Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ложка дёгтя в бочку мёду.

Зюри с. Зюринская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Мамадышский р-н, село Зюри

Кладбища Зюри с. Зюринская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.



Состояла в приходе:


Село в Мамадышском районе, на р. Юкачи, в 34 км к северу от г. Мамадыш. 

На 2002 г. - 430 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство, пчеловодство. 
     Средняя школа, дом культуры. 
     Известно с 1710-11 гг. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, лыко-мочальным промыслом. В начале 20 в. в селе функционировали школа Братства святителя Гурия (открыта в 1871 г.), мельница, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 775,7 дес. 
     

До 1920 г. село входило в Зюринскую волость Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Таканышском, с 01.01.1932 г. в Мамадышском, c 10.02.1935 г. в Таканышском, с 01.02.1963 г. в Мамадышском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 106 душ мужского пола, в 1859 г. - 484, в 1897 г. - 782, в 1908 г. - 818, в 1920 г. - 790, в 1926 г. - 949, в 1949 г. - 573, в 1958 г. - 671, в 1970 г. - 749, в 1979 г. - 665, в 1989 г. - 507 чел. 
     Село Зюри административный центр сельсовета. В состав сельского поселения входят: села Зюри, Нижний Шандер, поселки Березовая Поляна, Верхний Шандер, деревни Комаровка, Средний Шандер, Уткино.


Из истории празднования Питрау в селе Зюри Мамадышского района

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 году на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района

Самый почитаемый праздник кряшен, традиционно отмечался в день памяти апостолов Петра и Павла по завершении петровского поста. Петров день у кряшен считался календарной границей года, после которой в природе начинались изменения, указывающие на приближение осени.

В кряшенских деревнях до настоящего времени сохранился обычай приносить в этот день в жертву барана.

У истоков возрождения праздника Питрау в Татарстане стояли председатель правления Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и глава Мамадышского района Анатолий Иванов.

Впервые возрождённый Питрау был проведен 12 июля 1999 г. на поляне Тырлау вблизи деревни Зюри Мамадышского района.

С 2008 г., наряду с национальными праздниками Балтай, Гырон быдтон, Каравон, Семык и Уяв, Питрау проводится как Республиканский фестиваль кряшенской культуры под эгидой Ассамблеи народов Татарстана.

В простонародье Питрау называют «Ночной сабантуй», «Праздник любви». Питрау похож на Сабантуй (проводятся конные скачки, состязания по национальной борьбе, метанию гири, перетягиванию каната, лазанию на шест и другие народные игры на ловкость и силу) и на татарский праздник Джиен (происходит своеобразное сватовство, у кряшен есть поговорка: «В Питрау невест выбирают, в Покров свадьбы справляют»).

Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.

Во время празднования Питрау устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий кряшен и других народов РТ.

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/istoriya-i-sovremennost-kryashenskoy-derevni-zhizn-bryushli

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Топонимия знаменитой деревни Зюри

Одним из знаменитых мест деревни является родник – «Тэпи чишмэсе». Вода этого родника издревле считается целебной

Деревня Зюри отличается живописной природой. Населенный пункт расположен у подножия горы, рядом дремучий лес, просторный зеленый луг с душистой травой, протекает речушка. А вода из родника «Тэпи чишмэсе» издревле считается целебной. Зюринцы охотно рассказывают историю этого источника.

Много лет назад уставшая в дороге женщина с ребенком на руках остановилась у родника утолить жажду, умыться. Ее малыш не мог ходить. Омывая ноги ребенка ключевой водой, она просила Бога о помощи. Молитвы были услышаны. Малыш задорно побежал по зеленой траве. С тех самых пор многие приходят на родник, надеясь на исцеление.

Еще одна из неповторимых красот деревни – гора Кала. Ее название сохранилось с незапамятных времен. При набегах врага зюринцы укрывались за этой горой. Она являлась оборонительным укреплением. Название другой горы – Сэрдэ тавы – произошло от обильно произрастающего на слонах растения сныть. У подножия горы находится водоем Ишем.

Фото: Мамадышский муниципальный район

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/toponimiya-znamenitoy-derevni-zyuri

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2022-02-04 21:48:15 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов