Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Дружба дружбой, а табачок врозь.

Максимов Починок с. Красногорская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Назад

Церковь Вознесения Господня в Максимовом Починке Красногорская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Кладбища Максимов Починок с. Красногорская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.



Вознесенская церковь с. Максимов Починок Красногорская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.


Село в Мамадышском районе, на правом притоке р. Ошма, в 9 км к западу от г. Мамадыш. 
     На 2002 г. - 52 жителя (русские). 
     Молочное скотоводство. 
     Известно с 1652 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, лыкомочальным промыслом. В начале 20 в. в селе функционировали Вознесенская церковь (построена в 1905–15 гг., памятник архитектуры), церковно-приходская школа (открыта в 1884 г.), мельница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2546,5 дес. 
     

До 1920 г. село входило в Красногорскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Мамадышском районе. 
     Число жителей: в 1782 г. - 227 душ мужского пола, в 1859 г. - 919, в 1897 г. - 965, в 1908 г. - 907, в 1920 г. - 897, в 1926 г. - 889, в 1938 г. - 617, в 1949 г. - 392, в 1958 г. - 278, в 1970 г. - 346, в 1979 г. - 191, в 1989 г. - 130 чел.

Упоминается тут

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
Согласно карты 1798 года на реке Малая Вошмица находятся три населенных пункта: починки Беляев, Максимов и Каменный. 
Если обратиться к грамоте царя Михаила Федоровича от 10.05.1643 об отказе в вотчину безоброчно архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря, пустошь Малая Вошмица отдана ему в оброк бес перекупки в 1636-37 году, так как с 1627-28 года о тои пустоши на оброк из наддачи никто не бивал челом. И ныне бил нам челом Свияжского Богородицкого монастыря архимандрит Ермоген.
("Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР", Казань, Казанский университет, 1990, стр.139-142).
Таким образом, исходя из этих данных, никто не претендовал на эти земли. Пустошь, соответственно, была невостребованной. 
Если применить аналогию, то это также можно отнести и к основанию, если точнее, то восстановлению, бывшего населенного пункта Мамадыш: "на той пустоши живут Свияжского Богородицкого монастыря крестьяне и словет та пустошь сельцом Момадышевым".
Сведений же о разгоне местного, коренного, населения для последующего заселения русскими не имеется.
Вследствие этого, считаю, что сделанные ещё в советские времена выводы о насильственном разгоне первопоселенцев - потомков булгарского старика Мамадыша не соответствуют действительности.
Возможно, не хотели принять новую власть, испугались христианизации, поэтому ушли. Но могли быть и иные причины: неурожаи, голод, просто род захирел и вымер. Для примера - линия Ежовых, откуда была моя прапрабабушка Марфа Яковлева: мужские представители достаточно большой семьи закончились в конце 19 века.
Конечно, можно сказать о неспокойных временах начала 17 века, описанных в жалованной грамоте от 11.03.1621 на безпошлинную торговлю солью (стр. 92-93 "Документов..."), когда в 1609-1610 гг. воеводы, дворяне, дети боярские, татары и иные служилые люди сидели от воровских людей в Свияжской крепости. В это время воры разорили монастырское сельцо Исаково: ценное растащили, крестьян побили. Тут же упоминают с сельцом Исаковым и пустошь Мамадыш, правда, без перечисления воровских безобразий, в контексте: вотчин мало - всего два этих населенных пункта. "И то все от изменников выжжено, и крестьяне побиты, а иные в осаде померли, а иные розбрелися". Таким образом, можно с достаточной уверенностью предположить, что Мамадыш, всё-таки, воры и изменники обошли стороной.
Но эти события произошли уже после заселения пустоши Мамадыш русскими, поэтому притянуть их к "сопротивлению коренного населения экспансии московитов", считаю, необоснованно.
В итоге: место, где ранее проживали булгарские беженцы, опустошено было до прихода русских поселенцев, правда, проживавшие близ пустоши коренные жители помнили о названии покинутого селения. Данных о насильственном выселении потомков булгар не имеется. 

Источник: http://forum.vgd.ru/post/1855/78715/p2650294.htm#pp2650294
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-04-24 22:42:40 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов