Год постройки храма: 1869
Село Витуничи борисовского уезда расположено при военно-комуникационной дороге из Борисова в Докшицы. От Минска оно отстоит в 112, а от Борисова в 84 вер-стах. Почтовая станция находится в 16 верстах, и именно в Докшицах, а железно-дорожной станции ближе борисовской нет. Как на историческую достопримечательность указывают на имеющийся в трех верстах от церкви, на границе владельческой земли с крестьянской, крестообразной формы камень, с выбитыми на нем королевскою короною и буквами «SB». Камень сей народное сказание именует памятником стоянки на сем месте лагеря короля Стефана Батория. В районе прихода, кроме двух приписных церквей, имеется римско-католический костел в Кемишевцах.
По разрушении старой церкви, существовавшей с 1739 года, в промежуток времени с 1863 по 1869 год, построена настоящая церковь, с престолом во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, на отпущенные правительством средства. Зданием деревянная на каменном фундаменте, устроена продолговатым крестом, с одним открытым куполом по середине церкви и возвышенной колокольней во фронтонной части, крыша гонтовая, которая как купола и стены покрашена масляной краскою. Пол и потолок настланы досками, стены выкрашены масляной краской в пепельный цвет, к отоплению церковь не приспособлена. Иконостас, покрашенный в голубой цвет, с золоченными карнизами и рамами, состоит из пяти икон, расположенных в два ряда.
В церковном архиве метрические книги хранятся только с 1842, а исповедные списки прихожан с 1856 года. В колокольне имеется четыре колокола: в пуд, 20, 10 и 7 фунтов. Кладбищ в прииходе существует пять, а также две приписныя церкви: в деревнях Шклянцы и Небышин, обе церкви находятся в крайне ветхои и запущенном состоянии. В первой из них имеется, оставшееся от времен уний, фигурное изображение Распятия Спасителя. Изображение вырезано из дерева, в полутора аршина величиною, и пользуется в окрестности особенным чествованием, ради которого в некоторые дни, особенно же в четверг девятой недели после Пасхи и в день Воздвижения Честного Креста бывает громадное стечение богомольцев, при чем поступает довольно значительный доход в пользу церкви и причта. Кроме сего в сей же церкви, при иконе Божией Матери, находится металлическая привеска, которой приписывается особенная древность.
В состав прихода входят следующие селения: Витуничи, Осиновка, Новоселки, Милькуны, Юхновка, Заборье, Небышин, Глинище, Дубровка, Заполье, Сахановка, Трацевщина, Матевцы, Молодеево, Слободка и Шклянцы, — самый отдаленный на 9 верст пункт в приходе (список местностей может отличаться от указанных ниже, так как список и описание прихода дано на различные года). Прихожан числится мужского пола 1140, а женского 1179 душ, все они принадлежат к крестьянскому сословию и занимаются только земледелием.
Причт при сей церкви одноклирный. Настоятельское место ко времени составления настоящего опмисания было вакантно, а и. д. псаломщика состоит Николай Юхневич, в должности с 1874 года.
Церковного дохода в течении года поступает до 140 р. Причт, кроме штатного жалованья и вознаграждения за отшедшее в казну имущество, также получаемаго из казначейства, в количестве 5 руб. 84 к., — а также довольно значительного дохода, в особенности поступающего по приписной Шклянской церкви, пользуется церковной землей и помещением. Церковной земли считается: 2 десятины усадебной, 30 пахатной, 8 сенококосной, 6 неудобной и 7 состоящей под зарослями. При церкви утверждено церковно-приходское попечительство, есть и церковно-приходская школа; но грамотность между прихожанами распространена мало.
По: Описание церквей и приходов Минской епархии,
составленное по официально затребованным от причтов сведениям.
Минск, 1879
Национальный исторический архив Беларуси
ул. Кропоткина, 55
220002, г. Минск
Беларусь
+375-17-286-75-26
+375-17-286-76-92
niab@niab.by
http://niab.by/newsite/ru