Кладбища Ажмяк д. Кабык-Куперская волость Мамадышского уезда Казанской губернии.
Список селений Казанской губернии. - Казань, 1910-1914.
Состояла в приходе:
Краевед из Мамадышского района Республики Татарстан Юрий КАРПОВ увлекается историей малой родины. В его багаже имеются ценные сведения по деревням Ажмяк и Васильево, которыми он поделился и с нашими читателями
Самое раннее упоминание деревни Ажмяк, обнаруженное в письменных архивных источниках, относится к 1654 году. В Писцовой книге Казанского уезда 1647–1656 годов внутри административной единицы – Зюрейской дороги написано: « По Зюрейской ж дороге писано и мерено во 162-м году. За служилым татарином за Барзигитком Чирючеевым в деревне Ожмяк вместе с ясачными по мере пашни всее и с ясачною и с пустою ясачною ж землею пять длинников, одиннатцать поперечников без трети, итого – пятьдесять три десятины с третью в поле, а в дву – по тому ж».
В переписных книгах Зюрейской дороги 1680 года деревня Ожмяк зафиксирована также как татарская (то есть, мусульманская) деревня.
В последующих переписях 1710–1711, 1716, 1719, 1745 годов в деревне Ожмяк (Ажмяк) записаны ясашные государственные татары (мусульмане). Причём жители данного селения целыми семьями вынуждены были оставлять свои жилища и убегать от колониального гнета (от непосильных налогов, рекрута солдат и религизного гонения).
В архивном документе 1742 года написано, что по указу императрицы Анны Иоанновны о массовой христианизации иноверческих народов России от 11 сентября 1740 г. из 536 мечетей, существовавших в Казанской губернии, было разрушено 418. Среди таких под №165 отмечена деревня Ожмяк Зюрейской дороги, находящаяся в 5 верстах от села Тавелей и состоящая из 25 дворов, где «мечеть сломана». После этого случая татарское население деревни Ажмяк резко уменьшилось и к середине ХVIII века татар-мусульман в ней не осталось. Сохранилось лишь название этого селения – Ажмяк (по-татарски Әҗмәк).
В книге “Историко-статистистическое описание церквей и приходов Мамадышского уезда” за 1904 год по воспоминаниям и преданиям жителей края о возникновеннии деревни Ажмяк имеется следующая версия, а именно, что “первыми в ней поселились три семейства татар из д. Ишкеевой (в настоящее время село Ишкеево Мамадышского муниципального района, в 5 км от деревни Васильево Мамадышского муниципального района) и назвали деревню по ключу “Ажняк””. Исследователь ХIХ века И.А.Износков в «Списке населенных мест Мамадышского уезда» (1891 г.) также указывает, что «Ажмяк» – это название ключа.
Имеется карта «Генеральной Геометрический план города Мамадыш и его уезда состоящему в Казанской губернии сочинен в Казанской межевой конторе в 1798 году», где нанесены два водных источника с именем Ажмяк – речки Ажмяк и Старой Ажмяк. Приводим часть карты:
В истории имеются множество случаев когда ключи или речки были названы именами людей. Что касается названия «Ажмяк», то оно, по нашему мнению, происходило от имени человека Әҗмәк. Татарское имя Әҗмәк является сокращенным вариантом личного имени Хаҗимөхәммәт (Хаджимухаммат). Данное имя состоит из двух компонентов: от арабского слова хаҗи (хаджи) и самого почитаемого у мусульман личного имени Мөхәммәт (Мухаммат). Из-за отсутствия в древнетюркском и старотатарском языках звука «х», имена и слова с присутствием этого звука в речи искажались, то есть звук «х» не озвучивался или ассимилировался. Можно привести множество примеров из истории татарских населенных пунктов, в которых слово хаҗи звучит как әҗ. Например, название татарского села Әҗәле в действительности является искаженным от имени Хаҗигали (Хаджигали). В данном случае звук «г» также не озвучивался. Название древнетатарского города Астрахань также является искаженным от слова Хаҗитархан (Хаджитархан), который в речи звучал как Әҗтерхан, Әчтерхан, Әстерхан.
Примеров сокращения второго компонента – Мөхәммәт имени Хаҗимөхәммәт в виде «ман», «мәт» и «мәк» наблюдается также в большом количестве. В итоге, сокращенные в речи длинные имена как Акмөхәммәт, Дусмөхәммәт, Туймөхәммәт, Ярмөхәммәт, Килмөхәммәт звучали как Акман, Дусмәт, Туймәт, Ярмәк, Килмәк. Наподобие таких же имен компонент Мөхәммәт был сокращен как «мәк» и в итоге название Хаҗимөхәммәт в сокращенном виде звучал как «Әҗмәк».
Еще одним историческим источником, где упоминается деревня Ажмяк, является “Ведомость о наместничестве Казанском”. В этом документе указаны “стастистические данные за 1781-1782 годы о губернском городе Казани с его уездом и двенадцати уездных городах и их уездах при открытии Казанского наместничества”. В приведенном ниже отрывке из этого документа указано следующее:
Уезд Мамадышский. Селения, составляющие Мамадыский уезд |
||||
№ п/п |
Название селения с указанием категории населения |
Количество ревизиских (облагаемых налогом) душ |
Расстояние от уездного города, вёрст |
Расстояние от Казани, вёрст
|
...169 |
Деревня Кошлеи; ясачные татары |
17 |
21 |
109 |
|
Тут же под названием Ажмяк; крещеные татары |
1 |
|
|
170 |
Деревня Васильева; крещеные татары |
47 |
21 |
109 |
Из этого документа видно, что на территории современной деревни Васильево Мамадышского муниципального района в 1781-1782 годах находились три разных близлежащих селения: деревня Кошлеи ( возможно на татарском, Кошлы Ил, “страна птиц” то есть местность, изобилующая птицами. Действительно, лесистая местность очень удобна для гнездования птиц и их всегда было много на территории деревни). Составители списка селений, видимо расслышали как Кошлеи, когда спросили местных жителей о названии ), деревня Ажмяк, деревня Васильево, причем в деревне Ажмяк имелась уже только 1 ревизская душа, иными словами, состояла из одного двора.
Деревня Ажмяк (Әҗмәк) как отдельное селение в исторических источниках далее не упоминается, оно указывается лишь как второе название деревни Васильево.
Существовавшая до середины ХVIII века татарская деревня Әҗмәк (Ажмяк, Ожмяк), вероятно, находилась на том же месте, где ныне расположена деревня Васильево или же в ближайшем к ней расстоянии. На это указывают следующие факты:
– архивный источник 1742 года, где написано, что деревня Ожмяк в расстоянии 5 верст от села Тавелей;
– название Ажмяк и в настоящее время является неофициальным названием деревни Васильево.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/po-sledam-derevni-azhmyak
Некоторые фамилии жителей д. Васильева: Феодоров (1902)
Деревня Васильево была основана в непосредственной близости от деревни Ажмяк. В списке селений в “Ведомости о наместничестве Казанском” за 1781-1782 годы Ажмяк и Васильево записаны как две разные деревни, но на одинаковом расстоянии от уездного и губернского городов
По следам деревни Ажмяк.
Самый первый письменный документ, где название деревни Васильево отмечено как селение служилых новокрещен, относится к 1716 году. В переписи 1716 года в деревне Васильево было зафиксировано семь новокрещенских дворов, в которых проживали 26 человек (9 мужчин и 17 женщин).
Как видно из архивных источников, новокрещенные жители деревни Васильево до 1719 года относились к социальному сословию служилых, что в первую очередь означало военно-полицейскую службу.
Термин «служилые новокрещены» в исторических трудах определен как категория служилых татар Казанского края, принявших крещение за счет предоставления определенных социально-правовых льгот. К концу ХVI – началу ХVII веков они составляли около 40% служилых татар Казанского уезда.
Среди учтенных жителей-новокрещенных деревни Васильево в переписи 1716 года глав семей под именем Василий, а также с фамилией Васильев не обнаружены. Это означает, что основоположника деревни – новокрещенного Василия по переписи 1716 года уже не было в живых. Этот факт дает основание предположить, что деревня Васильево, вероятно, была основана чуть ранее, чем в начале ХVIII века. То есть, временем возникновения новокрещенского села можно считать конец ХVII века.
Деревня Васильево была основана в непосредственной близости от деревни Ажмяк. В списке селений в “Ведомости о наместничестве Казанском” за 1781-1782 годы Ажмяк и Васильево записаны как две разные деревни, но на одинаковом расстоянии от уездного и губернского городов.
Уезд Мамадышский. Селения, составляющие Мамадышский уезд |
||||
№ |
Название селения с указанием категории населения |
Количество ревизских (облагаемых налогом) душ
|
Расстояние от уездного города, вёрст |
Расстояние от Казани, вёрст
|
...169 |
Деревня Кошлеи; ясачные татары |
17 |
21 |
109 |
|
Тут же под названием Ажмяк; крещеные татары |
1 |
|
|
170 |
Деревня Васильева; крещеные татары |
47 |
21 |
109 |
О названии деревни существуют различные мнения. Автор «Историко-статистического описания» утверждает, что деревня названа «так по имени Василия, первого крещеного татарина» из деревни Ажмяк, то есть попросту Ажмяк переименовали в Васильево. Но как видно по переписям 1716, 1719 годов и списку селений из «Ведомости о Казанском наместничестве», это две разные деревни, хотя и существовавшие рядом, к тому же ни исторических источников, ни народных преданий, подтверждающих факт крещения деревни Ажмяк, нет. Татары-мусульмане проживали в ней вплоть до середины XVIII века. Согласно другим мнениям, а именно народному преданию, утверждается, что когда русские приехали в деревню, первое строение поставил Василий, сын Василия и в честь него названо селение. Исследователь XIX века Износков И.А также считал, что название дано русскими по имени первого переселенца. Эти факты тоже вызывают сомнение, так как русские переселились в деревню, согласно переписи 1834 года и «Историко-статистическому описанию», только в начале XIX века, а деревня, согласно переписи 1716 года, уже в начале XVIII века называлась Васильево. На наш взгляд, так как впервые в исторических источниках (перепись 1716 года) деревня Васильево упоминается, как селение «служилых новокрещен», то есть изначально являлась деревней кряшенской, деревня названа по имени ее основателя, кряшена, или как тогда писали в переписных документах, «новокрещена» Василия, со своей семьей (а возможно и во главе нескольких семей, т.к. по переписи 1716 года насчитывалось уже 7 дворов) переселившегося в нашу местность в конце XVII века.
Что касается двойного названия деревни, то можно предположить следующее. После разрушения мечети в начале 40-х годов XVIII века деревня Ажмяк стала приходить в упадок и к 1781-1782 годам остался один двор (1 ревизская душа). На наш взгляд, в ходе ближайшей к 1781-1782 годам переписи один двор, находившийся в непосредственной близости от деревни Васильево, а возможно даже и в ее пределах, не стали записывать отдельной деревней, а записали две деревни как одно селение, но с двойным названием – Васильево (Ажмяк). Вплоть до конца первой четверти ХХ века в официальных статистических источниках название деревни сохраняло двойное наименование – деревня Васильево (Ажмяк). Неофициальным названием деревни Васильево название «Ажмяк» остается до сих пор.
В книге “Историко-статистическое-описание церквей и приходов Мамадышского уезда” за 1904 год говорится о том, что “до XIX столетия Васильево находилось версты на полторы (1 верста - 1,0668 км) южнее настоящего своего места, было расположено в овраге, заселено ясашными новокрещеными татарами». В народном предании, записанным в 2000 году со слов Ивановой Валентины Васильевны, учительницы на пенсии (ныне покойной), рассказывается, что сначала «жители деревни жили на правой стороне оврага у бывшего колхозного пчельника. Там на поле находили битую глиняную посуду, кирпичи и кое-какие орудия труда. Свои обряды, ритуалы они исполняли у ключа на конце деревни, называемый киреметным, и речка текущая по задворкам усадеб селян, называется Киреметкой (об этом и геологи говорили, побывавшие в наших местах). Было у них и кладбище напротив ключа, на этом месте старожилы наши селяне для дождей кашу варят и в наше время». К слову, отмеченные здесь обряды и ритуалы носят явно языческий характер. Этот факт тоже говорит о том, что основателями деревни были кряшены. Ведь приняв христианскую веру, кряшены еще долгое время сохраняли в религиозной жизни элементы языческого прошлого. Татарам, исповедующим ислам, такое явление несвойственно.
До наших дней сохранилась карта «Генеральной Геометрический план города Мамадыш и его уезда состоящему в Казанской губернии сочинен в Казанской межевой конторе в 1798 году», где указано первоначальное расположение деревни Васильево.
Деревня Ажмяк на карте не указана, она уже к тому времени прекратила свое существование. Осталось только два водоема, напоминающие о названии прежней деревни: речки Ажмяк и Старой Ажмяк. Неподалеку от реки, обозначенной на старинной карте как Старой Ажмяк, на поле во время пахоты до недавнего времени находили кости и черепа людей, похороненных по мусульманскому обычаю. Вероятно, здесь находилось кладбище жителей деревни Ажмяк, по всей видимости, находившейся на 2 км западнее прежнего расположения деревни Васильево.
Как свидетельствуют архивные документы, в 1719 году жители деревни Васильево были приписаны от служилых в дворцовый оброк.
Вероятно, в 1720–1730 годах жители Васильево были переведены в разряд ясашных (государственных) налогоплательщиков. На это указывают переписные документы 1745 года.
В переписи 1745 года в деревне Васильево учтены 41 человек мужского пола, которые официально написаны как «крещеные из иноверцов».
В переписи 1762 года жители деревни Васильево написаны «государственными ясашными старокрещены»ми. Как известно по историческим сведениям, начиная со второй половины ХVIII века в официальных документах стали употреблятся названия «старокрещеные татары» и «новокрещеные татары». Старокрещенными назывались группы, предки которых были крещены в период с середины ХVI века по начало ХVIII века. (В ХVIII веке старокрещенных насчитывалось 17 тысяч человек). А новокрещенным относили татар, христианизированных с начала ХVIII века. В ХVIII веке таковых было 3,5 тысяч человек. Последние с середины ХIХ века почти полностью отпали в мусульманство. Но их религиозное и социальное положение было признано государством лишь после революции 1905 года.
По итогам переписи 1762 года видно, что в деревне Васильево проживали 47 лиц мужского пола и 47 женского пола. При этом часть жителей переехали между 1745 и 1762 годами из деревни Абди. В тот же период были причислены в деревню Васильево 3 новокрещенных татар из бывших мусульман города Казани.
Позднее в деревне Васильево обосновались и русские. В переписи (ревизии) 1834 года, есть запись о том, что русские жители деревни Васильево во время предыдущей переписи (то есть в 1816 г.) проживали уже там. “Историко-статистическое описание” отмечает: “В начале XIХ века ( с 1801-1808 г.) сюда (в Васильево) переселились из разных мест (из Красной Горки, Каменного Починка, Дальнего (Беляева) Починка Мамадышского уезда, из Усада и Кушака Вятской губернии 15 семейств экономических ( государственных ) крестьян. Когда таким образом Васильево стало увеличиваться, а болотистая и лесистая местность для застроек оказалось неудобною, жители принуждены были пересилиться на более сухое, удобное место. Они поселились поближе к Тавелям, по обеим сторонам большой, называемой в ту пору «Зюрейской» дороги, и занимают это место по настоящее время»
В разросшейся деревне стало тесно, неудобно вести хозяйство, и жители переселились на полторы версты севернее на сухое, просторное место, возвели свои подворья одной улицей по обе стороны. И к центру волости - ( деревня входила в то время Кабык - Куперскую волость, центр которой располагался в с. Тавели) – к Тавелям, стало поближе.
На наш взгляд, причиной перенесения деревни на новое место, стала и другая, не менее важная с государственной точки зрения причина. Ведь поблизости со старым местом деревни проходил в те годы почтовый тракт от г. Казани в г. Мамадыш, Мамадышский тракт, или, как он назывался на языке простого люда, “Екатерининский тракт” (Әби-патша юлы), имевшей статус государственной дороги. В те годы повинность по постройке, ремонту дорог государственного назначения и ее обслуживанию ложилась на плечи крестьянского населения близлежащих селений. Деревня Васильево находилась на необходимом для постройки почтовой станции и постоялого двора расстоянии от уездного центра. Вероятно, власти приняли решение о перенесении деревни и возведения подворий по обеим сторонам почтового тракта для привлечения населения деревни к постройке почтовой станции и постоялого двора, для выполнения повинностей по ремонту мостов, почтовой дороги, проходящей по территории деревни и ее окрестностям. В «Карманном почтовом атласе всей России с показанием главных почтовых дорог», датированным 1808 г., деревня Васильево указана уже на новом месте, на почтовом тракте-дороге и отмечена как селение с наличием в ней почтовой станции.
Пересилившимуся на новое место населению деревню нужно было предоставлять лошадей для почтовой станции, обслуживать постоялый двор выполнять ямскую повинность (извоз пассажиров, почты), создавать условия для отдыха проезжающих пассажиров, производить в случае необходимости ремонт карет, подвод, следить за качеством дороги на территории деревни и ее окрестности.
Почтовая станция была крупная, имелся постоялый двор. Во второй половине XIX века на почтовой станции Васильево ежедневно выставлялось 6 пар лошадей, по 50 копеек за пару в день, в те годы по такой цене можно было купить 2 пуда ржаной муки на Мамадышском базаре.
В тоже время деятельность населения, связанная с дорогой государственного значения, способствовала развитию ремесла: кузнечного дела, плотницкого ремесла, кожевенного производства, добыче и обработке камня для строительства, винокуренного производства.
В 1834 году население деревни Васильево состояло из 41 семейства, в которых насчитывалось 338 человек (мужского пола – 167 и женского пола – 171). При этом 18 семейств были старокрещенные ясашные (государственные) крестьяне и 23 семейств русских крестьян, относящихся к сословию экономических.
По сведениям И.А.Износкова в конце ХIХ века в деревне Васильево проживали 272 русских и 253 крещенных татар.
После земельной реформы 1861 года жители Васильево на душу мужского населения имели по 7,2 дес. земли. Земельные наделы были наиболее крупными из всех селений Кабык-Купеской волости.
Есть и другие статистические данные о деревне Васильево. Помимо сведений о количестве населения, в книгах статистического характера можно найти и много другой, не менее интересной информации. Рассмотрим более подробно.
Казанская губ. – IV. Уезд Мамадышский. – стан 2.
№ |
Название населенных мест. |
Положение |
Расстояние в верстах |
Число дворов |
Число жителей |
Церкви и молитвенные здания; учебные и благотворительные заведения; почтовыя станции; ярмарки, базары, пристани, фабрики и заводы и т.п. |
|||
От уездн. города |
От станов. кварт. |
|
|||||||
м.п |
ж.п |
||||||||
1326 |
2-й стан На почтовом тракте из г. Мамадыш в Казань
Васильева (Ажмяк), д.каз. |
При рч. Малой Усинке
|
28 |
5 |
72 |
204 |
231 |
Почтовая станция |
|
Теперь посмотрим, какие изменения произошли через примерно полвека:
“Список селений Казанской губернии, 1908 год”
Мамадышский уезд
№ |
Название селений |
Число душ обоего пола по переписи 1897 г. |
Народность (русские, татары, чуваши, черемисы, вотяки) |
Число верст от селения |
Участ. Земск.начальн |
Полицейский стан |
Есть ли школа |
Число пожар. машин |
|||||||
До губернского города |
До уездного города |
До почтового отделения |
До телеграфного отделения |
До телефонной станции |
До волостного правления |
До кварт. врача |
До кварт. Вет. врача |
||||||||
100 |
Васильева |
846 |
Русские и полов. из татар |
125 |
28 |
23 |
28 |
28 |
6 |
6 |
23 |
- |
- |
1 |
1 |
В сравнении с первой таблицей произошли изменения: число жителей увеличилось почти в 2 раза – с 435 до 846. Улучшились условия жизни: население могло воспользовать услугами врача, квартира которого находилась в волостном центре Тавели. В уездном центре появились отделения телеграфа и телефонная станция. В 23 км имелось почтовое отделение. На таком же расстоянии находилась квартира ветеринарного врача. Была пожарная машина. В деревне имелась школа.
К началу XX века деревня Васильево стала крупной, развитой в экономическом и культурном отношении деревней. Приведем описание из книги «Описание Казанской губернии» за 1909 год: « Кабык - Куперская волость, д. Васильево при речке Малой Усинке; 137 дворов при 936 жителях; земская школа открыта с 9 января 1876 г., при ней священник Романов Ф. и учитель Иван Прокопьевич Холкин, обучаются 29 мальчиков и 6 девочек; квартира полицейского стражника, 5 мелочных лавок, одна казенная водочная лавка, водяная мельница, кузница, почтовая станция». Занимались также хлебопашеством, разводили скот, процветало коневодство, большую роль в хозяйственной жизни занимало мелкое ремесленное производство.
Церковь и кладбище находились в Тавелях. Туда же ходили по субботам на базар. Обычно через речку Малую Усинку полевой дорогой в 5 верст. Ежегодные ярмарки в с.Тавели выливались в оживленные красочные гулянья. Они были приурочены к храмовым праздникам и проводились 3 раза в год: в летнюю Николу ( свт. Николая Чудотворца, 9 мая, по новому стилю-22), в Покров (Покрова Божией Матери, 1(14) октября), в зимнюю Николу (6 (19) декабря).
История деревни Васильево прослеживается во многих источниках – архивных данных, научных трудах, статистических данных, книгах описательного характера, народных преданиях. Имеется богатый и ценный материал для написания в дальнейшем брошюры, посвященной истории деревни, охватывающей период, начинающийся с ее основания и заканчивающийся настоящим временем.
Российский государственный архив древних актов (Москва). – Фонд 350, опись 1, единица хранения 152, листы 7об.–8об.
Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в/Под ред. проф. Корсакова Д.А.- Казань: Типо-литография Казанского университета,1908.- с.241.
Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып.VI. Г.Мамадыш и Мамадышский уезд.- Казань: Типография Императорского Университета, 1904.- с.314
Износков И.А. Два реферата, читанные на IV-м археологическом съезде в Казани в 1877 г.- Казань: В Университетской типографии,1882.- с.24
Российский государственный архив древних актов (Москва). – Фонд 350, опись 2, единица хранения 1105, листы 241–241об.
Российский государственный архив древних актов (Москва). – Фонд 350, опись 2, единица хранения 1143, листы 261об.–262об.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА, г. Москва).- Фонд 350, опись 2, единица хранения 1206, листы 521–515об.
Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып.VI. Г.Мамадыш и Мамадышский уезд.- Казань: Типография Императорского Университета, 1904.- с.314
Дымолазов А.И., Чернышова В.А. Кабык-Куперская волость Мамадышского уезда. (Краеведческий очерк).– Мамадыш: Филиал ОАО “Татмедиа” “Информпечать” “Нократ” ( “Вятка” ).- 2009.- с.15
Износков И.А. Два реферата, читанные на IV-м археологическом съезде в Казани в 1877 г.- Казань: В Университетской типографии,1882.- с.24
Дымолазов А.И. Чернышова В.А. Земля Мамадышская.- Нижнекамск, 2011.- с.34
IV.Казанская губерния. Список населенных мест по спискам 1859.- САНКТПЕТЕРБУРГ,1866.-с.69
Список селений Казанской губернии/Сост.чл.Каз.губ.зем.управы К.П.Берстель.- Казань: Типо-литография И.В.Ермолаевой,1908.- с.80
Дымолазов А.И., Чернышова В.А. Кабык-Куперская волость Мамадышского уезда. (Краеведческий очерк).– Мамадыш: Филиал ОАО “Татмедиа” “Информпечать” “Нократ” ( “Вятка” ).- 2009.- с.15
Дымолазов А.И. Чернышова В.А. Земля Мамадышская.- Нижнекамск, 2011.- с.92
Юрий КАРПОВ: