Троице-Макарьевский монастырь Макарьевский уезд Костромской губернии.
Часовня преподобного Макария Макарьевский уезд Костромской губернии.
Церковь Рождества Христова Макарьев г. Макарьевский уезд Костромской губернии.
Часовня Макария Унженского и Желтоводского Макарьев г. Макарьевский уезд Костромской губернии.
Часовня Луки (Войно-Ясенецкого) г. Макарьевский уезд Костромской губернии.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Макарьев г. Макарьевский уезд Костромской губерни
Кладбища Макарьев г. (Макарьев-на-Унже) Макарьевский уезд Костромской губернии.
Город Макарьев-на-Унже. Город основан рядом с существовавшим с 1439 г. Троице-Макарьевским монастырем на реке Унже.
Нижегородский монах Макарий в начале XV века основал на левом берегу Волги монастырь, названный по его имени. А по цвету желтых песков и воды монастырь звался Желтоводским. В 1439 г. казанские татары хана Улу-Махмета разорили Желтоводский монастырь, но не причинили вреда игумену Макарию, только взяли с него обязательство не основывать новых монастырей. Макарий ушел с Волги вверх по Ветлуге на Унжу и в 1439 г. все же основал новый монастырь.
В 1608 г. монастырь территориально находился в Понизовской волости Унежской осады (уезда). Земли по Унже были разделены на две волости — Верховскую (верхняя часть реки) и Понизовскую, охватывавшую нижнее течение Унжи до устья. В 1608 г. московским великим князем была дана монастырю жалованная грамота на деревни в Понизовской волости — Коврове, Ярцево, Уколово и починок Гаев. Тогда эти деревни принадлежали лично московскому государю и назывались «черными» (не освобожденными от податей).
В переписной книге 1628 г. записано: «В Унежской осаде волость Понизовская а в ней монастырь живоначальные Троицы, преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца а в монастыре соборная церковь Троица теплая с трапезой, да другой храм во имя Чудотворца Макария, а третий храм на воротах во имя Николая Чудотворца да к тому монастырю вотчина-сельцо, что была деревня Коврове на реке Унже а в ней храм во имя Фрола и Лавра и к церкви двор попа Якова Тихонова да в селе ж двор монастырский, четыре двора служебниковых двор Мишки Иевлева двор Ульянки Иванова двор Якунки Савина, двор Боженки Шишкина да слободка под монастырем а в ней крестьян двор Федька Дементьев двор бобыля Фролка Тимофеев да за монастырем деревня Ярцево, починок Гаево, деревня Волкове, починок Горлищев (Белошеина тож) того ж монастыря вотчина отхожее село Тимошино починок Акатиха да к селу на все четыре стороны бортные ухожья (пчелиные.— Д.Б.) да у монастыря Спасская пустошка на реке на Унже а в ней храм Преображения да на пустошке две келии и живут в них монастырские служебники да келия беличия (игуменская белая.— Д.Б.) да по государевой грамоте 1627 г. тому монастырю рыбные ловли в Унже да озерко Свиное».
Монастырь расширял свои владения и не только за счет вкладов, но и колонизацией соседних чужих земель.
В 1660 г. левобережные волжские (луговые) марийцы жаловались царю на игумена Макарьевского монастыря Пафнутия и на монахов: «Во 1658 г. построили старцы на речке на Какше в их черемисских ухожьях и дворами поселились а их де черемису в тех угодьях бьют и увечат и всякое поругание чинят и стреляют по ним из ружья и многую черемису побили до смерти ясачные дворы у них запустели и в рознь разошлись и старцы с их крестьянами завладели их рыбными ловлями и бобровыми гонами и им де черемисам от обид жить стало не в мочь».
В 1660 г. монастырь имел 847 крепостных крестьянских дворов. На богомолье в Макарьевский монастырь приезжали цари. В 1611 г. монастырь посетила вместе с сыном инокиня Марфа Ивановна, чтобы помолиться и попросить у Бога возвращения Филарета из плена в Польше. А в 1619 г. в монастырь на богомолье ездил Романов Михаил Федорович благодарить Бога за возвращение из Польши отца его. Михаил Федорович приказал обстроить монастырь и дал ему в вотчину соседнюю Спасскую пустынь, село Тимошино, деревни Карьково и Акатиху.
Монастырь скупал и деревни соседей. Так он купил вотчину у князя Сицкого.
В 1670—1671 гг. на реках Ветлуге и Унже появился отряд разинцев под командованием атамана Ильи Иванова. Правительство Алексея Михайловича принимало энергичные меры к разгрому этого отряда. Из Москвы к Галичу спешили стрельцы воеводы Вельяминова, а в Юрьевце формировался отряд воеводы Нарбекова. Игумен Макарьевского монастыря Никита осведомлял правительство о действиях мятежников. Он посылал донесения воеводам Галича и Юрьевца.
Когда Екатерина II проводила реформы по административному делению России, на базе Подмонастырской слободы, соседнего с ней села Коврова и деревень Филино, Гаево, Уколово и Бе-лошеино был основан уездный город Макарьев, названный на Унже в отличие от Макарьева-на-Волге.
В 1857 г. в Макарьеве было 3710 человек жителей. Здесь были уездные учреждения, воинская команда (116 человек), было 549 зданий, и одно из них каменное, три питейных дома, два трактира, табачная фабрика, свечной завод, мыльный завод, два кожевенных, приходское училище с 82-мя учащимися, духовное училище (176 человек) и больница на 10 коек.
Через Макарьев проходил в Сибирь Старо-Вятский тракт, по нему везли ссыльных, о чем уже говорилось выше.
Был в Макарьеве и художник Верещагин, осматривавший иконы в монастыре. Здесь родился Герой Советского Союза Ю.Смирнов.