Церковь с. Волжское с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Кладбища Волжское с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Церковь с. Волжское с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Село Волостниковской сельской аминистрации, расположено в 38 км к северо-западу от Старой Майны. В 1999 году в селе 47 хозяйств и 111 жителей
Продолжая путь по бывшей Жедяевской волости к югу от Волостниковки, чуть более 7 верст расположилось село Волжское. Это село часто называют по-старому – Старая Грязнуха, ибо с этим названием связана большая часть истории старого села. Прежняя Грязнуха располагалась несколько западнее, в 5 верстах от Волги, на правобережье реки Майна. Само селение стояло на предпойменной террасе, а в сторону Волги местность понижалась и частью была болотистой. Старожилы называли это вечно сырое место болотом, речкой, но часто просто Грязнушкой. Почва здесь, особенно после дождя, очень вязкая – непролазная грязь, немудрено, что и село получило название Грязнуха. Впрочем, это название в наших местах распространено, так к югу от села на левом берегу Майны, между рекой и озером Яик, располагалось озеро под названием Грязь, оно мало напоминало обычное озеро, а больше походило на вечно увлажненный участок, через который было трудно пройти. В старину здесь были топкие места… Практически к югу и к западу от озера Яик было еще довольно значительное по площади и сложное по конфигурации Яицкое болото, которое тоже можно было назвать Грязью…
Свой рассказ о прошлом Грязнухи начну, соблюдая последовательность, с тех редких археологических находок, что были найдены в окрестностях села. Так после Великой Отечественной войны пастух местного стада нашел в поле каменный топор, изготовленный людьми каменного века. Здесь же археологи находили металлический наконечник копья, серп медно-бронзового века, находили следы именьковского поселения, свидетельствующего о более раннем проживании здесь человека…
Современная же история села началась во второй половине 17 века. Об основании Грязнухи сохранились лишь скупые строки из проведенного в 1699 году опроса. Так триста лет назад Максимко Михайлов рассказывал, что отец его пришел в Грязнуху 25 лет назад (в 1674 году) из села Сергач Нижегородского уезда и что в переписных книгах (1678 года) его отец и он написаны… За отсутствием других источников можно считать основанием села 1764 год.
Поскольку со времен Волжско-Камской Болгарии, а затем Казанского ханства в нашем крае было распространено магометанство, то ранние русские поселения, стоявшие друг от друга на значительном расстоянии, одновременно были форпостами православия, потому даже в небольших поселениях стремились строить простенькие в архитектурном исполнении церквушки. Предположительно, что и в образованной Грязнухе тоже была построена церковь с престолом во имя Николая Чудотворца…
Ныне трудно представить вид старой Грязнухи, в моем вольном воображении видится небольшая деревушка с неказистыми деревянными избами и возвышавшимися над соломенными крышами изб церковными куполами, звоном колоколов, веселым лаем собак, людьми, снующими в привычной суете - что-то похожее на старую сказку, в которой не богатство определяет счастье, а уют, покой, дружеские отношения и волшебное свершение мечты… Однако это внешнее спокойствие и удовлетворение легко рассыпалось под неожиданным ударом судьбы. Так в 1682 году небольшую деревню Грязнуху разорили неуемные кочевники башкирцы. Часть жителей Грязнухи погибли, часть из них угнали в полон кочевники, а те, кто сумел спастись, нашли на время убежище в других селениях. Однако богатые природные условия влекли сюда прежних и новых поселенцев, и селение быстро возрождается. к 1698 году в Грязнухе было 57 дворов, однако укорениться поселенцам здесь не пришлось, в том же 1698 году по указу Петра Первого здешние крестьяне начали переселяться на другие земли. Большая часть крестьян из 47 дворов в количестве 154 человека (в том числе 72 недоросля) были переселены в село Малая Кандала, а другая часть из 10 хозяйств в количестве 36 человек была выдворена на свободные земли деревни Баран, где образовали деревню Хмелевку…
На освободившиеся грязновские земли в 1699 году поселили группу Казанских иноземцев, состоявших из одиннадцати рядовых поляков, получивших здесь по 60 четвертей в каждом из трех полей. Усадебные земли новым поселенцам отвели на прежней селитьбе.
Вслед за шляхтой здесь приобретают земли и помещики, переселяя сюда своих крестьян из других владений, потому Грязнуха численно быстро увеличивается, что позволило в 1712 году на средства прихожан построить однопрестольную деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца.
Примечательно, что за селом продолжительно употреблялось и другое название - по церковному престолу Никольское. Возможно, это название, более красивое и благозвучное, могло закрепиться за селом, но наличие в уезде других сел с тем же названием вынуждало постоянно уточнять, что это Никольское-Грязнуха. Это было не совсем удобно, потому впоследствии название Грязнуха вытеснило церковное – Никольское.
Из знатных родов в Грязнухе имел владение граф, генерал-аншеф и разных орденов кавалер Петр Иванович Панин, у которого к 1771 году здесь было 72 души мужского пола.
К 1795 году к одиннадцати дворам однодворцев – обрусевших поляков, которых насчитывалось 63 души, присоединились 6 дворов экономических крестьян, в которых насчитывалась 31 душа. Обе группы имели в сумме 262 десятины пашни, а всего 750 десятин. В Грязнухе к этому времени имели земли и крестьян несколько помещиков. У Василия Ивановича Гославского здесь было 5 дворов и 35 крепостных душ, у Николая Гавриловича Гославского – 2 двора и 19 душ, у Михаила Михайловича Гославского - 3 двора и 21 душа, у бригадирши Елизаветы Петровны Чириковой - 32 двора и 190 душ, у поручицы Аграфены Федоровне Тихомировой - 6 дворов и 37 душ; здесь же была крестьянская община Василия Ивановича Поливанова и других помещиков – всего же в селе было 447 жителей. За селом числилось 3679 десятин земли. Интересно, что Поливанову что-то не понравилось в селе, и он переселяет своих крестьян на другое место, образовав выселок, названный по селу Никольским (Новую Грязнуху), потому основное село Грязнуха с начала 19 века стало называться Старой Грязнухой…
К 1834 году в Старой Грязнухе кроме крепостных числилось 93 души (мужчин и женщин), относившейся к однодворцам, 66 душ - к экономическим, 43 души вольно отпущенных госпожой Тихомировой. Все они составили группу казенных крестьян.
Постепенно, по разным причинам, часть прежних помещиков продали свои здешние владения, и в селе к 1859 году осталось лишь три крестьянские общины. Наибольшей из них была группа казенных крестьян, в которой на этот год числилось 235 человек, а из 1199 десятин земли, относившихся к казенной палате, 655 десятин выделялись на крестьянские наделы. Это было хорошее обеспечение землей. Для сравнения: в общине помещицы Ряпяховой было 84 души, и из 408 десятин помещичьей земли лишь 40 десятин отводились на крестьянские наделы. На этот период в селе было 56 дворов и 385 жителей.
После реформы 1861 года село Старая Грязнуха (Никольское) стало относиться к Жедяевской волости Спасского уезда (50 верст) Казанской губернии (180 верст). После реформы общее количество земли здешних крестьян уменьшилось до 482 десятин.
По переписи 1897 года в Старой Грязнухе 88 дворов и 408 жителей, здесь церковно-приходская школа, лавка, паровая и водяная мельницы.
Так уж устроен человек, что с накоплением прожитых лет он пытается забыть, исключить из памяти все плохое, пережитое, потому заводя разговор о старине, она воспринимается как славная, добрая, непорочная, между тем в любой временной отрезок люди переживали какие-то потрясения и жили в ожидании непредвиденного случая. Часто повторяющиеся неурожаи, сам по себе сельский быт с его сезонной загруженностью и слабое медицинское обеспечение способствовали довольно высокой смертности, особенно детской. Например, в 1892 году по приходу Никольской церкви, куда кроме Старой Грязнухи входили деревни Парашино и Новая Грязнуха, родилось 45 человек, а умерло 77, из них 36 дети до 10 лет; тоже было в тяжелый, неурожайный для здешних мест 1901 год - здесь родилось 69, а умерло 83 человека. В эти годы от голода никто не умер, но крестьяне вынуждены были пойти на обычный для неурожайных лет прием – переходить на ограниченное потребление питания в семье, что приводило к тому, что дети часто рождались ослабленными, уязвимыми к любой болезни, что и способствовало высокой детской смертности и распространению эпидемий…
В 1906 году на средства прихожан в селе построена новая каменная церковь, однопрестольная во имя Святителя Николая Чудотворца. Священником в это время здесь был Гаврила Александрович Троицкий, получавший 300 рублей в год, псаломщик получал 100 рублей, кроме того, за церковью числилось 33 десятины земли.
В 1910 году в Старой Грязнухе – 545 жителей. Благодаря удачному расположению села у волжской поймы, жители села имели возможность запасать впрок ягоды, грибы, орехи, ловить рыбу. Из ремесел здесь было незначительное кустарное производство самого необходимого: лаптей, ступней, корзин, освоено здесь и производство красного кирпича, из которого жители строили себе кирпичные дома, однако опыта в этом у них не было, потому дома в основном строили без фундаментов, без изоляции, поэтому в домах стены были сырые. Кроме основной крестьянской деятельности, жители села имели возможность найти работу и дополнительный заработок на Старомайнской пристани, а когда начинался подъем воды на Волге, то волжские суда поднимались выше по реке Майна, и разгрузка, и погрузка шла на Соляном бугре, что было совсем рядом. Эта дополнительная работа позволила крестьянам села купить у Волостниковской помещицы Буторовой 116 десятин земли, из них 94 - пашни, однако деньги были истрачены впустую, ибо после революции вся земля была национализирована…
При советской власти в Старой Грязнухе был образован сельский Совет. О становлении новой власти, о голоде и НЭПе воспоминаний не сохранилось. В 1926 году в Старой Грязнухе в деревянной, крытой железом школе училось 42 ученика, а учительницей здесь была Лидия Гавриловна Кузнецова.
В 1929 году в Старой Грязнухе 689 жителей. Примечательно, что в Советское время историки скрупулезно считали, сколько в дореволюционной деревне или в селе было бедных, безлошадных, беспощадно клеймили царизм, но вот прошло 12 лет новой власти, а положение селян ухудшилось. Так на 143 двора здесь 121 корова, 103 лошади, 85 свиней, 442 овцы, 560 кур, 25 гусей, 100 уток, здесь же 235 ульев… Из полученных во временное пользование 1006 десятин 664 десятины отводились под посевы, сеяли в основном рожь – 332 десятины, овес – 125 десятин, понемногу проса, гречки, гороха… Земли при советской власти получили действительно больше, но надо отметить, что с увеличением земли прибавилось и работы, между тем доходы даже убавились, жесткие хлебозаготовки фактически увеличивали эксплуатацию крестьян, против которой так одержимо на словах боролись революционеры.
В феврале 1929 года в Старой Грязнухе была образована промысловая кооперативная артель "Лодка", здесь же была образована рыболовная артель "Зумор", однако следом на село накатывалась волна коллективизации по привычной в наших местах схеме – грубый шантаж, подкрепленный репрессиями… 17 ноября 1929 года были репрессированы крестьянин Яков Григоричев и псаломщик Яков Зубарев, оба по статье 58 п. 10., под которую можно подогнать любого неугодного, невинного человека. После такого действенного внушения крестьяне стали сговорчивее, и 17 февраля 1930 года в селе был образован колхоз имени Калинина. В этом же году в селе 150 дворов и 726 жителей, эта та численная грань, после которой началось постепенное обезлюживание села. Сколько бы ни твердили партийные идеологи, сколько бы ни внушали, что колхозы – это жизненная необходимость для самих крестьян, все это элементарное, масштабное лицемерие, а в реальной жизни крестьянин лишился земли, рабочего скота, своей независимости и стал по всем критериям обыкновенным крепостным. Практически деревня стала для власти поставщиком дешевого хлеба и источником дешевой рабочей силы. Доходы колхозников вопреки бодрым газетным заверениям были низкими и не обеспечивали прожиточного минимума. Колхозники не имели стимулов, потому стали безразличными к обобществленному имуществу и результатам своего труда…
Приоткроем запретную тему – трагедию голода 1932-33 годов. Еще 1931 год в наших краях был засушливым, и во многих колхозах в зимовку 1931-32 годов, в силу безхозяйственности, слабой организации, неспособности руководства, плохого ухода за общественным скотом и незаинтересованности колхозников был большой урон во всех видах скота. Сказывалась значительная убыль лошадей и их истощение, кроме нехватки кормов - возрастающая нагрузка на каждую лошадь. В посевную 1932 года уже использовали коров. 1932 год был неурожайным, и колхозы, и единоличники были в трудном положении, однако никаких послаблений при проведении хлебозаготовок не было, напротив заготовки возросли, а к единоличникам стали применяться штрафы и конфискация имущества. Кампании хлебозаготовок напоминали широкомасштабный грабеж крестьянских хозяйств. Удивительно, но даже сегодня, когда стало известно о масштабах чудовищного уничтожения крестьянской элиты, о расстреле офицерского состава всех рангов накануне войны, о бездарно проигранных сражениях, о громадных людских потерях во время войны, когда человеческая жизнь ничего не стоила, находятся поклонники Сталинского авторитарного режима. Все Сталинские достижения замешаны на крови, на рабском труде, на жестких репрессиях, на унижении и поголовной нищете… С младенчества огромная армия идеологов внушала людям о непогрешимости вождя, о правильности его идей…
Впрочем, можно упрекнуть в излишнем усердии и местную власть. Так председатель Старогрязновского сельского Совета Павел Егорович Елисеев принимал личное участие в черном деле по изъятию крестьянского имущества, после чего они разорялись окончательно…
Пик голода приходился на весну 1933 года, когда у большинства крестьян практически закончилось все, годное в пищу. Вместо помощи голодающим председатель сельского Совета ходил с уполномоченными по дворам, отбирая все, что оставалось. Так 25 мая Елисеев отбирает у лишенца Абрамова последнюю живность – четырехмесячного теленка и трех кур, в тот же день у лишенца Абросимова отобран поросенок, на другой день у лишенца Журкова отобраны два поросенка, а 5 июня у того же Журкова и лишенца Едышева за неуплату индивидуального налога отобраны каменные дома. У Федора Андреева отобран молотильный привод, у него же в августе отобраны две конюшни, погребница и амбар. У Александра Михайловича Григоричева отобран каменный дом, амбар, конюшня. Дома отобраны у Исаева Андрея, Абрамовой Марии. Все тот же Елисеев отбирает лошадей у Егора Фунтова, Селезневой и т.д.
Вспоминаю иллюстрацию из школьного учебника, когда за недоимки уводят коровенку с крестьянского двора. В центре крестьянка на коленях умоляет оставить скотину. Здесь же дети… Трогательная картина из 19 столетия. Мог ли автор картины предположить, что изображенное станет актуальным для тридцатых годов 20 века, после революции, которая совершалась для улучшения жизни тех же крестьян? Но новая власть увлеклась и превзошла по эксплуатации крестьян самых крутых своих предшественников, она не щадила ни стариков, ни детей…
Типичный эпизод из жизни деревни – семья репрессированного Якова Зубарева пыталась спрятать часть необходимых вещей у Алексея Абрамова, но в пору всеобщего доносительства и угодничества это стало известно в сельском Совете. За сокрытым кулацким имением пришли уполномоченные. В кулацком сундуке самым ценным была ручная швейная машинка, остальное самое обыденное: 3 пары шерстяных носок, шарф, платок, простынь с кружевами, столешник, скатерть, 4 наволочки для подушек, юбка, кофта и облигации третьего государственного займа…
Новая власть не гнушалась отбирать последнее. А чтобы колхозники не роптали, репрессии против «кулаков» продолжались. Так в 1937 году были репрессированы: Николай Парфенов, отец двоих детей, а Алексей Абросимов, отец двоих детей, был расстрелян… Бессмысленная жестокость, разбитые семьи, сломанные судьбы - на этом и держался продолжительно колхозный строй как высшая степень крепостного права…
В Великую Отечественную войну 71 селянин не вернулся в родное село.
С тяжелым чувством перелистываю очередную страницу истории старого села, откровенно – не хочется в очередной раз вспоминать о бедности, о символическом трудодне, о займах, о самообложении – в общем-то, о тяжелой, серой сельской жизни Советского периода без удобств и стимулов…
В 1953 году Старогрязновский сельский Совет был объединен с Волостниковским с центром в селе Волостниковка. Село Старая Грязнуха ввиду строительства ложа Куйбышевского водохранилища переносится на новое, более высокое место, сюда же переселяются жители из соседних сносимых селений, потому за счет переселенцев обновленное село становится многолюдным. Так в 1959 году здесь 482 жителя.
В 1962 году село было переименовано в Волжское. Вообще-то смена названия вполне справедлива, ибо не стало теперь речки – болота Грязнушки, определявшей старое название села, а с созданием Куйбышевского водохранилища волжские воды подступили к селу. Нетрудно сосчитать, что от Волжского до Старой Майны объездной путь удлинился до 38 километров, хотя по кратчайшему зимнему пути он составляет чуть более 7 километров. Село Волжское ныне довольно глухой угол, и не каждый здесь останется жить, потому уже в 1979 году здесь всего 180 жителей. Одно время бывший колхоз им. Калинина был присоединен к колхозу «Волга» (Старая Майна), затем колхозные земли оказались в подсобном хозяйстве Ульяновского радиолампового завода, затем - Старомайнской сельхозхимии.
Насколько помню, гора, на которой располагался грязновский сад, всегда называлась Лысой, но сегодня ее по всей длине чаще называют Грязновской, ибо летом жители бывшей Грязнухи часто, чтобы сократить путь до села, переплывают залив на лодке в направлении села, потому и вся гора стала называться Грязновской…
В 1999 году старому селу, в котором осталось 47 хозяйств и 111 жителей, исполнилось 325 лет. Настало время задуматься о дальнейшей судьбе старого села, ибо относительная отдаленность не в пользу селян…
Источник: http://archeo73.ru/Russian/20vek/mordvinov/jedyaevka.htm