Церковь с. Куралово Щербетская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Кладбища Куралово с. Щербетская волость Спасского уезда Казанской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Артем Субботин: «Асфальтовая лента шоссе нырнула под уклон, и машина оказалась в зеленом «тоннеле»: стволы распустившихся берез, лип и сосен обступили дорогу почти вплотную. Лес этот, что стоит на горе, у подножия которой раскинулось село Куралово, как рассказали мне его старожилы, посадили еще до революции при бывшем барине Василии Обухове, у которого здесь располагались имение и винокуренный завод.Как свидетельствуют историки, село Куралово возникло еще во времена Казанского ханства. Населяли его, по всей видимости, «полонянники» — взятые в плен во время завоевательных походов русские ремесленники, угнанные с родных мест и расселенные на территории ханства в специальных поселениях. Их вокруг Казани было несколько. Село Куралово, скорее всего, было одним из них. Название его, как полагают некоторые исследователи, происходит от искаженного татарского слова «куллар» — «рабы», каковыми и являлись поселенные здесь по приказу хана русские пленные мастера, среди которых было немало искусных кузнецов, плотников, гончаров и прочих умельцев. По сведениям историков численность таких пленников, проживавших на территории ханства к середине XVI века, доходила до 100 тысяч человек. Многие из них после завоевания Казани Иваном Грозным так и остались жить на этих землях. Есть и другая версия происхождения названия села. После завоевания Казани через село на восток, к «Уралу» уходили из города татарские беженцы, не желавшие признавать власть русского государя. Вот и назвали они село, лежащее на их пути, Куралово.Как бы то ни было, село это было пожаловано кому-то из служивых бояр, принимавших участие в покорении Казани. История не сохранила фамилию первого кураловского помещика, к тому же имение часто переходило из рук в руки, пока не стало собственностью известных и родовитых казанских дворян Обуховых. Именно они сумели круто изменить жизнь села, развернув на кураловских землях бурную хозяйственную деятельность.Были у Обуховых и свои конюшни, где содержались породистые лошади, и молочная ферма, а при последнем владельце поместья Василии Обухове в селе начали строить винокуренный завод, который заработал в 1905 году. К началу первой мировой войны здесь ежегодно производили свыше 60 тысяч ведер высококачественного чистого спирта.Предвижу ироничную ухмылку читателя: спаивал, мол, барин своих мужиков, наживаясь на роковом пристрастии русского человека к спиртному. Однако именно при Обухове было построено новое кирпичное, крытое черепицей здание земской школы взамен старой, бревенчатой, располагавшейся на левом берегу речки Сулицы.— Мой родной дед эту самую школу в 1912 году своими руками вместе с другими мужиками строил, — вспоминает 83-летний уроженец села Павел Семенович Березкин. — Он рассказывал, что последний барин, несмотря на богатство, был человеком честным и добрым. После революции перед тем, как покинуть село, он приказал своему управляющему весь свой скот раздать крестьянам поровну. На помещичьих землях был образован сначала колхоз, а потом и совхоз «Кураловский» — когда-то одно из лучших хозяйств республики. Да и спиртзавод, построенный помещиком и национализированный в годы советской власти, прослужил несколько десятилетий подряд, вплоть до середины восьмидесятых годов прошлого века.Немало невзгод пришлось пережить кураловцам: развал совхозного строя, период безнадежности и безысходности. Ситуация изменилась после того, как на село пришел инвестор в лице ОАО «Таткрахмалпатока». Новый хозяин не только наладил на базе брошенного спиртзавода производство концентрата квасного сусла, но и взял на обработку более тысячи гектаров пашни, на которой выращивает сегодня необходимый для завода ячмень и другие культуры. Инвестор всерьез решил заняться сельским хозяйством — сегодня на Кураловской молочной ферме 170 голов крупного рогатого скота. Немного пока, но ведь это еще лишь начало. Главное, люди уверены в завтрашнем дне — есть и работа, и достойная зарплата. У работников завода, где сегодня трудится более ста человек, она доходит до 13 тысяч в месяц — деньги для села по нынешним временам неплохие. При активном содействии генерального директора ОАО Альберта Прокопьева на месте бывшей, построенной последним помещиком школы был возведен православный храм. В настоящее время готовят купол на часовенку, которую собираются установить возле родника. Его местные жители с незапамятных времен называют Зыбочка. Согласно преданию когда-то давно на этом месте одному из местных жителей было видение: Богоматерь, качающая детскую колыбель-зыбку. Вода в роднике необычайно чистая, такая же, как и много веков назад, когда было основано это древнее село, которое еще помнит времена Казанского ханства».