Мечеть с. Сатышево Сатышевская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.(несуществующая)
Мечеть с. Сатышево Сабинский район Татарсан.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
55°55.8 | 50°25.5 |
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Сабинском районе, на р. Сабы, в 9 км к югу от пгт Богатые Сабы.
Территория сельского поселения – 6555 гектар;
Протяженность дорог внутри поселения более 15,08 км.
Численность населения – 1233 человек;
Из них:
мужчин – 610 человек, женщин – 623 человек, работающие-639
Проживают следующие национальности народов: татары, русские, туркмены, армяне и другие.
На территории поселения имеется:
Музей җитәкчесе- Марданова Сәрия Хабибрахмановна
1985 нче елда тарих укытучысы Галиева Раилә Галимулловна җитәкчелегендә мәктәп укытучылары, укучылар тарафыннан музейга материаллар туплана башлый. Сатыш, Чәбки- Саба , Бигәнәй авылы тарихларын өйрәнүдә эзләнү- тикшеренү эшләре алып барыла. 1995 нче елда музейга «Мәктәп музее» дигән таныклык бирелә.
Биредә 300 дән артык экспонат бар.
Музей түбәндәге бүлекләрдән тора:
1. Борынгы авыл өе күренеше.
2. Көнкүреш әйберләре.
3. Борынгы киемнәр.
4. Борынгы акчалар.
5. Кулъязма китаплар.
6. Кыңгыраулы мәктәп еллары.
Туган якны өйрәнү, шуның нигезендә музейны баету эзлеклелек, тырышлык сорый торган эш. Эшләгән эшләр шактый, эшлисе эшләр, дәлиллисе мәгълүматлар тагын да күбрәк әле, эзләнәсе дә эзләнәсе.
Село Сатышево расположено в 10 километрах от районного центра с. Богатые Сабы у реки Сабинка. Говорят, что деревня существует более 500 лет. По материалам IV археологического съезда в России 1884 года в деревне жили мусульмане- 785 человек мужчин и 765 женщин. О происхождении названия деревни существует несколько версий.
Говорят, что впервые здесь переселились мужчина по имени Сатыш и его жена Борынчы из Булгар. В окрестностях деревни находятся овраги Улят базы и Кызыл яр. О первом рассказывают, что в нем был когда-то проглочен землею за злые дела Хан, а о втором, что в нем жили какие-то большие звери , и найден в настоящее время клык мамонта, который хранится в музее района. По данным К.П. Берстель в деревне Сатыш ( Борынчы) проживали 1896 человек татар (список 1908, 88). В конце XVIII века в деревне открывается медресе.
В 1865 году строится мечеть, говорится, при мечети имелось медресе, на 1890 год в ней обучалось 120 мальчиков, 39 девочек.
Духовными лицами состояли:
1) Мубаракша Яруллин – имам хатып и мугалим, утвержден на должность 29 декабря 1861 г. Казанским губернским правлением.
2) Мухамад Мухамедгалеев – имам хатып мударис, утв. на должность 13 марта 1972 г. Казанским губернским правлением.
За 1906 год в медресе у муллы Абдрахмана Мухаметова обучалось 304 мальчика, 57 девочек.
В годы первой революции 1905-1907 года с 33 дворов деревни уезжают в Сибирь и там строят деревню Яна Сатыш.
Известно, что жители деревни участвовали на Русско-Турецкой войне 1877- 1878. Камалов Сирази служил 8 лет и воевал. Каримов Садыйк являлся Георгиевским кавалером. На гражданской войне воевали из деревни 37 человек.
В конце 1929 года начинается в деревне коллективизация. Первыми в коллективное хозяйство записываются 17 хозяйств. Председатели колхоза избирают Шарафиева Фаяза и называют хозяйство «Марс». Галимов Ибрай назначается председателем Сельского Совета. А с октября 1930 года председателем сельсовета избирается Ишниязов Акбар и одновременно избирается членами районного Совета. В 1931 году он едет в Казань делегатом в съезд Советов с правом голосования.
В 1928 году в деревне организуются партийная ячейка во главе Гаянова Ислама.
В 1933 году заканчивается сплошная коллективизация села, и в этот год на каждый трудодень выдается 8,2 кг хлеба, председателей колхоза является Бикмиев Гарифулла. Весной 1930 года привозят первый трактор «Фордзок». В 1937 году за вырученные продажей хлеба деньги закупают первую автомашину с грузоподъемностью 1,5 т. Шофером работает Хазиев Сабир. Коллективное хозяйство укрепляется, но начинается Великая Отечественная война. Только из села Сатышево 249 человек ушли на фронт, на защиту Отечества, из них 187 человек не вернулись. Испытания, которые достойно выдержали фронтовики, труженики тыла - это пример бесконечного мужества, сплоченности, верности Отечеству в один из самых трагических периодов нашей истории. ВОВ и фронтовое поколение понемногу уходят в историю, но остаются память и уроки великого испытания.
Старики, женщины и дети села становятся основной силой колхоза. Им приходится очень трудно вести хозяйство, но они работают день и ночь. Трагедия и подвиг тесно переплетались в судьбах ветеранов войны и тружеников тыла.
После войны жизнь народа улучшается, укрепляется экономика и МТБ сельского хозяйства.
С 1959 года проводится электрификация села. С 1962 года председателем сельского Совета работает Зиннурова Каусария, которая проделала очень многое для развития села.
С 1967 года колхозники начинают получать зарплату в денежном выражении. Летом 1980 года асфальтировали центральную улицу села.
В 1993-1997 годы провели природный газ для отопления жилых домов.
Жители села начали строить большие, благоустроенные дома. В декабре 2002 года клуб перенесли в двухэтажное помещение. Там же расположены узел связи, медпункт, администрация сельского поселения, сбербанк, библиотека, АТС.
С каждым годом село укрепляется и благоустраивается.
В настоящее время в селе 224 хозяйств, живут 681 человек, из них пенсионеров и инвалидов 202 человек, детей-141, трудоспособного населения-339 человек.
http://saby.tatarstan.ru/rus/istoricheskaya-spravka-458882.htm