Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Игла хоть и мала, да больно колется. (татарская)

Камское-Устье с. (Кама Тамагы, Богородское) Богородская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, пгт Камское Устье

Богородице Рождественская церковь Камское-Устье Богородская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.(1802 г.)

Кладбища Камское-Устье с. (Кама Тамагы, Богородское) Богородская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • с. Богородское Богородская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.
  • с. Камское-Устье Богородская волость Тетюшского уезда Казанской губернии.
  • Респ Татарстан, пгт Камское Устье

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Архивы:

  •  

Административный центр Богородской волости Тетюшского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР
Основано в 1650 году, Первоначально носил название «Богородское»

Статус:

  • До 1920 года - административный центр Богородской волости Тетюшского уезда Казанской губернии
  • 1920-27 годы — село Тетюшского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
  • 1925 год - «Богородское» переименовано в «КАМА ТАМАГЫ (Камское Устье)»
  • 1927-30 годы — село Буинского кантона Автономной Татарской ССР
  • 10 августа 1930-63 годы - административный центр Камско-Устьинского района Татарии
  • 1939 год - посёлок городского типа
  • 1 февраля 1963-65 годы - посёлок городского типа Тетюшского района Татарской АССР
  • с 12 января 1965 года - вновь административный центр Камско-Устьинского района Татарской АССР

Находится:

  • в Западной части Татарии
  • на правом берегу Волги Куйбышевского водохранилища
  • напротив места впадения Камы в Волгу
  • в 117 км к Юго-Западу от Казани

Речная пристань

Автомобильными дорогами местного значения соединён с:

  • Апастово
  • Тетюшами
  • Верхним Услоном

в 57 км к Востоку от железнодорожной станции Каратун линия Ульяновск-Свияжск


Поселок городского типа, центр Камско-Устьинского района. Расположен в западной части РТ, на правом берегу р. Волга (напротив места впадения р. Кама), в 57 км к востоку от ж.д. ст. Каратун (линия Ульяновск Свияжск). Расстояние до Казани 117 км. 
     На 2002 г. - 4451 человек (по переписи 1989 г., русских - 52,4%, татар - 44,0%). 
     Молокозавод, предприятия агрохимии, строительства, "Сельхозтехника". 
     Средняя и неполная средняя, музыкальная школы, 3 библиотеки. Районный дом культуры. Музей истории района. Пристань. 
     Основан в начале 17 в. как рыбацкий посёлок. Первоначальное название Богородское. Жители принадлежали Казанскому архиерейскому дому, после секуляризации 1764 г. были переведены в разряд экономических (с 1843 г. - государственных) крестьян. Занимались садоводством, обслуживанием и ремонтом речных судов, промыслами по добыче камня, извести, алебастра и серы. Богородское было крупным торговым селом. С его пристани в конце 19 в. ежегодно отправлялось до 500 тыс. пудов разных грузов, в основном зерна. В 1845-53 гг. в селе работала школа Министерства государственных имуществ, в 1867 г. была открыта земская школа, в 1892 г. - церковно приходская школа для девочек. В начале 20 в. здесь располагалось волостное правление, функционировали Богородице Рождественская церковь (построена в 1802 г.), 2 часовни, земская больница, читальня Общества попечительства о народной трезвости, кредитное товарищество, почтово телеграфное отделение, 1 казённая винная, 3 пивных, 16 мелочных лавок, 8 мельниц, 2 кузницы, пароходная пристань, базар по субботам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4520,4 дес. 
     

До 1920 г. Богородское являлось центром Богородской волости Тетюшского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Тетюшского кантона Татарской АССР. С 1925 г. современное название. С 14.02.1927 г. центр Камско-Устьинского района. В 1939 г. преобразовано в поселок городского типа. С 01.02.1963 г. в Тетюшском районе, с 12.01.1965 г. вновь районный центр. 
     Число жителей: в 1646 г. - 80, в 1782 г. - 557 душ мужского пола, в 1859 г. - 1581, в 1897 г. - 1819, в 1908 г. - 2082, в 1920 г. - 2530, в 1926 г. - 2536, в 1938 г. - 3225, в 1979 г. - 4005, в 1989 г. - 5000 чел.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Наиля Молчанская. Богородское: исторические очерки.

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
Продолжение. Начало в №№ 27, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 50 (за 2019 г.); №№ 1, 2, 3 (2020 г.)
Вскоре местные власти, выполняя установку XX съезда КПСС (мягко сказать – неумную), вынудили родителей продать корову в колхоз «Большевик» (XX съезд Коммунистической партии Советского Союза состоялся в Москве 14—25 февраля 1956 года. – Ред.) И, конечно, далеко неслучайно в детские годы частенько подмывало стрельнуть из рогатки в широкую спину какой-нибудь тучной тетки за прилавком… Когда мой отец поздней осенью 1941 года после выписки из Казанского госпиталя впервые приехал в Камское Устье и поступил на работу, его больше всего ошеломило поведение местных жителей: нецензурная брань, слетавшая с уст не только мужчин, но и женщин, их торгашеская психология, вульгарно-хамское поведение. Но надо сказать, что после 1957 года, когда Камское Устье потеряло значение крупного порта по перевалке грузов и люди стали уходить с Волги, местные жители изменились – не зря говорят: «Бытие определяет сознание…»
И вновь возвратимся в двадцатые годы прошлого столетия. Еще в годы голода в Поволжье руководство страны пришло к выводу, что необходимы изменения в экономической политике государства. В первую очередь следовало заменить продразверстку продналогом. Крестьяне одобрительно встретили инициативу руководства страны – все-таки продразверстка носила принудительный характер. Уже с момента ее введения, начиная с 1916 года, продразверстка встречала глухое недовольство со стороны крестьянства, которое иногда принимало и открытые формы.
Беспартийная крестьянская конференция Теньковской волости в составе 271 делегата постановила: «Выразить полное доверие Советской власти за то, что она осознала необходимость полного изменения политики по отношению к крестьянству, заменив продразверстку продналогом».
В то же время была разработана программа по переходу к новой экономической политике (НЭП). Надо сказать, что пойти на этот шаг для руководства страны во главе с В.И. Лениным было непросто. Новая экономическая политика несла элементы капитализма: возвращение к свободной торговле, наемному труду, аренде земли, к частной собственности на средства производства. Хотя все это и было под жестким контролем государства, однако, все же это был вынужденный шаг назад – в прошлое…
На слуху был лозунг, выдвинутый видным деятелем партии большевиков Николаем Бухариным: «Обогащайтесь». Интересно, что Сталин (а Ленин к этому времени уже был тяжело болен) всецело поддерживал новую экономическую политику. В деревне опора делалась на середняков и кулаков, относившихся к Советской власти невраждебно. О коллективизации крестьянства речи пока не шло, а сельскохозяйственные коммуны не нашли широкого применения в стране.
Надо отметить, что развитие промысловой кооперации в рамках НЭП на селе (а нас, в первую очередь, интересует, конечно же, село Богородское) началось не на пустом месте. Крестьянская община была способна к саморазвитию и трансформации. Это видно из того, какой размах кооперативное движение получило в российской деревне в начале двадцатого века. Так, на 1 января 1918 года в стране имелось 51 417 кооперативов, которые впоследствии стали прообразами товариществ, артелей, колхозов. В них было занято около 22 000 000 человек. Существовали артели по обработке дерева, переработке пищевых продуктов, обработке металла, кожи, артели скорняков, рыболовецкие артели – особенно в селе Богородское. Так в 1924 – 1925 годах в ТАССР на десять тысяч населения приходилось 130 человек, занятых в мелкой и кустарно-ремесленной промышленности. В эти года к уже имевшимся создавались артели по пошиву одежды, обуви, изготовлению валенок, битью шерсти. Знатные мастера своего ремесла были и в нашем районе. В селе Сюкеево выделкой холста занималось больше половины населения. При этом, следует отметить, качество холста было очень высоким. Про сюкеевские холсты говорили, что они «по доброте своей нисколько не уступают ярославским» («Памятная книга Казанской губернии» 1866 г. с.24). Исключительно высокого качества были холсты, изготовленные Теньковскими мастерицами. В середине девятнадцатого века К.Е.Евлатьев писал: «Теньковский холст слывет лучшим в Казани…» («Записки Императорского Казанского экономического общества», Казань, 1855 г. с. 56-57). Так что у местных жителей уже были традиции для развития промысловой кооперации – древние и славные. Промысловая кооперация не была свернута и после ликвидации НЭП. Достаточно сказать, что в предвоенные и первые послевоенные годы ей принадлежало 30 процентов в промышленном производстве страны.
Государство с помощью промысловой кооперации обеспечивало промышленность сырьем, при этом снижая уровень безработицы. Кроме этого, при НЭП послабления для предпринимательства позволило наполнить рынок товарами повседневного спроса и продовольствием, обеспечить хлебом. Моя мама рассказывала, что еще в предвоенные годы в поселке имелся вареньеварочный завод. Хотя, конечно, «завод» - это слишком громко, но тем не менее это было производство. Кроме приготовления варенья, также сушили картофель, квасили капусту, солили огурцы, помидоры. Имелся в поселке и рыбзавод, в котором солили и вялили рыбу, а также и коптили. Я еще с детства помню удивительно приятный запах копченой рыбы. Здания настолько были пропитаны дымом, что этот запах чувствовался издалека…
Хорошо помню старое пятистенное здание артели «Сигнал», которое располагалось на улице Карла Маркса напротив старого здания милиции. Там занимались пошивом одежды, катали валенки, ремонтировали обувь. На месте бывшего маслозавода находились пилорама и шерстобойка. Позднее всем этим начал заниматься комбинат бытового обслуживания – КБО. Особо востребованными были безрукавки-душегрейки, которые шились из шерстяных одеял. Большинство женщин в районе в те годы щеголяли в таких душегрейках. Одеяла привозились из города Ишеевка в Ульяновской области. В 2016 году я проезжал мимо здания этой фабрики – оно напоминало руины Сталинграда после 26 августа 1942 года.
Помню как в детстве в выходные дни вместе с родителями и бабушкой собирали шиповник в лугах на левой стороне Волги. Наш сосед Геннадий Козлов – великий трудяга – утром перевозил нас в луга, а вечером забирал обратно. В свои 15 лет он имел уже лодку, на которой и зарабатывал копейку. Собранный шиповник необходимо было высушить, а затем сдать. Принимал шиповник Дмитрий Андреевич Коняхин, живший на нынешней улице Ленина. Его дом сохранился и до настоящего времени. За высушенный шиповник родители получали неплохие деньги. К сожалению, в 1957 году с образованием водохранилища кусты шиповника остались под водой.
Еще несколько десятилетий тому назад районная газета писала о жителе Мордовский Каратай, который собирал и сдавал большое количество лекарственных трав. Если мне не изменяет память, фамилия его была Колесников. Для пищевой, фармацевтической, косметологической промышленности требовалось большое количество натурального сырья, поэтому никому и в голову не приходила мысль о введении налога для самозанятых. Мой отец до самой смерти ежегодно возил несколько мешков сушеных яблок в Болгары. Там он их передавал в местное РайПО, где быстро определялось качество, экономист оценивал и товар сдавался на склад. Деньги выдавались сразу, – в этот же день отец возвращался домой. Никаких «тендеров» (тендер — англоязычный термин, обозначающий конкурентную форму отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг. – Ред.), никакой волокиты… У меня и сегодня на чердаке висит мешок таких сушенок с начала семидесятых годов прошлого века. Храню их до лучших времен.
А теперь вернемся в середину двадцатых годов прошлого века. Несомненно, НЭП сыграл свою положительную роль в ликвидации разрухи после гражданской войны и восстановлении народного хозяйства. Однако, в конце двадцатых годов перед руководством страны встала необходимость ее индустриализации. В сельской местности кулаки и середняки, окрепшие при НЭП, отказывались продавать зерно государству по твердой цене, а переход к рыночным отношениям означал бы ликвидацию Советской власти. В 1928 году правительство было вынуждено вновь ввести карточную систему на хлеб. В мои школьные годы и позднее сообщалось, что, отказываясь продавать хлеб государству по твердой цене, кулаки тем самым хотели задушить Советскую власть голодом. Допускаю, что возможно такое желание у них и было, но все-таки здесь преобладал субъективный фактор. Как известно, капиталистическое производство может развиваться только постоянно расширяясь. Деревенским капиталистам-кулакам к концу двадцатых годов стало тесно в рамках НЭП: им было необходимо дальнейшее развитие производства – нужен был рынок для сбыта зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Кстати, в такой же ситуации, только в больших масштабах, сегодня находится Китайская народная республика. Реформы Дэн Сяопина (китайский государственный, политический и партийный деятель, который никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг. – Ред.) с использованием капиталистических отношений в экономике под контролем и руководством коммунистической партии за сравнительно небольшой исторический отрезок времени достигли впечатляющих успехов в экономике, которая стала первой в мире. В стране появились свои миллионеры и миллиардеры. Хотелось бы ошибиться, но думается, что в скором времени им будет тесно в рамках сложившейся системы…

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
Продолжение. Начало в №№ 27, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 50 (за 2019 г.); №№ 1, 2, 3, 5 (2020 г.)
Итак, правительство приняло решение о свертывании политики НЭП, о коллективизации в сельском хозяйстве и ликвидации кулачества как социальной группы. Руководство страны рассчитывало путем электрификации сельскохозяйственного производства, благодаря внедрению машин и оборудования повысить урожайность в сельском хозяйстве, сделать его более эффективным с тем, чтобы получать из колхозов и совхозов товарное зерно по твердым ценам.
Надо отметить, что еще в декабре 1927 году XV съезд ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. – Ред.) принял решение о всемерном развитии коллективизации сельского хозяйства. А уже 30 января 1930 года принимается Постановление ЦИК СССР (Центральный исполнительный комитет СССР — высший орган государственной власти СССР в 1922—1938 годах. – Ред.) и СНК СССР (Совет народных комиссаров - высший правительственный орган, осуществлявший исполнительную власть в Советской России с 1917 по 1946 год. – Ред.) о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. Постановление было утверждено Политбюро ЦК ВКП(б), и в нем говорилось об отмене в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств в районах сплошной коллективизации действия законов об аренде земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве. Предусматривалась конфискация у кулаков из этих районов средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, кормовых и семенных запасов. Кулаков делили на три категории, чтобы, как было сказано в Постановлении, не допускать влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства. Также указывалось, что количество ликвидируемых хозяйств должно было составлять 3-5% от общего количества хозяйств. Имущество, которое подлежало изъятию у кулаков, следовало передавать колхозам. При этом в Постановлении особо указывалось, что раскулачивание должно было проводиться в единстве со сплошной коллективизацией, не допуская случаев «голого» раскулачивания. Однако, это требование зачастую не выполнялось. Понятно, что просто раскулачивать было намного легче и приятнее, нежели создавать колхозы. В таком большом селе, как Богородское, вначале в колхоз вступило всего лишь 17 домохозяйств: желающих принимать участие в раскулачивании было больше, чем вступающих в колхоз. Однако, постепенно число колхозников стало увеличиваться…
В Постановлении также указывалось о необходимости пересмотреть законодательство о религиозных объединениях с целью предотвращения их негативного влияния на коллективизацию. Был поставлен вопрос о закрытии церквей и молитвенных домов. Интересно, что одновременно с раскулачиванием предлагалось проводить работу с молодежью, противопоставляя ее лицам, подлежащим выселению: организация культурно-бытовых мероприятий, подписку на газеты, журналы и прочую литературу, создание библиотек, открытие общественных столовых… Постановление было подписано председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым и председателем СНК СССР Алексеем Рыковым.
И вот в сентябре 1930 года в Камском Устье проходит первый съезд народных депутатов района, в работе которого приняли участие 213 делегатов. Первым пунктом в повестке дня стоял вопрос «об очередных задачах в связи с районирование и коллективизация» (так в тексте). Следует отметить, что Камско-Устьинский район был образован 10 августа 1930 года. Первым председателем районного исполнительного комитета был избран Хасанов, а первым секретарем районного комитета партии – Флегонтов. В выступлениях всех делегатов речь шла о сплошной коллективизации, хотя колхозы уже были созданы во всех селах. Кстати, колхоз «Свободный труд» в селе Теньки был создан в 1927 году. Но особое внимание в выступлениях уделялось борьбе с кулаками. Звучали призывы к выявлению кулаков, обложению их повышенными налогами, изъятию у них хлеба. Но особенно зловеще выглядели призывы к разоблачению кулаков, которые, якобы, существовали скрытно. Фактически людей подталкивали к доносительству, сведению личных счетов… И закружилась карусель репрессий. А если точнее, репрессии фактически начались еще весной 1930 года. Неслучайно в упоминаемом выше Постановлении от 30 января 1930 года одним из его пунктов предусматривалось увеличение на 800 человек сотрудников ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР — специальный орган государственной безопасности СССР. - Ред.).
Конечно, было бы неправдой утверждать, что репрессии всегда проводились необоснованно. Ранее я уже упоминал, что в эти годы на брата моего дедушки Ивана Ефремовича Смирнова – старого большевика – дважды совершались покушения. Имеются сведения, что в селе Сюкеево в начале 1930 года кулаки подожгли четыре дома членов колхоза и демобилизованных красноармейцев. Фактически на селе развернулась жесткая классовая война.
Раскулачивание, изъятие имущества у кулаков проводилось с непременным участием особо уполномоченных работников райисполкома с представителями сельских Советов, колхозов, представителями батрацко-бедняцких групп. Как рассказывала моя бабушка – раскулачивание в поселке проходило с большой жестокостью и многочисленными нарушениями законодательства. Особенно мне врезался в память эпизод, о котором она неоднократно вспоминала с глубоким возмущением: когда во время изъятия имущества у одного из раскулачиваемых один из членов комиссии заставил сноху кулака снять и отдать даже кофту… Кстати, этот раскулаченный житель не был выслан из села, и я его еще помню – умер этот человек в 1954 году. Самое большое недовольство и нарекания населения вызывал состав комиссии по раскулачиванию. В нее входили и люди, которые не пользовались авторитетом и уважением у населения, не отличались хозяйственностью и трудолюбием. Надо отметить, что раскулачивание сопровождалось выселением всей семьи, как правило, на Урал. Так, в административном порядке был раскулачен и выслан в 1930 году Василий Георгиевич Автономов 1885 года рождения. Вместе с ним были высланы жена Анна (1893 г.р.), сын Петр (1907 г.р.), дочери Мария и Лидия (соответственно - 1919 и 1924 г.р.). В 1931 году был раскулачен и выслан Игнатий Егорович Автономов 1869 г.р. Вместе с ним в Челябинскую область были высланы мать Мария (1850 г.р.), жена Татьяна (1876 г.р.), сын Павел (1910 г.р.), сын Николай (1913 г.р.), сноха Елизавета (1915 г.р.), сын Александр (1917 г.р.), внучка Галина (1938 г.р.), внук Алексей (1939 г.р.), внучка Лидия (1939 г.р.). Трое детей родились в ссылке. Ужасно, что в этой семье выселению подверглась даже мать раскулаченного – а ей был тогда уже 81 год.
Также решением РИК в 1931 году был раскулачен и выслан из села Михаил Егорович Автономов (1876 г.р.) Вместе с ним были высланы жена Прасковья (1876 г.р.), сын Яков (1905 г.р.) и сын Александр. Иван Матвеевич Александров (1873 г.р.) также попал в эту волну раскулачивания и был выслан в Челябинскую область в 1930 году. Жена Феодора, сын Николай (1905 г.р.), сноха Александра последовали за ним. В 1931 году решением РИК был раскулачен и выслан в Челябинскую область Андрей Андреевич Антонов (1876 г.р.). Вместе с ним были высланы и жена Елизавета (1880 г.р.), Петр (1906 г.р.), сноха Елизавета (1908 г.р.), дочь Анастасия (1914 г.р.), сноха Татьяна (1916 г.р.), внук Александр (1937 г.р.), внучка Лидия (1938 г.р.), внук Георгий. Трое внуков родились уже на Урале.
В 1930 году был раскулачен и выслан Иван Андреевич Антонов (1894 г.р.). В том же году эта доля не миновала и Егора Яковлевича Власевнина, с которым были высланы жена Фекла (1871 г.р.), дочери Пелагея (1903 г.р.) и Елизавета (1910 г.р.). В 1931 году в Челябинскую область выслали и Николая Степановича Захарова (1891 г.р.). В ссылку с ним отправились мать Анастасия (1871 г.р.), жена Наталья (1894 г.р.), сын Александр (1912 г.р.), сноха Елизавета, сын Сергей (1914 г.р.), дочь Елизавета (1920 г.р.), сын Николай (1924 г.р.), дочь Галина (1926 г.р.), дочь Надежда (1930 г.р.), внук Виктор родился уже в ссылке в 1938 году. Некоторых из этой большой семьи я хорошо знал. Семья проживала на улице Кооперативной – бывшей «Армянке». Занимались они изготовлением и обжигом кирпича. В народе их начали звать «Кирпичниковы». Помню их большой и красивый пятистенный дом. В пятидесятые и шестидесятые годы в этом доме находился поселковый Совет. Позднее в нем проживала семья работника райкома партии Сулейманова. В начале восьмидесятых годов его разобрали, и на этом месте сейчас находится огород Листовых…

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
Продолжение. Начало в №№ 27, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 50 (за 2019 г.); №№ 1, 2, 3, 5, 7, 8 (2020 г.)
В то же время нельзя не отметить, что в 1930 году в отношении многих людей дела прекращали за отсутствием состава преступления, а также за недоказанностью обвинения…
В результате раскулачивания и выселения в административном порядке, а также осуждения к лишению свободы, в селе освободилось большое количество домов. Хорошо помню двухэтажное здание, находившееся с левой стороны от лестницы, которая вела на Южную околицу. В нем располагалась «Чайная» местного РайПО. Ближе к Волге в одноэтажном кирпичном здании располагался Раймаг. Оба эти здания принадлежали торговцам Лукиным. На месте нынешнего здания Управления сельского хозяйства, в котором сейчас находятся и другие районные организации, ранее располагалось огромное здание, принадлежащее Александровым – до середины шестидесятых там был клуб. Рядом по улице Кирова было красивое здание, в нем находился военкомат. На этой же улице по соседству в большом здании находилась контора ЛТУ. Недалеко от клуба - на месте магазина «Березка» - стоял пятистенок (изба-пятистенка или пятистенок — жилая деревянная прямоугольная постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату). - Ред.). Ранее в нем находилась телефонная станция, а затем коммунальный отдел. Это здание было построено в 1896 году.
Как уверяла меня бабушка, все эти добротные дома, построенные в центре села, принадлежали Александровым – их род был большим. Как я уже упоминал, поселковый Совет Камского Устья располагается в доме Гореловых, однако к моменту раскулачивания хозяин этого здания, скорее всего, уже умер. У него была всего одна дочь 1888 года рождения. Артель «Сигнал», о которой я ранее также вспоминал, находилась в большом здании на нынешней улице Карла Маркса. Кто был хозяином этих помещений изначально мне установить не удалось. На улице Калинина, как уже известно нашим читателям, располагалось здание, принадлежащее торговцу Василию Клюеву, в котором до середины пятидесятых годов находился Райком партии. На месте маслозавода и пекарни стояли ветряные мельницы. Как рассказывала ныне покойная Зоя Григорьевна Гранцова, там стояла и мельница ее родственников.
Кроме торговцев, предпринимателей и кулаков репрессии обрушились и на церковь. Начиная с 1927 года церковь практически не действовала. А в 1930 году фактически настал «черный» день. Было принято решение не просто закрыть церковь, как это было в большинстве случаев, а именно разрушить ее. Моя мать рассказывала, что она видела, как сбрасывали колокола с церкви еще в 1927 году. Власти организовывали собрания в трудовых коллективах села, чтобы получить одобрение на это кощунство. И такое решение было получено… В других местах храмы хотя и закрывали, но не разрушали, если не считать уничтожения храма Христа Спасителя в Москве. А на моей родине в Украине в шести километрах от нашего села в деревне Андроники церковь никогда не закрывалась. В раннем детстве, когда мне было 5–9 лет, с родителями я ходил в эту церковь на праздничную службу. Просуществовав до восьмидесятых годов, она пришла в ветхое состояние и разрушилась. Интересно, что священник этой церкви до тридцатых годов служил в одной из церквей Лаишевского района ТАССР, и когда в конце двадцатых годов начались гонения на церковь, он благоразумно бежал из своего прихода и объявился в Черниговской области Украины. Хорошо помню этого человека – он часто приходил к нам в гости, и они подолгу беседовали с моим отцом. Во всяком случае, в 1969 году он еще был жив и крестил мою племянницу. В селе Носовка около города Щорс, что в тринадцати километрах от моей родной деревни, храм также не закрывался. В 1985 году я был в этих местах и участвовал в обряде крещения. Тогда у меня была возможность рассмотреть красивейшее здание и надгробия священников. Кстати, выходцем из Носовки был генеральный прокурор СССР Роман Руденко – он в 1946 году выступал главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе над немецкими военными преступниками…
Однако, вернемся к трагическим событиям тридцатого года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1802 году, стоял на высоком берегу Волги. Позднее на его месте была построена столовая водников. Ранее упоминалось, что кирпичи от храма использовались на строительство здания Госбанка, водонапорной башни и, если мне не изменяет память, бани. Как принято, священников и младенцев хоронят в ограде церкви. Во время работ по укреплению берега Волги в 2018 году оказались вскрыты захоронения, которые до 1930 года находились в ограде церкви. Надо отдать должное главе поселения Владимиру Сороковнину и руководителю организации, проводившей земляные работы, Исламу Валиеву, которые обеспечили сбор и перезахоронение останков на действующем кладбище. А на месте бывшего храма установлен православный крест. Можно только с благодарностью поклониться этим неравнодушным людям, поступившим по-божески. Думаю, что выскажу мнение и чаяния многих жителей поселка, надеющихся на такое же благородное отношение руководства района и к останкам умерших, захороненных на старом кладбище на Южной околице…
Как уже было отмечено, одновременно с гонениями на церковь, раскулачиванием в селе проводилась и коллективизация. В 1929 году начал создаваться колхоз. Первоначально в него вступило всего 18 домохозяйств. Однако позднее процесс вступления активизировался. Колхоз получил имя «Совместный труд». Местные острословы быстренько переиначили название в «Напрасный труд». И это при том, что за подобную выходку можно было получить полновесный червонец в виде лишения свободы, если не больше. Первоначально в колхоз передавались сельскохозяйственные машины, скот, семена, отобранные у осужденных и раскулаченных. Животноводческая ферма находилась на углу нынешних улиц Ленина и Кирова. Сейчас здесь дом Самойловых. Те, кто вступали в колхоз, скотину не сдавали. Моя бабушка по совету родственников одна из первых стала колхозницей, полагая, резонно, что с помощью колхоза ей будет легче поднять детей. У нее всегда были овцы и корова. Во время войны корову растерзали расплодившиеся волки. Первое время люди в колхозе работали с большим энтузиазмом. Демократия была на высоком уровне: председателя и бригадиров выбирали на общем собрании без особого давления со стороны властей…
Однако, в целом по стране коллективизация не везде шла так спокойно, как в Камском Устье. Ретивые руководители зачастую заставляли крестьян вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием и выселением. Применялась практика полного обобществления скотины и имущества. Такие методы коллективизации вызывали сопротивление крестьян, переходящее в вооруженные выступления. Но самой страшной формой противодействия насильственной коллективизации стало массовое уничтожение скота – как продуктивного, так и тяглового. Если взять данные за 1930 год, то можно узнать, что только в январе и феврале в стране было забито около 14 миллионов голов крупного рогатого скота. Были вновь введены продуктовые карточки. Но самое ужасное, что стало не на чем пахать землю – тракторов в то время было явно недостаточно…
Как рассказывал мой отец, на Украине разразился голод, поля остались незасеянными. В северных областях Украины бродило большое количество голодных людей. В 2009 году я видел недалеко от Киева мемориал жертвам голода тридцатых годов. Правда, тогдашние, да и сегодняшние правители назвали эту трагедию голодомором. Были там и душераздирающие фотографии умирающих от голода детей. Благодаря непродажным журналистам выяснилось, что устроители этого мемориала – бандеровцы – разместили эти фотографии с подачи своих хозяев из США. А на самом деле умирающие от голода дети – это американские дети, пострадавшие во время Великой депрессии в экономике США в 1929 – 1933 годах. По официальным данным в те годы в США от голода умерло 8 миллионов человек…
К весне 1930 года руководство нашей страны осознало всю гибельность проведения неподготовленной коллективизации и достаточно быстро отреагировало. Уже 2 марта 1930 года в центральной газете «Правда» была опубликована статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов» по вопросам колхозного движения. В статье было подвергнуто критике нарушение принципов добровольности в работе по организации колхозов. В этой статье также был опубликован образец примерного Устава сельскохозяйственной артели. Более того, во многих селах произошел самороспуск колхозов, созданных поспешно, на считаясь с волей самих крестьян. Если к марту было коллективизировано более половины всех крестьянских хозяйств, то к маю их стало всего 23%. Но даже такие меры не останавливали некоторых руководителей от принуждения ко вступлению в колхоз…

Мы знакомим читателей с историей нашего поселка Камское Устье - бывшего села Богородское. Воспоминания родных и близких Ивана Маховика – нашего постоянного читателя - его детские и юношеские воспоминания легли в основу написанных Иваном Петровичем исторических очерков, публикацию которых, с его разрешения, мы продолжаем. Также редакция нашей газеты обращается к жителям, уроженцам Камского Устья, района, к нашим землякам, чтобы они, по возможности, поделились своими фото- и другими материалами, касающимися истории нашего поселка, для последующих публикаций…
Продолжение. Начало в №№ 27, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 50 (за 2019 г.); №№ 1, 2, 3, 5, 7 (2020 г.)
Один из членов раскулаченной семьи Захаровых – Сергей Николаевич (1914 года рождения) – высланный вместе с родителями, позднее возвратился в Камское Устье. До 1956 года его дом находился на берегу Волги, примерно в ста метрах ниже больничного оврага. После разлива Волги он со своей семьей переселился в так называемый микрорайон «Алтай». Работал Сергей Николаевич на плавучем кране. С его сыном Юрием я учился с третьего по девятый класс, а затем он уехал в Барнаул, где в 1962 году умер в результате несчастного случая. Его старший брат Виктор Захаров, рожденный в ссылке, жил в Ленинграде и служил в оперном театре, похоронен в Камском Устье. Младший брат Вячеслав жил на Урале. В настоящее время в Камском Устье не осталось никого из этой некогда большой и трудолюбивой семьи…
Я отнюдь не оговорился, именно – трудолюбивой. Формовать, а затем обжигать кирпич, это вам не подпирать стены в магазинах или конторах, чем сегодня занимаются многие здоровые мужики, да и не наживать капитал за счет продажи природных ресурсов… Эта семья стала состоятельной исключительно благодаря своему трудолюбию. Я неслучайно так подробно рассказал о трагической судьбе семьи Захаровых. Таких семей в селе Богородское было немало, и на таких людях стояла Россия, а затем и СССР. Впрочем, немало в селе было и бездельников, да горлопанов.
А теперь вернемся к трагическим страницам в истории села. В 1930 году Буинским КИК – первая буква обозначает «кантон» (Буинский кантон (тат. Буа кантоны) — административно-территориальная единица в составе Татарской АССР, существовавшая в 1920—1930 гг. В 1927 году к Буинскому кантону была присоединена территория упраздненного Тетюшского кантона. В 1930 году Буинский кантон, как и все остальные кантоны Татарской АССР, был упразднен. На его территории были образованы районы. – Ред.), так вот исполнительным комитетом Буинского кантона была раскулачена и выслана Линцева Анна Гавриловна 1865 года рождения. Вместе с ней были высланы дочь Мария (1903 г.р.) и сын Василий (1906 г.р.). Решением РИК (районный исполнительный комитет. - Ред.) в 1931 году раскулачен и выслан Степан Семеновмч Лукин (1885 г.р.). Вместе с ним высланы: мать Надежда (1862 г.р.), жена Елена (1885 г.р.), сын Павел (1909 г.р.), дочь Нина (1914 г.р.), сын Петр (1915 г.р.) и дочь Евдокия (1919 г.р.).
В 1930 году раскулачиванию и последующей ссылке подвергся Степан Иванович Парамонов 1882 года рождения. За ним последовали жена Анна (1885 г.р.), сын Александр (1908 г.р.), сноха Анастасия (1909 г.р.), сын Леонид (1910 г.р.), дочь Анна (1913 г.р.), внук Геннадий (1927 г.р.). Хорошо помню Степана Ивановича и его жену. Эти люди и до революции, и до раскулачивания занимались хлебопечением – выпекали хлеб, булки, кренделя. Их настоящую фамилию «Парамоновы» местные жители преобразили на «Парамонычевы». Глава семьи после возвращения из ссылки работал на Каме бакенщиком.
Еще в 1954-1956 годах мне приходилось видеть, как Степан Иванович с женой ездил на рыбалку. За веслами неизменно сидела его супруга. А он с кормы лодки управлял кормовым веслом. Хорошо помню их дочь – Анну Степановну Кирсанову и ее сына - Бориса Александровича Кирсанова. Он тогда работал в военкомате, а затем в редакции районной газеты. Анна Степановна умерла в конце девяностых. Их дом сохранился и до настоящего времени, хотя и находится в полуразрушенном состоянии…
В 1931 году решением РИК был раскулачен и выслан Василий Сергеевич Пшеничников 1893 года рождения. Вместе с ним были выселены жена Анастасия (1895 г.р.), дочери Клавдия (1917 г.р.), Валентина (1925 г.р.), Людмила (1927 г.р.), Антонина (1930 г.р.). Ивана Петровича Роннова 1902 года рождения в этом же году также выслали в Свердловскую область. За ним пришлось последовать и всей его семье: отец Петр Федорович (1873 г.р.), мать Дарья Игнатьевна (1875 г.р.), жена Наталья (1903 г.р.), дочери Клавдия (1927 г.р.), Елизавета (1928 г.р.), Надежда (1931 г.р.) и сын Александр (1929 г.р.). Трое младших детей в этой семье – сыновья Петр (1933 г.р.), Владимир (1940 г.р.) и дочь Надежда (1936 г.р.) родились уже в ссылке. Также в 1931 году был раскулачен и выслан Илья Дмитриевич Сороковнин (1871 г.р.), а вместе с ним и жена Фекла (1871 г.р.) и дочь Мария 1903 года рождения.
Важно, что это были крестьянские семьи, кроме семьи Степана Парамонова. Таким образом, за 1930 - 1931 годы в Камском Устье в административном порядке было раскулачено и выслано 14 семей. А вот в селе Сюкеево таких раскулаченных и высланных семей оказалось в два раза больше.
Но самые жесткие репрессии обрушились на местных предпринимателей и торговцев. В их отношении речь уже шла не о раскулачивании и высылке, а о привлечении к уголовной ответственности. Может перечисление фамилий этих людей, репрессированных в то непростое время, будет и утомительно для читателей нашей газеты, но считаю, что не имею морального права замолчать их имена. Они были коренными уроженцами нашего поселка и это наша история. Безусловно эти люди заслужили, чтобы память о них сохранилась, даже несмотря на различное отношение к событиям того времени со стороны кого-либо…
14 мая 1930 года по статье 581 (статьи 58,1 581а—581г и 582—5814 Уголовного кодекса РСФСР 1922 года в редакции 1926 года и более поздних редакциях устанавливали ответственность за контрреволюционную деятельность. – Ред.) к 3 годам лагерей за участие в контрреволюционной группировке осужден Сороковнин Александр Ефремович – бывший торговец бакалеей. По той же статье за контрреволюционную деятельность к 5 годам лагерей 14 мая 1930 года осужден и Сороковнин Ефрем Иванович – также бывший торговец. Хлеботорговец Александр Иванович Турцов был осужден на 5 лет лагерей, а Василий Петрович Лядов, занимавшийся подсобным промыслом, был приговорен к 10 годам лагерей. В это же время на срок предварительного заключения осужден Павел Яковлевич Васягин, к 10 годам лагерей – Власевнин Гавриил Михайлович. По той же статье на 5 лет лагерей был осужден Степан Иванович Парамонов – пекарь… Внимательный читатель, скорее всего, заметит, Степан Иванович ранее уже упоминался в списках раскулаченных и высланных в административном порядке. Машина репрессий работала ударно – одному человеку назначили аж два наказания (как гласит современный рекламный слоган «два в одном»). 14 мая 1930 года за участие в контрреволюционной группировке к 5 годам лагерей были осуждены Павел Иванович Храмов, Александр Васильевич Клюев – бывший работник рыболовецкого промысла и крупный торговец Василий Егорович Клюев. Ранее я уже упоминал, что в середине девяностых встречался с сыном Василия Егоровича. До 1956 года в доме Клюевых располагался Райком партии, а в помещении лавки сегодня располагается часть гаража районной администрации. По той же статье и по тому же обвинению 14 мая 1930 года к 8 годам лагерей осужден Николай Иванович Князев – бывший хозяин постоялого двора. К 5 годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь. – Ред.) был приговорен Афанасий Степанович Бушуев – торговец мясом. Его дом находился на месте нынешней гостиницы «Курай», о чем я уже упоминал ранее. Дочь Афанасия Степановича Агафья была замужем за братом моей бабушки – Иваном Николаевичем Зиновьевым, известным жестянщиком. Они жили недалеко от Волги…
Но самой трагической оказалась судьба двух жителей Камского Устья. 14 мая 1930 года по статье 581 УК РСФСР как участник контрреволюционной группировки к высшей мере наказания – расстрелу – был приговорен счетовод Волжского речного пароходства Храмов Яков Иванович. В тот же день та же страшная участь постигла и Власевнина Александра Григорьевича.
Владелец парома и торговец мясом Панфил Сергеевич Ширягин и хлеботорговец Федор Кузьмич Емелин 14 мая 1930 года были осуждены на 5 лет лагерей. После отбытия наказания дальнейшая их судьба сложилась драматично - но об этом позже. 22 июля 1931 года по той же пресловутой статье Уголовного кодекса РСФСР к 5 годам ИТЛ был приговорен и Гришин Павел Андреевич.
Вызывает удивление, как такое большое количество дел в отношении стольких обвиняемых было рассмотрено, а затем и вынесены приговоры всего за один злополучный день – 14 мая 1930 года…

Источник: https://vk.com/wall244541129_486?utm_source=search_mail&utm_medium=vertical_social&utm_term=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%91%D1%83%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-05-12 21:56:23 | Отредактировано: 2020-05-12 22:00:18 |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов