В конце 1929 – начале 1930 года на территории Николо-Дорковского сельсовета проводились называемые чистки советского аппарата, а проще сказать, репрессии в отношении самой грамотной части населения. Не забыли и о служителях культа. 11 ноября 1929 года арестовали местного священника (фамилия, имя, отчество неизвестны). Дьякон же Михаил Дмитриевич Арсеньев и псаломщик Павел Александрович Суворов письменно отказались от исполнения служебных обязанностей и их оставили в покое.
14 января 1930 года изымать церковные ценности приехал из Чухломы уполномоченный районного исполнительного комитета (сокращенно РИК) товарищ Литвяк. Серебряные вещи, в том числе напрестольный крест, он самолично сдал в райфинотдел, настенные часы председатель сельсовета В.П. Фролов передал в школу, церковную сторожку, где жил последний священник, сельсовет отремонтировал на свои средства, и там обустроили квартиру для вновь присланного заведующего Николо-Дорковской школой. Прежний же директор был «вычищен» с должности по надуманному обвинению.
С того времени умолкли все шесть колоколов Николо-Дорковского храма, славившиеся малиновым звоном. Главный колокол весом 202 пуда был отлит из серебряного сплава, а на его внешней стороне выгравированы имена жертвователей: Ивана Ивановича Поляшова, Михаила Владимировича Васильева -корабела, Почетного гражданина города Николаева, и других благотворителей, Интересно, что уже в мае 30-го года община верующих в количестве 354 человек во главе с председателем Екатериной Владимировной Васильевой из деревни Андреевское бесстрашно пишет письмо в райисполком с просьбой о возврате изъятых ценностей и открытии храма. В ходе почти двухлетней переписки власти наконец-то приняли решение, и в 1932 году церковь вновь открыли; заштатный священник из села Озарниково Пётр Иванович Лилиев по праздникам неофициально совершал в ней богослужения до самой кончины. А с пятого июля 1933 года священником стал Иван Александрович Пиуновский. Священствовал он в Москве, в 1929 году был осужден по 58-й статье, пункт 10, и отбывал трехлетний срок в исправительно-трудовом лагере, после чего Костромской епархией был определен на здешний приход.
Неполных четыре года отслужил отец Иван в Дорке, был снова арестован и расстрелян 26 августа 1937 года в возрасте 46 лет. С этого времени церковь навсегда закрыли и разграбили местные активисты во главе с председателем сельсовета Геннадием Ивановичем Боровиковым. Во время войны на паперти ставили киноустановку, и народ ходил в церковь смотреть советские фильмы. В 50-е годы председатель сельсовета Мария Сергеевна Смирнова, она же заведующая клубом, приказала из алтарных досок храма построить общественный туалет. Грустно…
В 90-е годы кто-то поджег церковь изнутри, и в огне погибли замечательные фрески библейского содержания, которые с любовью рисовал художник-самоучка, талантливый крестьянин из деревни Гущино Федор Иванович Иванов, дед Нины Васильевны Гагарской. Говорят, что ангелов, парящих под куполом, Федор Иванович писал с натуры, запечатлев в их облике пухлые личики деревенских ребятишек.
А построили каменную церковь на месте ветхой деревянной в 1815 году на красивом высоком холме на средства прихожан. И церковь, и кладбище обнесли кованой оградой на 89 каменных столбах, и 998 прихожан обоего пола регулярно ходили к обедне из 21 деревни прихода.
22 мая 1915 года жители округи торжественно отпраздновали 100-летний юбилей храма. Фотография, запечатлевшая знаменательное событие, подарена нашему музею кем-то из деревни Популино. На фоне свежепобеленной, обновленной церкви сфотографированы те, кто присутствовал на торжественном богослужении, среди них священник Николай Фёдорович Воскресенский, лесопромышленник Иван Иванович Поляшов с женой Марией Николаевной, художники братья Порфировы из деревни Ассорино, санкт-петербургский купец Василий Николаевич Канаев из деревни Венгино и другие.
Много событий — и горьких, и радостных — помнят стены Николо-Дорковской церкви. Здесь в начале XIX века служил пономарём Онисим Иванович Иванов, дед по материнской линии экзарха Грузии Никона, в миру Николая Андреевича Софийского, бабушка которого Ирина Ивановна была дочерью священника Ильинской церкви. Здесь в 1844 году обвенчались его родители — Мария Онисимовна и Андрей Павлович.
С 1834 года священником в Дорке стал Михаил Федорович Озеров, его жена Екатерина Антоновна через шесть лет умерла, оставив вдовцу двух дочерей — Елизавету и Анну. В 1857 году отец Михаил ушел за штат, сдав место священника зятю-однофамильцу Михаилу Семеновичу Озерову, чей отец служил дьячком в Спас-Глазунове.
Но недолго длилось счастье молодых супругов. Сына Ивана Елизавета Михайловна родила в августе 1859, а через год в сентябре умерла от простуды, в январе 1861 года умер и её муж-священник, оставив сына-сироту на попечение дедушки. Далее события развивались ещё более трагично, 27 июня 1861 года 54-летний дед Михаил Фёдорович Озеров утонул в реке Ножеге. Кто взял на воспитание маленького Ивана — неизвестно.
После этого долгое время в Никольской церкви служили Иван Евграфович Мальгин и Павел Иванович Орлов, а в 1891 году сын священника Кинешемского уезда Алексей Васильевич Назаретский обвенчался здесь с Апорией Павловной Орловой. За 12 лет брака у Назаретских родились три дочери и три сына. Кстати, одна из них, Ольга Алексеевна, впоследствии стала учительницей и женой директора Повалихинской школы Алексея Николаевича Удгодского.
Но и для священника А. В. Назаретского наступил роковой день. 7 апреля 1903 года, в праздник Благовещенья, отец Алексей с восьмилетним сыном Николаем после Божественной Литургии отправился в деревню Таракунино отслужить молебен, но при переправе через реку Ножегу вместе с сыном провалился под лёд и утонул в весенней реке, тела нашли только на другой день.
Следующие 12 лет священствовал в Дорке Николай Фёдорович Воскресенский, сын священника села Введенское, младший брат архимадрида Макария, настоятеля Александро-Невской лавры, в миру Михаила Фёдоровича Воскресенского. Одна из дочерей отца Николая, Елизавета, в 1912 году стала женой священника Никольской церкви села Большая Вохтома Андрея Николаевича Ардентова, чей дед Александр Иванович Ардентов долгое время служил дьяконом в Дорке.
Революция застала здесь священником Константина Писемского, дьяконом Михаила Арсеньева, псаломщиком Константина Дмитриева. Дьякона Михаила Дмитриевича Арсеньева помнят многие старожилы. Во время войны он вместе с другими верующими не раз пешком ходил в село Горелец Парфеньевского района в церковь на праздничные службы, а пел так хорошо, что тамошний народ удивлялся, слушая незабываемый голос.
122 года молились люди под сводами каменного, красиво расписанного изнутри и богато украшенного Никольского храма. Посещали его в начале XIX века и здешние господа из усадьбы Таракунино: капитан Федор Петрович Макаров, майор Алексей Алексеевич Нелидов, титулярная советница Феодора Петровна Земщинина и ее зять штабс-капитан Филипп Степанович Потехин, генерал-майорша из усадьбы Андреевское Парасковья Ивановна Перфильева, управляющий Андреевским винокуренным заводом дворянин Геннадий Васильевич Травин, майор Яков Федорович Дурново из усадьбы Стан, мичман флота Николай Андреевич Куприянов, живший в усадьбе Венгино и многие-многие другие. Каждый, кто свернет с дороги влево, сразу за деревней Гущино увидит высокую колокольню, ободранные купола и закопченные пожаром стены заброшенной церкви. Правда, на кладбище пока хоронят, но, увы, округа почти опустела, и нет никого, кто мог бы препятствовать дальнейшему осквернению христианских святынь.
И хотя «Бог поругаем не бывает», все же грустно на душе от невосполнимости утраченного.
Татьяна БАЙКОВА
Источник: http://live.kostromka.ru/chuhloma/dorok-13774/