Кладбища д. Канзанаволок Водлозерская волость Пудожского уезда Олонецкой губернии.
Часовня Воздвижения Креста д. Канзанаволок Водлозерская волость Пудожского уезда Олонецкой губернии.
Ка́нзанаволок — деревня в составе Куганаволокского сельского поселения Пудожского района Республики Карелия.
Расположена на берегу озера Водлозеро, в южной части одноимённого острова, на территории Водлозерского национального парка.
Численность населения в 1905 году составляла 200 человек.
Численность населения | |
---|---|
2010 | 2013 |
0 | ↗1 |
В деревенском доме находится частный музей, главный экспонат которого — ладья-реплика, созданная по старинной технологии «шитья» — безгвоздевого соединения обшивки при помощи витого корня, или вицы.
В 2005 году были проведены работы по реставрации старинного дома Елисеевых, восстановлен интерьер и обустроена музейная экспозиция традиционного лодочного дела, построены баня, причальный пирс, деревянная лестница с освещением и смотровыми площадками, восстановлен рубленый колодец.
В Канзанаволоке воссоздан комплекс традиционной деревенской застройки.
Часовня
На холме над пристанью стоит часовня Воздвижения Креста (XVIII—XIX в.).
В сентябре 2005 года в часовне завершены реставрационные работы. Выполнена полная переборка сруба, восстановлена звонница с главкой, покрытой осиновым лемехом, рубленое крыльцо, в интерьере восстановлен деревянный крест.
В 4 км к западу от деревни, на острове Малый Колгоостров расположен Свято-Ильинский Водлозерский монастырь.
Баранов В. А. (1896—1978) — советский врач-хирург, Заслуженный врач Карело-Финской ССР, Заслуженный врач РСФСР, Почётный гражданин Петрозаводска.
Деревня Канзанаволок - нежилая. Обитаемый дом здесь только один, принадлежит частному владельцу. В хозяйственном дворе дома - небольшой музей, где находятся предметы старинного быта. Самый интересный экспонат музея - ладья, построенная по старинной технологии без единого гвоздя, сшитая лозой (вернее, корнями ели или сосны). Строит эти ладьи москвич-энтузиаст Михаил Наймарк. Второе его детище - поморская шняка, которая во время нашего посещения парка находилась на "зимней стоянке" в деревне Коскосалма.
етом на шняке можно прокатиться по озеру под парусом. О том, как возник проект, рассказали нам работники парка. Как-то Михаил нашел на чердаке старого дома несколько дощечек со стежками, которые заинтересовали его. Он стал распрашивать старожилов и одна старушка сказала: "Дак это у нас так лодочки на Водлозере шили!". Он начал изучать литературу, собирать образцы, распрашивать население, и постепенно смог восстановить утраченную технологию.
В Канзанаволоке есть часовня Воздвижения Креста (XIX в.). Она пока находится в полуразрушенном состоянии и ее трудно отличить от обычного сарайчика. Реставрация часовни входит в дальнейшие планы парка. Расположена она на высоком холме прямо над пристанью - первое здание (не считая строящейся бани на берегу), которое встречает приезжих гостей.
Деревня Канзанаволок находится в южной части одноимённого острова, название которого с вепсского языка можно перевести как «Северный мыс». Первое упоминание о населённом пункте с таким названием датируется серединой XVI века, и стало оно далеко не последним.
В писцовой книге можно найти информацию о деревне Канзина-наволок. Состояла она из одного двора, в котором жил Игнат Микифоров. «Сотная грамота», составленная в 1569 году, предоставляет ту же информацию о количестве дворов, но его обитателями уже значится не Игнашка, а Лазарко Никифоров и Митка Устьянов. Не исключено, что эти люди переселились на опричные земли дабы воспользоваться многочисленными льготами, которые государство предоставляло людям для ускорения процесса заселения северных территорий. В «Купчей грамоте» 1578 года летописцы уделяют внимание Игнату Никифорову, который уже не являлся главой двора в Канзанаволоке, но по неизвестными причинам участвовал в процессе продажи пахотных земель и рыболовецко-охотничьих угодий Кирилло-Белозерскому монастырю. Некоторые карельские краеведы предполагают, что Игнат был потомком местной знати – «чудских старост».
По данным из «Ландратской книги», в 1719 году население деревни состояло 13 человек мужского пола, проживавших в двух дворах. После завершения Северной войны в Канзанаволок вернулось около десяти крестьян, и с того момента население поселения начало расти довольно быстро. К 1873 году здесь было 24 дома, в которых жило 145 человек, а в 1905 году деревня стала самой густонаселённой среди всех посёлков на берегу Водлозера. Наибольшей численности население деревни достигло в 1933 году, когда в ней проживало 220 жителей. После начала Великой Отечественной войны количество проживавших в Канзанаволоке людей значительно уменьшилось, а к концу 1980-х в ней проживало всего 7 человек. Последние жители покинули деревню в 1998 году.
Из различных письменных источников можно узнать множество интересных фактов о Канзанаволоке. К примеру, в Смутное время близ поселения находился лагерь казаков и «литовских людей», которые промышляли разбоем. Местные жители были не в восторге от таких соседей, и после очередного набега банда пришлых была уничтожена разгневанными селянами на поляне Боевое поле. В самом начале прошлого века в Канзанаволоке имелись биллиардная, винный магазин и продуктовая лавка, что обусловило интерес к населённому пункту среди путешественников и исследователей Русского Севера. В тот же период крестьянское население дополнили ссыльные, которые в значительной степени повлияли на быть и обычаи местных. Многие люди были отправлены сюда из-за нападок на Русскую православную церковь, вследствие чего жители других водлозерских деревень нередко называли канзанаволокцев «безбожниками».
Туристам в Канзанаволоке рекомендуют заглянуть в часовню Воздвижения Креста Господня, возведённую ещё в XVIII веке, познакомиться с технологией постройки лодок-водлозерок в лодочном музее и посетить фермерское хозяйство.