Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Покупая дом, сначала спроси, кто твои соседи. (еврейская)

Поддубное д. Гридинская волость Костромской уезд Костромской губернии.

Назад

Кладбища Поддубное д. Гридинская волость Костромской уезд Костромской губернии.



Сразу при выезде за пределы города на развилке шоссе Кострома – Красное – Иконниково находится деревня Поддубное. Каждый, кто видит белые стены и зелёные купола церкви, пруд, несколько домиков, невольно осознаёт, что пересекают границу Костромы. С одной стороны — сельские просторы, с другой — многоэтажные дома микрорайона Давыдовского. Поддубное давно вошло в наиболее посещаемую зелёную зону отдыха горожан. Об этом не надо говорить тем, кто направился в «Колос», «Волгарь», кооперативный сад или пионерский лагерь.

Когда и при каких обстоятельствах возникла деревня и церковь, кто был первым жителем, почему такое название? Документы, которые отвечают на эти вопросы, имеются. Они опубликованы в «Актах феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.» (ч. 1, М., 1951 , с. 156, 222–226, 243). При разборе спора митрополичьих и великокняжеских крестьян в 1501 году по поводу межи писец Григорий Романович Застолбский записал: «Так рекли христиане Фрол и Копос: жалоба нам, господине, на того Ваню, то господине, земли изстарины великого князя Минского стану, тяглые, а запустели, господине, те земли от великого поветрия, и тот, господине, Ваня те земли держит за собою х Куликовскому селу митрополичю не ведаем, по чему, и деревни ставит, Поддубное, господине, деревню поставил тому лет сорок…» Основной приметой деревни является старый вековой дуб, служивший межевым знаком для окрестных крестьян. Крестьяне привели судью именно к этому дубу и, став «у дуба, так ркли: направо господине, земля великого князя», налево митрополита, и к ним здесь примыкала земля боярская Шувалова.… В документе дуб описан уже древним, как «безверхий и виловатый». Со времени возобновления деревни в 1461 г. после великого мора 1420–1425 гг., о котором записано в Патриаршей и Галичской летописи (рукописи Тычинкина) прошло 527 лет. Понятно, что дуб, давший название деревне, не мог сохраниться. Основателем деревни стал крестьянин Тимошка Мишаков с домочадцами, который поселился на старом деревенском месте под дубом по указанию управляющего митрополита Вани. Коренные жители деревни являются потомками этого крестьянина. В 1501 г. он записан и в писцовой описи. В 1872 г. в деревне было 5 дворов, в них 14 мужчин и 17 женщин. Церкви в деревне не значится. Возникает вопрос — ведь церковь в Поддубном реально существует. Всё объясняется просто. Место, где стоит церковь, называется селом Трестиным.

Среди крестьян сохранилась легенда о возникновении села. Раньше на том месте, где теперь село, было болото (трясина). Тут явился святитель Николай на сосне одному старику-крестьянину и осушил болото. На этом месте крестьяне построили церковь во имя святителя Николая. Образовавшееся при церкви село назвали Трестино от слов «трестисть», «трясина». Икона святого Николая долгое время была на испытании в Ипатьевском монастыре и только в 1889 г. благодаря хлопотам прихожан и госпожи Мичуриной она была возвращена в приходскую церковь. По легенде, это та самая икона, которая в XV веке явилась на трясине старику-крестьянину.

Верность этой легенды мы имеем возможность проверить. В 1911 г. в селе действительно существовало болото. В грамоте 1501 г. записано: «И Фрол и Копос ркли: … и ты, господине судья, поеди за нами, мы вам укажем, где Трестинская деревня стояла. И привели в ржаное поле на пустошь». Из этого мы видим, что первоначально деревня Трестинская стояла на сухом месте, в поле, и её название со словом «трясина» как будто не связывается. Деревня с поля была перенесена на её нынешнее место по указанию управляющего Вани в одно время с возникновением Поддубной деревни.

«А Микульским, господине, назвали пустошь, ино то, господине, третье поле Трестинской деревни, а не Микульскова, а стояла, господине, та ж деревня Трестинская, ту господине, деревню с того места переставили на то место, где ныне церковь великий Никола стоит, а все то земли митрополичьего Куликовского села.» В документе отмечено, что Поддубное и д.Трестинскую разъединяла дорога.

В более поздних документах, например 1629 г., селение у церкви Николы названо, как и полагается, уже не деревней, а селом. В это время оно писалось с. Никольским «Тростино тожъ на рчк. Сендеге». В XVII веке это вотчина Новинского монастыря. «В нем церковь чуд. Николая да другая церковь великой мученицы Параскевы нареч. Пятницы древляна клецки, а в церкви образа и книги и всякое церковное строение мирское и волостных людей и церковного приходу». Как видим, село росло. Церквей стало две. Такие церкви стоят сегодня в музее деревянного зодчества в Костроме.

В 1717 г. «в приселке Трестино церковь Николы чудотворца при церкви пп. Алексей Матвеев 70 у него сын дкн. Лука Алексеев пп. Алексей Козьмин 38 л.».

В 1790 г. на месте деревянной церкви построена каменная. В селе у дворянина Геннадия Карцева в усадьбе была устроена домовая церковь в честь костромского чудотворца Геннадия. Карцевы — богатые помещики. Среди них товарищи министров, генералы, первые российские морские офицеры, декабристы, музыканты, видные масоны. Шурочка Карцева при встрече Екатерины II в Костроме стояла среди самых красивых и богатых дворянок в белом платье и из корзины бросала под ноги императрицы цветы. Карцев состоял в свите Александра I при его свидании с Наполеоном в Тильзите.

Среди достопримечательностей Трестина — старинный серебряный ковчежец с серебряным крестом и мощами Печерских угодников. О древности и ценности иконы Николы, от которой пошло село, заключение должны дать искусствоведы. На обочине шоссе сохранились лишь остатки часовни, относившейся к Николо-Трестинской церкви. Она неизменно вызывает любопытство и вопросы, но достоверных документов о её происхождении мне неизвестно, а легенд в народе сложено немало. Во всяком случае, часовни на Руси ставились как памятники на святых для народа местах.

В 1911 г. при церкви существовало попечительство, общество трезвости, церковно-приходская школа. Другая, земская школа была в д. Давыдовское (теперь микрорайон). Главным занятием населения было земледелие. В город на фабрики и в услужение уходили только свободные в семье люди и безземельные. В 1872 г. в селе было 8 дворов. На 16 мужчин приходилось 26 женщин.

Древняя история Поддубного заставляет нас с большим интересом и теплотой смотреть на привычный пейзаж, соединить его с «преданиями старины глубокой». Эта деревня, как чудесный цветок, рождает радость и разнообразие впечатлений среди типовой застройки. Надо изучить сохранившиеся вещественные памятники истории и культуры этого уголка нашей Отчизны, выявить новые и принять меры к их защите.

Истоник: http://kostromka.ru/kostroma/land/04/smirnov/189.php

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов