Село в Мамадышском районе, на р. Берсут, в 57 км к западу от г. Мамадыш.
На 2000 — 299 жителей (татары).
Полеводство, скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотекака.
В дореволюционных источниках известна также под названием Средние Арняши. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители принадлежали к категории государственных крестьян (относились к православному приходу с. Абди). Занимались земледелием, разведением скота. В 19 в. в с. Аблай стали селиться русские. Переселенцы были выходцами из разных мест, в т.ч. из с. Тюлячи. В 1873 в селе построена церковь, в 1875 открылась мужская школа Братства св. Гурия. В начале 20 в. здесь функционировали Иоанно-Предтеченская церковь, 2 водяные мельницы, маслобойка, казённая винная и 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 983,5 десятин.
Основано в конце XVII века.
До 1920 года входило в состав Шеморбашской волости Мамадышского уезда Казанской губернии. С 1920 года входило в Мамадышский кантон Татарской АССР. С 10 августа 1930 года находилось в Мамадышском, с 10 февраля 1935 года — в Кзыл-Юлдузском, с 26 марта 1959 года — вновь в Мамадышском районе.
Число жителей: в 1782 г. — 66 душ мужского пола, в 1859 г. — 473, в 1897 г. — 867, в 1920 г. — 1103, в 1926 г. — 964, в 1938 г. — 730, в 1958 г. — 510, в 1970 г. — 537, в 1979 г. — 469, в 1989 г. — 329 чел.
Село Албай - административный центр сельсовета. В состав Албайского сельского поселения входят - село Албай, село Большой Арташ, деревня Верхний Арняш, деревня Теплое Болото.
Глава Албайского сельского поселения - Крешков Иван Петрович, секретарь исполнительного комитета сельского поселения - Абрамова Анна Николаевна.
Сочинение слушателя младшейподготовительной группы Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Ибаева от 24 сентября 1921 г. (с. Албаево Шеморбашской вол. Мамадышского кантона ТАССР)
Я родился 25 августа 1906 года. Родители мои - кряшены православного вероисповедания. Я сын священника села Албаево Мамадышского уезда Казанской губернии. К тому времени, как я начинаю себя помнить, семья наша состояла из дедушки, бабушки, отца, матери, братьев и сестер. Отец мой раньше был сыном крестьянина села Никифорово Кабык-Куперской волости Мамадышского уезда. Отец отдал его учиться, он раньше учился в сельской школе, а потом поступил в Центральную крещенотатарскую семинарию и, окончив эту школу, он сделался учителем в селе Уреево Челны и там был учителем полтора года. Затем сдал экзамен в дьяконы в село Албаево и там прослужил, не помню, сколько годов. Потом сдал экзамен в священники в село Танькино Петропавловской волости Мамадышского кантона. И там он прожил 13 лет. И в первый год, как мой отец переехал в село Танькино, родился я. И в 1918 году мой отец опять перевелся священником в село Албаево Шеморбашской волости, где теперь и живет. Моя мать из села Уреево Челны. Когда мой отец был учителем в Уреево Челнах, там и взял ее замуж. Моя мать была дочь крестьянина. Моя мать рассказывала, что отца ее убила лошадь таким образом: он ехал на санях, лошадь у него была очень пугливая, и она чего-то испугалась, очень шибко помчалась. Отец ее останавливал вожжами, но не мог остановить. И наконец лошадь так побежала, что отец вылетел из саней, а вожжи были в руках, и его повезло по снегу, и везло его версты полтора. Он тут и умер . Звали его Антоном. Потом у моей мамы мать вышла замуж за другого человека. Звали его Тимофей. Маминой матери не хотелось выходить замуж, но боялась, что в хозяйстве все распадется. Когда у мамы отец Антон умер, ей было только 12 лет. Но мамина мать долго не жила с новым мужем. Его скоро взяли на войну, тогда была русско-турецкая война. И он оттуда пришел, кажется, через 6 лет. Он тогда был и на Кавказе, в городе Тифлисе. Моя мать рассказывала, что он говорил, что в городе Тифлисе было как в раю. Были, говорит, разные винограды, апельсины, лимоны, персики, яблоки - одним словом было все. Он оттуда пришел и недолго прожил, заболел и умер. У меня есть два брата. Одного зовут Константином, а другого -Николаем. Константин только окончил духовную академию, а Николай еще учится только в сельской школе. Есть еще у меня четыре сестры: Верочка, Катя, Поля и Анюта. Но Верочка и Катя вышли замуж.
Мое детство проходило очень весело. До 6 годов я не помню себя. Меня, говорит мать, каждый день посылали в лавку за калачом и конфетами. Я всегда половину конфет съедал. Я, когда был маленьким, ходил ловить рыбу с решетами. Особенно я радовался, когда поймаю пескарика. Я брал его, вырезал брюхо, вынимал кишки и вешал на окошко, что будто бы будет вобла. Я очень любил воблу. Рыба висела тут дней пять и вся сгнивала. Я брал ее и выбрасывал. Потом особенно я любил ходить в лес. Лес к нам был очень близок. Я каждый день ходил в лес раза три собирать разных ягод, грибов, орехов, желудей и т.д. Я любил также играть с разными игрушками и из глины делал разную посуду, коров и т.д. Мне особенно весело было весною. Весною я проводил каналы, делал разные мельницы. И мы с ребятами кидались мокрым снегом, делали разные чучела и я приходил домой только вечером весь мокрый. Мать раздевала меня, пальто и шапку бросала на печку сушиться. Когда вырастала первая травка, мы выгоняли пасти коров и овец и т.д. Мы пасли их в лесу на полянах. Я с собой брал каждый день бутылку молока, хлеба и картошки, а иногда брал сырую свеклу. Там варили. Там было очень весело: бегали, прыгали, лазили на деревья и играли. Осенью я ездил с товарищами в лес кормить лошадей. Там тоже мы играли и почти всю ночь не спали. Я также осенью выходил в огород, копал картошку, свеклу и т.д.
Зимой, как выпадал первый снежок, я брал салазки и бегал на гору кататься. И катался до того, пока весь не замерзал, и потом еле-еле тащился домой. Когда приду домой, мать ругает меня, зачем, говорит, так долго, сынок, катался. И скорее начинает раздевать меня и надевает теплые валенки, чулки и сухие штанишки. Летом, как поспеют орехи, мне очень хотелось идти в лес с товарищами. Но мать меня не пускала, говоря, что заплутаюсь. И когда моя мать ходила в лес с братом и сестрами, то я каждый раз ходил встречать их около поляны. А когда мне исполнилось 8 лет, то и меня начали брать в лес. Я, конечно, не собирать ходил, а побегать и поесть . Так проходило мое детство.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 310. Л. 155-158.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/moya-derevnya-balchikly