Кладбища Шарья д. Николо-Шангской волости Ветлужского уезда Костромской губернии.
Своим основанием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале XX в.
Вблизи левого берега реки Ветлуги была пострена станция Шарья, названная по имени протекающей здесь речки Шарьинки.
Большинство станций и разъездов на железной дороге, названы по имени вблизи лежащих деревень, сел и протекающих рек, и надо отдать должное инженерам-проектировщикам дороги: они бережно сохранили местные старинные названия, в названиях станций и разъездов.
Название речки Шарьинки, несомненно, осталось от аборигенов, когда-то живших в здешних местах — древней народности меря. Слово «шарьма» («ширьма») означает «речка». В русском произношении, видимо, это слово трансформировалось в «шарья». Выбор места для станции Шарья был продиктован несколькими требованиями. Через 100-120 км — на дороге располагались веерные станции с паровозными депо и поворотными кругами для развертывания паровозов.
Такие станции были в Буе, Николо-Поломе, Шарье, Свече и т.д.
Учитывался равнинный рельеф местности, предусматривавший расширение пристанционного поселка. Имела значение и близость к станции реки Ветлуги. Река Ветлуга — древний водный путь, соединявший Волгу с севером.
В верховьях Ветлуги были волоки у деревень Куданга, Анданга, где суда перетаскивали по суше в притоки реки Юг.
Водный путь по Ветлуге знали и новгородские ушкуйники. Из летописи известно, что они в 1374 г. разграбили Вятку, города Булгарского царства на Средней Волге, прошли по Ветлуге, разоряя поселения на берегах.
Верховья Ветлуги принадлежали тогда Новгороду. Когда московский великий князь Иван III покорил Новгород, он присоединил к Москве и верхнее Поветлужье.
Река Ветлуга была границей, отделявшей татаро-черемисские владения от русских владений.
В грамоте Ивана Грозного, данной в 1551 г. игумену Варнавинского монастыря, говорится: «И по той реке Ветлуге русских людей называть (селиться.— Д.Б.) беспенно и починки ставить и расчищать а за межу русским людям не ходить и пашни не пахать и сено не косить и угодья не угоживать (не промышлять.— Д.Б.)».