Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Велик коровий язык, да только облизывать годный (мокша). (мордовская)

Барские Каратаи с. (Красные Каратаи) Камско-Устьинский район Республики Татарстан.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Несуществующий населённый пункт Камско-Устьинского района Татарстана

Кладбища с. Барские Каратаи Камско-Устьинский район Республики Татарстан.

Троицкая церковь с. Барские Каратаи Камско-Устьинский район Республики Татарстан.

Церковно-приходская школа с. Барские Каратаи Камско-Устьинский район Республики Татарстан.



Ныне не существующая деревня Барские Каратам была расположена в км от Волги и в 15 км от с. Камское Устье. (Богородская волость Тетюшского уезда).

Возникновение и принадлежность: Деревня основана в конце XVI в. русскими помещи­ками, свияжскими дворянами Борисом Врасским (Вратским) и Федором Васильевичем Косяковским. С этого времени деревню населяли крепостные крестьяне, принадлежавшие, как пра­вило, сразу нескольким помещикам, но самыми крупными всегда были владения Врасских, имевших здесь усадьбу. Основатель деревни Борис Врасский умер в 1624 г., его поместье унас­ледовал сын, свияжский дворянин Григорий Врасский, участник войны с Польшей 1654-1667 гг., умерший в конце XVII в. В XVIII в. Михаил Григорьевич и его сын Михаил Михайлович Врасские, скупив земли и крестьян у соседей, стали единственными владельцами деревни. Но Михаил Михайлович Врасский стал владельцем крупных поместий в Спасском уезде, и Барс­кие Каратаи перестали быть "дворянским гнездом". Поэтому, по обычаям того времени, часть крестьян и земли перешли к трем дочерям Михаила Врасского в качестве приданого и лишь небольшую часть унаследовал его сын Федор. Вплоть до 1861 г. в деревне одновременно было 5-6 помещиков, причем у каждого из них владения в Барских Каратаях составляли лишь не­большую часть. Единственным помещиком, имевшим усадьбу и жившим в Барских Каратаях, был титулярный советник Андрей Михайлович Михайлов (ум. 1851).

Почти все здешние помещики были малоизвестными провинциальными офицерами и чи­новниками, потомками свияжских дворян XVII в. Немалый след в истории оставили лишь по­томки Врасских. Внучка Федора Врасского Надежда Николаевна Врасская (ум. 1898) вышла замуж за Николая Алексеевича Галкина (ум. 1859), который в молодости был морским офице­ром, а в 1825-1851 1т. был директором Первой Казанской гимназии, известным общественным деятелем. Имение в Барских Каратаях осталось в отдельной собственности Надежды Никола­евны. В своей основной усадьбе, в с. Полянки (ныне Спасского района), Н.Н. Галкина открыла на свои средства женскую второклассную школу. Все дети Михаила Алексеевича и Надежды Николаевны - Петр, Михаил, Николай стали крупными чиновниками. Надежда Николаевна была последней представительницей семьи Врасских, поэтому по указу Николая 1 с 1853 г. они носили фамилию Галкины-Врасских. Самым известным из них стал Михаил Николаевич Гал- кин-Врасский (1834-1916), унаследовавший землю в Барских Каратаях. Служил в управлении генерал- губернатора Оренбургского и Самарского, написал ряд статей по этнографии и геогра­фии. В 1867-1869 г. был эстляндским и саратовским губернатором. В 1879-1896 гг. председа­телем Главного тюремного комитета, реформировал тюрьмы. С 1896 г. член Государственного совета. В 1899 г. помогал голодающим, в том числе в Казанской губернии. До конца жизни он оставался землевладельцем Барских Каратаев.

Население: В 1620 г. у Бориса Врасского 20 душ мужского пола.

В 1646 г. у Григория Врасского 38 крестьянских и 17 бобыльских дворов, в них 154 души мужского пола, у Федора Васильевича Косяковского 2 двора, 11 душ мужского пола, у Григо­рия Киреева 4 крестьянских и 4 бобыльских двора, 31 душа мужского пола, у Федора Киреева 4 крестьянских и 4 бобыльских двора 33 души мужского пола.

В 1763 г. у Михаила Михайловича Врасского 265 душ мужского пола.

В 1834 г. у Надежды Николаевны Галкиной 25 душ мужского и 19 душ женского пола, у ее сестры жены бригадира Софьи Николаевны Софроновой 101 душа мужского и 99 жен­ского пола, у Андрея Михайловича Михайлова и его дочери Елизаветы 7 душ мужского и 5 женского пола дворовых и 30 душ мужского и 31 женского пола дворовых, у вдовы майора Василисы Афанасьевны Чечаговой 27 душ мужского и 28 женского пола, губернского секретаря Николая Ивановича Юматова 20 душ мужского пола и 25 женского. В 1834 же году две души мужского пола и две женского духовенства.

В 1858 г. у Галкиной 24 души мужского и 30 женского пола, у Е.Михайловой 44 души обоего пола крестьян и 15 дворовых, у поручика Ивана Яковлевича Баракова, купившего владе­ние Соффроновой. 100 душ мужского и 99 женского, у Юматова 34 души мужского и 33 женско­го пола. Бывшим имением Чечаговой владели Петров и Хмельницкий, у первого было 23 души мужского и 33 женского пола, у второго 21 душа мужского и 20 женского пола.

В 1897 г. 165 мужчин и 205 женщин.

Хозяйство: В первой половине XIX в. крестьяне большинства помещиков находились на барщине. Так, в 1860 г. крестьяне Е.Михайловой обрабатывали 89 десятин пашни на себя и 69 десятин на помещицу. Единственным помещиком, державшим крестьян на оброке, был Бара­ков, оброк составлял 14-28 рублей с души мужского пола, 15 аршин холста из хозяйского льна и 1овчина с души в год.

После отмены крепостного права помещики Галкина, Бараков, Петров, Юматов выделили на выкуп крестьянам только их запашку, оставив барскую запашку за собой. Помещик Хмель­ницкий уступил крестьянам всю землю. Таким образом, барщинное хозяйство продолжалось много лет - на барщине крестьяне отрабатывали выкупные платежи. В начале XX в. помещики стали сдавать землю в наем крестьянам. В результате сложного раздела вплоть до 1918 г. срав­нительно небольшая деревня состояла из четырех общин, в каждой из которых земля делилась по-своему.

В 1882 г. во всех четырех общинах было 83 двора, на которые приходилось 449 десятин пашни и сенокосов. Земли не хватало и крестьяне жили довольно бедно. Более 20 хозяйств вообще не пользовались надельной землей (безлошадных хозяйств в 1882 г. было 28).

Как и в других приволжских селах, одним из основных источников доходов было бурла­чество. Барские Каратаи были единственным на территории района поселением, где боль­шую роль в хозяйстве играло рыболовство, более чем для 20 семей оно было основным заня­тием.

Церковь: Деревянная Троицкая церковь была в селе уже в первой четверти XVIII в. Новая деревянная Троицкая двухпрестольная церковь выстроена в 1762 г. на средства помещика Ми­хаила Михайловича Врасского. Придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1825 г. храм перестраивался, в 1902 г. построена новая колокольня.

Приход всегда был невелик, его составляли только Барские Каратаи.

В 1930 г. церковь была закрыта, в 1931 г. открылась вновь, на этот раз в приход входил и районный центр. Позже церковь разобрана и из материалов в с. Заовражные Каратаи была пост­роена начальная школа.

Священники: 1814-1830 гг. Яков Андреевич Саблуков (1775-?). Переведен в г. Симбирск.

1830-1847 гг. - Антоний Степанов (1775-1847). Переведен из с. Сергиевское Лаишевско уезда.

1848-1872 гг. Николай Кузьмич Карганский, выпускник Казанской духовной семинарии 1831 г.

Позже священники очень часто менялись, потому что такой маленький приход не мог обеспечить приличных доходов.

1881-1893 гг. - Иван Александрович Мансуров.

В 1888-1893 гг. приход был формально закрыт, церковь была приписной к с. Богородскому. Но на самом деле священник продолжал здесь жить.

В 1893 г. приход открыт вновь - помещики и, в первую очередь, М.Н. Галкин-Врасский выделили средства - теперь жалованье священникам выплачивалось из доходов от ценных бумаг, пожертвованных благотворителями.

1893-1911 гг. и позже Иринарх Федорович Самуилов (1862-?), закончивший духовное училище.

1911-1918 гг. - священник Михаил Андреевич Озерский.

Школа: Церковно-приходская школа открыта 15 октября 1888 г. по инициативе священника Ивана Александровича Мансурова. Вплоть до 1917 г. не только законоучителями в школе были названные выше священники и псаломщики, получавшие за это дополнительную плату. Надо сказать, что такая практика в ЦПШ применялась очень редко, с можно объяснить тем, что в столь маленьком приходе духовенство не было особенно занято требами, а их доходы от школы позволяли поддерживать удовлетворительный уровень жизни духовенства и существование прихода.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов