Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Отрицать ошибки - это двойная ошибка. (арабская)

Кокрять с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.

Назад

Церковь с. Кокрять с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.

Кладбища Кокрять с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.



Церковь с. Кокрять с. Жедяевская волость Спасского уезда Казанской губернии.


В трех верстах к северу от деревни Айбаши и в трех верстах от села Жедяевка по Симбирскому коммерческому тракту, на правом берегу той же тихой речушки Утки, вдоль края высокой надпойменной террасы расположилось старое крестьянское село Кокрять. В древности, во времена Волжско-Камской Болгарии, восточнее нынешнего села, на клиновидном мысу было крупное, хорошо укрепленное городище. При нашествии татаро-монгольских орд в 1236 году это городище было разорено и разрушено. Археологи находили на месте городища множество различных предметов: бронзовые украшения, обломки стеклянных браслетов, бусин, костяные и железные наконечники стрел, ручной каменный жернов и другие предметы. Вероятно, после нашествия городище возрождалось – здесь найдены монетный клад, относившийся к 14 веку, золотоордынский могильник… Но последующие набеги завоевателей окончательно разорили древнее городище…

Современная история села Кокрять началась в царствование Алексея Михайловича, который был заинтересован в освоении заволжских земель бывшего Казанского ханства, переселяя сюда иноземцев. Однако старое кокрятское городище заселять иноземцами он не разрешил, а поселил сюда мордовских поселенцев из Нижегородского и Казанского уездов.

Дотошные старожилы и краеведы по-разному пытались разгадать смысл и происхождение названия села. Название пытались разложить на части, подгоняя желаемые и понятные варианты. Так было КАК-РАТЬ или КОК (нули)-Рать, впрочем, наличие древнего городища будоражит фантазию, давая возможность подобрать удобную легенду. Однако первые поселенцы называли селение просто Уткой - по реке. Так Меншотка Шапунин при опросе в 1699 году рассказывал, что родина его в деревне Акузовой Нижегородского уезда, сошел в деревню Утку 30 лет назад, и платил он тягло в Казани с четверти ясака, с ним пришло еще 3 мордвина и 2 бобыля из Казанского уезда. Вот этот факт и стал подтверждением того, что село основано в 1669 году, и то, что оно изначально называлось Уткой.

Мордовские поселенцы занимались земледелием, скотоводством, бортничеством и разными ремеслами, с любовью обживая здешние земли. Однако в 1698-99 годах по указу Петра и мордовские поселенцы (47 дворов) были выдворены отсюда в верховье реки Урень, а их земли были отданы Казанским иноземцам – польским шляхтичам. Так, ротмистр Семен Игнатьевич Бухановский получил здесь 80 четвертей, хорунжий Михаил Тимофеевич Косовский и 29 рядовых шляхтичей - по 60 четвертей в каждом из трех полей по обеим сторонам реки Утки, от городища к реке Бездне 370 десятин покосов и еще 100 десятин между Майнским и Уткинским устьем, с усадьбами в деревне Утке…

Вскоре, в отличие от других деревень с аналогичным названием Утка, поселенцы стали называть свое селение Утка-Кокрячь, которое позднее трансформировалось в Кокрять… Впрочем, село имело и другое малоизвестное название – Алань, что в некоторых местах старой России означало луг, пастбище, травянистое место…

С постройкой в деревне в 1776 году деревянной церкви с престолом во имя святых бессребреников Космы и Дамиана село стало называться еще и Космодемьянское, а от него и древнее городище стало называться Космодемьянским…

Четвертное земледелие в селе Кокрять не прижилось. Поляки, получившие свои наделы на дворянских правах, имели возможность выбора - продать свои жалованные наделы, обменять, заложить или просто бросить их, находя более благоприятные для себя места.

Известно, что к 1771 году село Кокрять (Космодемьянское) находилось во владении Степаниды Петровны Микулиной, у которой здесь было 23 мужских крестьянских души. Другая часть села была во владении Льва Ивановича Молоствова, имевшего здесь 197 душ. Позднее село перешло во владение Наумовым, с которыми и связана большая часть истории кокрятских крестьян.

В 1814 году на средства Михаила Михайловича Наумова в селе была построена новая церковь. Среди краеведов бытует версия, что она построена в честь победы России над французами в Отечественной войне 1812 года. Церковь каменная, холодная, с прежним престолом во имя Святых Космы и Дамиана. Интересно, что сын Михаила Михайловича, отставной гвардии ротмистр и кавалер Евграф Михайлович Наумов был в 1854-1856 годах предводителем уездного дворянства. При нем заметно увеличилась численность села. Если в 1816 году в Кокряти было 719 жителей, то по данным 1859 года здесь было 110 дворов и 1134 жителя. Из 3520 десятин Наумовской земли на крестьянские наделы отводилось 1923 десятины.

После отмены крепостного права доля крестьянской надельной земли уменьшилась до 1374 десятин, и хотя земельное обеспечение здесь оставалось сравнительно хорошим, но всякое уменьшение наделов встречалось болезненно и подогревалось слухами, потому кокрятинцы приняли участие в Бездненском восстании крестьян, где при расправе над восставшими двое крестьян из села Кокрять были убиты…

С 1863 года крестьяне села после совершения покупной сделки стали собственниками…

Административно село Кокрять относилось к Жедяевкой волости Спасского уезда (31 верста) Казанской губернии (140 верст).

В 1883 году помещица Надежда Михайловна Наумова построила в селе земскую школу. Законоучителем в ней был Григорий Андреевич Степаницкий, учителем - Андрей Захарович Тимохин, закончивший Казанскую учительскую семинарию. В школе училось 28 мальчиков и 1 девочка, все русские. Законоучитель получал 42 рубля в год, а учитель - 200 рублей.

Кроме земской школы, в селе в 1883-1885 годах была церковно-приходская школа, устроенная священником Степаницким, получавшим от земства по 4 рубля за каждого окончившего курс ученика. Может, по Божьей воле за его труды праведные сегодня, спустя более ста лет, пережив сложный период воинствующего атеизма, когда варварски глумились над храмами и погостами, чудом уцелело небольшое каменное надгробие с крестом, где сохранилась надпись: «Священник Григорий Андреевич Степаницкий, умер 19 мая 1889 года 73 лет от роду».

В 1889 году Кокрятская церковь, на радость прихожан, была обновлена и расширена. В трапезной устроены еще два престола. В левом, теплом приделе - во имя Святой Великомученицы Екатерины, а в правом, тоже теплом - в честь Вознесения Господня. И хотя Кокрятская церковь не блистала изяществом архитектуры, но для прихожан она по своему своеобразна и неповторима, а ее удачное расположение на краю горы придает ей дополнительный эффект восприятия…

В период обновления церкви священником в ней был Алексей Иванович Анонимов с окладом 300 рублей в год, получавший дополнительно, как все священнослужители, надел церковной земли и сенных покосов из церковных 33 десятин пахотной земли и 8 десятин луговой…

Сегодня у церкви сохранилась могила с простеньким металлическим крестом, поставленным в советский период. Приверженцы церкви считают, что здесь покоится прах Екатерины из села Танкеевка, на средства которой будто была расширена и обновлена церковь. Эта версия мало вероятна, но в нее хочется верить. Из состоятельных Екатерин Танкеевки известна лишь дворянка Екатерина Ермолаевна Блудова (Тишина), мать известного государственного деятеля графа Дмитрия Николаевича Блудова, который и сам не жалел средств на православные храмы. Однако Екатерина Ермолаевна умерла задолго до обновления Кокрятской церкви, потому более вероятно, что средства на обновление церкви могла выделить в память о Екатерине Ермолаевне ее внучка, Антонина Дмитриевна, известная общественная деятельница. В любом случае, в версию заложена та накопительная доброта старинного русского дворянского рода Блудовых и то чудесное совпадение имен помещицы с Великомученицей Екатериной, которые тронули сердца простых прихожан и несмотря на то, что в советский период партийные идеологи развязали массовую истерию ненависти к дворянству, рядовые труженики в знак особой признательности восстанавливают, как они считают, Екатерине, скромный памятник в виде простого креста, сохраняя в эстафете устной памяти душевные порывы наших добрых предшественников…

В 1899 году, на грани века, в селе построили новую, крытую железом, деревянную, на каменном фундаменте школу. Жизнь в селе постепенно менялась к лучшему, хотя в крестьянской жизни всегда возникали неожиданности.

Из трудных лет в истории села можно выделить 1864 год. В этот год по Кокрятскому приходу родилось 69, а умерло 110 человек, из них 86 детей в возрасте до 5 лет. Очень трудными для селян были 1890-е годы. Например, в 1894 году родилось 120, а умерло 168, из них 136 - дети до 10 лет…

В 1908 году в селе Кокрять 348 дворов и 1374 жителя, здесь 5 лавок, 6 ветряных мельниц…

Большое значение в жизни селян имело промышленное предпринимательство самарских воротил, братьев Наймушиных. Старожил села Андриан Игошин рассказывал, что трудовая жизнь в селе бурлила, словно многоводная река. Под горой, напротив Старой улицы, был известный в округе Винокуренный завод Наймушиных, на котором при 15 рабочих выкуривалось до 50 тысяч ведер спирта. Здесь всегда была работа. К примеру, здешние крестьяне охотно подряжались в извоз - возить бочки с вином и спиртом до Казани. В лесу у Наймушиных была лесопилка и паровая мельница…

Важное значение для селян имело то, что через село проходил Симбирский коммерческий тракт, да и до Матвеевского базара было недалеко.

Село Кокрять всегда отличалось чистотой, поскольку почва здесь песчаная. Центральная улица, идущая вдоль горы, и на которой стоит церковь, условно делится на два конца: западный ее конец назывался Комаровкой, а восточный - Рыжной конец. Поперек этой улицы, начиная с западной части, идут улицы Молославка, Новая, Старая и Петроград, за которой было древнее городище. Параллельно центральной, к северу была улица под названием Конопляновка, а с юга, под горой, была еще улица Подгорная… Церковь стоит на пересечении центральной улицы с Новой. С любой стороны села открываются прекрасные виды местного ландшафта. С севера - ровная долина с виднеющимся селом Матвеевка, с востока, за городищем, темнел кокрятский лес с прекрасными грибными угодьями, с юга с высокой горы далеко просматривается вся чудная панорама с деревней Айбаши и рекой Уткой, с запада - тоже лес…

Одежда, обувь, привычки кокрятцев мало чем отличались от повсеместных. Лишь в разговоре можно было отличить их по едва уловимому характерному диалекту, когда они подменяли букву «а» на «у», например, вместо слова «канава» проскальзывало «кунава»…

После Октябрьской революции, в 1918 году, в селе был создан сельский Совет. При новой власти изменилось административное деление, и село Кокрять стало относиться к Матвеевской волости Мелекесского уезда Самарской губернии.

Советский период в истории села оказался сложным и драматичным. Селяне с трудом пережили голод, лишь отчасти помнят НЭП, с годами все сгладилось и забылось, уходят без внимания в небытие свидетели тех трудных событий.

Каждый штрих, каждое событие из жизни селян со временем имеет свою ценность, ибо они характеризуют положение селян в разные исторические периоды.

В 1926 году в здешней школе училось 87 учеников, из них 17 из деревни Айбаши, учительницей в то время была Задонская Анна Яковлевна.

В 1929 году в селе 315 дворов и 1366 жителей, на это время у селян было 256 коров, 157 взрослых лошадей, 549 овец, 68 свиней и 1752 десятины пашни…

Нетрудно заметить, что село Кокрять было многолюдным, но в последующие 70 лет, идя по единственно верному пути, без альтернативных реформ, село приблизилось к роковой черте.

Кокрятинцы не избежали силой навязанных, чуждых крестьянству преобразований, опостылевших дальнейшую сельскую жизнь… Не считаясь с желанием селян, в селе закрыли церковь, сняли колокола, создали колхоз «Искра». Унижениям и репрессиям подверглись многие кокрятинцы. Конечно, среди них были приверженцы и служители церкви. В 1933 году были арестованы Балахонцева Мария, Гришина Анна - обе монашки, Данилин Иван Федорович; в 1936 году арестован Заболотнов Петр Андреевич, в 1937 году - Агров Владимир Иванович, все служители религиозного культа…

В 1935 году бесцеремонно было распахано уникальное древнее городище…

О тридцатых годах, с введением колхозного строя, в памяти остались больше грустные, тяжелые воспоминания: нищета, рабский труд, ложь, страх и унижение. В сороковые эти обстоятельства были отягощены еще и трагедией войны - в село не вернулось 68 кокрятинцев…

Некоторым утешением селянам за их муки и страдания стало открытие в октябре 1946 года здешней Космодемьянской церкви. Надо помнить участие простой русской женщины Калинихи (Курыловской), которая износила не один десяток лаптей, пока хлопотала перед районным руководством за открытие церкви. Впрочем, были и другие. Так учитель Кошкин забросал обком письмами с просьбой о скорейшем сломе храма, доказывая его ветхость и ненужность. Видимо, в жизни каждый ищет свой путь к удовлетворению, одни вдохновенно создают дворцы, храмы, пишут картины, другие все разрушают, уничтожают, находя в этом какое-то бесовское блаженство… С запретом колокольного звона в кокрятском храме несколько успокоились воинствующие безбожники, но не стало и красоты малинового звона, чем исстари гордилась наша Россия…

Постепенно село Кокрять теряет свое значение. Так, в 1953 году здесь был упразднен сельский Совет, село стало относиться к Жедяевскому сельскому Совету, а с 1958 года - к Матвеевскому. В этом же году районное руководство объединило колхозы Матвеевки и Шмелевки, Айбаш и Кокряти в один - «Память Ильича» с центральной усадьбой в селе Матвеевка. С 1963 года этот колхоз стал носить название имени Крупской.

Еще до революции в селе умели делать кирпич, имея возможность строить себе кирпичные дома. Где-то в 1954 году в селе, под горой, открыли кирпичный заводик, где труд был несколько механизирован, но в середине семидесятых его ликвидировали… Трудно объяснить действия районного руководства, настойчиво изводившего кирпичное производство в районе. Неужели возить кирпич за сотни километров стало выгодней?.. Без должного внимания село постепенно обезлюдело. Если в 1959 году в селе было еще 504 жителя, то через двадцать лет осталось 193, а еще через двадцать лет, в 1999 году, в селе в 46 хозяйствах осталось 74 жителя.

Ныне село Кокрять электрифицировано, есть здесь водопровод, рядом с селом проложена асфальтированная дорога, но все это сделано с большим опозданием, ибо до того люди вынуждены были под любым предлогом бежать от колхозного ярма. И в селе остались преимущественно престарелые, потому с каждым годом село приближается к роковому порогу исчезновения. Хотя есть надежда: пока действует Божий храм, село будет держаться до новой, здравой государственной политики, до возрождения Российского крестьянства, когда новое поколение людей получит возможность почувствовать себя здесь полноправными гражданами Отечества - и тогда начнется возрождение старого села…

 


Источник: http://archeo73.ru/Russian/20vek/mordvinov/jedyaevka.htm

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов