Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Спасский затон с. (Берёзовая Грива) ? волость Спасский уезд Казанской губернии. (затоплено)

Назад

Церковь с. Берёзовая Грива ? волость Спасский уезд Казанской губернии.

Кладбища Берёзовая Грива с. (Спасский Затон) ? волость Спасский уезд Казанской губернии. (затоплено)



О растущей значимости судостроительного предприятия в Спасском затоне говорит тот факт, что в 1879 году его посетил брат Александра II, великий князь Константин Николаевич, бывший в то время морским министром. Три года спустя здесь построили самый быстрый на Волге пароход - «Фельдмаршал Суворов». А всего в дореволюционные времена здесь было сооружено и капитально отремонтировано около ста пассажирских судов.

В одной из казанских газет за 1892 год сообщалось: «Спасский Затон представляет из себя очень красивое поселение, такой вид ему придают как местоположение, так и постройки и их распланировка. При въезде в Затон с пароходной пристани находится небольшая, но изящная церковь, далее следуют группы построек, предназначенных для мастерских, потом идёт правильная улица, на которой возвышается обширный двухэтажный училищный дом».

В начале 20 века Спасский затон во время зимовки свободно вмещал до 30 судов. В народе залив был известен также под названием Берёзовая Грива. Посёлок на берегу в то время представлял из себя фабрично-заводское селение, в котором проживало уже до трёх тысяч человек. Располагались в нём, кроме училища, больница на 10 кроватей, пароходная пристань общества «Кавказ и Меркурий» и Николаевский судостроительно-механический завод, на который спасские кустари сбывали смолу и уголь. Река Бездна была тогда судоходной только в весеннее время от устья до города Спасска.

Во всех общероссийских энциклопедиях того времени, включая издание Брокгауза-Ефрона, непременно публиковались отдельные статьи о Спасском затоне, что подчёркивало значимость расположенного здесь предприятия для экономики России. В советские же времена информация о нём совсем исчезла со страниц популярных изданий. Лишь в последние годы, благодаря публикациям казанского историка Е.Липакова, о судьбе Спасского затона снова вспомнили.

 

На волжском дне.

После революции 1917 года судоремонтный завод был национализирован. В Спасском затоне продолжали зимовать десятки судов, построенных ещё в царские времена. На новые пароходы у советской власти средств не было. В путеводителях за 1929 год писали, что первой пристанью на левом берегу после устья Камы были Переволоки, а в весеннее половодье их затопляло водой, и пристань переводилась в Спасский затон. В том же году завод здесь решили закрыть, ему не нашлось места в планах первой пятилетки. Самое ценное оборудование при ликвидации предприятия смазали, уложили в трюм баржи и затопили. Рабочие начали массово разъезжаться из посёлка Спасский Затон, разбирая и увозя на новое место свои дома.

Однако уже через год инженера Г.Н.Иософовича, инициатора закрытия завода, обвинили во вредительстве, а предприятие решили восстановить. Достали со дна баржу с оборудованием, завезли новые станки, вернули самых квалифицированных рабочих. Завод в духе времени получил новое название «Красный котельщик» и был причислен к Наркомату речного флота СССР. Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива - Куйбышевским Затоном.

Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки.

В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду. Прощальный пароходный гудок прозвучал здесь 27 июня 1956 года, это был последний рабочий день завода имени Куйбышева. Уже в июле место, где располагались цеха и жилые строения Куйбышевского Затона, поглотили воды Куйбышевского водохранилища. А в весеннее половодье 1957 года река затопила все окрестности, и этот удивительный уголок нашего края, оставивиший заметный след в российской истории, ушёл безвозвратно на волжское дно.

 

Кладбище Спасского Затона, конечно, тоже оказалось на волжском дне. А церковь разобрали на стройматериалы. Вряд ли в советские времена позволили бы восстановить её на новом месте...

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов