Село Мироханово упоминается в переписи населения, которая осуществлялась по указу царя в 1615 году. Население Чухломского края было в те годы очень малочисленно, многие деревни брошены, поля заросли и опустели. Войны унесли жизнь многих мужчин, а хлебные недороды и голод заставили людей искать более благоприятные места существования. Но постепенно, в течение последующих ста лет происходило новое заселение брошенных мест. И, как свидетельствует летопись, мирохановский край именно в те времена возродили к жизни и освоили кавказские племена православного вероисповедания, а их потомки являются строителями Мирохановского храма и его прихожанами, а в 1840 году в эти места поселились выходцы из Орловской губернии.
В Мироханове две церкви, зимняя и летняя. Так вот, холодная построена на средства прихожан и освящена 25 мая 1803 года при царе Александре Павловиче епископом Евгением, протоиереем Иоанном Васильевичем Крутиковым и священником Иоанном Васильевичем Арсеньевым. Теплая церковь построена в 1833 году тоже на средства прихожан и по просьбе крестьян деревень Никитино и Горка, левый придел храма был посвящен святым бессеребреникам Косьме и Дамиану. Святые целители особо почитались ими по обету, данному предками крестьян в память благодатного исцеления их селений от болезни. Большой церковный колокол отлили в 1863 году с надписью на нем: «В память Высочайшего манифеста 19 февраля 1861 года признательные крестьяне Мирохановской волости».
Священник, протоиерей Иоанн Васильевич Арсеньев умер в 1824 году и его сын, тайный советник и воспитатель царя Александра Николаевича, Константин Иванович Арсеньев воздвиг на могиле отца, находящейся по левой стороне алтаря, памятник из дикого мрамора, сверху с крестом из белого камня. После смерти И. В. Арсеньева священником стал Антоний Соболев, который служил в мирохановском храме 25 лет, до 1849 года. Его четверо сыновей тоже стали священнослужителями. В 1836 году Антоний Соболев открыл при церкви училище и обучал сельских детей грамоте и Закону Божию, впоследствии учителем здесь стал его сын Николай Антонович Соболев.
Кроме священника Арсеньева на приходском кладбище из знаменитых людей края покоятся: господа Сальковы — жертвователи на храм, Варвара Александровна Моллер, урожденная Конищева, брат ее мужа Цезарь Карлович Моллер — коллежский регистратор, Иван Федорович Сальков — титулярный советник с женою У. С Сальковой и Яков Иванович Сальков, капитан-лейтенант флота.
Усадьба Погожево близ Мироханова принадлежала Моллерам, Оскару Карловичу и Варваре Александровне, они же владели и усадьбой Селиваново на другой стороне Святого болота. Сам Оскар Карлович был из обрусевших немцев и служил в Чухломе в земской управе мировым посредником. Похоронен он в 1897 году в Костромском Богоявленском монастыре.
Церковным старостой мирохановского края с беспримерным усердием 33 года прослужил Конон Ипатов, после него очень долго служил крестьянин деревни Савелово Александр Карпович Мазин. Дьяческий сын Алексей Макарович Мироханов 44 года был дьяконом, а пономарем почти сорок лет Николай Петрович Кудрин. Некоторое время священником церкви был другой сын Соболева, Александр Антонович, но в 1884 году он умер от чахотки. На его место был назначен сын дьякона Александр Андреевич Наградов, который умер в 1906 году в 46 лет после тяжелой, непродолжительной болезни, и в священники был рукоположен Павел Лебедев женатый на дочери Наградова — Юлии. Но в 1911 году его переводят служить в Нерехтский уезд, и в Мироханово переезжает дьякон Понизовской церкви Иоанн Павлович Соколов, который за отличные отзывы прихожан рукоположен в священники. В этом же году крестьянином деревни Футякино Алексеем Михайловым была пожертвована храму святая икона «Всех скорбящих радость».
После смерти господ Моллер их наследники продали свою знаменитую усадьбу Погожево купцу Михаилу Ивановичу Сидорову, который сам жил в Санкт -Петербурге, где и скончался внезапно в 1913 году в 56 лет, и с 1915 года усадьба стала принадлежать Алексею Александровичу Самсонову.
В этом же 1915 году скончался и священник Иоанн Павлович Соколов 58 лет от роду, прослужив церкви Божией 38 годов, а 21 ноября 1915 года, в Михайлов день Божественную Литургию служил новый священник Николай Петрович Лебедев.
На этом месте церковная летопись обрывается.
В настоящее время мирохановская сторона осталась только в памяти ее прежних жителей. Вся округа — это брошенные деревни, заросшие бурьяном, незасеянные поля, исковерканная церковь и оскверненное кладбище, на котором неизвестные подонки разрыли старые могилы в поисках «антикварных» вещей, да так и оставили открытые, зияющие ямы, которые, в конце концов, поглотят и самих мародёров-гробокопателей.
Татьяна БАЙКОВА