Кладбища Верхнее Колчурино д. Кузнечихинская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР на 1930 год
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Село в Алькеевском районе, на р. Инча (бассейн р. М. Черемшан), в 23 км к юго-западу от с. Базарные Матаки.
На 2000 г. - 291 житель (по переписи 1989 г., чувашей - 70%, русских - 26%).
Полеводство, молочное скотоводство.
Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано в 1-й половине 18 в. В дореволюционных источниках известно также под названием Верхнее Иштубаево. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных и удельных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали Рождественская церковь, церковно-приходская школа (открыта в 1891 г.), 3 ветряные мельницы, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2438,7 дес.
До 1920 г. село входило в Кузнечихинскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Спасского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Алькеевском, с 10.02.1935 г. в Кузнечихинском, с 28.10.1960 г. в Куйбышевском, с 12.01.1965 г. в Алькеевском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 146 душ мужского пола, в 1859 г. - 450, в 1897 г. - 740, в 1908 г. - 792, в 1920 г. - 1226, в 1926 г. - 1057, в 1938 г. - 572, в 1949 г. - 555, в 1958 г. - 683, в 1970 г. - 494, в 1979 г. - 359, в 1989 г. - 281 чел.
"Триста с лишним лет назад, на пустом месте, в глубине Закамья, переселенцами, спустившимися с верховьев Волги, было основано поселение. По изысканиям Петра Хузангая, «Владенной памяти» от 5 марта 1689 года говориться что: «безъясашной чуваше Иштыбайку Ахтубаеву с товарыщи одинатцать человек, велено поселитца в Казанском уезде по нагайской дороге за Камою рекою, блиско их же вотчины на проезжей земле по Малому Черемшану реке, меж Атасу и Анчины речек…. И в черном лесу хоромной лес и дрова рубить, и лыка снимать, и хмель щипать…»
Деревня, которая разрослась вокруг вотчины Иштыбая, в документах 18 века так и называлась – Иштубаево.
Однако, со временем население увеличилось, потребовались новые площади для застройки. И тогда брат Иштымбая Питыбай и его потомки начали подыскивать удобные места. Так в округе появились семь чувашских деревень: Чувашское Шапкино, Старая Хурада, Чувашское Бурнаево, Еряпкино, Верхнее Колчурино, Нижнее Колчурино, Сихтерма.
По имени Иштумбая переселенцы, которые поселились вверх по реке, назвали свое место Верхнее Иштубаево. Во время правления Екатерины II деревня стала называться Колчурино. Название произошло от слова «колчура» - это военнопленный времен Золотой Орды, освоивший позднее татарские обычаи и быт, позднее служивший в казачьих формированиях Казанского ханства. В 1771 году в селе проживало 146 ревизских душ, расстояние от Казани до уездного города (Булгар) составляло 36 верст, до города Казани – 112 верст.
1. Колчу(ю)рины:
а) Григорий Афанасьевич
б) Игнатий Афанасьевич
были они старокрещенцы, из мурз, имели 1 крестьянина мужского пола.
2. Колчурин Иван Спиридонович (старший) – служилый, старокрещенец, имел 8 крестьян мужского пола.
3. Колчурин Иван Спиридонович (младший) – старокрещенец, из мурз, имел 4 крестьян мужского пола.
4. Колчурин Иван – старокрещенец, из мурз, имел 5 крестьян мужского пола.
К концу 18 – началу 19 веков село стало называться Верхнее Колчурино, взяв слово Верхнее от названия деревни Верхнее Иштубаево, Колчурино – от фамилии дворян села.
Село укрупнялось, возникали новые улицы, строились дома, в 1893 году появилась сельская церковь.
Церковь построена в 1893 г. на средства прихожан в честь Рождества Христова. В приходе насчитывалось 172 двора.
Количество прихожан мужского пола насчитывало – 442 человека, женского – 451. По национальности прихожане – чуваши и русские, из которых православных: мужчин – 221 и женщин – 218.
При церкви было 3 десятины пахотной земли. Священником был Авраам Михайлович, окончивший духовную семинарию, с окладом 300 рублей.
Псаломщиком был Михаил Андреевич Разумовский, окончивший духовное училище. В Верхнем Колчурине работал с 1894 года, с окладом 100 рублей.
Из строений того времени до наших дней сохранился кирпичный магазин бывшего купца, состоящий из полуподвального помещения, одной жилой комнаты, площадью 5х5 м2. При Советской власти был использован под магазин вплоть до 1985 года, сейчас бездействует.
(alkeevskiy.tatarstan.ru/rus/Verhnekol.htm)"