Р О Д1 М А М Е Т Е В Ы Х
ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ
+Составлена на основе документальных источников Государственного архива Костромской области, содержащих сведения актового характера: ревизских сказок на крестьян Татарской слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии 2 и метрических книг о рождении, бракосочетании и смерти прихожан магометанского вероисповедания подгорной Татарской слободы г. Костромы3. Сведения об отдельных персонах рода ограничены хронологическими рамками источников4. Отсутствующие даты рождения, смерти или брака представителей рода связаны с отсутствием документов.
В основу поколенной росписи легли статьи о представителях рода. Статья содержит шифр каждого члена рода, его полное календарное имя, даты жизни, состоящие из даты рождения и даты смерти (не у всех), либо только даты рождения или даты смерти (обозначена +), все встретившиеся в архивных источниках сведения о представителе в виде пересказанной близко к тексту документа информации или цитаты, сведения о супругах представителя рода.
По документам XIX века Маметевы были приписаны к разряду казенных крестьян. Из титула ревизской сказки 1811 г. по Татарской слободе известно, что ревизия 1811 г. учитывала «мужеска пола татар казенного ведомства, состоящих в Татарской слободе Костромской губернии и округи». Ревизию составлял староста слободы Курманалей Обдулов.
По ревизским сказкам 1850 и 1858 гг. Маметевы числились «государственными крестьянами, водворенными на казенных землях Татарского общества Татарской Слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии». Магометанское население в Костромской губернии в этот период составляло 182 мужчин и 143 женщины5.
Следующий по хронологии источник для исследования генеалогии Маметевых, метрические книги, сохранились с 1860 по 1919 гг. Обязательное ведение метрических книг распространилось на магометанские общины в 1828 г.6, с 1874 г. составление метрических выписей о магометанах была возложена на обязанность приходских мул7. В Костроме существовала магометанская община, местом для осуществления молитв и обрядов была деревянная мечеть. Метрики, как результат обрядов, связанных с рождением, бракосочетанием и смертью, велись на арабском языке. После Октябрьской революции 1917 г. функция регистрации актов гражданского состояния населения были переданы из церквей всех концессий в ведение государственных учреждений - ЗАГСов. Тексты метрических записей на татарское население Костромы и губернии были переведены в краткой форме на русский язык. Некоторая информация при переводе, вероятно, была утеряна либо нечаянно, либо намеренно, в том числе информация о сословной принадлежности учтенных прихожан, и Маметевых в их числе. Именно по этой причине нам осталось не известным, сохранили ли Маметевы по прямой линии (по линии Абдуллы Сейфуллина) сословную принадлежность к крестьянам в постревизское время (после 1858 г.) или перешли в другое состояние. В переводном тексте нередко встречаются описки и ошибки.
Самые ранние сведения о Маметевых8 относятся к Елизаветинским временам: первые датируемые персоны рода братья Юсуп и Якуп Сулеймановы родились в 1753 и 1756 гг. На протяжении полутора веков Маметевы относились к сословию, или как прежде говорили, к состоянию крестьян, и законы Российской империи определяли их юридические права и обязанности, взаимоотношения и во многом даже жизненный уклад. При Екатерине II государственные крестьяне находились в ведении губернских казенных палат и волостных правлений, функции которых сводились к взиманию и учету податей. Сельские должностные лица выполняли роль сборщиков: староста — сборщика податей, смотритель хлебного магазина — сборщика запасов, рекрутский отдатчик — сборщика рекрут, нарядчики подвод и людей — исполнителей дорожной и подводной повинностей. Государственные крестьяне составляли свободное сословие.
Существенная перемена в положении государственных крестьян произошла в 1838-40 годах с образованием министерства государственных имуществ, в ведение которого передали государственных крестьян. Делалась попытка ввести законы, по которым государственные крестьяне должны были стать не источником дохода для казны, а предметом государственного попечения. Начался перевод податей (налогов) с душ на землю. Оброчная подать стала составлять долю с капитальной стоимости земли, теряя характер подати и превращаясь в наемную плату за землю. На основании размеров этой платы можно было вычислить размер выкупной цены государственного надела. Всех казенных крестьян стали объединять в сельские общества. К 1850 году крестьяне Татарской слободы были объединены в Татарского сельское общество слободы Татарской Гридинской волости.
Реформы 1860-х гг. мало повлияли на общинный уклад жизни государственных крестьян: оставалась круговая порука с запретами покидать место жительства без временного паспорта, менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения из общества. Главе крестьянской семьи выдавался общий документ на всю семью, так называемый вид на жительство, в который вносились его жена, сыновья и родственники мужского пола до 18 лет, дочери до 21 года, т.е. все те, кто проживал и был приписан к крестьянскому двору. Отдельному члену семьи могли выдать по просьбе родителей отпускной билет, например, в связи с занятием отхожим промыслом или ученичеством тому или иному мастерству. Сословными признаками крестьян оставались подушная подать (отменена в начале XX в.), и подсудность волостному суду. Наказание розгами сохранилось даже после отмены телесных наказаний по общему законодательству. Право свободного выхода из общины и право частной собственности на землю крестьяне получили в 1906 г.
I КОЛЕНО
СМАИЛ
Известен из отчества упомянутого в ревизской сказке9 1811 г. главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова.
II КОЛЕНО
2-1. СУЛЕЙМАН
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. во главе семьи № 11 как Сулейман Смаилов с сыновьями. Возраст не указан.
III КОЛЕНО
3-2. ЮСУП 1753-1805
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова Юсуп 42 лет по предыдущей ревизии 1795 г. В графе «Из того числа выбыло» о нем запись: умре в 1805 г.
4-2. ЯКУП 1756
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын главы семьи № 11 Сулеймана Смаилова Якуп 55 лет (39 лет по предыдущей ревизии 1795 г.).
IV КОЛЕНО
5-3. ЕШМЕТ 1778
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Юсупа Сулейманова Ешмет 33 лет, 17 лет по предыдущей ревизии 1795 г.
6-4. СМАИЛ 1792
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Смаил 19 лет, 3 лет по предыдущей ревизии 1795 г.
Жена Дявле Саитова 1796-1873
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как мать главы семьи № 21 Сейфуйлы Смаилова Дявле Сяитова 62 лет. Есть вероятность, что матерью она названа ошибочно, т.к. в предыдущей ревизии 1850 г. Девле значится женой дяди Сейфуйлы Смаилова Алея Якупова в возрасте 55 лет, т.е. возраст обеих Девле приблизительно совпадает.
7-4. ХАБИБУЛЛА 1794
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Хабибулла 17 лет, 1 года по предыдущей ревизии 1795 г.
8-4. АЛЕЙ 1796-1845
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Алей 15 лет, новорожденный по предыдущей ревизии 1795 г. В ревизской сказке 1850 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии записан как дядя главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Алей 37 лет по предыдущей ревизии 1834 г. В графе «Из того числа выбыло» запись: умер в 1845 г.
Жена Девле, р. 1795.
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как жена Алея Якупова 55 лет. Умерла 03.05.1873 в возрасте 80 лет от старости. Запись о смерти №3.
9-4. СЕЛИМ 1802
+Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Якупа Сулейманова Селим 9 лет, новорожденный 10 по предыдущей ревизии 1795 г.
10-5. СЯГИТ 1802
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Ешмета Юсупова Сягит 9 лет, вновь рожденный по предыдущей ревизии 1795 г.
11-5. ГУМЕР 1804
Упоминается в ревизской сказке 1811 г. как сын Ешмета Юсупова Гумер 7 лет, вновь рожденный по предыдущей ревизии 1795 г.
12-6. СЯЙФУЛЛА 1818/1820-13.12.1865
В ревизской сказке 1850 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии записан во главе семьи № 21как Сейфуйла Смаилов 32 лет (16 лет по предыдущей ревизии 1834 г.)
В ревизской сказке 1858 г. на государственных крестьян Слободы Татарской Татарского общества Гридинской волости Костромского уезда и губернии упоминается как глава семьи № 21Сейфуйла Смаилов 39 лет (32 лет по предыдущей ревизии 1850 г.) Запись о смерти № 5. Умер 13.12.1865 г. в возрасте 45 лет от болезни груди.
Жена Зюлейха Ягудина 1827-30.03.1909.
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как жена главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Ягудинова 26 лет. Умерла 30.03.1909 г. от катара желудка в возрасте 82 лет. Запись о смерти № 10.
13-8. РАХМЕТЮЛЛА 1822
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как сын дяди главы семьи
Сейфуйлы Смаилова Алея Рахметюлла 28 лет (12 – по предыдущей ревизии 1834 г.). В ревизской сказке 1858 г. упоминается как двоюродный брат главы семьи
№ 21Сейфуйлы Смаилова Рахметюлла 35 лет (28 – по предыдущей ревизии 1850 г.).
Жена Марьям Бадамшина, р.1832
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как жена Рахметюллы Марьям 19 лет. В ревизской сказке 1858 г. упоминается как жена Рахметюллы 26 лет.
14-8. ФАТЬМА 1828
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как дочь Алея Якупова Фатьма 22 лет11.
15-8. МУХАММЕТ 1830
В ревизской сказке 1850 г. упоминается как сын дяди главы семьи
Сейфуйлы Смаилова Алея - Мухаммет 20 лет (4 лет – по предыдущей ревизии 1834 г.). В графе «Из того числа выбыло» о нем запись: перечислен по указу Палаты государственных имуществ 1850 г. к семейству № 14. В семейство № 14 переведен в связи с женитьбой на Хамиде Алеевой, в семье которой не было мужчин.
Жена Хамида Алеева, р. 1833
16-12. ФАЙЗУЛЛА 1850/1855
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как сын главы семьи № 21Сейфуйлы Смаилова Файзуйла 3 лет (новорожденный по предыдущей ревизии). В первый брак вступил 03.12.1882 в возрасте 32 лет, с дочерью Самуила Фатимой, 27 лет. Свидетели (исправлено на «посажанный отец») со стороны невесты Хамза Смаилов со стороны жениха Рахметулла Аюпов. В графе примечание - запись : «На стол выводную сумму 100 рублей я, жених Файзулла, уплатил невестиному отцу Смаилу Рахметуллину, в чем подписываюсь».
Запись о втором браке не найдена.
Третий брак 1 января 1904 года в возрасте 40 лет с Заврей Галиевой, 30 лет, первого брака. Посаженный отец невесты Курбан Гали Галиев. Свидетели: 1.Хамза Абду Селумов 2. Абдул Хаир Галиев. Вывод за невесту 50 руб. передан матери невесты.
Возможно в документах о пароходовладельцах упоминается как костромской купец Федор Евграфович Маметев12.
1 жена Фатыма Исмаилова, р.1855
2 жена не известна
3 жена Зявря Мухаммят Галиева, р. 1874
17-12. ГАЛИ (АЛЕЙ) 20.11.1860
В записи о рождении №14 значится сыном Сейфуйлы и жены его Зюлейхи Ягудиной. Помета 27.10.36 о выдаче свидетельства о рождении. В брак вступил 23.02.1887 в возрасте 23 лет13 (на самом деле 27 лет) с дочерью Курбангалея Якубова Оразой 18 лет. С невестиной стороны свидетели Мухамет Рахимов Курбангалеев с жениховой стороны Давид Курамшинов Курачкин. Примечание: На стол выводную сумму я жених невестиному отцу уплатил 100 рублей. В чем и расписался.
В «Ведомости пароходовладельцам и принадлежащим им пароходам» за 1899 г. значится крестьянин Гридинской волостид. Татарская Слобода Алей Маметев с буксирным пароходом «Братья Маметевы». Площадь нагрева паровых котлов 8 атмосфер, 120 фунтов на кв.дюйм, 25 сил, котел № 20, местонахождение главной конторы пароходовладельца –Татарская Слобода Гридинской волости.
В «Списке пароходо-судовладельцев, проживающихвВ Костроме, коим подлежит выдача объявлений о страховании судорабочих»14 1915 г. под № 11 значится А.С. Маметев.
В «Списке владельцев судоходных предприятий, которым высылаются отношения с приложением военных свидетельств, шнуровых книг и оттисков закона»15 за 1915 г. 4-м записан Маметев Алей Сейфуллин.
Жена Ураза Курбан Галиева, р. 13.12.1869
В записи № 19 о рождении значится дочерью Курбали-Гали и жены его Химиды Ахметиевой. В других источниках имя пишется как Ораза.
18-12. АБДУЛЛА 01.12.1863
В записи о рождении №16 значится сыном Сяйфуллы и жены его Зюлейхи.
Брак заключен 04.02.1888 в возрасте 23 лет с дочерью жителя татарской слободы Муртазы Курамшина - Арбикой 18 лет. Свидетель со стороны невесты той же слободы Давид Курамшин; с стороны жениха Сайфуллин Файзулла (старший брат). Примечание: «Я жених 75 рублей уплатил невестиному отцу Курамше Муртазе в чем и расписался». В записи о разводе (дата отсутствует) значится Костромского уезда слободы Татарской Габдулла Сейфулин, причина развода: за неимением детей и неимением к невесте любви. Свидетель при разводе Хасан Смаилов.
Второй брак 28.03.1897 в возрасте 30 лет с жительницей Татарской слободы Фатимой Сайфутдиновой 20 лет . Посаженым отцом с невестиной стороны Иш. Музаммеет Гумяров, с жениховой – Сулейман Сейфуллин (родной брат). Свидетели Бадамша Сулийманов Курамша Сяйфутдинов. Примечание: «На стол выводную сумму я, жених, уплатил 85 руб. невесте в чем и расписался Абдула Сяйфуллин».
1 жена Арбика Муртазова Курамши, р. 1870
2 жена Фатима Сяйфутдинова, р. 07.12.1877
В записи № 22 о рождении записана дочерью Сайфутдина Курамшни и жены его Зюлейхи. Есть помета 27.10.1931 о выдаче свидетельства о рождении.
19-12. СУЛЕЙМАН 1864
В записи о браке 22.02.1887 значится сыном Сяйфуллы Сулейманом Маметьевым (с фамилией!!!)16, возраст 27 лет (на самом деле вероятно 23 лет, см. ссылку 7), невеста - дочь Шамеютдина Марьям 17 лет. С невестиной стороны свидетели Шага Хисямутдинов, со стороны жениха Файзулла. Примечание: «На стол вывод за невесту 90 руб. я жених уплатил невестиному отцу, и в чем я расписался». ГУ В деле «Об исправлении деревянной мечети в Татарской слободе»17 1897 г. * значится сельским старостой татарского сельского общества слободы Татарской.
Жена Марьям Шамеютдинова 02.08.1869. В записи № 6 о рождении значится дочерью Шамеютдина Валитаева и жены его Фатимы Мушаевой.
*«Об исправлении деревянной мечети в Татрской слободе» 1897 г.
Прошение
уполномоченных от крестьян Костромского уезда Гридинской волости слободы Татарской крестьян Гайбетюллы Ахметева, Селяма Смаилова, Курамши Бадамшина, Сюлеймана Сейфулина Маметева в Костромское губернское правление по строительному отделению
Находящаяся в слободе Татарской на надельной земле крестьян этой слободы деревянная мечеть требует следующего ремонта: 1. Надрубить сверху здания три ряда, 2. Крышу вместо тесу крыть железом
3. Сделать новый деревянный с железною крышей минарет.
А потому и согласно разрешения Оренбургского магометанского Духовного собрания честь имеем покорнейше просить губернское правление разрешить нам производство вышеупомянутого ремонта мечети согласно представленного при сем в 2-х экз. фасада, доверительный приговор от 25 марта сего (1897) года за №46. 1897 г. июня… дня. Подписи (автограф Сюлеймана Сейфулина Маметева).
Л.3-
Из приговора крестьян-домохозяев татарского сельского обще ства слободы Татарской, быв сего числа по…ном сельском сходе в присутствии нашего сельского старосты Сюлеймана Сейфулина Маметева, где имеем суждение относительно дел, касающихся нашего общества, и между прочим ремонта мечети, находящейся в нашей слободе Татарской. А потому посоветовавшись между собой с общего согласия приговорили: произвести ремонт принадлежащей нам мечети, для чего собрали с нас, крестьян сл. Татарской по 5 рублей с каждой наличной души мужеска пола, что со всех 150 душ составит сумму в 750 руб. Сбор этой суммы и производство ремонта мечети поручаем крестьянам Сюлеймана Сейфулина Маметеву, Гайбетюлле Ахметеву, Селяму Смаилову Курбаши Багдамшину под наблюдением Ахуна Сафарова с тем, чтобы по окончании ремонта уполномоченные сдали отчет сходу нашего общества в израсходовании собранных нами на этот предмет денег, в чем и подписуемся
Подписи (75 крестьян)
Из протокола совещательного присутствия Строительного отделения Костромского губернского правления № 416 от 4 окт. 1897 г.
… Рассмотрев представленный при прошении поименованных крестьян чертеж мечети и план местности совещательное присутствие строительного отделения, имея в виду, что с производством предположенного исправления общий наружный … находится в расстоянии 8,5 – 11 сажен от … строений, каковое положение ея несогласно … Уст.Строит., но т.к. мечеть эта существует на этом месте с давнего уже времени, с покрытием же железною крышей опасность для нея на случай пожара уменьшится, полагаю … возможным разрешить просимое исправление существующего деревянного здания мечети с тем, чтобы здание это имело наружный вид, как показано по представленному чертежу.
Подписи губ. архитектора в т.ч.
20-13. ФАТЬМА 1857
В ревизской сказке 1858 г. упоминается как дочь Рахметюллы 1 года.
20а-13. АЮБ (ЯКУБ)
+Сын Рахметюллы Алиева. В «Списке ратников ополчения судоходных служащих в судоходстве в г. Костроме»18 1915 г. указан судовладелец Аюб (Якуб) Рахматюллин Маметев. Район действия р. Волга и притоки.
21-16. ХАДИЧА 13.11.1884-21.10.1893
+В записи №17 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. В записи №17 о смерти значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы. Умерла в возрасте 12 лет.
22-16. ГУМЯР 21.08.1886
В записи №12 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Помета 05.09.1940 о выдаче свидетельства о рождении. Вступил в брак 03.03.1913 в возрасте 27 лет с Сягидой Даудовой Курочкиной 20 лет. Посаженный отец жениха Абдулла Сяйфуллин Маметев; от невесты Дауд Курамшин Курачкни. Свидетели 1. Шаги Ахметов 2. Исмаил Нигматуллин Кадыбердиев. З. Хамза Абду. Селдинов. 4. Хаджи Тухфатуллин Сафаров. Примечание: Вывод за невесту 75 рублей передан отцу невесты Давиду Курочкину.
Жена Сягида Даудова Курочкина, р. 1893
23-16. ГУСМАН 09.07.1888
В записи №13 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой.
24-16. ХАСАН 02.08.1890
В записи №11 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой.
25-16. ХУСАИН 02.02.1892
В записи №3 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Смаиловой.
26-16. ХАМЗА 15.01.1895-24.08.1901
В записи №2 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Умер 24.08.1901 в возрасте 6 лет от коклюша. В записи о смерти № 11 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Исмаиловой.
27-16. ГАБДУРАХМАН 12.04.1897-02.08.1901
В записи о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. В записи № 13 о смерти значится как Абдурахман сын Фатимы Смаиловой и Файзуллы Сяйфуллина. Умер в возрасте 4 лет от коклюша.
28-16. МУХАМЕТ-РАХИМ 19.12.1898
В записи №26 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Смаиловой. Пометки на полях: вступил в брак 26.06.1923. №428, основание справка губзагс 16.07.1923 № 3474.
29-16. ХАДИЧА 26.04.1901-02.02.1903
В записи №8 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Смаиловой. В записи № 3 о смерти записана дочерью Файзуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Исмаиловой. Умерла в возрасте 2 лет (мес. - ошибочно) от болезни горла.
30-16. ХАМЗА 23.01.1905
В записи о рождении №4 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. Помета 12.09.1931 о выдаче свидетельства, тогда же дописана фамилия.
31-16. БИБИ-ФАТЫМА 25.05.1906-14.04.1910
В записи о рождении № 6 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. В записи № 9 о смерти записана дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 4 лет от скарлатины.
32-16. ГАББЯС 17.11.1907-20.04.1910
В записи о рождении №30 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. В записи о смерти № 11 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умер 2 лет (ошибочно – месяцев).
33-16. ХАБИБ-ДЖАМАЛЬ 12.03.1909-28.06.1909
В записи №7 о рождении значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. От брюшного тифа. В записи о смерти № 19 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 4 мес.
34-16. МУХАММЯТ-ГАЛИ 25.05.1911
В записи о рождении №13 значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Мухаммяты Галиевой. Помета 05.09.1924 о выдаче свидетельства о рождении.
35-16. ЗЕЛЕЙХА 11.04.1914
В записи о рождении № 7 значится дочерью Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. Помета 05.09.1924 о выдаче свидетельства о рождении.
36-16. АБДУЛЛА 03.12.1915-09.10.1916
В записи № 25 о рождении значится сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Зявры Галиевой. В записи о смерти № 18 записан сыном Файзуллы Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 1 года.
37-17. ГАЙША 07.08.1888
В записи № 16 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой.
38-17. ЮСУФ (ЮСУП) 22.09.1891
В записи №14 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 16.08.1930 о выдаче свидетельства о рождении.
Дописана фамилия Маметев.
В «Списке ратников ополчения судоходных служащих в пароходстве, судоходстве и торговле Алея Сейфулина Маметева в г. Костроме от 16 марта 1915 г.19 (район действия р. Волга и притоки) под № 2 записан крестьянин Костромской губернии и уезда Гридинской волости слободы Татарской Юсуп Алеевич Маметев, 24 лет, ратник 1 разряда, призывался в 1912 г. Должность и разряд судна на коем служит: водолив баржи № 1, грузоподъемностью 55.000 пуд. Общее время службы – 5 лет. Отсрочка просится по 1 января 1916 г.
39-17. МАРЬЯМ 25.10.1894
В записи №16 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 08.01.1981 о выдаче свидетельства о рождении.
40-17. ИСХАК 05.01.1897-22.08.1901
В записи о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Оразы Курбан Галиевой. В записи №9 о смерти значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. Умер от коклюша.
41-17. ХАДИЧА 12.04.1899
В записи о рождении № 8 значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Оразы Курбан Галиевой. Помета 07.01.1929 о выдаче свидетельства о рождении. Тогда же вписана фамилия.
42-17. БИБИ-ФАТЫМА 13.11.1901
В записи № 19 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой.
43-17. ХАМЗА 13.03.1904
В записи № 5 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина и жены его Уразы Курбан Галиевой. Отметка на полях: вступил в брак 10.02.1925.
44-17. АМИНЯ 06.04.1906
В записи № 4о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина и жены его Уразы. Свидетельство о рождении выдано 18.08.1930 с фамилией Маметева и
27.05. 1980.
45-17. ХАНИФЯ 06.12.1907-27.07.1909
В записи № 33 о рождении значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. В записи №23 о смерти значится дочерью Гали Сяйфуллина Маметева. Умерла в возрасте 1года 8 месяцев от оспы.
46-17. ГУМЯР 12.11.1909-18.07.1910
В записи № 24 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой. В записи №21 о смерти значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 8 месяцев от коклюша.
47-17. ГУСМАН 30.06.1911
В записи № 16 о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой.
48-17. СЯЙФУЛЛА 18.08.1913
В записи № 21о рождении значится сыном Гали Сяйфуллина Маметева и жены его Уразы Курбан Галиевой.
49-18. ГАРИФА 17.06.1898
В записи № 11 о рождении значится дочерью Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
50-18. ФАТАУЛЛА 09.10.1899
В записи № 14 о рождении значится сыном Габдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
51-18. ТЯХФЯТУЛЛА 10.05.1902
В записи № 14 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
52-18. БИБИ-ГАЙША 02.03.1905
В записи № 8 о рождении значится дочерью Абдуллы Сяйфуллина и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
53-18. ХАБИБУЛЛА 29.11.1906-05.09.1908
В записи № 20 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. В записи № 15 о смерти значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева. Умер в возрасте 1г. 9мес. от истечения крови.
54-18. ХАЛИЛЬ-УЛЛА 07.01.1909
В записи № 2 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой.
55-18. ГАББЯС 03.08.1912
В записи № 23 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. Пометы 06.09.1914, 19.07.1930 и 12.08.1940 о выдаче свидетельства о рождении.
56-18. ХАБИБУЛЛА 15.03.1916
В записи № 8 о рождении значится сыном Абдуллы Сяйфуллина Маметева и жены его Фатимы Сяйфутдиновой. Пометы 28.09.1930, 16.10. 1936 и 21.11.1940
о выдаче свидетельства о рождении.
Жена Аминя Сулеймановна Кадыбердеева, р. 21.01.1925
57-19. ХАБИБ-ЗЯМШИ 22.11.1887
В записи № 11 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой.
58-19. СМАИЛ 22.11.1891
В записи № 20 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы на полях: вступил в брак 23.09.1925 .
59-19. СЯРБИЗЯМА 10.03.1894
В записи №3 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жена его Марьям Шамеютдиновой.
60-19. БИБИ-ХАДИЧА 01.05.1895
В записи № 11 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой.
61-19. ЯКУБ 05.11.1896
В записи № 20 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой.
62-19. ХАДИЧА 1897-29.04.1899
В записи № 5 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Причина смерти не известна.
63-19. САЛИХА 06.07.1898-21.08.1899
В записи № 13 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. В записи № 10 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям.
64-19. АЮП 03.02.1900
В записи о рождении № 2 значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдинова Маметева. Свидетельство выдано 17.01.1980.
65-19. ХАЛИМЯ 20.06.1902-01.07.1904
В записи № 17 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. В записи № 4 о смерти значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Умерла в возрасте 2 лет от оспы.
66-19. ЮСУП 23.09.1904
В записи № 18 о рождении значится сыном Сулеймана Сяйфуллина и жены его Марьям Шамеютдиновой. Помета 30.01.1925 о выдаче свидетельства о рождении для паспорта.
67-19. ХАНИФЯ 13.06.1906
В записи № 9 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 10.06.1931 и 10.06.1949 о выдаче свидетельства о рождении.
68-19. ЗЕЛЕЙХА 12.12.1908
В записи № 26 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 19.03.1931 и 04.02.1956 о выдаче свидетельства о рождении.
69-19. САФИЯ 21.12.1911
В записи № 30 о рождении значится дочерью Сулеймана Сяйфуллина Маметева и жены его Марьям Шамеютдиновой. Пометы 03.11.1924 и 26.09.1934 о выдаче свидетельства о рождении.
69а-20а. СУЛЕЙМАН
+В «Списке ратников ополчения судоходных служащих Якуба Рахметюллина Маметева в г. Костроме от 3 апреля 1915 г.20 (район действия р. Волга и притоки) под № 1 записан крестьянин Костромской губернии и уезда Гридинской волости слободы Татарской Сулейман Якубович Маметев, 24 лет, ратник 1 разряда, призывался в 1912 г. Должность и разряд судна на коем служит: водолив баржи грузоподъемностью 60.000 пуд. Общее время службы – 10 лет. Отсрочка просится по 1 января 1916 г.
70-22. СЯЙФУЛЛА 1917-01.07.1917
+В записи № 10 о смерти записан как сын Гумяра Файзуллина Маметева. Умер в возрасте 3месяцев от болезни брюха. Запись о рождении не найдена.
71-56. ТАГИР 24.01.1944
Сын Хабибуллы Абдулловича и Амини Сулеймановны Маметевых.
Жена Ульянова Людмила Николаевна, р. 28.05.1943.
72-71. АСЯ 08.10.1966
Дочь Тагира Хабибулловича и Людмилы Николаевны Маметевых. Состоит в браке с Шароватовым Виталием Васильевичем. Имеет дочь Ксению Витальевну Шароватову (р. 23.06.1990).
Муж Шароватов Виталий Васильевич, р. 09.01.1967.
73-71. ДМИТРИЙ 27.03.1970
Сын Тагира Хабибулловича и Людмилы Николаевны Маметевых.
Обозначения и сокращения, примененные в поколенных росписях:
56-18. - шифр каждого представителя рода (в приведенном примере – Хабибуллы Абдулловича), состоит из двух чисел, первое из которых обозначает его порядковый номер в поколенной росписи (56 – номер Хабибуллы), а второй – номер его отца (18 – номер Абдуллы).
г. – год
в. - век
р. – рождение
+ - смерть
- 12-6. СЯЙФУЛЛА 1818/1820 - двойная дата (в примере - дата рождения Сяйфуллы Смаилова) означает, что в разновременных источниках указанный возраст дает при подсчете разные годы его рождения, из-за ошибок ревизских старост, переписчиков.
Курсивом выделены представители других родов, жены и мужья Маметевых.
1 В Российском законодательстве род определялся, как связь всех членов семьи мужского и женского пола, происшедших от одного общего родоначальника, даже в том случае, если не все носили его имя (фамилию) или прозвание. Близость родства определялась линиями и степенями. Связь одного лица с другим через рождение составляла степень, а связь степеней, непрерывно продолжающихся, составляла линию. Степень, от которой происходили две или более линий называлась в отношении к ним коленом, а линии в отношении к своему колену - отраслями или поколениями. Линии считались нисходящими, восходящими и боковыми или побочными. Нисходящая линия составлялась из степеней или рождений, простирающихся от лица к его сыну, внуку, правнуку и т.д. к его потомству, восходящая (Маметевы) - из степеней, идущих от лица к его отцу, деду, прадеду и т.д., к его предкам. И в той и в другой линиях насчитывалось столько степеней, сколько было рождений. Поэтому в нисходящей линии сын занимал первую степень, внук - вторую, правнук - третью и т.д. В восходящей же первую степень занимал отец, вторую – дед, третью – прадед и т.д. Степень родства в боковых линиях подсчитывалась по рождениям, начиная от данного лица и восходя по прямой линии к общему родоначальнику, а от него переходя по линии нисходящей к тому родственнику, степень родства которого отыскивалась. Посему два родные брата находились во второй степени родства, дядя и племянник – в третьей, двоюродные братья в четвертой, сын двоюродного брата – в пятой, внук двоюродного брата - в шестой и т.д.
2 1) Ревизская сказка на крестьян казенного ведомства Татарской слободы Костромской губернии и округи 1811 г. Государственный архив Костромской области (ГАКО), ф. 200, оп. б/ш, д. 1784
2) Ревизская сказка на крестьян Татарской слободы Гридинской волости Костромского уезда и губернии 1850 г.: ф.200, оп. 3, д. 673
3) То же 1858: ф.200, оп. 3, д. 850
3 1) Метрическая книга о рождении прихожан магометянского вероисповеданияподгорной Татарской слободы г. Костромы за 1860-1888 гг. ГУ ГАКО, ф. 56, оп.3, д.94
2) то же бракосочетании за 1860-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.95
3) то же о смерти за 1860-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.96
4) то же о рождении за 1890-1919 гг. ф. 56, оп.3, д.97
«Ведомости пароходовладельцам и принадлежащим им пароходам» за 1899 г. (ф.1188-1-45, л. 71 об.)
4 См. сноски 2, 3
5 Материалы для географии и статистики России. Костромская губерния. Составил Я. Крживоблоцкий. С-Петербург, 1861 г. с.450.
6 ПСЗ, II, 1828, т.3, № 2296, с.837
7 ПСЗ, II, 1874, т.49, № 53522, с.772
8 В документах XVIII-XIX вв. фамилия у представителей исследуемого рода отсутствует и употребляются в тексте условно. Одна из основных трудностей, связанных с построением родословного древа, – это отсутствие фамилий у представителей крестьянского сословия. Фамилии у крестьян массово стали появляться в документах конца XIX - начала XX в. До этого времени крестьян было принято писать по именам и отчествам, изредка по прозваниям. Фамилия являлась принадлежностью тех свободных сословий, которые вступали в правовые отношения с государством и частными лицами. Для большинства крестьян этот период наступил после отмены крепостного права в 1861 г. Употребление же фамилии до этого времени можно считать исключением из правила. Правилом же было называть крестьянина в документе по имени и отчеству: Абдулла Сяйфуллин, имелось в виду Сяйфуллин сын.
9 Ревизская сказка – документ ревизского учета податного населения. Существовала с 1718 по 1858 г. (с 1-й по 10-ю ревизии податного населения). К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. Ревизии душ были введены на некоторых Российских территориях в 1713 году «для распределения содержания войска по числу ревизских душ», а впоследствии повсеместно для платежа податей и исправления других государственных повинностей. Всего было проведено 10 ревизий, из которых на XVIII век пришлись: I – 1718, II - 1745, III - 1764, IV - 1782, V –1795; на XIX век пришлись: №6 – 1811, №7 – 1816, №8 – 1834, №9 – 1850, №10 – 1858 гг. Ревизии № 2 и 6 не учитывали женскую часть податного населения. Формуляр ревизской сказки имел следующие элементы - на левой странице разворота:
- порядковый номер семьи по предыдущей ревизии;
-номер семьи по текущей ревизии;
-фамилии, имена, отчества членов семьи мужского пола;
-возраст каждого члена семьи мужского пола по предыдущей ревизии;
-причины и место выбытия из тягла: умер, отселен, в рекрутах. Записи «переведен, продан, куплен» имели отношение только к крепостным крестьянам. Если указано только название деревни без имени нового владельца, значит, персона переведена в населенный пункт во владениях прежнего помещика;
-возраст по текущей ревизии.
На правой странице разворота:
-порядковый номер семьи по текущей ревизии (совпадает с № на левой странице) имена членов семьи женского пола;
-является ли во временной отлучке, с какого времени;
-возраст членов семьи женского пола по текущей ревизии.
В графе имен указывались родственные отношения членов семьи с главой семьи: сын, зять, сноха, сестра, племянник и т.д.
10 Такая запись требовалась по правилам заполнения ревизских сказок, хотя на момент предыдущей пятой ревизии (1795 г.) младенец еще не был рожден.
11 Проследить путь женщин из крестьянского рода очень трудно либо по причине скудных записей, либо их полного отсутствия в источниках. В ревизских сказках записи о женщинах ограничивались всего двумя графами с отметками о временной отлучке и возрасте на момент ревизии. События прошедшего от ревизии до ревизии времени в записях о женщинах не фиксировались, в отличие от записей о мужчинах. Кроме этого, женщина считается представительницей рода до своего замужества, после которого она переходит в другой род.
12 В «Ведомости пароходовладельцам, проживающим в Костромской губернии, и принадлежащим им пароходам» за 1897 г. значится костромской купец Федор Евграфович Маметев с пароходом «Братья Маметевы». Площадь нагрева паровых котлов 437,5 кв.футов, местонахождение главной конторы пароходовладельца – в слободе Татарской Костромского уезда. Примечание: наружнее освидетельствование производилось 18 апреля а 1895 г., а внутреннее 25 апреля 1893 г. ГУ ГАКО, ф.1188, оп.1, д.45, л.27
В «Сведениях о пароходовладельцах, проживающих в Костромской губернии, а равно и имеющих пароходные конторы с указанием некоторых сведений о принадлежащих им пароходах» за 1899 г. значится костромской купец Федор Евграфович Маметев, жительство – Татарская слобода Костромского уезда, буксир «Братья Маметевы». Площадь нагрева паровых котлов 437,5 кв.футов,в графе «Указание совершающих пароходом рейсов» запись «Рыбинск - Нижний». ГУ ГАКО, ф.1188, оп.1, д.45, л. 92об.
13 В метрических записях нередко возраст записывали ошибочный. Браки двух братьев Гали и Сулеймана зарегистрированы друг за другом 22 и 23 февраля 1887 г. Поэтому можно предположить, что переводчик сделал ошибку в возрастах братьев, переставив их местами.
14 Списки служащих на пароходах Костромской судоходной дистанции 1915 г. ф.1188, оп.1, д. 104, л.91
15 Списки служащих на пароходах Костромской судоходной дистанции 1915 г. ф.1188, оп.1, д. 104, л.94
16 Самое раннее упоминание в документальных источниках фамилии, примененное к представителям рода.
17 ГАКО, ф.137, оп.2, д. 5792
18 Списки служащих на пароходах Костромской судоходной дистанции 1915 г. ф.1188, оп.1, д. 104, лл.123, 144
+19 Списки служащих на пароходах Костромской судоходной дистанции 1915 г..1188, оп.1, д. 104, л.122
20 Списки служащих на пароходах Костромской судоходной дистанции 1915 г. ф.1188, оп.1, д. 104, л.144