Село Гнездилово, борисовского уезда, третьего благочиннического округа, расположено при небольшом ручье Мрае. От губернского города Минска отстоит в 120, от уездного Борисова в 90 верстах, — ближе сего и железнодорожной станции нет, — а почтовая станция находится в 7 верстах.
Приходская Рождество-Богородичная церковь в Гнездилове когда и кем построена неизвестно, из визитной записи только видно, что она в 1790 году починялась. Зданием деревянная на каменном фундаменте, устроена продолговатым крестом с одним глухим куполом, одним рядом окон, одной дверью и гонтовой крышей. Вообще церковь находится в ветхом состоянии. Внутреннее пространство заключает в себе около 25 квадратных сажен вместительности, пол деревянный, стены выкрашены клеевой краской, потолок настлан досками, к отоплению не приспособлена. Дощатый иконостас, покрашенный на белый цвет, с позолоченными рамами и карнизами, состоит из семи икон, расположенных в один ряд. Кроме сего обращает на себя внимание икона Божией Матери на горнем месте, которой прихожанами приписывается чудодейственная сила.
В церковном архиве хранятся метрические книги с 1822 года, а исповедные списки прихожан с 1844 года, — есть также визитные записи на польском языке. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеется четыре колокола: в 5, 2, 1 пуд и 7 фунтов. Погост церковный обнесен простой деревянной оградой, устроенной забором в шулья. Кладбищ в приходе существует шесть, и на одном из них, в деревне Коляги, находится кладбищенская церковь.
В состав прихода входят селения: Гнездилово, Веретайка, Далекое, Костюки, Осовы, Ветохмо, Коляги и Куты, последние три деревни виленской губернии. Прихожан числится мужского пола 627, а женского 678 душ, все прихожане крестьянского сословия, кроме хлебопашества занимаются извозом по найму разных товаров, а также обделкой мельничных камней, для последнего промысла многие очень часто отправляются в довольно отдаленные местности. Религиозно-нравственное состояние прихожан нельзя признать совершенно удовлетворительным, так как особенного усердия к точтному исполнению правил веры не заявляется. К суеверным обычаям, соблюдаемым при похоронах, относятся: 1) после погребения устраивать обед на котором необходимое кушанье есть капуста, при подаче которой на стол мужчины за столом читают молитвы, а женщины удаляются на двор плакать по покойнику; 2) при выносе покойника из избы посыпать в след хлебными зернами (добром); 3) когда покойника отвезут от дома, то на улице, против той избы, где был покойник, сжигать пук соломы, чтобы по направлению дыма узнавать, будет ли в селе еще покойник.
Настоятелем состоит священник Николай Смирнов, священствует с 1873 года. И. д. Псаломщика Викентий Байковский, в должности с 1874 года. Церковного дохода в год поступает до 85 рублей. Причт, кроме штатного жалованья и небольшого кружечного дохода поступающаго по преимуществу в день Апп. Петра и Павла, — получает 11 руб. 68 коп. за отшедшее в казну имение и 5 р. и 55 коп. за наделенную от казны мельницу, а также пользуется церковной землей и помещением. Церковной земли считается около 34 десятин.
По: Описание церквей и приходов Минской епархии,
составленное по официально затребованным от причтов сведениям.
Минск, 1879
Национальный исторический архив Беларуси
ул. Кропоткина, 55
220002, г. Минск
Беларусь
+375-17-286-75-26
+375-17-286-76-92
niab@niab.by
http://niab.by/newsite/ru