Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Не всякая тропинка приведёт к своему концу. (мордовская)

Татарская Каргала с. ? волость Оренбургский уезд Оренбургской губернии.

Назад

Мечеть (первая) Куш-Минара с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (вторая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (третья) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (четвертая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (пятая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (шестая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (седьмая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (восьмая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Мечеть (девятая) с. Татарская Каргала Оренбургского уезда Оренбургской губернии.

Кладбища Татарская Каргала с. ? волость Оренбургский уезд Оренбургской губернии.



Татарская Каргала – пригородное село Оренбурга, расположенное в 18 километрах от современного города. В отличие от многих других, не менее славных и старинных, раскинувшихся на территории степного края, оно имеет свою особенность – основными его жителями были казанские татары. Последние замечательно выполнили свою миссию на новой родине: установили торговые отношения между мусульманами Среднего Поволжья и странами Центральной Азии и Казахстаном. 
     «Каргалинская слобода имеет приятное положение на северном или правом берегу Сакмары. Число построенных на каменном фундаменте домов, в коих две или три светлицы, простирается до трехсот. Мечетей построено изрядно. Здешние татары произошли от казанских, их обыкновения и нравы нимало не разнятся от оных, по большей части отправляют торги…» Так писал в своих публикациях известный ученый Петра Симон Паллас. 
     Каргалинцы активно участвовали во всех социально-экономических преобразованиях с той лишь разницей, что даже на первоначальном этапе здоровые рыночные отношения, заложенные здесь и развивающиеся успешно, пусть на примитивном уровне, опередили нынешние экономические преобразования на многие годы. В Каргале существовало товарное производство, накопление первоначального капитала, овладение рынками сбыта, конкуренция между мелкими товаропроизводителями, в более позднее время – использование услуг банка и т.д. Здесь шла не только торговля, устанавливались связи, предлагались новые услуги и новые маршруты для снаряжения караванов. Иностранцев из азиатских государств город-пасад (ныне с. Тат. Каргала) привлекал как мусульманский центр, основательный и безопасный для передвижения и временного проживания. 
     Село Тат. Каргала в XVII в. было своего рода духовной столицей. Здесь проявились впервые идеи обновления духовной жизни. Основой для этого служило, разумеется, возникновение довольно богатой татарской купеческой прослойки. Накопление капитала в руках купцов стимулировало организацию обучения детей, открытие школ и медресе. Торговые дела требовали знаний, прежде всего для общения со среднеазиатскими народами. 
     С размахом вели торговлю с некоторыми городами европейской части России братья Хусаиновы, выходцы из Татарской Каргалы. Три брата, Ахмет, Махмуд, Гани Хусаиновы, построили десятки мечетей со школами. Они содержали эти школы, посылали много стипендиатов в вузы Турции (Стамбул), Ливана (Бейрут), Египта (Каир), Сирии (Дамаск), Саудовской Аравии (Медина и Мекка) и в вузы, ремесленные и коммерческие училища России. Открывали школы даже в тех местах, где были их торгово-производственные фирмы (Монголия, Китай, Сибирь, Средняя Азия, Саудовской Аравии). 
     Корнет Степанов пишет в своих исследованиях, что посад притягивал деловых людей и единоверцев. «Каргала, - отмечает он, - хотя гораздо меньше по объему Уфы и Казани, но в данном случае как место сосредоточения магометанской мудрости и предприимчивости могла иметь первенствующее значение во всем обширном Оренбургском крае, так как она была населена исключительно мусульманами. По типу построек, по процветанию торговли, по значительности магометанских молитвенных домов и медресе и отчасти по управлению своему она представляла и представляет по настоящее время совсем обособленный азиатский городок, каких вряд ли еще можно встретить в других местностях России. Если же к этому прибавить, что Каргала со дня своего существования была предназначена для развития местной торговли и укрепления основ магометанского вероучения в новом краю среди подвластных и неподвластных нам инородческих племен (еще до сей поры слабых в магометанской вере), то всякому будет понятно, почему туземцы тяготеют к ней, нежели к другим городам этого края…» 
     Каргала являлась центром распространения просвещения населения как на Южном Урале, так и на других окраинах России, а также центром распространения ислама. 
     Г.Г. Косач пишет: «Екатерина II, взошедшая на престол в 1762 стремилась упрочить стабильность российского общества. В 1767 году во время приезда в Казань она получает из наказов татар-депутатов картину для Комиссии Уложений. Признание гражданского и экономического равноправия мусульман и православных, обеспечение вероисповедания конкретнее выглядело так: 
          1. дозволить свободную торговлю всем мусульманам; 
          2. не препятствовать отправлению их культа, постройке мечетей, открытию школ; 
          3. учредить для мусульман специальные суды шариата; 
          4. разрешить иметь собственную администрацию; 
          5. пользоваться в делопроизводстве татарским языком. 
     22 сентября 1788 году духовенство получает признанный государством статус – Духовное собрание, которое было названо Оренбургским, а в 1789 году его перевели в Уфу, Несколько позднее его назвали Духовным управлением мусульман России. 
     Создание для обширного региона Южного Приуралья, Оренбуржья и Казахстана духовного центра мусульман исходило из потребностей самих переселенцев. Это проявлялось в строительстве мечетей для каждого квартала и при них начальных школ. К началу ХХ века их было 10. Медресе уровня семинарий выпускали мулл, муэдзинов, учителей для начальных школ, давали религиозное образование. Начиная с 90-х годов XIX столетия, преподавали в них и светские дисциплины: математику, естествознание, астрономию, географию и т.д.. 
     Строили мечети сами каргалинцы – богатые купцы и даже некоторые имамы на свои средства. Многие знаменитые каргалинские мечети давно уже не существуют. Уцелела лишь одна, еще одна восстановлена. 
     

С перестроечных времен началось духовное возрождение Каргалы: 
          • увеличивается число паломников, совершивших хадж в Святую Мекку; 
          • с 1992 г. действует воскресная школа основ ислама и арабского языка; 
          • каждый религиозный праздник сопровождается определенными мероприятиями (проповедь, лекции, конкурсы, викторины, угощение); 
          • совместно с другими мечетями проводится культурно-спортивный отдых на природе; 
          • с 1998 года в мечети открыт кружок кройки и шитья; 
          • проводятся субботники на кладбище; 
          • восстановлена вторая мечеть (Ак мечет); 
          • благодаря помощи администрации района и средней школы с 1995 года проводится летний мусульманский лагерь. В нем участвуют дети разных национальностей, социальных групп, мест проживания. Цель лагеря – воспитание нравственных качеств верующего, приобщение к знаниям о религии; 
          • действуют исламские курсы при мухтасибате Сакмарского, Октябрьского и Тюльганского районов (мухтасиб – Файзуллин Ф.Х.). Обучение, питание, общежитие предоставляются бесплатно; 
          • выпускается религиозная газета «Оренбургский минарет»; 
          • в 2007 году открыт благотворительный отдел «РОДНИК» при местной мусульманской религиозной организации с Тат. Каргала. 

     Литература: 
     Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (татарской) Каргалы / Рашит Искадеров. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 175 с.: ил. 
     Из истории татар Оренбуржья (к 260-летию Татарской Каргалы): Сборник материалов областной научно-практической конференции. Серия «Многонациональный мир Оренбуржья». Вып. 19. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2005. – 170 с. 

          Село Татарская Каргала Оренбургская область 
     Прошлое села Татарской Каргалы в Оренбургском районе - это важная часть в истории России. Интересы Российской империи в приобретении азиатского рынка возлагали особенные надежды на город Казань. Ведь казанские татары знали язык, обычаи, быт жителей Средней Азии. Большую роль также играла и общность мусульманской религии татар из Казани и народов Средней Азии. В целях налаживания связей со Средней Азией в 1730-1738 годах стала проводиться караванная торговая дорога от Казани до Яика (Урала). 
     Границы Российской империи ранее заканчивались на юге будущего города Оренбурга, там была основана таможня и сооружен Меновой двор. Отдаленнее раскидывались безграничные степи Малого Джуса Казахстана. Вот именно здесь и необходим был пункт, население которого могло бы стать верными торговыми посредниками между Россией и государствами Средней Азии и Востока. Таким населенным пунктом стала Татарская Каргала. 
     В 1744 году татарские купцы из Казани обратились к оренбургскому губернатору Неплюеву с предложением разместиться при новом городе Оренбурге с некоторыми условиями: они должны быть освобождены от рекрутской повинности; должна быть построена мечеть и быть возможность исповедовать свою религию. 
     12 марта 1744 года было получено разрешение на организацию нового поселения. Первым в поселение прибыл приехал богатый торговец Сагит Аитов из Казанской губернии. Поселок стал называться его именем, то есть Сагитова слобода, затем Сеитова слобода или Сеитов посад, сейчас село называется Татарская Каргала. Население его быстро увеличивалось: уже в 1760 году здесь было 300 дворов, в каждом доме было по 2-3 комнаты, виды кровли одинаковые. 
     К концу 18 века Сеитова слобода была крупным населенным пунктом Оренбургской губернии. В 1787 году Сеитова слобода приобрела статус города с населением около 13 тысяч человек. В центре него было построено здание ратуши - совета, в слободе насчитывалось 11 мечетей, и при каждой из них существовала школа-медресе. В 1897 году начала работать также учительская школа, которая готовила учителей для татарских, башкирских, казахских детей из южной части Урала, Башкирии и Западного Казахстана. 
     Вскоре Татарская Каргала стала крупным торговым центром, а торговые татары были даже самостоятельнее, чем купцы из Оренбурга. Каргалинские купцы первыми с Запада проникли тайными тропами через Тянь-Шань в Индию. Первый раз - в 1750 году купцы отправили два каравана с товарами; эту экспедицию возглавлял Абдулла Хаялин. Товары были доставлены до Хивы, а дальше караван дошел и до Индии. 
     С широким размахом вели торговлю с городами европейской части России выходцы из Татарской Каргалы братья миллионеры Хусаиновы. Их торговые конторы были в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Киеве. Ахмет Хусаинов вел торговлю с Германией и Англией. Он построил в 1889 году крупнейшее учебное заведение на Южном Урале - медресе "Хусаинию". 

          источник: www.orenobl.ru


     Ислам в истории Татарской Каргалы

     Этнографическая экспедиция Российской АН, которая организована в Петербурге под руководством известных ученых Палласа в 1769 году и Фалька в 1774 году проезжала многие внутренние губернии России. Она посетила Оренбург и Сагитову слободу (Каргалу). В опубликованных записях членов экспедиции отмечается основательность и благоустроенность поселка, «где каждый из 300 домов (тогда) состоит из 2—3 белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратностью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус...» Посетившего слободу в 1774 году Фалька поразили «трезвый образ жизни жителей, неравнодушие их к редкой домашней утвари, коврам, серебряной и фарфоровой посуде, которых у них немало». 
     (П. С. Паллас. Материалы экспедиции Академии Наук Российской империи. Петербург. СПБ. 1786—88). 
     Слобода (впоследствии город) сохранила с первых дней основания свою самобытную культуру, обычаи, уклад жизни. Довольно высоко было развито и просвещение. Первые медресе-школы здесь был при мечетях. До середины 19 века учащиеся получали религиозное образование, затем открывались новометодные школы (ысул жадид). А в 1897 году стала работать и учительская школа, готовящая учителей для татарских, башкирских и казахских школ южной части Башкирии Урала, и Западного Казахстана. Дети виднейших башкирских терханов, казахских ханов и знатных татар, да и способные юноши получали образование в Каргале. Здесь работали для свое го времени лучшие имамы, образованные преподаватели, которые сами когда-то учились в Оренбурге («Хусаиния»), Бухаре, Стамбуле и Каире. 
     В медресе-школах раздельно велось обучение мальчиков и девочек. Последних обучали грамоте, чтению, письму, арифметике и законам шариата. В то же время они получали то воспитание, те необходимые для жизни навыки, без которых не могла существовать ни одна мусульманская семья. Это уроки нравственности, этики, милосердия, умение рукодельничать, шить, вязать, готовить, В 1911 году в Каргале на средства купцов Хусаиновых открыта женская учительская школа, выпускницы которой успешно трудились во многих уголках России, где проживали татары и башкиры. Несколько лет творчески работал общественный центр по воспитанию будущих учителей-женщин «Жемшяте Хэйрия», куда входила сама школа, библиотека, изба-читальня, класс для рукоделия. Как в медресе, а также в учительских школах, преподавание велось на родном язык на арабской графике. Лишь после революции, с 1929 года перешли на латиницу. 
     Волна жестокости сталинизма не обошла стороной и этого поселка с самобытным укладом жизни. Почти все мечети, начиная с 1930 года, были разрушены. Предметы культа и книги расхищены, уничтожены и сожжены. Вот что пишет мне заслуженный учитель школы РСФСР, ныне пенсионер, житель села Асекеево Сафи Зайни: «В 1933 году, мы, студенты-историки, я и И. Фахретдинов, во время прохождения практики в Каргалинской школе обнаружили дом, окна и двери которого были заколочены. По предложению властей мы зашли в дом и оцепенели от увиденного (дом принадлежал известному имаму, ученому и коллекционеру редких книг и рукописей, по уточненным данным Айдарову). Хозяина давно уже не было, но в комнате лежала гора книг, старинных рукописей, журналов, подшивок газет на арабском, русском, татарском и персидском языках. Беглый просмотр книг и журналов показал, что они представляли большую научную и духовную ценность, рассказывали о тесных связях Российского государства со Средней Азией, Ираном, Турцией, Арабским востоком, научные трактаты по домашней педагогике, воспоминания путешественников и другие. 
     В тот же день председатель колхоза имени Сталина выделил нам две подводы и всю эту находку, нагрузив до верху, мы отвезли в Оренбург, в пединститут, где учились, Дальнейшая судьба этого наследия более чем печальна. В 1937 году оно полностью было уничтожено только потому, что написано по-арабски». 
     Та же участь постигла и служителей культа, преподавателей. По словам старожила Нуретдина Сапимова, многие были арестованы, сосланы на север, в Сибирь, некоторые строили москанал имени Сталина. А один из них, Гумер Давлетьяров, не выдержав пыток и унижений, бросившись в колодец, покончил жизнь самоубийством. 

     Р. Искандаров 

          Каргала - центр духовного просвещения мусульман Поволжья и Южного Урала 
     Село Татарская Каргала для татарского, да и для башкирского народов в 2 половине 18-19 веков, да и для начала 20 веков была своего рода духовной столицей. Основой служило возникновение довольно богатой татарской купеческой прослойки. 
     Накоплению капитала в руках купцов стимулировало организации обучения детей, открытия школ, медресе. Медресе открывали обычно при мечетях, и поэтому возведению мечетей и медресе шло одновременно. 
     Строительство мечетей началось со дня основания слободы. Количество построенных мечетей к 1969 году достигло 9, затем к началу 20 века их стало 10. при некоторых из них работали медресе уровня средней школы, а при 1,2 и 5 мечетях существовали учебные заведения наиболее авторитетные в татарском мире. 
     Медресе уровня семинарий выпускали мулл, муэдзинов, мугаллимов (учителей) для начальных школ, давали религиозное образование. Начиная с 90-х годов 19 столетия, преподавали в них и светские дисциплины: математику, естествознание, астрономию, географию. 
     Строили мечети сами каргалинцы – богатые купцы и даже некоторые имамы на свои средства. Во время сильных пожаров деревянные мечети горели, как и большая часть посада. Возводили храмы на месте сгоревших, из красного, белого кирпича, искусно обтёсанного камня. Некоторым мечетям так и давали название по цвету строительного материала - голубая мечеть, красная мечеть, белая мечеть или по имени человека строившего на свои средства. 
     Мечети с остроконечными минаретами, Гостиный Двор, торговые дома, склады, красивые дома с куполообразными и арочными воротами богатых купцов и имамов придавали слободе особенный восточный колорит. На стыке Европы и Азии Каргала выделялась своеобразной архитектурой. 
     Знаменитые каргалинские мечети давно уже не существуют. Время их не пощадило, но известны имена тех, кто их строил и даты их возведения. Потомкам будет интересно узнать такие сведения, взятые из архивных источников. 
     1 мечеть была построена в 1749 году, 2-ая - в 1775-ом, 3-я - в 1795-ом, 4-ая - в 1802-ом, 5-ая - в 1816-ом, 6-ая - в 1816-ом, 7-ая - в 1883-ем, 8-ая - в 1884-ом, 9-ая - в 1886-ом, 10-ая - в 1909-ом. 
     Старожил Каргалы, летописец села Нуретдин Мухетдинович Салимов из своего личного архива любезно предоставил сведения о том, кто сооружал на свои деньги. Здесь же приводим фамилии имамов и мударисов медресе. 
          1 мечеть - имам Абубакер Габдулмукменов и Гатаулла Мухаррямов, медресе при мечети строил Мухаметбаки Салих. 
          2 мечеть - Габдулла Габрахманов. 
          3 мечеть (белая) - Мухаметбаки Салиха сын. 
          4 мечеть Каргалы - Вали кари Габрахманов. Деревянная сгорела, каменную строил Гали Габбасов. 
          5 мечеть (впоследствии - старый клуб) - Мухаметкол Бикчентаев. Он и его сыновья Искандер и Абубакер погибли от рук Пугачёва. 
          6 мечеть (без полумесяца - айсыз мэчет) - строил Габделмукмен Локманов. 
          7 мечеть (красная - из красного кирпича) Мухаммет Габделжалилов. В медресе этой мечети получали знания от 300 до 500 шакирдов, в основном иностранного происхождения, в большинстве казахские юноши. 
          8 мечеть - строил Мухамметрахим Магдиев. Девятым по счёту имамом, перед закрытием здесь служил известный целитель, ишан Халиулла Газизуллович Даутов, умер 97 лет от роду. 
          9 мечеть - (Дунайское предместье) - строил купец Мустафа (фамилия в докумен¬тах отсутствует), сыновья его Сибгатулла, Нигматулла, Рахматулла. Медресе при мечети построена на средства купцов 1-ой гильдии Гания, Махмута, и Ахмета Хусаиновых. Имамами служили знаменитые Аюб Ибрагимов Бугульмави и Котдус Нуретдин Курматов. 
     Историки, знатоки культур других национальностей, такие как С. М. Соловьёв, В. Д. Смирнов, Н. И. Воробьёв, Л. Н. Гумилёв, М. г. Худяков, Н. Ф. Катанов, П. И. Рычков, описывая такое мощное нравственно-духовное воспитание процветавшее в Каргале, объясняли этот феномен естественной потребностью населения. 
     Большинство священнослужителей являлись каргалинцами, получившими образование в высших духовных училищах страны и за рубежом. Имелись и приглашённые со стороны. Это были наиболее подготовленные имамы и преподаватели, учившиеся в знаменитых медресе Казани, Уфы, Бухары, Стамбула, Каира и других. 

     Р. Искандаров 

          Историческая справка о с. ТАТАРСКАЯ КАРГАЛА 
     Благодаря своему уникальному положению Каргала в течение долгих лет служила своеобразным мостом, объединяющим поволжских татар со странами Востока, превратившись в крупнейший религиозный, образовательный и культурный центр на Южном Урале. До учреждения в 1788 г. Оренбургского магометанского духовного собрания каргалинские священнослужители играли ведущую роль в этом регионе. Авторитет местного духовенства, его влияние распространялись не только на окрестные татарские села, но и на южные районы Башкирии и даже казахские степи. Показательно, что именно в Сеитовой слободе экзаменовали кандидатов на высокое духовное звание ахуна (проповедника). К 1916 г. Каргала насчитывала уже 10 мусульманских приходов, которые финансировались за счет местных богатых торговцев. При всех приходах действовали попечительства из числа зажиточных каргалинцев. 
     Так, наследственными попечителями крупнейшего 1-го прихода была известная семья Хаялиных вплоть до самого начала XX в. Мечети располагали значительным вакуфным имуществом, за счет которого оплачивался труд мусульманского духовенства, производился ремонт и решались иные хозяйственные вопросы. Так, в 1879 г. сеитовский купец Мухаммед Абубакирович Алкин завещал в пользу мечетей 500 руб. и доходную каменную лавку. С самого возникновения Каргалы при мечетях стали создаваться мусульманские начальные и средние образовательные учреждения (мектебе и медресе). Как следствие, среди ее жителей был высокий уровень грамотности. По данным 1870 г., из 6409 жителей Каргалы 1684 человека были грамотными (26,3%), правда, лишь 8 человек умели читать и писать по-русски. Ежегодно в каргалинские медресе прибывали десятки новых учеников из Среднего Поволжья, где зачастую они не имели возможности получить традиционного образования из-за действующих ограничений со стороны властей. В 1869 г. здесь обучались уже 496 шакирдов из числа татар, башкир и казахов. 
     На рубеже XIX—XX вв. Каргала насчитывала 9 медресе, количество учеников в которых возросло до 700 человек. Выпускниками каргалинских медресе были многие выдающиеся деятели татарской культуры: крупнейший татарский поэт XVIII века, автор многочисленных трактатов по философии, мусульманскому богословию, этике, праву, филологии Габдерахим Утьиз-Имяни (1754—1834), поэт и дипломат Абульманих Каргалый (1782—после 1833), автор популярных религиозно-дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794—1867), основатель одного из первых в Казани медресе «Халидия» Габденнаср Рахманкули (7—1835), первые муфтии Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамеджан Хусаинов (1756—1834), Габдессалям Габдрахимов (1765—1840), Габдулвахид Сулейманов (1786—1862) и др. Однако не менее значимым является то, что на протяжении долгого времени комплекс образовательных учреждений в Сеитовском посаде обеспечивал мусульманскими священнослужителями и педагогами (мударисами) абсолютное большинство приходов Оренбургского края, создавая единое культурное пространство. К 1904 г. в Каргале действовало уже 23 мусульманских училища, в которых обучался 981 человек. 
     Каргалинцы старались идти в ногу со временем, учитывая новые потребности и запросы в плане культурного развития, образования, здравоохранения. В 1895 г. все каргалинские мектебе перешли на новый звуковой метод обучения. В 1901 г. по инициативе и при финансировании крупных татарских купцов братьев Хусаиновых на базе медресе при 9-й соборной мечети открылись Всероссийские курсы для переподготовки учителей по новому методу. В них приняли участие до 50 человек из Оренбургской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Нижегородской, Саратовской, Вятской, Пермской, Тобольской губерний и Дагестана. К 1913 г. в соответствии с новыми принципами были реформированы 4 из 10 каргалинских медресе: при 1-й, 2-й, 5-й и 9-й соборных мечетях. Лавки Абубакира Надирова, Хасана Абдульманова и Губайдуллы Якупова обеспечивали жителей посада книгами известного казанского издательства братьев Каримовых. В 1908 г. было учреждено «Мусульманское общество Сеитовского посада", которое ставило перед собой просветительские и благотворительные цели: По его инициативе в 1911 г. была открыта бесплатная библиотека-читальня, планировалось также устройство школы-мастерской для обучения ремеслам детей из малоимущих семей. 

     Ф. Бектемиров 

          Каргалинские медресе 
     Со строительством новых мечетей при поддержке мусульманского купеческого капитала, в 1761 году в Каргале было 38 крупных купцов, а в Оренбурге - 60, возникли медресе при второй мечети (построено в 1760 году), при третьей мечети (в 1773 году), при четвёртой (в 1789 году) при пятой (в 1802 году). К 1869 году в Каргале действовало 9 медресе, в которых обучались 496 шакирдов (учащихся) из татар, башкир , казахов. В стенах каргалинских медресе также учились, пусть не в большом числе, и узбеки, иранцы, арабы - дети купцов и мударисов из Бухары, Самарканда, Хивы, Хорезма, Ирана, Аравии. К концу 19 века число шакирдов (учащихся) возросло до 700, а жителей в Каргале к этому времени было 8951 человек. 
     Каргалинские медресе были мусульманскими учебными заведениями среднеазиатского типа. В них поддерживались, восточные традиции прошедшими курс бухарских, самаркандских медресе мударрисами и уроженцами известных мировых религиозных центров, такими как Шинияз бин Ширнияз из Хорезма (ум. В 1791 году), Валиэтдин бин Хасан из Багдада (1747 - 1831 гг.). на рубеже 18-19 веков постановкой учебно-воспитательного дела отличалось медресе Габдрахмана бин Мухаммадшарифа (Габдрахман Шарипов - 1743-1826 гг.) о нём остались очень лестные высказывания. Башкирский энциклопедист Мухамметсалим Уметбаев писал «Во время преподавательской деятельности мударриса Габдрахмана оренбургское село Каргала как центр религиозных наук никак не отставал от Бухары», а известный татарский историк, учёный востоковед Шигабутдин Маржани говорил, что Габдрахман Шарипов был «самым известным учёным своего времени». 
     В Каргалинских медресе за период их существования, с 1746 по 1919 годы учились, трудились сотни людей, оставившие заметный след в истории Каргалы. Приходилось слышать, что «через Каргалу прошли 500 светлых голов». (Это недалеко от действительности). Это духовные лица, поэты, писатели, общественные, государственные и военные деятели, деятели культуры и образования. 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов