Медвежьего́рск (карел. Karhumägi, фин. Karhumäki) — город (с 1938 г.) в Республике Карелия Российской Федерации. Административный центр Медвежьегорского района, образующий Медвежьегорское городское поселение.
Возник как посёлок при станции Медвежья Гора (открыта в 1916 году, называется так до сих пор); название по деревне Медвежья Гора, которая находилась в 30 километрах от станции. В 1938 года посёлок Медвежья Гора преобразован в город с названием Медвежьегорск.
Город расположен на берегу Онежского озера в 152 км севернее от Петрозаводска в центральной части Республики Карелия на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера в устьях рек Кумсы и Вички. Он окружён живописными скалами и песчано-гравийными холмами, покрытыми хвойными лесами.
Медвежьегорск располагается на стыке границ орографических зон: к западу от него находится Онежско-Ладожский водораздел, к северу и северо-востоку — Онежско-Балтийский водораздел, к югу — Заонежский сельговый район, и по восточному побережью Повенецкого и Заонежского заливов — Восточно-Онежская равнина.
Гидротопонимика
В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну, в связи с чем возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.
Постройка станции и посёлка
Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноимённой посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.
В 1916 году, по проекту архитектора Р. М. Габе, было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках — в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.
Основная статья: Гражданская война в России
После Февральской революции и падения монархии в России в 1917 году началось обострение противостояния политических партий.
В ноябре 1917 года через Медвежью Гору прошёл первый поезд на Мурманск, тогда в ней насчитывалось 300 жителей. Некоторые из них работали на лесопильном и смолокуренном заводах, другие — в железнодорожных мастерских.
В конце 1917 объявило о независимости Великое княжество Финляндское.
В марте 1919 года на станции Медвежья гора торжественно открыли красноармейский клуб имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции с конца февраля до начала апреля 1919 года шли непрерывные бои на участке Сегежа — Медвежья гора. В мае 1919 года Медвежью Гору оккупировали англо-американские интервенты. 23 мая они выбили отряды большевиков из Медвежьей Горы, после чего бои развернулись на подступах к станции Кяппесельга и в Заонежье.
В эти же дни из Кеми в Медвежью Гору по железной дороге были доставлены катера-истребители, из которых была сформирована белогвардейская Онежская флотилия. Понимая стратегически выгодное положение города, был создан флот и база для более 20 гидросамолётов, сильная береговая артиллерийская батарея. 6 июня 1919 года прибыло «Передовое крыло» (англ. Forward Wing) британской морской авиации в составе четырёх новейших по тем временам бомбардировщиков «Fairey IIIC».
Независимости потребовала и Северная Карелия, причём как от России, так и от Финляндии.
В июне 1920 года на населённых карелами территориях Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна. В неё вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.
Декретом ВЦИК от 20 сентября 1926 года утверждено и с 1 октября введено в действие новое административное деление Повенецкого уезда, по которому была образована Медвежьегорская волость с центром в посёлке при станции Медвежья Гора.
В 1927 году, в соответствии с декретом ВЦИК от 29 августа 1927 года о районировании в Автономной Карельской ССР, вместо ликвидированных уездов и волостей было образовано 26 административных районов, в том числе Медвежьегорский район.
Клуб «Белбалтлага» в Дмитрове в 1933 году. Надпись на здании: Привет строителям канала им. т. Сталина
Каналоармеец! От жаркой работы растает твой срок Плакат. Типография Дмитлага
В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней.
Белбалтлаг включал в себя несколько предприятий, обеспечивающих строительство канала, на которых использовался труд заключённых. Одной из целей создания лагеря было перевоспитание трудом заключённых. Создание Белбалтлага послужило началом индустриализации, а затем и роста станции Медвежья Гора сначала в посёлок, а затем в город Медвежьегорск.
В 1933 году одноэтажный клуб «БелБалтлага» перевезли в разобранном виде в город Дмитров, в центр Дмитлага. В клубе проходили различные выступления активистов и писателей (в том числе Максим Горький) за ударный исправительный труд на канале имени Москвы. Там он простоял до конца 1950-х годов, затем на его месте поставили ДК «ДЭЗ» (сейчас дом культуры «Современник»). Руководителем Дмитлага стал один из руководителей БелБалтлага — С. Г. Фирин.
Канал был открыт 2 августа 1933 года, 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1774—384с «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель создания комбината — «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.
В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства комбината обрабатывали древесину на двенадцати лесопильных рамах, выпускали столярные изделия и мебель.
В 1930-годы население посёлка значительно увеличилось.
В 1938 году постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.
В 1930-е годы в Медвежьегорском районе были закрыты 11 церквей.
Основная статья: Советско-финская война (1941—1944)
Расположение войск в декабре 1941.
Железнодорожная станция Медвежья гора, 1943.
22 июня 1941 года Германия начала боевые действия против СССР. Ранним утром 25 июня силы советской авиации нанесли авиаудар по территории Финляндии, которая предоставила свои аэродромы под базы Люфтваффе. После этого Финляндия, будучи союзником Германии, также вступила в войну против СССР.
29 июня с территории Финляндии против СССР началось совместное наступление финских и германских войск. 10 июля началось наступление в Восточной Карелии, которое вели части «Карельской армии» Финляндии. Их целью было восстановление контроля над территориями, утраченными во время Зимней войны 1939—40 годов, а также продвижение дальше на восток.
В августе 1941 года из Медвежьегорска в Беломорск было эвакуировано Управление ББК и техучастков.
5 декабря 1941 года части «Карельской армии» Финляндии вошли в Медвежьегорск.
11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через посёлок Повенец, который был почти полностью уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.
В январе 1942 года советские войска провели Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бои все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.
В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.
К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозеро и Повенецким заливом Онежского озера.
Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии: передовая — в основном, полевого характера (в непосредственной близости от линии фронта) — и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, выдвинутая с Масельского перешейка и основной рубеж, расположенный в самом узком месте перешейка, соединили берега двух озёр по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.
В июне 1944 года советские войска начали наступление в Карелии. 21 июня началась Свирско-Петрозаводская операция — после артподготовки части 313-й дивизии форсировали Беломорско-Балтийский канал. Преодолевая сопротивление противника, войска армии за первый день продвинулись на 14-16 км по всей 70-километровой полосе наступления. Солдаты дивизии обошли посёлок Повенец с севера и северо-запада, овладели им и стали продвигаться на Медвежьегорск. В тот же день к Медвежьегорску подошли войска 32-й армии Карельского фронта (в составе 313-й, 176-й и 289-й дивизий), однако попытка взять город лобовой атакой сходу не удалась. Советские войска овладели городом к вечеру 23 июня 1944 года.
В августе 1944 года, после освобождения Медвежьегорска, в городе вновь было создано Управление Беломорстроя НКВД. Основной задачей было восстановление Беломорско-Балтийского канала, взорванного перед отступлением советских войск в 1941 году и окончательно разрушенного во время войны, так как линия фронта проходила по трассе канала. Требовалось полностью восстановить 1—7-й шлюзы Повенчанской лестницы, плотины, водоспуски. Общая стоимость восстановительных работ составила около 100 млн рублей, объём земляных работ — 1706 тыс. м³, бетонных — 41 тыс. м³. 12 декабря 1944 года Государственный комитет обороны СССР постановил ввести канал в эксплуатацию летом 1946 года.
Первоначально основной рабочей силой стали мобилизованные румыны — жители Черновицкой области. 19 и 22 августа в Медвежьегорск прибыли два этапа численностью 3600 человек. В октябре — третий этап (261 человек), а затем небольшими группами: греки, болгары, кабардино-балкарцы. В мае 1945 года начались строительные работы по восстановлению канала. В декабре 1945 года из петрозаводского спецлагеря прибыли 445 бывших советских военнопленных в Финляндии.
16 июня 1946 года канал был восстановлен, прошёл первый пароход.
В октябре 1946 года в Медвежьегорске был организован Медвежьегорский инвалидный исправительно-трудовой лагерь МВД СССР («Медвежьегорлаг»), находившийся в подчинение ГУЛАГа.
30 июля 1953 года был введён в эксплуатацию Медвежьегорский хлебозавод.
В январе 1956 года в Медвежьегорске открылся кинотеатр «Дружба», который ныне не работает. В ноябре 1958 года в городе был установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была изготовлена в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска.
В 1956 году была открыта Медвежьегорская школа-интернат, которой было присвоено имя С. М. Кирова.
Элементы укрепрайона «Замок Кархумяки»
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 | 1989 |
3900 | ↗12 108 | ↗15 824 | ↗17 000 | ↗17 465 | ↗20 300 | ↗20 373 |
1992 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
↘20 200 | ↘19 300 | ↘19 000 | ↘18 400 | ↘18 000 | ↘17 283 | ↗17 300 |
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
↘16 600 | ↘16 200 | ↘16 000 | ↘15 700 | ↘15 446 | ↗15 533 | ↘15 500 |
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
↘15 160 | ↘14 958 | ↘14 833 | ↘14 647 | ↘14 520 | ↘14 446 | ↘14 340 |
2019 | ||||||
↘14 249 |
Медвежья гора — деревня Покровского общества Мяндусельской волости Повенецкого уезда. Стан 2-й. Находится при Медвежьей горе (1873) / при колодцах (1905). Лежит по проселочной дороге из города Повенца к становой квартире в селе Богоявленском. По левую сторону этой дороги.
Расстояние до становой квартиры — 66 вёрст*, до уездного города (Повенец) — 52 версты (1873) / 59 вёрст (1905). Местоположение становой квартиры — Богоявленское. Расстояние до волостного правления (Мяндусельга) — 18 вёрст. До ближайшей деревни или села 5 вёрст. До отделения почты 41 верста, до пароходной пристани 59 вёрст. До школы 10 вёрст.
Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 41 человек: 22 мужчин и 19 женщин. Жили по 6 дворам. По национальности карелы. Часовня православная. Мельница.
В «Списке населённых мест» 1905 года название деревни — Медвежья гора. Население к 1905 году состояло из 31 крестьянинки и 26 крестьян. Всего 57 человек. Количество семей и дворов — 8. Имелся скот: 7 лошадей, 12 коров и 19 голов прочего скота.
За 32 года между составлением списков 1873 и 1905 годов количество дворов увеличилось на 2 (+33.33%), мужчин стало больше на 4 (+18.18%) и женщин стало больше на 12 (+63.16%). Общая численность населения увеличилась на 16 человек (+39.02%)