Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Без утра и вечера не бывает. (удмуртская)

Атабаево (Шакиян, Атабай) д. Больше-Кляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Камско-Устьинский р-н, деревня Атабаево

Кладбища Атабаево (Атабай) д. Больше-Кляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов

  • Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года

  • Список населённых мест Казанской губернии (1910–1914)

  • Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – Т. 1: А–В. – 672 с.

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • д. Шакиян Больше-Кляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.
  • Атабаево (Атабай) д. Больше-Кляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.
  • Россия, Респ Татарстан, Камско-Устьинский р-н, деревня Атабаево 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Архивы:

  •  

Деревня в Камско-Устьинском районе, на р. Сухая Улема, в 40 км к северу-западу от пгт Камское Устье. 
     На 2000 г. — 67 жителей (татары). 
     Молочное скотоводство. 
     Клуб. 
     Известна с периода Казанского ханства. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Атабаево функционировали мечеть, мектеб, водяная и ветряная мельницы, крупообдирка, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1010 дес. 
     

До 1920 г. деревня входила в Больше-Кляринскую волость Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Тетюшского, с 1927 г. — Буинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Камско-Устьинском, с 01.02.1963 г. в Тетюшском, с 12.01.1965 г. в Камско-Устьинском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. — 59 душ мужского пола, в 1859 г. — 386, в 1884 г. — 533, в 1897 г. — 576, в 1908 г. — 650, в 1920 г. — 693, в 1926 г. — 467, в 1938 г. — 437, в 1949 г. — 293, в 1958 г. — 184, в 1970 г. — 160, в 1979 г. — 115, в 1989 г. — 62 чел.


 

Село Атабаево расположено на правом берегу устьи реки Кама где, она   впадает в реку Волгу. Расположено от г. Казани в  65 км, а  от г. Лаишево в 95 км,  через реку Мешу в 20 км. Археологическая экспедиция под руководством А.П.Смирнова и А.Х.Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей , разбитые посуды. Точной даты  возникновения села нет. Но есть в списке Казанского ханства. На самом  берегу Кама  стояла дер.Епанчино , которая по свидетельству  историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию». В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино пересились и образовали одно селение Атабаево . Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево.

Первая легенда гласит: что  на берегу Камы  поселились  3 человека, занимались охотой ,рыбной ловлей. Строили дома . От слова «табылдык» дали  название  «Табай» после уже «Атабай».

Вторая  легенда гласит ; что деревня  была расположена  на ровном  месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай».

Третья легенда  гласит ; что жил богатый человек , его звали Атабай. Он принял  христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился , он не дал крестить своих односельчан.  Из  истории и из повести  Р.Батуллы «Суюмбике» жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные , то эта легенда больше подходит.

    Во времена «Крепостного права» тяжелая  была судьба крестьян. Крестьяне окрестных деревень Атабаево, Ташкирмень, Макаровка  повиновались помещику по фамилии Макаров. И после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилось. У крестьян  Атабаево очень мало было земли. С одной стороны плодородными землями владел помещик Макаров, с другой Казанский промышленник Апанаев. Летом атабаевцы заготавливали для Апанаева все чем был богат этот край и доставляли извозом в Казань. Но не для всех крестьян хватало работы у помещиков, поэтому одни по Каме уходили в Пермь для рубки леса, другие работали на Волге в карьерах , грузили баржи. По словам старейшин, атабаевцы  принимали активное участие в народных восстаниях: в 1671году под руководством Степана Разина,в 1774 году Пугачева, 1557году солевой бунт. К сожалению имена до нас не дошли, они остались в народной памяти. Каждое историческое событие страны находило отклик  в сердцах наших земляков. До сих пор сохранились фотографии участников Октябрьской революции. Это и создание сельского Совета в нашей деревне в 1917-1918 годах, а первым председателем был Н.Бикмухаметов. 

Среди наших земляков есть и герои Гражданской войны. Такими являются Мустафа Галиев, Хайрулла Садыков, Фасах Саляхов, Хуснутдин Вафин, Шарафиев Галям, Бикмухаметов Нурмухамат, Халиуллин Бадрутдин, Хамидуллин Зиннат, Гайнуллин Закир, Исмагилов Ибрагим, Хусаинов Исмагиль, Гайнуллин Исхак.   Колхоз в Атабаеве   стали организовать 1927 году . Первыми  вошли 17 семей: Бакиров Н, КаримовХ, ЯкуповН, Гайнуллин Г, Мусин М, Хусаинов М, Галимов К, Бадрутдинов Ф, Хайруллина М, Мухутдинов Н, Биктимиров и др.

1929 год считается годом образования колхоза «Камский». В 1929- 1930 годах  председателем колхоза был- Шарипов Садыйк.

1931-1936 годах председателем колхоза был 25ти тысячник Шайдуллин Габдулла.

   Из воспоминаний  первой пионерки Атабаево Сафиной Миннегайши Газиевны : в1923-1924 годах в Атабаево было 5 комсомольцев. До нас дошли имена только троих комсомольцев: Хайруллин Исмагил, Хайруллин Сафа, Биктимиров Гиззат. Первым организатором пионерского отряда  был комсомолец Биктимиров Гиззат. Сафину Миннегайшу приняли в пионеры. Пионерка Миннегайша с комсомольцами вели активную работу среди населения. Читали колхозникам книги, учили их писать и читать. После Миннегайша Газиевна посвятила себя обучению детей, проработала более 40 лет учительницей Атабаевской школы.

  В годы войны председателем колхоза был Исхаков. 1943 года в сентябрьской газете «Правда» было опубликование о председателе колхоза «Камский»- Исхакове.  После войны до 1953 года председателем колхоза был его первый организатор- Мустафа Галиев.        

  В Великую Отечественную войну из двух деревень Атабаево и Епанчино ушли на фронт 450 человек, а вернулось 225 человек. Везде разруха, почти голодные дети, все нужно восстанавливать. Перед этими фактами встали вернувшиеся домой  атабаевцы. Почти в каждом доме кого-то потеряли ; или отца или сына. Но они все вместе стали жить и работать укрепляя колхоз и свои семьи.

  Прошло 7 лет и снова ошеломляющая новость: «Переселение». Это 1952-1953 года, в связи с строительством Куйбышевского водохранилища нужно переселить деревни. Атабаевцам  предлагают два места для переселения. Первое –в Бурятию, второе- в Усады. Для населения это звучит  как гром среди ясного неба. Атабаевцы во главе со своим председателем колхоза Мустафой Галиевым доходят до Казани , с тем что они никуда не уедут из родных мест, потому что они здесь родились, здесь умрут и здесь будут жить их дети. Так началось переселение Атабаево и Епанчино в одно целое «Атабаево». Никому ни хотелось переселяться, здесь обжитые поля, луга их малая родина , история их жизни, могилы предков. Какие трудности перенесли на себе, знают только те -кто переселялся.

 В эти года в Атабаево образовали спецлеспромхоз. Сюда завербовали людей со всей республики на лесоповал , для рубки леса. Атабаевцы  сами жили в недостроенных домах, но они приютили всех , кто приехал на вырубку. Поэтому в каком-бы месте нашей многонациональной Республики не скажешь  «Атабаево»  везде встречаешь очевидцев этих событий. Первым директором спецлеспромхоза был Абдрахманов Кадыйр Абдрахманович. Участник ВОвойны, мастер авиационного вооружения, стрелок дально-бамбардировочной авиации. Награжден  Орденами «Отечественной войны» 1 и П степени, орденом «Боевого Красного Знамени».

1956-1957 годах заканчивается строительство Куйбышевского водохранилища и воды Камы доходят до новых берегов Атабаево.

В этом же  1957  году  Атабаево вместе с другими деревнями входят в состав совхоза «Комсомольский», директором стал М.И.Романычев. Причина объединения  заключалась в том, что  не хватало земли, поэтому заниматься растениеводством и животноводством не было возможности.

  По предложению  Верховного Совета Татарской АССр жителям Атабаево было предложено заниматься птицеводством. Это было новшество для этих мест, так как прежде этим не занимались. Холодной зимой 1957 года уток привозят из Китая, поэтому их назвали «Пекинскими». В начале птиц разместили в бараках  бывшего спецлеспромхоза. Затем  стали строить  птицефермы. В короткие  сроки за 4-5 лет, на полуостраве вырос целый «утиный городок». Вскоре был построен инкубатор.

  Первыми профессию птицевода освоили комсомолки совхоза, а первым бригадиром молодежно-комсомольской бригады стала Асия Садыкова, трудолюбивая, боевая, требовательная к себе и людям.  За большие успехи достигнутые  в труде, эта бригада удостоится звания  22 съезда КПСС. Их опытом работы заинтересуются не только в Татарстане  но и в Москве. В совхоз будут приезжать  делегаты по обмену опытом, будут проводить семинары. О работе птицеводов совхоза пишут не только республиканские но и центральные газеты. Гордостью птицеводов совхоза стала бригадир Садыкова Асия, которую 1962 году избирают делегатом 22 съезда КПСС. А в журнале «Крестьянка» того же года о ней выйдет большой рассказ под названием «Неугомонный характер». В 1963 году Асию Садыкову избирают депутатом Верховного Совета ТАССР. Награждена Орденом Трудового Красного знамени.  Вот каких высот достигла наша землячка!

   20 февраля 1968 года Атабаево выходит из состава совхоза «Комсомольский» и становится самостоятельным птицесовхозом «Атабаевский». Первым директором совхоза был У.Х.Валиуллин , с его именем связано проведение водопровода в Атабаево.

 Но не только  в родном селе атабаевцы достигли трудовых высот. Хочется отметить; - Галимуллина Илдара , в числе 43 комсомольцев Лаишевского района  в 1955 году по призыву Партии  отправился по комсомольской путевке осваивать целинные земли. Работал  механизатором, был инициатором социалистического соревнования. Партия и правительство оценило его нелегкий труд. Награжден орденом: «Трудового красного знамени» и орденом «Ленина» , имеет многочисленные почетные грамоты и медали.

             - Абдрахманов Султан Абдрахманович  был награжден за свой труд в 1965 году орденом «Ленина» первый в Лаишевском районе. Работал председателем колхоза «Победа»с 1957-1972 годах, получивший высокий урожай и достижений  в работе.

    В 1970 годах совхоз «Атабаевский» достигает больших  успехов: считается одним из богатых совхозов, поголовье птиц в летнее время достигает до 250000 голов.

С 1970 по 1990 год изменился облик села : строительство Сельского Дома культуры, типовой средней школы, здание ФАП, детский сад, новый магазин, АТС.

 1996 году построена мечеть. Активно участвовали ветераны, жители села. Первыми активистами стали наши земляки Бовша Рустам, Каримов Равиль, Хусаинов  Фоат.  Равиль Каюмович Каримов в настоящее время глава Приволжского муниципального района города Казани, часто посещает родное село, родственников.

 Большой вклад в строительстве мечети внес Тимергалиев ФМ директор совхоза  «Атабаевский» работавший с 1988-1996 годы.

 Мы видим в изменениях  облика жизни села большую заслугу председателя Совета местного самоуправления с 1995-2005 годы Билаловой Фариды Фахриевны. За активную социальную и политическую работу она была избрана  делегатом 1-го и 2-гоВсемирного конгресса татар, делегат съезда женщин. С именами Тимергалиева и Билаловой связано газофикация села, которая завершилась 1998 году.

В культурной жизни Республики Татарстан есть и имена наших земляков:

-Гата Нуруллин народный артист Татарстана , организовавший в 1959 году в городе Астрхане первый татарский театр.

-Наиля Ибрагимова народная артистка Татарстана, артистка театра имени Галиаскара Камала.

-Ильяс Якупов первый заслуженный  татарский танцор, артист Татарстана.

-Кабир Нигматзянов заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Заслуженный учитель РСФСР.

В научной жизни Республики Татарстан есть имя нашего земляка Абдрахманова Рината Кадыровича. Он доктор технических наук, профессор, «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РТ». Опубликовал  более 80 научных трудов, из них 3 патента и 5 авторских свидетельств. Отдельные конструктивные разработки, Рината Кадыровича, неоднократно демонстрировались на ВДНХ СССР и ТатАССР, на международных выставках в Москве, отмечены дипломами и медалями ВДНХ и ВВЦ РФ.

В настоящее время в селе проживают 513 человек. Асфальтировано  центральная улица . В культурной жизни села активное участие  принимает народный ансамбль «Бибинур». Не раз принимал участие в смотрах художественной самодеятельности республиканского значения и района. Принимали участие в телепередаче «Жырлыйк эле».

Ветеран труда –Якупов Ильгиз активный участник художественной самодеятельности , не раз был лауреатом конкурса «Играй гормонь». Во всех сельских мероприятиях активно участвуют : коллектив средней школы и хозяйства ООО «Гайфуллин иК».    

https://vk.com/wall-35767925_45?ysclid=m1z3n1qxi210803990

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов