Кладбища Зюри с. Зюринская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.
Состояла в приходе:
Село в Мамадышском районе, на р. Юкачи, в 34 км к северу от г. Мамадыш.
На 2002 г. - 430 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство, пчеловодство.
Средняя школа, дом культуры.
Известно с 1710-11 гг. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, лыко-мочальным промыслом. В начале 20 в. в селе функционировали школа Братства святителя Гурия (открыта в 1871 г.), мельница, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 775,7 дес.
До 1920 г. село входило в Зюринскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Таканышском, с 01.01.1932 г. в Мамадышском, c 10.02.1935 г. в Таканышском, с 01.02.1963 г. в Мамадышском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 106 душ мужского пола, в 1859 г. - 484, в 1897 г. - 782, в 1908 г. - 818, в 1920 г. - 790, в 1926 г. - 949, в 1949 г. - 573, в 1958 г. - 671, в 1970 г. - 749, в 1979 г. - 665, в 1989 г. - 507 чел.
Село Зюри административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят: села Зюри, Нижний Шандер, поселки Березовая Поляна, Верхний Шандер, деревни Комаровка, Средний Шандер, Уткино.
Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 году на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района
Самый почитаемый праздник кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.
В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана.
У истоков возрождения праздника Питрау в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и глава Мамадышского района Анатолий Иванов.
Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района.
С 2008 г., наряду с национальными праздниками Балтай, Гырон быдтон, Каравон, Семык и Уяв, Питрау проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.
В простонародье Питрау называют «Ночной сабантуй», «Праздник любви». Питрау похож на Сабантуй (проводятся конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест и другие народные игры на ловкость и силу) и на татарский праздник Джиен (происходит своеобразное сватовство, у кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют»).
Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.
Во время празднования Питрау устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий кряшен и других народов РТ.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/istoriya-i-sovremennost-kryashenskoy-derevni-zhizn-bryushli
Одним из знаменитых мест деревни является родник – «Тэпи чишмэсе». Вода этого родника издревле считается целебной
Деревня Зюри отличается живописной природой. Населенный пункт расположен у подножия горы, рядом дремучий лес, просторный зеленый луг с душистой травой, протекает речушка. А вода из родника «Тэпи чишмэсе» издревле считается целебной. Зюринцы охотно рассказывают историю этого источника.
Много лет назад уставшая в дороге женщина с ребенком на руках остановилась у родника утолить жажду, умыться. Ее малыш не мог ходить. Омывая ноги ребенка ключевой водой, она просила Бога о помощи. Молитвы были услышаны. Малыш задорно побежал по зеленой траве. С тех самых пор многие приходят на родник, надеясь на исцеление.
Еще одна из неповторимых красот деревни – гора Кала. Ее название сохранилось с незапамятных времен. При набегах врага зюринцы укрывались за этой горой. Она являлась оборонительным укреплением. Название другой горы – Сэрдэ тавы – произошло от обильно произрастающего на слонах растения сныть. У подножия горы находится водоем Ишем.
Фото: Мамадышский муниципальный район
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/toponimiya-znamenitoy-derevni-zyuri