Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кто ленив — тому нечего кушать. (еврейская)

Полянки с. Трех-Озерская волость Спасского уезда Казанской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Спасский р-н, село Полянки

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Полянки Трех-Озерская волость Спасского уезда Казанской губернии.

Кладбища Полянки с. Трех-Озерская волость Спасского уезда Казанской губернии.



Танкеевы, однодворцы и государственные крестьяне деревни (сельца) Маклашеевка (Утка), с. Полянки, Болгарской (позднее Мордовоюрткульской, а так же Трехозерской) волости, Спасского уезда, Казанской губ.

Роль защитников населения края отводилась польским шляхтичам, перешедшим на русскую службу по Андрусовскому перемирию 1667 г. Группу «служилых иноземцев», возглавляемых полковником А. Гаславским, правительство решило поселить непосредственно на территории Западного Закамья. Для их водворения были выделены земли опустевшей патриаршей вотчины по рекам Утке и Майне, впадающих в Волгу.

В 1668 г. проводилось межевание поместных земель полоцкой шляхты. 23 шляхтича со своими крестьянами во главе с ротмистром Костенецким были водворены на месте прежнего патриаршего села Полянка.  Балымерская вотчина досталась шляхтичам И. Медведскому, И. Столбуновскому, Л. Глубоцкому, Горбуновичу и Мошковскому. В Полянке и Балымере получил поместные земли и поручик Ю. Романовский

Некоторые польские служилые сами стали основателями новых поселений. Так, шляхтичи Столбуновский и Маклашевский в 1669 г. основали деревни Маклашеевка и Столбуновка1.

Служилым иноземцам были предоставлены не только поместные земли, но и дворовые люди. Для этой цели переводились дворцовые крестьяне из Казанского, Свияжского, Царевококшаиского и Яранского уездов. На территории Западного Закамья селений дворцового ведомства не было, поэтому переселение этих крестьян следует рассматривать как проявление внешней колонизации.
На территории, отведенной полоцкой шляхте, имелись старые городища и укрепления, которые во время межевания были «описаны на Великого государя». На их месте в 1670 г. было решено построить два острога - Майнский и Уткинский. Первый находился на границе рассматриваемого региона - вблизи бывшего патриаршего села Майна, Уткинский острог возводился рядом с селом Полянка.

Маклашеевка (Утка, Маклашевка) 1669 год


Село Маклашеевку (Маклашевка) из Трёх Озёрской волости (Татарстан), что было севернее Старой Зеленовки, выше по течению реки Утки, на её правом берегу. Маклашеевка была образована в 1669 году Польской шляхтой. Интересно, что изначально Маклашеевка называлась Уткой, так же, как и Зеленовка и Берёзовка, потому, чтобы не путать эти селения, им всем были даны и другие названия.
Маклашеевка (Утка) примечательна тем, что здесь были следы городища, который назывался Уткинский Татарский городок…

В 1856 году в поле у села был найден клад, состоявший из значительного числа Бувейгидских монет, которые были зашиты в кожаный мешочек.

В Маклашеевке были казённые крестьяне, хорошо обеспеченные землей, так к 1859 году в Маклашеевке было 50 дворов, 582 жителя и 1602 десятины земли.

После реформы 1866 года, касающихся казённых крестьян, количество надельной земли у них уменьшилось до 1231 десятины.

В 1900 году в Маклашеевке была построена на средства прихожан трёхпрестольная каменная церковь с главным престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В селе была небольшая секта хлыстов.

В 1908 году в селе 156 дворов и 1015 жителей, здесь церковь, земская школа, 3 кузницы, 3 лавки, 2 кирпичных заведения, одна частная усадьба…
В Советский период жители села пережили ряд испытаний, а перед заполнением Куйбышевского водохранилища село было снесено…

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8577


 

Село в Спасском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 22 км к югу от г. Болгар.


     На 2002 г. - 627 жителей (русские).
     Полеводство, молочное скотоводство.
     Средняя школа, дом культуры, библиотека.
     Основано не позднее 2-й половины 17 в. В дореволюционных источниках упоминается также как Никольское-Полянки. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, выделкой овчин, колёсным, кузнечным, портняжным и красильным промыслами. В начале 20 в. здесь функционировали Покровская церковь (построена в 1778 г. на средства помещика Л.И. Лихачёва, памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1876 г.), 11 ветряных мельниц, 6 кирпичных заводов, 3 кузницы, 2 овчинных, 2 красильных заведения, 2 шерстобойни, 1 казённая винная и 6 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1515 дес. В 1913 г. была открыта вторая земская школа.
     До 1920 г. село входило в Трёхозёрскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Спасского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Спасском (с 01.04.1935 г. по 04.10.1991 г. - Куйбышевский) районе.
     Число жителей: в 1782 г. - 269 душ мужского пола, в 1859 г. - 1209, в 1897 г. - 1925, в 1908 г. - 2222, в 1920 г. - 2357, в 1926 г. - 2091, в 1938 г. - 1446, в 1949 г. - 931, в 1958 г. - 1100, в 1970 г. - 754, в 1979 г. - 669, в 1989 г. - 733 чел.
     С селом Полянки связаны жизни археолога, нумизмата, коллекционера А.Ф. Лихачёва, вице-адмирала И.Ф. Лихачёва.
     * * *

 

Полянки - родовое поместье Лихачевых

     Одно из красивейших сел Спасского района - Полянки. Оно раскинулось на живописных ягодных полянках, на высоком волжском берегу. Согласно челобитной грамоте, после проведения так называемой Тетюшской засечной черты во владение этими землями (сельцом Полянским, а также рыбными ловлями на реках Утка и Майна) вступил в конце ХVII века стольник Федор Змеев.
     От райцентра Болгар до Полянок - 25 километров. Причем основная часть пути (17 км) приходится не на асфальтированную, а на проселочную дорогу. Но не стоит жалеть времени на посещение Полянок. Особенно летом, когда село утопает в зелени, а с крутого берега открывается чудный вид на Волгу. Зимой же Полянки чем-то неуловимо напоминают знаменитый гоголевский хутор близ Диканьки: такие же украшенные белыми сугробами крестьянские домики, узкие тропочки меж ними и абсолютно идентичный с диканьским желтый месяц в хороводе озорных звезд... Вот только жизнь в Полянках иная, Гоголь был бы в явной растерянности от нее.
     Ещё лет 10-15 назад передовой совхоз "Полянский"славился на весь район своими богатыми урожаями, развитым животноводством. Достижения нынешнего СХПК "Полянский" гораздо скромнее. Если в земледелии еще сохранились некоторые традиции (здешние черноземы позволяют собирать неплохие урожаи: палку воткнешь - будет расти), то прежняя гордость коллективного крестьянского хозяйства - ферма с элитными коровами - окончательно пришла в упадок. Элитные коровы, как им и полагается, требовали элитного ухода, а значит дополнительного финансирования. А финансы на селе вот уже несколько лет исполняют небезызвестные романсы... Так что в Полянках не осталось ни одной элитной коровы, выращиванием молодняка в последнее время здесь окончательно перестали заниматься. Разве только в домашних условиях.
    

     Много лет храм бездействовал, но 17 октября 2001 года Покровская церковь в Полянках была освящена. Управляющий Казанской епархией архиепископ Анастасий назначил председателем приходского совета церкви Евгения Сергеевича Столбова. Храм однозначно решили восстановить. Совсем недавно, всего несколько месяцев назад, вновь зазвонили старинные колокола и возобновились службы, которые ведет отец Евгений. Правда, до полного восстановления храма еще далеко, пока что действует только его небольшая часть. Но это начало большого дела.
     Покровскую церковь в Полянках на крутом берегу Волги возвел на свои средства местный помещик Логин Иванович Лихачев. Когда-то в храме было многолюдно, жизнь здесь била ключом. Но с той поры много воды утекло. Все пришло в запустение. А тут еще одна беда подкатила - волжский берег интенсивно разрушается, великая река все ближе подбирается к храму. Берег нужно укреплять, иначе последствия непредсказуемы...
     В церковной ограде находятся склепы владельцев села Полянки помещиков Лихачевых, слывших у местных крестьян добрыми. Среди этих фамильных захоронений - и могила выдающегося ученого, историка, этнографа, археолога, нумизмата, сотрудника Императорского Русского Археологического общества Андрея Федоровича Лихачева. До недавнего времени, пока могилу не огородили, найти ее в хаотических зарослях высокой травы было трудно (а уж зимой и вовсе до нее по сугробам не добраться). Между тем, этот великий человек заслужил гораздо больших почестей, чем скромная ограда.
     Несколько лет назад в Казани было принято решение о сооружении на могиле А.Ф. Лихачева в Полянках надгробного обелиска, обсуждался проект памятника. Но, как это у нас в последнее время часто бывает, подвела финансовая сторона. Дело застопорилось.
     Андрей Федорович Лихачев
     Он принадлежал к древнему дворянскому роду, корни которого уходят в Польшу. Еще в 1426 году к великому князю Василию Темному прибыл из Польши вельможа Олег Богуславович Лиховец. После крещения он получил русский чин и новое имя - Алексей Лихачев. Андрей Федорович Лихачев - далекий предок того самого Алексея Лихачева.
     Пережившая своего мужа Федора Змеева княгиня Прасковья Петровна Борятинская вступила во владения селением Полянским в 1745 году. Ее внучка вышла замуж за сержанта лейб-гвардии Семеновского полка Логина Ивановича Лихачева. В Полянках он прожил недолго, но успел поставить храм недалеко от своей живописной усадьбы, расположенной посреди села. Весной вода по заливным лугам подходила прямо к барскому саду.

     Один из сыновей Логина Ивановича Александр, женившись в 1770 году на Елизавете Семеновне Кисловской, поселился в Полянках. Сохранилось предание о восстании Пугачева, которое затронуло и родовое поместье Лихачевых. В 1774 году пугачевцы наведались в Полянки, сожгли помещичью усадьбу. Сам барин был в ту пору в отъезде, а его молодую беременную жену с годовалой дочкой на руках крестьяне якобы спрятали где-то на берегу Волги. Там она родила сына Семена.
     Вернувшийся барин отстроил новый дом, еще краше прежнего, с парадным крыльцом, с колоннами. Усадьба утопала в зелени. Огромный барский сад, испещренный тенистыми аллеями, украшали уютные беседки и ажурные мостики. На досуге Александр Логинович увлекался чтением книг, он собрал великолепную библиотеку. А вот сына Семена книги не прельщали, он любил кутить и тратить деньги, поэтому отцовскую библиотеку не приумножил. К счастью, сын Семена Федор оказался не таким. Он продолжил традиции деда-книголюба и затем, женившись на Глафире Панаевой (сестре и тетке известных русских поэтов Панаевых), продолжал увлеченно собирать библиотеку, произведения живописи, исторические реликвии.
     Андрей Федорович Лихачев родился в Полянках в 1832 году. В еще большей степени, чем отец, он увлекся коллекционированием, изучением седой старины, археологией и этнографией. Этому поспособствовало и то, что в то время на Спасский уезд обрушился поток необычных находок. После весеннего половодья и летних дождей на поверхность земли вдруг стали "выходить" старинные украшения из серебра и золота, оружие, монеты, утварь. Изделия из драгоценных металлов скупались у крестьян за бесценок, как лом, и в большинстве шли в переплавку. Лихачев, понимая большую ценность древних изделий, не жалел денег на их покупку у старьевщиков, антикваров.
     Андрей Федорович не был академическим ученым, он знал историю не только по учебникам. Однажды он сам лично организовал археологические раскопки в селе Полянки.


     Так постепенно росла и множилась коллекция Андрея Лихачева, которая впоследствии составила основу открытого в Казани в 1895 году городского общедоступного музея (сейчас Национального музея Татарстана). В знаменитой коллекции Лихачева было 14,5 тысячи экспонатов по археологии и этнографии, около 25 тысяч монет и медалей (булгарских, золотоордынских, греческих, римских, персидских), а также большое количество редких старинных книг и рукописей, картин Рембрандта, Тициана, Мурильо, Брюллова, Айвазовского, Шишкина и других художников, изделия из стекла и фарфора.
     Передавая государству дар своего брата, Иван Федорович Лихачев сделал запись о том, что коллекция Андрея Федоровича должна "...на вечные времена составлять отдельное целое под названием "Музей Лихачева" и никогда не смешиваться с другими отделами его". Однако целостность знаменитой коллекции была дважды нарушена - в 1919 году и в конце шестидесятых годов при реорганизации музея и передаче художественной коллекции А.Ф. Лихачева в фонды вновь созданного Музея изобразительного искусства Татарской АССР.
     На протяжении своей жизни Андрей Федорович Лихачев активно занимался научной работой, его перу принадлежали такие исследования, как "Бытовые памятники Великой Булгарии", "Скифский след на Билярской почве", "Таблицы древнейших филиграней", "О находке татарского динара в 1888 году", и многие другие. Он основал общество археологии при Казанском университете, с мнением Андрея Федоровича считались известные профессора и ученые мужи не только Казани, но Москвы и Санкт-Петербурга.
     После революции поместье Лихачевых ждала печальная судьба - оно было разграблено, разворовано, уничтожено. Сейчас от былого величия и красоты барского дома, от огромного сада ничего не осталось...
     источник: spasskiy.tatarstan.ru

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов