Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ни богу свечка, ни черту палка. (татарская)

Челябинск г. Челябинский уезд Оренбургской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

г Челябинск

Храм Святой Троицы Челябинск г. Челябинский уезд Оренбургской губернии.

Ак-мечеть Челябинск г. Челябинский уезд Оренбургской губернии.

Кладбища Челябинск г. Челябинский уезд Оренбургской губернии.



Челя́бинск (произношение (инф.)) — седьмой по количеству жителей, пятнадцатый по занимаемой площади город Российской Федерации, административный центр Челябинской области, городской округ с внутригородским делением. Население — 1 202 371 человек (2018) . Челябинск расположен на геологической границе Урала и Сибири, в азиатской части России, на восточном склоне Уральских гор, по обоим берегам реки Миасс (бассейн Тобола) .

Основанный в 1736 году как крепость, Челябинск к XIX веку стал одним из крупнейших торговых центров Урала, а к концу века и всей России в связи с появлением в 1892 году железнодорожного сообщения города с Москвой . В связи с активным строительством промышленных предприятий в Челябинске в годы первых пятилеток, а затем и эвакуацией заводов во время Великой Отечественной войны, город стал одним из крупнейших в СССР промышленных центров. Из-за интенсивного производства в городе танков и других боевых машин в военный период Челябинску в 2015 году присвоили звание города трудовой доблести и славы, а сам город в народе получил название «Танкоград» .

В 1990-х и 2000-х годах целый ряд производств в городе прекратил существование из-за сложной экономической ситуации. К концу 2010-х Челябинск имеет серьёзные экологические проблемы , в частности, почти ежедневное загрязнение воздуха, что является одной из причин оттока населения в другие регионы страны . Челябинск также испытывает серьёзные трудности в хозяйственной и экономической сферах, что проявляется в деградировавших дорожной сети и общественном транспорте , а также в отсутствии городского благоустройства и архитектуры . Тем не менее, Челябинск является одним из крупнейших культурных, экономических, деловых и промышленных центров Урала, где промышленность составляет 38 % от валового муниципального продукта

Происхождение топонима

Согласно топонимическому словарю «Географические названия мира» под редакцией Евгения Поспелова, селение основано в урочище Челеби, название которого происходит от тюркского личного имени Челеби («царевич», «образованный»). Потомки первопоселенцев и старожилов говорили о том, что название крепости Челя́ба, данное по названию урочища, восходит к башкирскому слову «силәбе» («впадина», «неглубокая яма»). В пользу этой версии говорят заметки немецкого путешественника Иоганна Гмелина, посетившего Челябинскую крепость в 1742 году. Так же в своей исторической монографии Владимир Витевский писал: «Челябъ — башкирское слово, означающее в переводе на русский язык ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно представляет ведрообразную котловину».

Впоследствии появлялись различные альтернативные версии:

  • Согласно исследователю А. В. Орлову, Челябинскую крепость назвали по деревне Селяба, стоявшей на р. Селябке. В пользу этой версии высказывались В. А. Долгоруков и В. А. Весновский, который в своём справочнике в 1909 году писал, что по преданиям ко времени основания Челябинска на этом месте была башкирская деревня Селяба.
  • По мнению некоторых учёных (У. К. Сафиулин, Г. Ф. Сатаров, Ю. Г. Подкорытов), деревню основал легендарный тюркский герой Селямбей.
  • Г. А. Турбин считал, что это была деревня башкирского тархана Таймаса Шаимова, имевшего почётное звание «челяби».
  • Вполне вероятно, что на месте современного Челябинска находились вотчинные земли тюркского героя Селяби-Челеби.
  • Некоторые исследователи выводят название от тюркского корня «челяби» («селяби»), то есть благородный.

Существует версия происхождения топонима от названия реки, так как немалое число селений именовалось по рекам, вблизи которых они строились. У тюркских народов было заведено называть реки по именам владельцев тех вотчинных земель, где они протекали. Противники данной версии отмечают, что во времена появления русских на Южном Урале (кон. XVII — нач. XVIII вв.) никаких селений вблизи р. Миасс не существовало, поскольку это была территория башкирских народов и жить рядом с ними было небезопасно. Во времена Монгольской империи и Золотой Орды было распространено почётное имя-звание Челеби (Челубей). Антропоним Челеби в исламском мире относится к эпитетам со значением сильной, влиятельной личности (в переводе с тюркского — миловидный, красивый, солнцеподобный). В истории можно найти множество подтверждений существования этого антропонима. Так, например, согласно легенде, на Куликовом поле в предшествующем битве поединке с монахом Пересветом со стороны Золотой Орды участвовал богатырь Челубей. Челибиром звали одного из батыров, служивших черниговским князьям. В XV в. Турцией правил султан Мехмед I Челеби. Известный турецкий учёный XVII в. Хаджи Халифе носил псевдоним Кятиб Челеби. Его младшим современником был крупнейший турецкий путешественник средневековья Эвлия Челеби. В переводе с турецкого языка на русский «челяб» означает Бог, а «челяби» — божественный, одарённый Богом.

История

Основание

Челябинская крепость заложена в 1736 году на месте урочища Селябэ. Одной из причин строительства Челябинской крепости, как и Миасской (ныне село Миасское) с Чебаркульской были нападения башкир на обозы с продовольствием следующие из Теченской слободы в Оренбургскую и Верхояицкие крепости.

13 сентября полковник А. И. Тевкелев (Тевкелев Кутлу-Мухаммед) «в урочище Челяби от Миясской крепости в тридцати верстах заложил город». Крепость была основана с согласия владельца земли, на которой планировалось строительство, — башкирского тархана Таймаса Шаимова; что в конечном итоге привело к освобождению его башкир от податного обложения. Позже, по поручению А. И. Тевкелева, завершал строительство Челябинской крепости майор Я. Павлуцкий. Он же, предположительно, несколькими годами ранее осуществлял поиск места под крепость. С 1736 года Челябинская крепость административно вошла в Уфимскую провинцию.

20 июня 1742 года немецкий путешественник И. Г. Гмелин составил первое описание крепости: «Эта крепость также находится на реке Миясс, на южном берегу, она похожа на Миясскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих брёвен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она заложена вскоре после Миясской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки леса, по-башкирски Челябе-Карагай».

В 1743—1781 годах Челябинская крепость стала административным центром Исетской провинции, согласно указу Оренбургской комиссии от 22 сентября 1743, до этого просто входил в состав этой провинции.

23 марта 1748 года в Челябинской крепости был заложен первый каменный храм, ставший главным собором Исетской провинции.

В 1774 году благодаря действиям воеводы А. П. Верёвкина, выдержал осаду пугачёвцев, однако в феврале 1775 года пугачёвцы взяли крепость. В освобождении помог прибывший с подкреплением генерал И. А. Деколонг.

В 1781 году Челябинская крепость становится городом Челябинском и центром Челябинского уезда Екатеринбургской области Пермского наместничества. С 1782 года Челябинск, как и уезд административно переподчиняются Уфимской области Уфимского наместничества при его создании из Оренбургской губернии. 6 июня 1782 года указом императрицы Екатерины II был утверждён герб уездного города Челябинска Уфимского наместничества. В верхней части щита располагается уфимский герб, а в нижней навьюченный верблюд, в знак того, что через город проходили торговые пути.

В 1780-е годы Челябинск был тихим уездным городом, но в нём случались события мирового масштаба. Так, в 1788 году группа врачей во главе с Андреевским С. С. изучили симптомы и дали название сибирской язве, а также первыми в мире выделили сыворотку против этой смертоносной болезни.

С 1796 года в связи с упразднением наместничеств Челябинск с уездом входят в состав повторно созданной Оренбургской губернии и утверждается новый герб: навьюченный верблюд в нижней части губернского щита.

В первой половине XIX века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка. К середине XIX столетия город занимает прочное место в ярмарочной торговле Урала.

Особняк купца Архипова (1911)

Чаеразвесочная фабрика Кузнецова (1898)

До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. Второе рождение Челябинска состоялось в 1892 году благодаря императору Александру III. Оно было связано с окончанием строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, соединившей Челябинск с европейской частью Российской Империи. Именно благодаря вмешательству императора был отменён ранее предложенный проект, которым предполагалось вести железную дорогу через Казань — Екатеринбург — Тюмень. С 1892 года продолжилось строительство Транссибирской магистрали далее на восток страны. Дальнейшему развитию города способствовал запуск в эксплуатацию в 1896 году ветки Уральской горнозаводской железной дороги соединяющей Челябинск с Екатеринбургом, вследствие чего весь грузопоток из изолированной до этого железной дороги потёк через Челябинск в европейскую часть страны, вдобавок к потоку из Западной Сибири. Буквально за несколько лет город занял ведущие позиции в стране по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. По торговле хлебом Челябинская биржа конца XIX века — первая в России, по торговле импортным чаем — вторая. Этому так же способствовало и введение правительством страны так называемого «Челябинского тарифного перелома» (1896-1913 гг.). За Челябинском закрепляется неофициальное почётное название «Ворота в Сибирь».

С 1893 года до 30-х годов XX века в Челябинске, возле вокзала железнодорожной станции, возникает и существует крупнейший в России врачебно-питательный переселенческий пункт в составе Переселенческого управления, через который в это время проходили практически все переселенцы в Сибирь и на Дальний Восток.

В 1898 году рядом с железнодорожной станцией строится первый в городе завод «В. Г. Столль и Ко», выпускавший сельскохозяйственные инструменты и инвентарь.

За несколько лет население города значительно выросло (в 1897 году — около 20 тысяч человек, в 1910 — более 60 тысяч, в 1917 — около 70 тысяч), а территория увеличилась на треть. Вокруг железнодорожной станции появилось много посёлков. Открылись духовное училище (1830, в 1878 построено новое здание), женская прогимназия (1870), реальное училище (1902, с 1905 в собственном здании), торговая школа. Были построены народный дом и клуб железнодорожного собрания. В городе действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже машин и оборудования. За быстрый рост на рубеже XIX—XX веков, схожий с американскими городами, Челябинск иногда называли Зауральским Чикаго.

  • Здание первого мужского приходского училища (ныне улица Советская, 51)

  •  
  • Здание второго низшего начального училища (ныне улица Борьбы, 28)

  •  
  • Здание третьего низшего начального (приходского) женского училища (ныне улица Володарского, 14)

  •  
  • Здание земской школы(ныне улица Воровского, 5)

  •  
  • Здание Челябинского реального училища (ныне улица Красная, 38)

  •  
  • Здание мужского железнодорожного училища (ныне улица Свободы, 175)

Советский период

В период первых пятилеток

После октябрьской революции власть советов рабочих и солдатских депутатов в Челябинске вводилась как мирным, так и вооружённым путём. Вооружённый мятёжЧехословацкого корпуса после событий 14 мая 1918 года на железнодорожной станции Челябинск и захвата города в ночь с 26 на 27 мая 1918 года, привело соблюдавшего нейтралитет многотысячного корпуса к участию в гражданской войне на стороне А. В. Колчака. Несмотря на политическую нестабильность, в 1918 году был введён в строй Челябинский элеватор. Во второй половине 1919 года в городе были окончательно восстановлены органы власти: создан революционный комитет, проведены выборы в партийные комитеты. С 3 сентября 1919 года Челябинск стал центром созданной по решению ВЦИК Челябинской губернии, преобразованной 3 ноября 1924 года в Челябинский округ Уральской области.

Памятник-мавзолей В. И. Ленину на Алом поле (1925)

17 января 1934 Постановлением ВЦИК Уральская область была разделена на три области — Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую область с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую область с центром в Тюмени.

В 1937 году рассматривался вопрос о переименовании города Челябинска в Кагановичград

В период первых советских пятилеток Челябинск стал одним из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, электродный, станкостроительный, цинковый заводы. Вот что писал об этом периоде Луи Арагон, посещавший Челябинск летом 1932 года по пути из Свердловска в составе делегации прогрессивных литераторов Европы и США:

«...вдруг открывается Челябинск. Огибаем целые километры новых домов, белых с серыми полосами. У подножия их всё ещё ютятся чёрные землянки, в которых раньше жили... ...нет ни одного туриста, который не спросил бы первым долгом: «Что же это такое? Это Челябтракторострой. А вот это — электрическая станция — ЧГРЭС». И ещё дома, еще дома...»

— Письма из Лозанны. Литературоведческие очерки. А. А. Шмаков // Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство. — 1980. — 42 с. (С. 10-12)

Не обошли Челябинск и репрессии, одно из таких напоминании — массовые захоронения на «Золотой горе» и биография первых начальников Южно-Уральской железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны

Монумент «Скорбящие Матери» на кладбище, где похоронены умершие военнослужащие в тыловых военных эвакогоспиталяхразвёрнутых в Челябинске во время ВОВ для лечения эвакуированных тяжелораненных

Во время Великой Отечественной войны Челябинск играл большую роль как тыловой город. Челябинск принял тысячи эвакуированных граждан. Население города выросло с 270 до 650 тысяч человек. На базе более двух сотен эвакуированных в 1941 году предприятий, которые сливались с местными производствами, создавались гиганты индустрии ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. В Челябинске с 1941 по 1945 год размещался Народный комиссариат танковой промышленности, один из крупнейших промышленных наркоматов СССР. Кроме того, в городе размещались Наркомат боеприпасов, Наркомат среднего машиностроения, Наркомат электростанций. С 21 августа 1943 года Челябинск являлся городом республиканского (РСФСР) подчинения.

Уже в начале войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным, огромное производство переключилось на выпуск танков. Завод выпускал тяжёлые танки КВ-1 с 1940 года (с 1943 года выпускал ИС-2). Также, было освоено всего за 33 дня, массовое производство танков Т-34. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер именно на ЧТЗ, перенятый в дальнейшем «Уралвагонзаводом». За период Великой Отечественной Войны в Челябинске было выпущено 60 тысяч танковых дизелей. С 1943 года на ЧТЗ выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. На заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 — знаменитых «Катюш». Предприятия города в годы войны производили дизель-моторы, боеприпасы (патроны, мины, бомбы, фугасы, реактивные снаряды), электрооборудование для боевых машин, детали для танков и автомобилей ЗИС, бронированные стёкла для самолётов и другую необходимую для победы продукцию. К концу войны в каждом третьем танке и боевом самолёте была челябинская сталь.

30 июля 1941 года началось формирование Челябинского танкового училища. В нём готовили командиров танков (экипажей), военных техников, старших механиков-водителей для тяжёлых танков и тяжёлых самоходных артиллерийских установок. Обучение совмещалось с производственной практикой в цехах ЧТЗ при производстве танков. Всего с 1942 по 1945 годы в училище было произведено 37 выпусков военных специалистов по разным специальностям. В общей сложности было подготовлено 6 863 офицеров для бронетанковых войск. Перед курской битвой выпускники училища, а также жители города и области участвовали в формировании 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса (в дальнейшем 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус), танковых бригад и в формировании 16 тяжёлых самоходно-артиллерийских полков. В частности, в Челябинске были сформированы: 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола (сформирована в мае 1942 г., за боевые заслуги было присвоено почётное наименование — Шуменская); 97-я танковая бригада (сформирована в июне 1942 г., в дальнейшем 52-я гвардейская танковая бригада, Фастовская); 99-я танковая бригада (сформирована в июне 1942 г., в дальнейшем 59-я гвардейская танковая бригада, Люблинская); 244-я Челябинская танковая бригада (сформирована в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, в дальнейшем 63-я гвардейская Челябинская танковая бригада, Петракувская); 119-я танковая бригада (сформирована весной 1942 г., в дальнейшем в связи с потерями переформирована в 7-й гвардейский полк прорыва, Ельнинский); 166-я танковая бригада (сформирована весной 1942 г., в дальнейшем в связи с потерями переформирована в танковый полк); 360-й отдельный Уральский добровольческий танковый полк (сформирована летом 1942 г.); 1536-й тяжёлый самоходно-артиллерийский полк (сформирован в 1943 г., в дальнейшем 378-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк, Новгородский); 1529-й тяжёлый самоходно-артиллерийский полк (сформирован в 1943 г., в дальнейшем 333-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк, Полоцко-Витебский); 1548-й тяжёлый самоходно-артиллерийский полк (сформирован в 1943 г., в дальнейшем 367-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк, Одерский); 1544-й тяжёлый самоходно-артиллерийский полк (сформирован в 1943 г., в дальнейшем 377-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк).

В паровозном депо железнодорожной станции города в 1941-1942 гг. были построены, сформированы и отправлены на фронт 5 бронепоездов в составе 38-го отдельного дивизиона бронепоездов и 39-го особого дивизиона бронепоездов.

В Челябинске в годы войны было развёрнуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых требующих длительного лечения (всего в области было развёрнуто 118 эвакогоспиталей, до 1943 года включая и в населённых пунктах нынешней Курганской области), а также перепрофилированы отделения ряда крупных больниц города, в которые доставлено было с фронта около 220 000 человек, 78 % из которых была излечена и возвращена на фронт. Не обходилось и без летальных исходов составивших 0,3 % от общего количества. Умершие в госпиталях раненые и больные были похоронены в основном на Лесном и Успенском кладбищах в братских могилах. Были в городе сформированы и отправлены на фронт 4251-й и 4253-й инфекционные, 5153-й полевой подвижный госпитали.

В годы войны в городе находились Челябинский лагерь № 102 УНКВД по Челябинской области для интернированных военнопленных иностранных армии и исправительно-трудовой лагерь Челябметаллургстроя (первоначально Бакалстрой-Бакаллаг, впоследствии — Челяблаг) системы ГУЛАГ НКВД СССР.

Послевоенное время


В 1947 году был утверждён новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям. Это кардинально изменило панораму Челябинска. Строились предприятия, появлялись новые отрасли промышленности.В послевоенное время Челябинск стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, ДнепроГЭСа и других. О значимости Челябинска свидетельствует и тот факт, что он был включён в число 20 городов СССР, подлежащих атомной бомбардировке, согласно первому послевоенному плану войны против СССР (План «Totality») разработанному в США уже в 1945 году, а также включался и в последующие подобные планы.

На предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. Так, с 1954 года машины с маркой завода Колющенко вышли на мировой рынок и поставлялись в 40 стран мира. На трубопрокатном заводе в 1956 году введена в строй первая очередь крупнейшего в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие вступило в строй 18 новых цехов, а в 1958 году запущена доменная печь № 5 — завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ (сейчас ЧМК) стал флагманом чёрной металлургии СССР.

К 1960 году в Челябинске уже насчитывалось около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале — ЧелГУ был основан в 1976 году. К 1980-м годам столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

С 3 июня 1958 года Челябинск вновь является городом областного подчинения.

В начале 1970-х годов первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские учреждения. В короткие сроки была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. 13 октября 1976 года в Челябинске родился миллионный житель, при этом к таковым были причислены сразу 3 новорожденных, одного из них: И. Носкова через 13 лет убил отчим.

К 1980 году предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть производимых в СССР труб, треть ферросплавов, до 40 % дорожных машин. В это время открывается новое здание драматического театра на 1200 мест, всероссийскую известность приобретает Челябинский кукольный театр. В 1986 году Челябинск отметил 250-летие, в честь этого были открыты геологический музей, зал камерной и органной музыки, памятники Игорю Курчатову и «На новый путь».

Современный период

Новый микрорайон «Академ-Riverside» на северо-западе города

Первая половина 1990-х годов стала сложным для Челябинска, вылившаяся в банкротство предприятий, невыплаты зарплат, недофинансирование социальных программ. Со второй половины десятилетия в Челябинске возобновила работу промышленность, а многие комбинаты и заводы вышли со своей продукцией на мировой рынок. В 1996 году состоялось открытие зоопарка, а в 2004 году — пешеходной улицы Кировки, ставшей любимым местом прогулок челябинцев и гостей города. В 2006 году открыто новое здание государственного исторического музея Южного Урала, а в 2009 году — ледовая арена «Трактор» вместимостью в 7 500 зрителей.

В 2010-е годы в городе, после спада 1990-х годов, активизировалась стройка и ввод нового жилья, были построены с нуля крупные микрорайоны (в свою очередь состоящие из более мелких микрорайонов и жилищных комплексов) со всей инфраструктурой в восточной и северо-западной окраинах, для чего границы города были расширены путём передачи земель Сосновского района: «Чурилово», «Тополиная аллея», «Академ-Riverside», «Парковый», по всему городу проводилась уплотнительная точечная застройка путём строительства как многоквартирных многоэтажных домов, так и целых жилых комплексов имеющих собственные названия, а по размерам иногда сравнимые с небольшими микрорайонами.

1 сентября 2011 года в городе произошла утечка брома на железнодорожной станции Челябинск-Главный, при которой пострадало 102 человека, а некоторые районы города были накрыты удушливым запахом. 15 февраля 2013 года в окрестностях Челябинска упал одноимённый метеорит, от взрывной волны возникшей при падении пострадало 7320 зданий и 1613 человек.

В 2020 году Челябинск будет принимать саммиты ШОС и БРИКС.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Спутниковый снимок Челябинска

Челябинск расположен на обоих берегах реки Миасс. На дальнем плане со стороны ЧМЗ — смог

Челябинск расположен почти в центре материка Евразия (1400 км от географического центра), к востоку от Уральского хребта, на 200 км южнее Екатеринбурга. Высота над уровнем моря — ок. 200—250 м. Геологическое расположение: западная часть — Южный Урал (граниты), восточная часть — Западная Сибирь (осадочные горные породы), таким образом город находится на границе Урала и Сибири и имеет неофициальное почётное название «Ворота в Сибирь», на рубеже XIX—XX веков, после строительства Транссиба, многие путешественники покупали открытки на железнодорожной станции Челябинска и отправляли их по всему миру в качестве свидетельства своего пребывания в Сибири. Ленинградский мост соединяет уральский и сибирский берега р. Миасс, таким образом является мостом из Урала в Сибирь. Строго по границе Урала и Сибири проходит автодорога «Меридиан» на участке от пр. Ленина до ул. Механической: проезд по пр. Ленина под виадуком автодороги «Меридиан» является наиболее известной среди жителей города точкой пересечения границы Урала и Сибири.

Город стоит на реке Миасс, в пределах города находится Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. По территории города протекает несколько малых речек, впадающих в Миасс: Игуменка, Колупаевка, Чикинка, Челябка и Чернушка, большинство их пущено по трубам и коллекторам под землёй.

Рельеф города слабо холмистый на западе с постепенным понижением к востоку. Интересный факт, Челябинск как Рим, Константинополь и Москва, располагается на семи холмах. Город «разрезается» долиной р. Миасс и ложбинами с озёрами и болотами. Берега Миасса покрыты местами лесом и кустарником. Климат — умеренно континентальный.

С юго-запада до севера Челябинск подковообразно укутывает Сосновский район. С восточной стороны к Челябинску примыкает город-спутник Копейск. На северо-востоке Челябинск граничит с Красноармейским районом.

Административное деление

Административное деление города Челябинска

Территория города разделена на семь районов (внутригородских районов).

Район Дата
образования
Население

(2018)

Калининский 1970 224 391
Курчатовский 1985 223 566
Ленинский 1935 191 288
Металлургический 1946 138 156
Советский 1937 137 533
Тракторозаводский 1937 183 909
Центральный 1961 100 015

Районы города являются внутригородскими муниципальными образованиями со статусом внутригородских районов.

Численность населения
1795 1856 1882 1897 1905 1913 1916 1923 1926 1931
2700 ↗4300 ↗7700 ↗20 000 ↗35 500 ↗65 100 ↗67 300 ↘54 300 ↗59 000 ↗116 889
1933 1939 1956 1959 1962 1967 1970 1973 1975 1976
↗210 000 ↗273 116 ↗612 000 ↗689 049 ↗751 000 ↗836 000 ↗875 210 ↗928 000 ↗989 000 →989 000
1979 1982 1985 1986 1987 1989 1990 1991 1992 1993
↗1 029 522 ↗1 066 000 ↗1 105 000 →1 105 000 ↗1 119 000 ↗1 141 777 ↘1 113 000 ↗1 148 000 ↘1 143 000 ↘1 135 000
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
↘1 125 000 ↘1 086 000 ↘1 083 000 ↗1 084 000 →1 084 000 ↗1 086 300 ↘1 083 200 ↘1 081 100 ↘1 077 174 ↘1 076 000
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
↘1 071 000 ↗1 095 100 ↘1 093 000 ↘1 091 500 ↗1 092 500 ↗1 093 699 ↗1 130 132 ↗1 131 108 ↗1 143 458 ↗1 156 201
2014 2015 2016 2017 2018          
↗1 169 432 ↗1 183 387 ↗1 191 994 ↗1 198 858 ↗1 202 371          

Численность населения города по данным Росстата составляет 1 202 371 человек на 2018 год. На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 7 месте из 1113 городов Российской Федерации.

Население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. И если первыми жителями сторожевой крепости были казаки нескольких национальностей, то к XXI веку город населён представителями около ста национальностей.

По данным всероссийской переписи 2010 года наиболее многочисленные: русские — 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары — 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы — 15,6 тысяч (1,44 %), немцы — 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы — 4 тысячи (0,37 %), армяне — 3,7 тысяч (0,34 %), мордва — 3,1 тысяч (0,29 %), таджики — 3 тысячи (0,27 %), казахи — 2,9 тысяч (0,26 %).

 

Достопримечательности

Кировка. Нулевая верста и деловой центр «Челябинск-Сити»

Излюбленным местом горожан и гостей города является пешеходная улица Кировка, где находятся несколько интересных памятников («Нулевая верста», памятник добровольцам-танкистам, памятник Александру Розенбауму и памятник основателям Челябинска), а также скульптур («Мальчик с верблюдами», «Левша, подковавший блоху», «Художник у зеркального мольберта», «Павшим в Афганистане», «Закон», «Городовой», «Саксофонист», «Модница» («Кокетка»), «Нищий», «Купец», Скульптура извозчика, Памятник ветерану и другие). На Бульваре Славы находятся памятники воинам погибшим при вооружённых конфликтах Доблестным сынам Отечества и Вечный огонь. В саду Победы расположено несколько памятников, посвящённых Великой Отечественной войне (монументы «Хранителям границ» и «Добрый ангел мира»), а также музей военной техники под открытым небом. На площади Революции находится Памятник В. И. Ленину, сквер и «поющий» фонтан. В Челябинске установлены памятники различным известным деятелям: Курчатову, Прокофьеву, Глинке, Горькому и Цвиллингу. В городе есть памятники, посвящённые технике: танк «ИС-3» на Комсомольской площади, трактор «Сталинец-65» перед проходной ЧТЗ и паровоз «Красный коммунар» возле дворца культуры железнодорожников в парке Пушкина. На Привокзальной площади стоит памятник «Сказ об Урале». Также в городе установлены различные скульптуры («Поцелуй городу», «Железный бык», «Слон»), мемориалы («Подвиг», «Слава отважным», «Солдатам правопорядка»), декоративные композиции («Урал — Сибирь», «Сфера любви»). На Алом поле установлен памятник-мавзолей В. И. Ленину, находится аллея пионеров-героев. Среди прочих памятников следует отметить «Память» («Скорбящие матери»), Монумент «На новый путь» («Стрелочник») и элеватор. 9 ноября 2017 года планируется открытие памятника Петру Столыпину около органного зала «Родина», открывать памятник будут президенты России и Казахстана.Большой вклад в культуру и историю Урала внес уральский скульптор, заслуженный художник РСФСР Виталий Зайков. Мастер создал символ Урала - памятник «Сказ об Урале» в г. Челябинске. С 2009 года на новогодние праздники памятник одевают в костюм Деда Мороза. Этот костюм стал самым большим костюмом Деда Мороза и попал в книгу рекордов Гиннеса.

Также интересной достопримечательностью города является второе по высоте в России колесо обозрения «360°» высотой 73 метра.

Pamiatnik Dobrowoljcam-tankystam w Czeliaabinskie 2.jpg   Komsomolskaya Ploshchad - Chelyabinsk.JPG   Vintage military truck of Russia.jpg
Памятник добровольцам-танкистам   Танк «ИС-3» на Комсомольской площади   Музей военной техники в Саду Победы

Религия

Храм Святой Троицы

Ак-мечеть

Челябинск исторически развивался как центр смешения множества культур: прежде всего культуры коренных жителей региона — башкир, татар и русских. В Челябинске действует ряд православных храмов и мечетей, католический храм, несколько протестантских церквей, синагога. Завершено строительство Свято-Георгиевского храма на улице Жукова, ведётся строительство храма в честь святого Сергия Радонежского на Северо-Западе города и мечети в Металлургическом районе.

Храм Святой Троицы и храм Александра Невского включены в список объектов культурного наследия России.

Первой мечетью была «Ак-мечеть» (тат. Ак мәчет — «Белая мечеть») на улице Азиатской (ныне ул. Елькина), построенная в 1899 году. Участок был пожертвован крестьянином Мухамет-Галиевым. Архитекторы: Х. Зарифов и З. Г. Галеев.

Челябинск в нумизматике

Челябинск удостоился изображения и на монетах России. Так, сам Челябинск, являясь начальным пунктом строительства Сибирской железной дороги (от Челябинска до Владивостока) изображён на схеме магистрали на серебряной 3-рублёвой памятной монете качества пруф посвящённой 100-летию Транссиба выпущенной Банком России в 1994 г. Удостоилась места на памятной 10-рублёвой биметаллической монете и область в 2014 г.

RR5111-0022.gif RR5111-0022R.gif RR5514-0082.jpg RR5514-0088R.jpg
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов