Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

И доме, где много девушек, воды нет. (татарская)

Чурилино пос. (Старое Чурилино) Арский район Республики Татарстан.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Арский р-н, село Старое Чурилино

Кладбища пос. Чурилино Арский район Республики Татарстан.

Церковь Казанской иконы Божией Матери пос. Чурилино Арский район Республики Татарстан.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  •  

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе церкви:

  •  

Архивы:

  •  

 

Поселок железнодорожного разъезда в Арском районе, на железнодорожной линии Казань-Агрыз, в 12 км к юго-западу от города Арск. На 2010 год - 11 жителей (русские, татары).

Основан в 1920-х гг. С момента образования в Арском кантоне Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Арском районе. Число жителей: в 1958 году - 45, в 1970 году - 34, в 1979 году - 39, в 1989 году - 33, в 2002 году - 21 человек.

Село Старое Чурилино расположено в Арском р-не, на автомобильной дороге Казань–Пермь, в 12 км к Юго-Западу от г.Арск. В дореволюционных источниках известно также как - Никольское. Основано в период Казанского ханства. Вот, как описывается село на 1885 г. в книге Б. Износкова - "Список населенных мест Казанского уезда (с кратким их описанием)": "Чурилино, Никольское. Село при р. Чурилке на Сибирском почтовом тракте, от города (Казани) 51 верста. Название села может происходить от слова чура, чора (чуваш.) - раб, потомство. Село разделено на две части, в 1 составляют большую часть, живут бывшие государственные крестьяне, а в другой бывшие крепостные. Эта последняя часть носит название сельца Чурилина. Основателями селения были крещеные татары, которые в настоящий момент совершенно обрусели. Церковь в селе построена в 1830. В состав прихода кроме села входят: сельцо Чурилино, деревни Адзебар, Кишметьево, Русская Айша, Князь - Камаево, Русский Урмат, Ивановка. До отпадения крещеной татарской деревни Татарский Урмат, они тоже входили в состав Чурилинского прихода. Дворов приписанных к селу Чурилино - 212, к сельцу Чурилино - 26. В селе жителей - 604 мужчин, 615 женщин, русские»,

Жители села занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, шерстобитным, столярным и кузнечным промыслами. В 1870 г. в селе была открыта земская школа. К этому времени в селе имелись почтовая станция, 2 кузницы, 3 постоялых двора, пивная, 3 бакалейные лавки. Православный приход образован в селе в 1765 г., а вскоре была построена деревянная церковь, которая к началу XIX в. обветшала и начала разрушаться. В 1830-х годах на средства прихожан был построен новый храм Казанской иконы Божией Матери,с двумя приделами, освящёнными во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Михаила Малеина.

Закрытие храма в советское время было трагично. В те времена в церкви нашла себе приют часть изгнанных из закрываемых казанских монастырей монахов и монахинь. Вот что вспоминают старожилы села: «После службы 14/27 января 1930 года, в день памяти преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных и трогательного молебна, во время которого многие из присутствующих плакали, храм окружили чекисты стали выталкивать верующих из церкви, в шапках ввалились в алтарь и выволокли иеродиаконов, потреблявших Святые Дары. Монахов и монахинь заключили в одну комнату, а мирян — в другую. Молодой офицер снимал показания, допрашивая всех по одному. После этого всех монахов и монахинь и несколько человек увезли в Казань, где заключили в тюрьму».

С тех пор в самом здании находилось зернохранилище, в подвале склад ГСМ. Затем здание использовалось как резервный склад гражданской обороны Казанского оптико-механического завода (КОМЗ). В 1992 году храм Казанской иконы Божией Матери был возвращён Церкви. Церковь реставрируется. При зачистке подвала был обнаружен замурованный склеп с 78 черепами аккуратно сложенными в шахматном порядке. Появление такого захоронения пока не исследовано. Могу предложить наиболее вероятную версию: Новый храм построен на месте погоста у старой церкви. Безусловно, при строительстве фундамента были обнаружены и останки похороненных здесь жителей села. Они то и были аккуратно сложены в будущем подвале храма и замурованы, что вполне соответствует церковным канонам. В настоящее время место перед захоронением оборудовано как своеобразная часовня, с крестом, иконами, и подсвечником, для поминовения усопших.

Церковь приписана к приходу Пресвятой Троицы с. Усады.

В статье использованы материалы: «Список населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием». Составил действительный член статистического комитета Износков Б. И. - Типография губернского правления Казань, 1885, Татарстанский энциклопедический словарь, АН РТ, Казань, 1999 г., сайтов http://forum.vgd.ru/1573/53948/0.htm 

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов