Параскевиевская церковь с. Исачек, Лубенского уезда
Кладбища Исачки c. ? волость Лубенский уезд
Из церковных архивов.
I.
О перенесении утвари Чернушского монастыря в с Исачки.
В XVIII в. в Лохвицком уезде, входившем в состав Киевской митропольей епархии, возле м. Чернух, был Красно-горский скит. В сочинении Г. Зверинского "О Православных Монастырях", ч. III, стр. 83, под № 1695, о нем сказано: "Красногорская.... Чорнуская, мужская пустынь, ныне местечко Куренька (есть недалеко хутор Красногорка), в 44 в. к ю.-з. от Лохвицы, на границе Лубенского уезда, на левом берегу р. Удая. Основана в 1710 году гетманом Скоропадским и имела церкви Св. Троицы и Рожд. Иоанна Предтечи". Из надписей на книгах и предметах, оставшихся от этого скита, видно, что он находился в зависимости от Киевского Михайловского монастыря. При упразднении этого скита вещи его, как-то: колокола, иконы и прочие предметы утвари, частью поступили в соседние церкви, а значительное количество — в Параскевиевскую церковь с. Исачек, Лубенского уезда, согласно ходатайству об этом перед Киевским митрополитом тогдашних крупных землевладельцев Новицких. Чтобы судить об обстоятельствах этого ходатайства, нужно подробнее знать историю Исачковского храма, представляющего редкое в епархии собрание интересных старинных предметов. Из имеющихся у нас рукописных материалов о ней почерпаем следующие сведения. Потомки Илии Новицкого владели Исачками, Снетином, Литвяками, Хорошками, Шеками, Окопом и др. селениями. В описываемое время владельцем Исачек был майор Иван Андреевич, об оригинальном образе жизни которого существуют рассказы и доселе. Брат его, Аким, бывший в чине "обер-провиантмейстера", владел Снетином; а сестра, Ирина Андреевна, была в замужестве за генералом Хорватом. Хорват умер бездетным, и все свое огромное состояние завещал жене своей, Ирине Андреевне, предназначив исключительно на постройку и благоукрашение храмов; И. А. Новицкий был не женат, и потому естественно мог посвятить заботы устроению храма в своем имении, при поддержке сестры. И действительно, в клировой ведомости Исачковской церкви так и значится, что храм устроен ими на средства Хорвата.
Побуждением к созданию новой церкви являлось то обстоятельство, что в усадьбе Ивана Андреевича была старая деревянная церковь во имя св. Параскевы, существовавшая уже, как это видно из надписей на книгах этой церкви, в 1711 году, и следовательно к 1793 году достаточно уже обветшавшая. Таким образом испрошение утвари упраздненного Чернушского монастыря со стороны Новицких могло быть вызвано предполагаемым сооружением новой каменной церкви в с. Исачках; особенно наводить на мысль об этом совпадение годов духовного завещания Хорвата и переписки об истребовании утвари, именно — то и другое относится к 1793 году.
Сложная процедура перенесения утвари и переписка по сему делу с подлежащими лицами и учреждениями шли, как видно из бумаг, в такой последовательности.
Между предметами утвари был особо-чтимый образ Богоматери, доселе составляющий драгоценную святыню данной местности. Понятно, что получить этот образ было весьма желательно для г. Лубен, и из переписки видно, что перед перенесением утвари из монастыря в Исачки Лубенский протоиерей Алексей Александрович подымал ходатайство перед Киевским митрополитом Самуилом Миславским о предоставлении утвари этой церкви, Николаевской церкви г. Лубен; но влияние Новицких, как видно, превозмогло более и утварь была отдана в церковь с. Исачек.
При переносе святынь, как передають старожилы шествие сильно замедлялось вследствие большого стечения по пути богомольцев, притекавших к образу Богоматери. Достаточно сказать, что шествие на расстоянии 30-40 верст продолжалось девять дней.
Трудно теперь определенно сказать, по какому поводу предметы утвари были временно помещены в Лубенской Николаевской церкви. Были ли они занесены туда по пути следования при наступлении ночи или непогоды, или же были временно помещены там за теснотою прежней Исачковской церкви, — документов об этом нет. Но как бы то ни было, а вещи, занесенные туда, были возвращены нескоро, лишь благодаря настойчивым усилиям Новицких при содействии Киевского Наместнического Правления.
Сохраняющаяся в архиве Исачковской церкви переписка по этому делу, на семи листах, состоит из шести деловых бумаг: 1 — "Из Киевской духовной дикастерии в Киевское Наместническое Правление, с просьбою удержать прихожан Лубенской Николаевской церкви от препятствования возвращению утвари. От 24 июля 1798 г. № 794. Подписи: Киево-Михаиловский архимандрит и Академии ректор Иероним 1), секретарь Серов, регистратор Королев, канцелярист Мазюкевич. 2 — Указ оттуда же, от 27 июля №795 Лубенскому протоиерею Александровичу, со строгим приказом выдать немедленно утварь без всяких извинений; а прихожанам объявляется об учиненном сношении с гражданским начальством. Подписи те же. 3 — Рапорт протоиерея Александровича на имя Киевского митрополита Самуила, от 7 сентября с донесением, что Лубенский городничий Артюхов объявил его прихожанам распоряжение Наместничества; вместе с этим протоиерей просит позволения оставить часть утвари в Николаевской церкви, так как Новицкий и без того получил достаточно: 30 подвод, на сумму до 4-х тысяч руб. На этот рапорт 27 сентября последовала резолюция, коей велено возвратить все, что значится по спискам. 4 — Подписка протоиерея Александровича от 27 сентября с обязательством удовлетворить "претенсии" Новицкого и возвратить оставшиеся в Николаевской церкви вещи. 5 — Расписка "обер провьянтмейстера" Акима Новицкого от 3 октября, на имя "отца протопопа" Александровича о получении задержанных в Николаевской церкви окладов и привесок от икон.
1) Иероним Блонский в названных должностях в 1791-95 г.г., с 1795 г. архимандрит Киево-Николаевский, ум. 1797 г. — ред.
На обороте этой расписки имеется надпись о принадлежности этих бумаг Параскевиевской, т. е. прежней церкви с. Исачек, так как нынешняя Троицкая величественная церковь строилась долго и была освящена уже в 1808 году. 6 — "Репорт" протоиерея Александровича митрополиту Самуилу от 5 октября, с донесением, что "претендируемые" Новицким предметы утвари выданы ему полностью. Из текста этого "репорта" видно, что протоиерей Александрович, помимо предписаний, имел от митрополита и личное внушение по этому делу.
Этим и оканчивается имеющаяся у нас под руками переписка, рисующая интересную картину из прошлого.
Источник: http://histpol.pl.ua/ru/biblioteka/ukazatel-po-nazvaniyam?id=11679#48