т.д.
Главное занятие: земледелие. Второстепенные: пчеловодство, держат домашнюю скотину, которую зимой держат в избе. Портняжничество. Есть среди них плотники, столяры, сапожники и рыболовы.
Памятников из старины под рукой нет, но можно найти.
В 1919 году, когда 59-й военный отряд ремонтировал шоссейную дорогу, идущую в Мамадыш, открыли две могилы. Скелеты человека, один в дубовой колоде. В колоде еще со скелетом кинжал, который взяли и сломали. Скелет зарыли опять в землю, а колоду, или гроб, сожгли. Другой скелет наши без гроба, и с ним бусы (красные). И отсюда можно заключить, что здесь когда-то давно хоронили людей православных, а кинжал может сказать, что он был человек военный. А скелет с бусами?
Если ископать эту местность, то можно найти множество старинных памятников древних времен.
Конечно, здесь было кладбище, и оно ограждено со всех сторон. Вот за это кладбище шел спор. Татары говорили, что здесь схоронены татары, а кряшены - что кряшены. Но когда здесь нашли скелеты человека, одного в гробу, другого прямо в земле, то пришли к выводу, что здесь похоронены татары-магометане, кряшены или русские. Но согласиться с тем, что здесь похоронены магометане, не приходится, так как магометан с бусами на шее не хоронят а, скорее, язычников.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 147-1 54.
Из книги "Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (192101922): сборник материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р.Исхаков, Г.А.Николаев. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. - 316 с.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/osobennosti-odezhdy-nagaybakov
Село в Тюлячинском районе, на левый притоке р. Мёша, в 23 км к юго-востоку от села Тюлячи.
На 2000 г. - 151 житель (татары).
Полеводство, свиноводство.
Начальная школа, клуб, мечеть.
Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным и валяльным промыслами. В 1868 в селе была открыта мужская школа Братства святого Гурия, в 1898 г. - женская. В начале 20 в. здесь функционировали Козьмодемьянская церковь, кузница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1259,7 дес.
До 1920 г. село входило в Елышевскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Сабинском, с 04.10.1991 г. в Тюлячинском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 122 души мужского пола, в 1859 г. - 575, в 1897 г. - 971, в 1908 г. - 1213, в 1920 г. - 1014, в 1926 г. - 1137, в 1938 г. - 846, в 1949 г. - 506, в 1958 г. - 382, в 1979 г. - 319, в 1989 г. - 199 чел.
Первые переселенцы были с деревень Айдарово и Сатышево. Рядом был родник и эти переселенцы расположились именно здесь. В этом году была очень плохая погода, все лето были дожди. В связи с этим урожая не было, но в одном месте осталось несколько здоровой рожи (сау арыш). Из этого и назвали деревню Савруши.
До революции в селе Большие Савруши было 240 хозяйств. В 1920 году был образован колхоз имени Татарстана. Село Большие Савруши являлось центром сельсовета. В 1970 году административным центром сельсовета стало село Большая Меша.
Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Николаевича Григорьева об истории с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР от 16 сентября 1921 г.
Преданий кряшен о татарском о иге, Иоанне Грозном, Стеньке Разине я не знаю.
О Пугачеве говорят, что его шайка была в нашем селе.
Говорят, что они захаживали самым богатым и угощались. Кто их угощал, тех они не трогали, а кто относился им негостеприимно, того они разоряли, грабили дотла. Вот что говорят наши старики и старухи о Пугачеве, а песен и других воспоминаний я о нем не слыхал.
Да вот еще: около нашего села есть луга. И говорят, что на этих лугах они кормили своих лошадей.
Нет ли старинных документов в местной церкви? Священник нашего села говорит, что была книга про наше село, но эту книгу потеряли. Что он помнит, нынче мне рассказал. Что наше село находилось не на этом месте, а на 1 версту к северу, на самой большой дороге, которая идет из Казани в Мамадыш. Но трудно жилось на этом месте. Так как разные шайки разбойничьи приходили по этой дороге и грабили их. Так как их в это время было немного, всего 3 двора. Поэтому они не в состоянии были противостоять . А сами были татары. Один из них был крещен на военной службе. И вот этот крещен вздумал переселиться на другое место. На то самое место, где сейчас находится наше село, переселился из села Янцовары один мурза Петеркеев. И вот он звал этого крещеного татарина к себе. Конечно, тот согласился и переселился на это место. А остальные 2 двора тоже переселились недалеко от своего старого места. Одни, на север - на 1 версту - деревня называется Татарскими Саврушами. Другие переселились на восток, и там сейчас образовалась тоже татарская деревня Тюбяк.
Наша местность тогда была со всех сторон окружена лесами. Этот мурза Петеркеев имел много земли и много домашнего скота, даже занимался пчеловодством. У него было 4 сына. Первого звали Евдокимом, 2-го - Матфеем, 3-го - Григорием, а 4-й сын пошел на военную службу и там сделался генералом. Сначала он служил в Петрограде, а потом вернулся сюда в Казань. Купил себе дом и здесь же умер.
Так от 3 сыновей Петеркеева есть 3 фамилии, например: Евдокимовы, по-кряшенски Аубыкырныкылар, Матвеевы, по-кряшенски Матаныкылар, Григорьевы, по-кряшенски Гертикәкләр, последней фамилии отношусь я сам.
А тот пришелец, новокрещеный татарин, жил и прожил свой век в этом селе. Его потомки тоже расселялись и смешались с потомками Петеркеева. Но лет 40-50 тому назад крестьяне нашего села начинают отпадать в магометанство. И сейчас чуть не половина исповедует магометанскую веру. Отпали не только потомки новокрещеного татарина, но и Петеркеевых. И так отпадали до 1917 года. Только в настоящее время не замечается. Причина этого вот что: жители нашего села все портные. И они уходили даже из своего дома в чужие края. Особенно они портничали в Уфимской губернии у башкир. Но башкиры не любили кряшен и не давали им работу. Но ясное дело, без работы жить нельзя, и они начали принимать татарские имена. И это им не помогло. Зовутся татарским именем, посмотрят документы, а там русские имена. И таких совсем прогоняли из своей деревни, называя ногаями, а еще оскорбительно называли бетле керәшен.
Но страсть к богатству у всякого народа есть, а богатство без работы не удается. И вот они вздумали совсем принять магометанство и сделаться единоверцами башкир. Конечно, когда они приняли магометанство, они находили работу у башкир и зарабатывали большие суммы денег. По их примеру поступали и другие. настоящий момент колеблющихся в вере мало.
В нашем селе более 2-х сотен дворов, и из них около 80 дворов магометане.
Но, несмотря на это, магометане и кряшены живут в согласии и мирным путем добывают себе, что им нужно. Ходят друг к другу в гости и т.д.
Главное занятие: земледелие. Второстепенные: пчеловодство, держат домашнюю скотину, которую зимой держат в избе. Портняжничество. Есть среди них плотники, столяры, сапожники и рыболовы.
Памятников из старины под рукой нет, но можно найти.
В 1919 году, когда 59-й военный отряд ремонтировал шоссейную дорогу, идущую в Мамадыш, открыли две могилы. Скелеты человека, один в дубовой колоде. В колоде еще со скелетом кинжал, который взяли и сломали. Скелет зарыли опять в землю, а колоду, или гроб, сожгли. Другой скелет наши без гроба, и с ним бусы (красные). И отсюда можно заключить, что здесь когда-то давно хоронили людей православных, а кинжал может сказать, что он был человек военный. А скелет с бусами?
Если ископать эту местность, то можно найти множество старинных памятников древних времен.
Конечно, здесь было кладбище, и оно ограждено со всех сторон. Вот за это кладбище шел спор. Татары говорили, что здесь схоронены татары, а кряшены - что кряшены. Но когда здесь нашли скелеты человека, одного в гробу, другого прямо в земле, то пришли к выводу, что здесь похоронены татары-магометане, кряшены или русские. Но согласиться с тем, что здесь похоронены магометане, не приходится, так как магометан с бусами на шее не хоронят а, скорее, язычников.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 147-1 54.
Из книги "Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (192101922): сборник материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р.Исхаков, Г.А.Николаев. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. - 316 с.