Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

Преображенка с. (Верхний Сыскан) Михайловская волость Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Оренбургская обл, Шарлыкский р-н, село Преображенка

Памятный список участников Великой Отечественной войны села Преображенка Преображенского сельского совета, Шарлыкского района, Оренбургской области.

Церковь с. Преображенка Михайловская волость Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Кладбища Преображенка с. (Верхний Сыскан) Михайловская волость Оренбургского уезда Оренбургской губернии.



Церковь с. Преображенка Преображенская волость Орского уезда Оренбургской губернии.

Памятный список участников Великой Отечественной войны села Преображенка Преображенского сельского совета, Шарлыкского района, Оренбургской области.


Преображенский сельсовет — сельское поселение в Шарлыкском районе Оренбургской области Российской Федерации.

Административный центр — село Преображенка.

 

Зеркличка. Зеркало-Зеркличка, такое историческое название получило за чистую, как зеркало воду, что сейчас течет речушка Зерклица-Чертан. Это были южные земли, что были очерчены, обрезаны во время дележа. Местность вокруг этой речки стали называть Зеркалом или ЗеркличкоЙ. А речка, которая разделяла поля, стала называтся Чертан, а позднее к ней еще добавлялось второе название, из-за прозрачности воды - Зеркличка. Так это название сохранилось и до сих пор. Местность, где протекает Зеркличка, без перелесков, одни луга.

Кочевки. Земли, где поселились люди с Тамбовщины и Орловщины, были башкирские. Эта земля принадлежала башкирскому баю Хайзуле. Земля его тянулась от Сухиной лощины до сегодняшней границы с Башкирией. Он заставлял жителей села платить налоги. Сами же башкиры кочевали по ручью Кочевка. Они часто набегали на село, крали лошадей. В результате многолетней борьбы, жители села отвоевали эти земли. С тех нор эти земли стали называться Кочевкой, и ручей Качевка.

Курбаново. Эта местность, которую называют Курбаново, находится недалеко от Качевок. Этой землей владел другой крупный башкирский бай сын Хайзулы - Курбан. Как и отец, он брал большие налоги за землю. В его владении было около тысячи десятин земли. Жители села Михайловское арендовали эти земли по высокой цене. Урожаи были низкими, и жизнь у людей была трудной, а Курбан был с ними очень жесток. До сих пор эти земли мало дают урожая. Люди говорят, что они также жадные, как их хозяин, Курбан. С тех пор эти земли называются - Курбаново.

Красная гора. Это не гора, а холм, высотой сто восемьдесят метров. Так как самое высокое место, то его называют горой. Красная, по насыпи красной издали. Вот и поэтому - Красная гора.

Левкин родник. Этот родник возник совсем недавно, около 35 лет назад. Он возник в пойме реки Сыскан. А раскопал его Леонтий Чесноков. Он жил от него совсем недалеко. Леонтий обратил внимание, что в маленьком ручейке бьют ключи. Он начал копать, вода стала прибывать. Тогда он расчистил это место, затем соорудил сруб, вода в нем стала чистой и прозрачной. Люди стали ходить сюда за водой. А название ему дали Левкин, в честь деда Леонтия.

Лужецкий родник. Глава царского правительства - Столыпин, издал в 1908 году указ, по которому член обшины, т. е. села, мог выселиться из общины на хутора и отруба. В результате земельной реформы, стали выделяться две категории людей: зажиточные семьи - кулаки, бедняки. Первые окончательно разорились после 1917 гола. Из Преображенской общины на хутор отделились Луженкие, которые имели свой надел - сто десятин. Они обосновали небольшой хутор. Прожили они там недолго. Место это, где жили Луженцкие, называется Луженкое, а родник, который там находится - Луженцким.

Река ментай. В слиянии трех ручьев современных Метаев, там, где примерно сейчас стоит мост через Метай, по дороге в Новоархангеловку (Дему), состоялся раздел земли между селами: Преображенкой (Сыскан), Константиновкой (Смоленка), Новоархангеловкой (Дема), Георгиевкой, Богородским, Юлдашево, Парадеево, Уралкой, Кирюшкиным. Это было в 1890 году. Власти Михайловского уезда сообщили, что 10 июня 1890 г. будет произведен раздел земли. Эта местность стала называться Метаем, и речки, которые здесь сходились - Первый Метай, Второй Метай, Третий Метай.

Мухина лощина. К югу от села Преображенка, ближе к Зеркличке находится Мухина лощина. Сюда когда-то переселился кулак Мухин. Здесь он образовал свой хутор. Имел он около 400 десятин земли. Здесь была хорошая земля, рядом хорошие луга. Это место и облюбовал себе Мухин. Но долго он здесь не прожил, пришлось вернуться в село. А название этой местности так и носит его фамилию.

Мокрая лощина. Восточнее от Мордовской лощины лежит Мокрая лощина. Это название лощина получила за обильно выступавших родников и источников, подземных вод. Вся она была поросшая мелким лесным лозняком. Сейчас же сохранился мелкий лозняк у родников. Да и родников осталось немного. Здесь сейчас луга. А вот название и до сих пор осталось - Мокрая.

Макеев двор. Недалеко от современного кладбища, или погоста, как раньше называли это место, жил Хоппа. Он был всеми уважаемый человек в селе. Он был старше всех по возрасту и люди прислушивались к его словам. На вид ему было лет 70, но на самом деле ему было 102 года. Дед Хоппей прожил на новом месте немного, умер. Похоронили его на современном кладбище. Хоронили его первым на новом месте. Так образовался погост - кладбище - Хопеев двор. Вот и появилась поговорка: "Да мне уже на Хоппеев двор пора". Многие уже называют не Хоппеев, а Макеев двор.

Мордовская лощина. В 1860 году на территории Мордовской лощины, поселились люди, по национальности мордва. Они прожили здесь три или четыре года. Затем ушли в село, которое сейчас называется Парадеево, а лощина так и осталась Мордовской. О том, что здесь жили люди свидетельствуют останки развалин, бугорки камней.

Пахин пруд. Ниже от Пивного лога, через гору, жил зажиточный кулак Пахин. Он сделал небольшую запрудину на реке и воду использовал для поливки. Здесь он прожил недолго, снова вернулся в село. А это место, где он жил стало называться Пахино. Позднее пруд расширили, развели рыбу, а сейчас пруд обмелел, зарос камышом, но все равно зовется Пахин пруд.

Преображенка. Разведчики, посланные разведать окрестные места, на сходе рассказывали, что эта местность очень хорошая, ровная, имеет много речек, родников. Здесь очень много птиц и зверей. Решено было остаться здесь. Дед Хоппей сказал: "Надо срубы ставить на пригорке" (сейчас это улица Бугрянка). К 1880 году село расширилось, дома уже стояли по обе стороны р. Сыскан. В 1885 году в Вознесенскую церковь, которая здесь находилась, был приставлен священник, и он стал первым учителем в школе. Село было переименовано в Преображенку, в честь святого Преображения. Но и сейчас вместо Преображснки часто слышим Сыскан.

Святой родник - попова вышка. А.М, Вознесенский - деревенский священник получил от обшинников села ручей в конце деревни. Здесь был небольшой родник. Перед войной 1941 года, одной женщине - предвидилась божья мать. С тех пор этот родник стал называться Святым. В большие праздники сюда приходили люди. Вода в роднике по мнению людей была святая. Жители села следили за чистотой родника.

Пивной лог. Неизвестный житель села Парадесво, вез пиво из Шарлыка, через Преображенку. Это было летом. Остановился он в селе Преображенка, накормил коня, дал ему отдохнуть, а сам пошел к хозяину-коновалу, у которого отдыхал, угостил его пивом. Вечером он отправился домой. Путь лежал через сегодняшнюю Бобровку. Недалеко находилась лощина, поросшая травой. Здесь он остановился, покосил травы, решил отдохнуть. Вдруг появились всадники, схватили его, избили, взяли все, что у него было, затем скрылись. Об этом узнали в Парадесво. Сюда приехали родственники они нашли часть сахара, пива и стали ждать воров. Через несколько дней сюда приехал человек, стал косить траву, затем забрал пиво и сахар. Его поймали и привезли в Сыскан. Вором оказался - Коновал. С тех пор лощина называется Пивной.

Река Сыскан. На общем сходе решались споры не только о строительстве хутора, но и о названии. Где решили обосноваться, текла речка. Первые жители решили осесть на сегодняшней улице Бугрянке. Тут же и назвали речку Сысканом. Много было ссор, как назвать эту речку. Аргумент был один: много мест видели - вот и сыскали подходящее.

Симонов пруд. Этот пруд получил свое название совсем недавно. У береговой рощи, где хорошие луга, решили завести пчел. Пчеловодом был Симон Артамонов. Он не только попросил сделать запруду на небольшой речке, но и развести рыбу. Почти 30 лет Артамонов был пчеловодом и следил за состоянием пруда. Сейчас это одно из любимых мест отдыха. А пруд так стал называться Симоновым

Фатеев родник находится в долине реки Метай. Вокруг этого родника мочажина т. к. подземные воды залегают близко к поверхности. В селе жил конюх Фатей, он пас лошадей в этих местах. И однажды он погиб вместе с лошадью в этих местах, в болоте. Когда их вытащили, то на этом месте образовалась яма, а в ней вода. Фатеев родник существует до сих пор.

Школьный пруд возник недавно. Он создан усилиями школы. Большую инициативу проявил Г.С. Артамонов. Каждый год сюда приезжали ученики летом в лагерь. Но сейчас этого лагеря уже нет. А пруд так и остался Школьным.


Источник: http://xn--80auct2bv.xn--p1ai/preobrazjenka.php

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
Зеркличка. Зеркало-Зеркличка, такое историческое название получило за чистую, как зеркало воду, что сейчас течет речушка Зерклица-Чертан. Это были южные земли, что были очерчены, обрезаны во время дележа. Местность вокруг этой речки стали называть Зеркалом или ЗеркличкоЙ. А речка, которая разделяла поля, стала называтся Чертан, а позднее к ней еще добавлялось второе название, из-за прозрачности воды - Зеркличка. Так это название сохранилось и до сих пор. Местность, где протекает Зеркличка, без перелесков, одни луга.
Кочевки. Земли, где поселились люди с Тамбовщины и Орловщины, были башкирские. Эта земля принадлежала башкирскому баю Хайзуле. Земля его тянулась от Сухиной лощины до сегодняшней границы с Башкирией. Он заставлял жителей села платить налоги. Сами же башкиры кочевали по ручью Кочевка. Они часто набегали на село, крали лошадей. В результате многолетней борьбы, жители села отвоевали эти земли. С тех нор эти земли стали называться Кочевкой, и ручей Качевка.
Курбаново. Эта местность, которую называют Курбаново, находится недалеко от Качевок. Этой землей владел другой крупный башкирский бай сын Хайзулы - Курбан. Как и отец, он брал большие налоги за землю. В его владении было около тысячи десятин земли. Жители села Михайловское арендовали эти земли по высокой цене. Урожаи были низкими, и жизнь у людей была трудной, а Курбан был с ними очень жесток. До сих пор эти земли мало дают урожая. Люди говорят, что они также жадные, как их хозяин, Курбан. С тех пор эти земли называются - Курбаново.
Красная гора. Это не гора, а холм, высотой сто восемьдесят метров. Так как самое высокое место, то его называют горой. Красная, по насыпи красной издали. Вот и поэтому - Красная гора.
Левкин родник. Этот родник возник совсем недавно, около 35 лет назад. Он возник в пойме реки Сыскан. А раскопал его Леонтий Чесноков. Он жил от него совсем недалеко. Леонтий обратил внимание, что в маленьком ручейке бьют ключи. Он начал копать, вода стала прибывать. Тогда он расчистил это место, затем соорудил сруб, вода в нем стала чистой и прозрачной. Люди стали ходить сюда за водой. А название ему дали Левкин, в честь деда Леонтия.
Лужецкий родник. Глава царского правительства - Столыпин, издал в 1908 году указ, по которому член обшины, т. е. села, мог выселиться из общины на хутора и отруба. В результате земельной реформы, стали выделяться две категории людей: зажиточные семьи - кулаки, бедняки. Первые окончательно разорились после 1917 гола. Из Преображенской общины на хутор отделились Луженкие, которые имели свой надел - сто десятин. Они обосновали небольшой хутор. Прожили они там недолго. Место это, где жили Луженцкие, называется Луженкое, а родник, который там находится - Луженцким.
Река ментай. В слиянии трех ручьев современных Метаев, там, где примерно сейчас стоит мост через Метай, по дороге в Новоархангеловку (Дему), состоялся раздел земли между селами: Преображенкой (Сыскан), Константиновкой (Смоленка), Новоархангеловкой (Дема), Георгиевкой, Богородским, Юлдашево, Парадеево, Уралкой, Кирюшкиным. Это было в 1890 году. Власти Михайловского уезда сообщили, что 10 июня 1890 г. будет произведен раздел земли. Эта местность стала называться Метаем, и речки, которые здесь сходились - Первый Метай, Второй Метай, Третий Метай.
Мухина лощина. К югу от села Преображенка, ближе к Зеркличке находится Мухина лощина. Сюда когда-то переселился кулак Мухин. Здесь он образовал свой хутор. Имел он около 400 десятин земли. Здесь была хорошая земля, рядом хорошие луга. Это место и облюбовал себе Мухин. Но долго он здесь не прожил, пришлось вернуться в село. А название этой местности так и носит его фамилию.
Мокрая лощина. Восточнее от Мордовской лощины лежит Мокрая лощина. Это название лощина получила за обильно выступавших родников и источников, подземных вод. Вся она была поросшая мелким лесным лозняком. Сейчас же сохранился мелкий лозняк у родников. Да и родников осталось немного. Здесь сейчас луга. А вот название и до сих пор осталось - Мокрая.
Макеев двор. Недалеко от современного кладбища, или погоста, как раньше называли это место, жил Хоппа. Он был всеми уважаемый человек в селе. Он был старше всех по возрасту и люди прислушивались к его словам. На вид ему было лет 70, но на самом деле ему было 102 года. Дед Хоппей прожил на новом месте немного, умер. Похоронили его на современном кладбище. Хоронили его первым на новом месте. Так образовался погост - кладбище - Хопеев двор. Вот и появилась поговорка: "Да мне уже на Хоппеев двор пора". Многие уже называют не Хоппеев, а Макеев двор.
Мордовская лощина. В 1860 году на территории Мордовской лощины, поселились люди, по национальности мордва. Они прожили здесь три или четыре года. Затем ушли в село, которое сейчас называется Парадеево, а лощина так и осталась Мордовской. О том, что здесь жили люди свидетельствуют останки развалин, бугорки камней.
Пахин пруд. Ниже от Пивного лога, через гору, жил зажиточный кулак Пахин. Он сделал небольшую запрудину на реке и воду использовал для поливки. Здесь он прожил недолго, снова вернулся в село. А это место, где он жил стало называться Пахино. Позднее пруд расширили, развели рыбу, а сейчас пруд обмелел, зарос камышом, но все равно зовется Пахин пруд.
Преображенка. Разведчики, посланные разведать окрестные места, на сходе рассказывали, что эта местность очень хорошая, ровная, имеет много речек, родников. Здесь очень много птиц и зверей. Решено было остаться здесь. Дед Хоппей сказал: "Надо срубы ставить на пригорке" (сейчас это улица Бугрянка). К 1880 году село расширилось, дома уже стояли по обе стороны р. Сыскан. В 1885 году в Вознесенскую церковь, которая здесь находилась, был приставлен священник, и он стал первым учителем в школе. Село было переименовано в Преображенку, в честь святого Преображения. Но и сейчас вместо Преображснки часто слышим Сыскан. 
Святой родник - попова вышка. А.М, Вознесенский - деревенский священник получил от обшинников села ручей в конце деревни. Здесь был небольшой родник. Перед войной 1941 года, одной женщине - предвидилась божья мать. С тех пор этот родник стал называться Святым. В большие праздники сюда приходили люди. Вода в роднике по мнению людей была святая. Жители села следили за чистотой родника. 
Пивной лог. Неизвестный житель села Парадесво, вез пиво из Шарлыка, через Преображенку. Это было летом. Остановился он в селе Преображенка, накормил коня, дал ему отдохнуть, а сам пошел к хозяину-коновалу, у которого отдыхал, угостил его пивом. Вечером он отправился домой. Путь лежал через сегодняшнюю Бобровку. Недалеко находилась лощина, поросшая травой. Здесь он остановился, покосил травы, решил отдохнуть. Вдруг появились всадники, схватили его, избили, взяли все, что у него было, затем скрылись. Об этом узнали в Парадесво. Сюда приехали родственники они нашли часть сахара, пива и стали ждать воров. Через несколько дней сюда приехал человек, стал косить траву, затем забрал пиво и сахар. Его поймали и привезли в Сыскан. Вором оказался - Коновал. С тех пор лощина называется Пивной. 
Река Сыскан. На общем сходе решались споры не только о строительстве хутора, но и о названии. Где решили обосноваться, текла речка. Первые жители решили осесть на сегодняшней улице Бугрянке. Тут же и назвали речку Сысканом. Много было ссор, как назвать эту речку. Аргумент был один: много мест видели - вот и сыскали подходящее.
Симонов пруд. Этот пруд получил свое название совсем недавно. У береговой рощи, где хорошие луга, решили завести пчел. Пчеловодом был Симон Артамонов. Он не только попросил сделать запруду на небольшой речке, но и развести рыбу. Почти 30 лет Артамонов был пчеловодом и следил за состоянием пруда. Сейчас это одно из любимых мест отдыха. А пруд так стал называться Симоновым 
Фатеев родник находится в долине реки Метай. Вокруг этого родника мочажина т. к. подземные воды залегают близко к поверхности. В селе жил конюх Фатей, он пас лошадей в этих местах. И однажды он погиб вместе с лошадью в этих местах, в болоте. Когда их вытащили, то на этом месте образовалась яма, а в ней вода. Фатеев родник существует до сих пор.
Школьный пруд возник недавно. Он создан усилиями школы. Большую инициативу проявил Г.С. Артамонов. Каждый год сюда приезжали ученики летом в лагерь. Но сейчас этого лагеря уже нет. А пруд так и остался Школьным.

http://xn--80auct2bv.xn--p1ai/
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-03-11 21:02:44 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов