Кладбища Поддубное д. Гридинская волость Костромской уезд Костромской губернии.
Сразу при выезде за пределы города на развилке шоссе Кострома – Красное – Иконниково находится деревня Поддубное. Каждый, кто видит белые стены и зелёные купола церкви, пруд, несколько домиков, невольно осознаёт, что пересекают границу Костромы. С одной стороны — сельские просторы, с другой — многоэтажные дома микрорайона Давыдовского. Поддубное давно вошло в наиболее посещаемую зелёную зону отдыха горожан. Об этом не надо говорить тем, кто направился в «Колос», «Волгарь», кооперативный сад или пионерский лагерь.
Когда и при каких обстоятельствах возникла деревня и церковь, кто был первым жителем, почему такое название? Документы, которые отвечают на эти вопросы, имеются. Они опубликованы в «Актах феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.» (ч. 1, М., 1951 , с. 156, 222–226, 243). При разборе спора митрополичьих и великокняжеских крестьян в 1501 году по поводу межи писец Григорий Романович Застолбский записал: «Так рекли христиане Фрол и Копос: жалоба нам, господине, на того Ваню, то господине, земли изстарины великого князя Минского стану, тяглые, а запустели, господине, те земли от великого поветрия, и тот, господине, Ваня те земли держит за собою х Куликовскому селу митрополичю не ведаем, по чему, и деревни ставит, Поддубное, господине, деревню поставил тому лет сорок…» Основной приметой деревни является старый вековой дуб, служивший межевым знаком для окрестных крестьян. Крестьяне привели судью именно к этому дубу и, став «у дуба, так ркли: направо господине, земля великого князя», налево митрополита, и к ним здесь примыкала земля боярская Шувалова.… В документе дуб описан уже древним, как «безверхий и виловатый». Со времени возобновления деревни в 1461 г. после великого мора 1420–1425 гг., о котором записано в Патриаршей и Галичской летописи (рукописи Тычинкина) прошло 527 лет. Понятно, что дуб, давший название деревне, не мог сохраниться. Основателем деревни стал крестьянин Тимошка Мишаков с домочадцами, который поселился на старом деревенском месте под дубом по указанию управляющего митрополита Вани. Коренные жители деревни являются потомками этого крестьянина. В 1501 г. он записан и в писцовой описи. В 1872 г. в деревне было 5 дворов, в них 14 мужчин и 17 женщин. Церкви в деревне не значится. Возникает вопрос — ведь церковь в Поддубном реально существует. Всё объясняется просто. Место, где стоит церковь, называется селом Трестиным.
Среди крестьян сохранилась легенда о возникновении села. Раньше на том месте, где теперь село, было болото (трясина). Тут явился святитель Николай на сосне одному старику-крестьянину и осушил болото. На этом месте крестьяне построили церковь во имя святителя Николая. Образовавшееся при церкви село назвали Трестино от слов «трестисть», «трясина». Икона святого Николая долгое время была на испытании в Ипатьевском монастыре и только в 1889 г. благодаря хлопотам прихожан и госпожи Мичуриной она была возвращена в приходскую церковь. По легенде, это та самая икона, которая в XV веке явилась на трясине старику-крестьянину.
Верность этой легенды мы имеем возможность проверить. В 1911 г. в селе действительно существовало болото. В грамоте 1501 г. записано: «И Фрол и Копос ркли: … и ты, господине судья, поеди за нами, мы вам укажем, где Трестинская деревня стояла. И привели в ржаное поле на пустошь». Из этого мы видим, что первоначально деревня Трестинская стояла на сухом месте, в поле, и её название со словом «трясина» как будто не связывается. Деревня с поля была перенесена на её нынешнее место по указанию управляющего Вани в одно время с возникновением Поддубной деревни.
«А Микульским, господине, назвали пустошь, ино то, господине, третье поле Трестинской деревни, а не Микульскова, а стояла, господине, та ж деревня Трестинская, ту господине, деревню с того места переставили на то место, где ныне церковь великий Никола стоит, а все то земли митрополичьего Куликовского села.» В документе отмечено, что Поддубное и д.Трестинскую разъединяла дорога.
В более поздних документах, например 1629 г., селение у церкви Николы названо, как и полагается, уже не деревней, а селом. В это время оно писалось с. Никольским «Тростино тожъ на рчк. Сендеге». В XVII веке это вотчина Новинского монастыря. «В нем церковь чуд. Николая да другая церковь великой мученицы Параскевы нареч. Пятницы древляна клецки, а в церкви образа и книги и всякое церковное строение мирское и волостных людей и церковного приходу». Как видим, село росло. Церквей стало две. Такие церкви стоят сегодня в музее деревянного зодчества в Костроме.
В 1717 г. «в приселке Трестино церковь Николы чудотворца при церкви пп. Алексей Матвеев 70 у него сын дкн. Лука Алексеев пп. Алексей Козьмин 38 л.».
В 1790 г. на месте деревянной церкви построена каменная. В селе у дворянина Геннадия Карцева в усадьбе была устроена домовая церковь в честь костромского чудотворца Геннадия. Карцевы — богатые помещики. Среди них товарищи министров, генералы, первые российские морские офицеры, декабристы, музыканты, видные масоны. Шурочка Карцева при встрече Екатерины II в Костроме стояла среди самых красивых и богатых дворянок в белом платье и из корзины бросала под ноги императрицы цветы. Карцев состоял в свите Александра I при его свидании с Наполеоном в Тильзите.
Среди достопримечательностей Трестина — старинный серебряный ковчежец с серебряным крестом и мощами Печерских угодников. О древности и ценности иконы Николы, от которой пошло село, заключение должны дать искусствоведы. На обочине шоссе сохранились лишь остатки часовни, относившейся к Николо-Трестинской церкви. Она неизменно вызывает любопытство и вопросы, но достоверных документов о её происхождении мне неизвестно, а легенд в народе сложено немало. Во всяком случае, часовни на Руси ставились как памятники на святых для народа местах.
В 1911 г. при церкви существовало попечительство, общество трезвости, церковно-приходская школа. Другая, земская школа была в д. Давыдовское (теперь микрорайон). Главным занятием населения было земледелие. В город на фабрики и в услужение уходили только свободные в семье люди и безземельные. В 1872 г. в селе было 8 дворов. На 16 мужчин приходилось 26 женщин.
Древняя история Поддубного заставляет нас с большим интересом и теплотой смотреть на привычный пейзаж, соединить его с «преданиями старины глубокой». Эта деревня, как чудесный цветок, рождает радость и разнообразие впечатлений среди типовой застройки. Надо изучить сохранившиеся вещественные памятники истории и культуры этого уголка нашей Отчизны, выявить новые и принять меры к их защите.
Истоник: http://kostromka.ru/kostroma/land/04/smirnov/189.php