В деревне Чуаш Кичүе (Чувашский брод) Алькеевского района Татарстана понаблюдала, как пять-шесть стариков небольшим строем возвращались с полуденного намаза. Оказалось, что один из пожилых прихожан задержался во дворе мечети. Он, и еще несколько мужчин занимались ремонтом уже сильно прохудившегося ограждения вокруг храма.
Познакомились.
Это оказался муэдзин мечети Минзакир абый Гайнутдинов. Интересуюсь, ходит ли народ на намазы. «Ходят одни старики. Вот на пятничные намазы собираемся отсилу 15 человек», - признается он. Мулла деревни Харис Хусаинов тоже в почтенном возрасте. А заменить его молодым муллой не могут – некем. По словам Минзакир абый, они даже пытались ходить по домам и агитировать молодежь, чтобы приходили в мечеть, но безрезультатно.
Чувашский Брод – татарское село.
246 хозяйств. Не маленькая деревушка. Лет тридцать назад построили мечеть. Но эта достаточно большая мечеть пустует. Конечно, эта проблема касается не одной этой только деревни. Сейчас практически в каждом татарском селе есть мечети, но на дверях многих висят замки. Например, когда в одной из самых крупных сел Алькеевского района - Татарское Ахметьево мы захотели познакомиться с имамом мечети, то получили ответ: «Равиль хазрат работает инженером, у него времени нет».
Самый острый вопрос, волнующий стариков села Чувашский Брод – нет преподавателя ислама. Нужны молодые, здравомыслящие, хорошо образованные специалисты по исламу, способные заинтересовать молодежь. А старики продолжают соблюдать обычаи в соответствии своих, когда-то полученных от предков знаний. Муллы и муэдзины со скудным уровнем образования, не способные дать знания населению – проблема не одного села. И очень сомнительно, что в районах, где нет даже самых элементарных медресе, будут принимать меры для улучшения ситуации. Сложно обвинять в неграмотности мулл деревень, когда нет условий для обучения кадров. И еще – они лишены возможности слушать вагазы городских имамов. А такие искренние самоотверженные люди как Минзакир абый, Харис абый очень нуждаются в их поддержке добрым словом. А как получается? Раз в год имамы с районного центра назначают деревенских мулл, и на этом все. В течение года никакого интереса к ним уже не проявляют.
- Раньше за газ платили ежемесячно 8-9 тысяч рублей. Сейчас поставили счетчик, получается около 5 тысяч, - говорит Минзакир абый. – Это тоже очень много. Нет у нас спонсоров, меценатов, способных помочь деревне. Старики и старушки, получив пенсию, приносят по 100 рублей на повседневные нужды мечети.
Так, общими усилиями, построили домик для хранения инвентаря для совершения обряда погребения. Некоторые семьи пожертвовали по 6 тысяч – Сунгатуллины, Шафигуллины. А они – люди пенсионного возраста. Сейчас вот решили заменить ограду вокруг мечети. «Вот уже 4 дня работают, невозможно им не заплатить, - говорит Минзакир абый. – «Красный восток» три месяца не платит зарплату, решил, пусть здесь хоть поработают. А Красный восток им платит 17 рублей в день. Это же смешно. Почему же молодежь останется в деревне с такой зарплатой?»
Чтобы немного скрасить свой пессимистичный рассказ, Минзакир абый решил поделиться радостью. Оказывается, начали обучение арабскому языку. Жительница села Румия Сунгатуллина начала обучать несколько пожилых учеников премудростям арабской графики. Это - своего рода прогресс.
http://komanda-k.ru/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD/%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%82