Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Жизнь дана на добрые дела.

Березинский пос. (Березинка) Березинская волость Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Челябинская обл, Чесменский р-н, поселок Березинский

Кладбища пос. Березинский Березинская волость Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии.



Предлагаемая вниманию читателя статья посвящена образованию п. Березинский Чесменского района Челябинской области - бывшей Оренбургской губернии.

Удивительная земля Южный Урал!

Она лежит, как летопись, позволяя читать себя по одним названиям, так высказалась во время пребывания в Челябинской области писательница М. С. Шиганян.

Все знаменательные названия в XVIII веке поселений на Урале - это памятники о славных сражениях и боевом пути Русской армии. Казачье войско включалось в действующую армию почти во всех войнах, которые вела царская Россия.

Поселок Березинский возник намного раньше других соседних поселений, о чем свидетельствовали старожилы и деревянный дом, построенный в период 1823-1827 гг.. и застрахованный в 1827 году.

Березинский, поселок. Основан в 1842 году, как военное поселение - пост № 25 Оренбургского казачьего войска Новолинейного района. Назван в память о драматическом эпизоде Отечественной войны 1812 года - переправе бесславно бежавшей армии французов через реку Березину. Является административным центром Березинского сельского Совета (сейчас - Березинского сельского поселения), относится к Чесменскому району, расположен на юго-западе района. Расстояние от райцентра - 35 километров. В 1995 году проживало 1 373 жителя.

Через поселок протекает речка Верхний Тогузак, рядом озера Рыбное, Горькое, березовые колки.

Согласно ведомости, означающей, в какие места, сколько и какого сословия людей предполагалось к переселению, которая была высочайше утверждена Николаем I 21 февраля 1842 года, этот населенный пункт был одним из самых крупных: сюда планировали переселить 379 человек, в том числе 285 белопахотных солдат и малолеток и 94 - калмыков. В 1844 году в п. Березинский насчитывалось 64 двора. Численность населения первые годы росла медленно, так как на эти земли селится не казачьему сословию было строго запрещено. После отмены крепостного права запрет был снят, и к 1901 году в поселке было 228 дворов, в которых проживало 1 302 человека.

К 1900 году в станице Березинской работали три ветряных и одна водяная мельница, поселок рос и развивался. Станица Березинская еще в годы основания Новолинейного района закладывалась крупнее остальных. Есть предания, что до этого здесь были два небольших поселения, жители которых были переселены во вновь созданную станицу. В Березинский станичный юрт входили Куликовский, Углицкий, Чесменский, Натальинский, Фершампенуазский и Астафьевский поселки. Размер юрта не уступал площади теперешнего Чесменского района (Слово «юрт» - тюркского происхождения и означает «владения», «земля»).

 

Сама Березинка чисто условно делилась, как бы на два микрорайона, В одной части проживали кичуевцы - по названию поселка Кичуево Тамбовской губернии в другой  - печерцы, т.к. они прибыли из поселения Печерское (С-Петербург). Где-то в 1860-61 годах в Березинке случился сильный пожар. В одном из дворов разогревали смолу для просмаливания деревянных колес к телегам. Дул сильный ветер, и пламя от возгорания стало быстро распространяться от ул. Набережная, потом развернулось и прошло по другой улице. В поселке тогда были только престарелые да дети. Многие не смогли спасти ничего. Были и человеческие жертвы, ведь основной костяк населения в то время был в поле, и остановить огонь смогли только после того, как мужчины приехали в поселок по тревоге.

В 1867-68 годах сгорела и первая церковь п. Березинский. Население вынуждено было пойти по соседним поселкам, чтоб собрать так называемые «погорелые деньги». На них и поселок отстроился заново, и церковь. Конечно, и правительство помогало. Надо обязательно отметить, что в Первую мировую войну казаки из станицы Березинской очень неплохо проявили себя. Дисциплина у них была на должной высоте.

Вот лишь некоторые приказы командования ОКВ, в которых отражены ратные и трудовые заслуги березинцев.

  № 728, 1914 год, ноябрь. «Младший урядник 16 ОКП Василий Запьянцев станицы Березинской за отличное выполнение служебных обязанностей приказом по полку от 13.11 за № 112 переименован в старшие урядники. Приказ от мая 1915 года по 16 ОКП - награждение Запьянцева Георгиевским крестом четвертой степени. В том же 16 ОКП кресты 4-й степени получали казаки Березинской станицы Николай Лычагин, Дмитрий Труфанов. В Лейб-Гвардии сводном казачьем полку кресты 3 и 4 степеней имели Березинской станицы младшие урядники Михаил Щукин и Тимофей Щукин. В 5 ОКП подхорунжий Березинской станицы Михаил Соломов в 1915 имел кресты 2, 3, 4 степени, Илья Татаркин 3 и 4 степени. В 1 ОКП Степан Голиков крест 4-й степени. Степан Фокин - 2, 3, 4 степени. В 12 ОКП Степан Чуриков крест 4-й степени. Медфельдшер в 1 ОКП Андрей Калдаев в мае 1915 имел все четыре степени Георгиевской медали «За храбрость»; там же приказные Илья Сандырев, Федор Нелюбин, Петр Тентеев имели по кресту 4 степени. Приказом номер 131 в 1914 году на второе трехлетие утверждался почетный судья по станице Березиновской старший урядник Алексей Зюзин.

В 1915 году приказом 367 серебряной шейной медалью «За усердие» на Владимирской ленте награжден отставной вахмистр атаман станицы Березинской Александр Коротков с датой действия с 6.12.1914. Тем же приказом его помощник вахмистр запасного разряда Степан Журавлев награжден медалью золотой «За усердие» на Аннинской ленте, нагрудной, пожарный староста Березинского поселка и станицы отставной старший Семен Тюрбеев - серебряной нагрудной медалью на Станиславовской ленте. Приказом 329 в 1914 году утверждался учителем Березинской станицы казак Иван Арапов.

В сентябре 1916 года казак Березинской станицы Василий Завершинский был награжден Георгиевским крестом 4-й степени № 504942. В 1917 году казак станицы Березинской (3 Уфимо-Самарский полк) Михаил Максимов получал Георгиевские кресты 3 ст. № 43789, 4 ст. № 356695, произведен в младшие урядники. В 16 ОКП приказные Дмитрий Кузнецов и Иван Гостев имели Георгиевские кресты 3 и 4 степеней каждый. В 1 ОКП Николай Ненашев получил кресты 3 и 4 степеней. Казак 3 отдельной конной сотни Иван Макиев также имел кресты 3 и 4 степеней. В 4 полку младший урядник Василий Пенжаков имел кресты 2, 3, 4 степеней. Старший урядник Василий Запьянцев имел кресты 2, 3, 4 степеней. Вахмистр 16 Особой конной сотни Иван Мурзин кресты 3 ст. и 4 ст.

И в Гражданскую березинцы показали свою отвагу. Имя погибшего в составе Разинского полка Чурикова носит одна из улиц г. Троицка, к ордену представлен и березинец Фома Николаевич Ловчиков. К сожалению, ратные подвиги Первой мировой в годы репрессий сослужили плохую службу героям: почти всех Георгиевских кавалеров брали прямо из домов на «десять лет без права переписки». Конечно, это могло означать одно - ликвидация, и об этом очень хорошо рассказал Василий Александрович Журавлев в своих книгах об истории Березинки.


 

В 1893 году на 1 174 человека, которые составляли все население Березинской станицы, приходилось 21 848 десятин земли, при этом 287,5 десятин приходилось на церковный притч.

Долгое время жители поселка были приписаны к приходу г. Троицка и это создавало множество неудобств. По этой причине дело доходило до всеобщего негодования. И в 40 годах XVIII столетия были изготовлены передвижные церкви. А в 80 годах в станице появилась своя церковь: Христрождественская. После 17-го года, когда ликвидировали казачье сословие, церковь находилась в запустении и разрушилась. В 1966 году снесена.

 

По свидетельствам очевидцев разрушения храма, это святотатство происходило так - подогнали гусеничный трактор, подвезли трос и веревки. Сначала подняли на крышу веревку, обвили основание колокольни, потом к веревке привязали стальной трос и, перепуская веревку, завели его на ее место. Получилась удавка. Конец троса сбросили на землю и прикрепили к серьге трактора.

 

Старушки, собравшиеся со всего села и стоявшие поодаль, замерли, а когда трактор натянул трос и колокольня задрожала, начали креститься и причитать. Многие из них прослезились. Трактор взревел, колокольня накренилась и рухнула с высоты на землю. Металлический крест от удара отлетел в сторону. Старушки подняли его и унесли куда-то, а может быть, просто спрятали.

Уверовавшие в свою непогрешимость, люди испытанным способом надели стальную удавку и на главный купол церкви. Трактор натянул трос - купол стоял, даже не вздрогнул. Трактор рычал, как зверь, рыл гусеницами землю - купол возвышался.

Старушки перестали плакать и причитать.

Подогнали другой, более мощный трактор, начали тащить двойной тягой - купол затрясся и в этот миг порвался трос, «сыгравший» конец его разбил заднее стекло кабины ближнего трактора, осколки стекла поранили лицо тракториста. Старушки торжествовали. Но люди привезли новый трос, много толще прежнего. Целый день шла борьба. Люди наступали, церковь защищалась, стояла насмерть. Но силы были не равны. В конце концов люди победили,  разрушили церковь. Только во имя чего? Ломать - не строить. Сломать - сломали, а построить - оказалось, кишка тонка. И все-таки церковь не сдалась. Она еще долго служила добрым людям, правда, в другой, но не менее благородной роли. Из ее бревен построили вечернюю среднюю школу. И многие из нас после работы приходили в эту школу, садились за парты, чтобы продолжить прерванное образование. Трудно было посадить себя за ученическую парту, когда ты умеешь косить сено, пахать землю, молотить хлеб. Но учиться никогда не поздно.

 

В маре 1921 года сессией ВЦИК было принято решение, по которому в стране были установлены новые границы губерний и уездов станичные юрты, как названия территориально-административных единиц, были заменены волостями. С 1925 года волости с новыми границами переименованы в районы. Однако реорганизация территориальных преобразований длилась еще долго. Поселок Березинский был и в составе Варненского, и в составе Кочкарского, и лишь в январе 1935 года он стал находиться в Чесменском районе.

 

Как и все, жители Березиновки переживали вместе со страной и голод 21 года, коллективизацию и раскулачивание. В годы революции разделились на белых и красных: часть казаков ушла за Дутовым, а часть воевала вместе с Карташовым и Ловчиковым в полку имени Степана Разина. Последний участник Гражданской войны Федор Шамбатуев скончался в 80 годах XX столетия.

Кстати, его сын Михаил Федорович Шамбатуев - член Союза писателей России, автор многих книг. Он хорошо известен в области, пишет и стихи, и прозу, и публицистические материалы.

 

В 1930 году в п. Березинский создан колхоз «Тогузак». В начале 50-х его переименовали в колхоз имени Кирова. В 1957 году на базе этого колхоза создан совхоз «Березинский», объединивший п.п. Натальинский, Новотемирский и Порт-Артур. Руководители хозяйством - директора Геннадий Матвеевич Горшков, Михаил Иванович Спирин, Виктор Григорьевич Андрюшенко, Николай Александрович Шеметов, Виктор Григорьевич Литовченко, Виктор Павлович Захарченко. В 1992 году совхоз реорганизован в АОЗТ «Березинское». Директором до 1995 года продолжал оставаться Захарченко, затем пять лет - Василий Иванович Литвец и с 2000 года - Борис Ситкалеевич Бекеев.

В настоящее время с 2000 года в качестве инвестора выступает Челябинская кампания «Ариант» и жители поселка работают в сельскохозяйственном предприятии «Чесма - Ариант-Агро».

Самых высоких результатов совхоз «Березинский» добивался в 60-70 годы, когда директором был Михаил Иванович Спирин. Урожайность зерновых была около 25 центнеров с гектара, заметно увеличилось поголовье КРС (более четырех тысяч голов), количество автомобилей, тракторов.

Но жители поселка хорошо помнят и управляющего отделением, хозяина в лучшем смысле этого слова - Чуприна Петра Федоровича. Офицер Чуприн - участник ВОВ, и на хозяйственной работе проявлял себя с самой лучшей стороны - строгим и справедливым руководителем.

В поселке работает школа, филиал ПТУ, детский сад, больница, библиотека. В 2000 году к котельной подведен газ. Коллектив художественной самодеятельности Березинского Дома культуры в 2001 году получил звание «народного». В 2002 году начала работать своя коммунальная служба.

В 2000 году братья Рыспаевы открыли в поселке мельницу. Других производств пока нет. Широко развито фермерское движение, набирает силу казачество.

 

В.Батавин

18 октября  2008 года.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Атланта - Березиновка : история одной судьбы

Наши земляки живут и за океаном.


 

Все же, как тесен мир! И хотя нас уже на Земле больше шести миллиардов, каждый, наверное, сталкивался  со своими земляками, родными и близкими за тридевять земель от родного дома. Тесноту мира  особенно остро человек стал понимать, освоив Интернет. Там, во всемирной паутине, можно найти всех и вся. Собственно так и произошло мое заочное знакомство с нашими земляками. Просто набрал в поисковике «Березинка», а машина мне  выдала ссылку на сайт известного российского писателя Льва Рахлиса, который вот уже более  десяти лет живет в США.

  Оказалось, что Лев Яковлевич - зять  уроженки станицы Березиновской Евдокии Николаевны Кузнецовой, судьба которой, пожалуй, это яркий пример того, что пришлось пережить России в ХХ веке.  Эта  простая русская женщина, волею судеб оказавшаяся в Америке в начале 90-х годов, никак не могла привыкнуть к этой необычной для себя стране и постоянно смотрела куда-то вдаль, где по ее представлениям находились ее дорогая Россия, юная Магнитка, родное село Березиновка, о чем она никогда не забывала.
Воспоминания о матушке-Родине были для нее, как свет в окошке.
  Благодаря стараниям близких людей бабы Дуни, сегодня мы имеем уникальную возможность соприкоснуться с судьбой этой удивительной женщины. На протяжении нескольких лет Лев Рахлис бережно записывал воспоминания  нашей землячки не только на бумагу, но и на видеопленку. Результатом этого стал своеобразный документальный фильм, который, наверное, можно было бы назвать «О времени и о себе».

  Евдокии Николаевны не стало в  2005 году. А память о ней живет.  И публикуемые ниже воспоминания - это ее своеобразный привет землякам не только из-за океана, но и из прошлого тоже. Итак, слово бабе Дуне.


 

« Я - Кузнецова Евдокия Николаевна, родилась в деревне Березинка Чесменского района  26 февраля 1917 года. Отец мой, Кузнецов Николай Николаевич  работал в сельсовете секретарём, а мама Прасковья Михайловна, в девичестве Подкопалова, была домохозяйкой. Брат Василий тоже родился в Березинке.

  Мамы я лишилась рано, когда мне было 6 лет. Ее  в погребе придавило обвалившейся глиной, после этого она, недолго проболев, умерла. А папа на второй женился. Звали ее Ксенией Петровной Козловой.  С ней у нас отношения поначалу не сложились. Отец, правда, любил меня. Помню, как все время я у него в коленях стояла. Когда выпьет, зовет меня: «Дунюшка! Играй мне!»

 Я тогда на балалайке маленько баловалась, на трехструнке. Вот и играла-трынь да брынь. Барыня-сударыня.

  А когда побольше выпьет такую песню пел:

«... Командир - наш отец,

Мы совьем ему венец.

Мы совьем ему венец.

Из своих чистых сердец...»

  А в 33-ем я,  как и другие березиновские девчата, пошла пешком в Магнитку, чтобы какую-никакую профессию получить. Стройка, ведь, там была всенародная. ФЗУ закончила на огнеупорщика. В мартеновском цехе стала работать. Тяжело было. А жара стояла, как в парной.

  Как-то прибегает мастер и говорит:

- Девчата, прихорошитесь, как следует - Серго приехал.

- Какой такой Серго? - спрашиваем.

- Нарком тяжелой промышленности. Вот кто. Серго Орджоникидзе

И правда. Не успели прихорошиться, а он - тут как тут. Заходит, значит. Среднего роста, в зеленой форме, в сапогах.

- Здравствуйте, девчата! Ну, как вам? - спрашивает.

- Тяжело, товарищ нарком, - отвечаем. - Куда-нибудь бы в другое место, где полегче.
- А куда вы хотите?

 - Куда-нибудь, лишь бы не в этом пекле.

 - Хорошо, - сказал Серго, что-нибудь придумаем.

  И, правда, вскоре нас, девчат, перевели на более легкую работу. А еще нам выдали ботинки, так как большинство из нас ходили вообще босиком.

   После этого я пошла учиться поварскому ремеслу. Пожилой мастер учил нас, как чего варить. Я очень хорошо шла по супам. Закончила курсы на «отлично»,  и меня направили готовить пищу для командирского состава. Потом меня наградили патефоном и отрезом материала на платье за хорошую работу.
  В 36-ом вышла замуж, но прожила с мужем недолго, пил он.

  Помню, как отец  с мачехой к нам в Магнитку приезжали. Я уже замужем была. Привезли моей мамы родной шмутки. Сундучок кованый, в нем материал-сатин, мать хотела сшить одеяло. У мачехи уже к тому времени лялька была от отца. Они, знаешь, как приехали? Корову запрягли. Черная корова была, мачехина. Из Березинки в Магнитку верст сто, а то и поболее будет. Они в основном пешком шли, а корова шмутки разные везла на телеге. Вот отец со мной и повиделся, а заодно и с зятем, мужем моим. Помню, как фотографировались. Отец стоит, мачеху за плечо так держит. Сколько ему было? Лет пятьдесят, наверное. Был один киноактер - вылитый отец, так же подстриженный. Прямо копия. Фамилию не помню. А потом домой, в Березинку - опять же на корове.
Попрощались. Проводили, как положено. Отец, хоть и крепкий был на слезы, прослезился немного. Как-никак, я его любовь - дочка. Может, чувствовал, что больше не свидимся.

  Тогда жилось  весело, но и тревожно. То одного арестуют, то другого. В 37-ом я получила из Березинки письмо от мачехи, мол, приезжай, Дуня, срочно, отца взяли по политической линии. Кроме него арестовали ещё несколько деревенских. Мы жили очень бедно и не могли понять, за что его взяли.

  Вернулись в деревню, но отца уже не застали. Их увели пешком к Варне, на станцию. Тамерлан. Брат писал во все инстанции, посылали посылочки, но ниоткуда и ни от кого ничего не пришло в ответ. Потом одного селянина отпустили, и он сказал, что их всех согнали в маленький домик на станции. Брат поехал проведать отца. Свидание разрешили.

Отец был худой и бледный. Больше об отце мы ничего не слышали. Куда его сослали, и когда он умер, и где его могила, мы так и не узнали.

  В деревне узнали, кто «настучал» на отца и других мужиков. Это был Мурзин - отец мужа моей подруги Фроси. Когда селяне об этом узнали, они решили отомстить ему и утопить его в болоте. А Мурзины, видимо опасаясь мести земляков, уехали из деревни. С Фросей мы встретились уже гораздо позже, в 1957 году, в Челябинске. Ее муж, когда  узнал, кто мы, попросил нас уйти.

  Вот так мы лишились сначала матери, а потом и отца. Мачеха жила долго в Наталинке, умерла в 93 года.

 Брат Василий  был на партийной работе в Березинке, но продолжал поиски  сведений об отце. Руководству это не нравилось, и они убрали его с партийной работы, а затем и исключили из партии. Он очень переживал по этому поводу, что так и не смог ничего об отце узнать. Где-то в 1955 он покончил с собой. Похоронен в Березинке.

  А я потом переехала в Атбасар, второй раз вышла замуж за Алексея Лукича Крюковского, работавшего машинистом паровоза. Я и сама устроилась кочегаром на паровоз. Там родилась у меня дочка Тамара. С мужем мы прожили 14 лет. Потом мы с дочкой вернулись в родную Березинку.

  Устроилась там поваром, но долго не проработала, т.к. у меня обнаружили недостачу. Мне было так обидно! К моим рукам никогда ничего чужого не прилипало, а тут недостача. Ревела я от обиды, а  мне начальство сказало: «Ты, Дунюшка, слишком вкусно готовишь и бросаешь в кастрюлю больше индигриентов, чем положено, отсюда и растрата, но, правда, небольшая».

   В 1957 году моя дочь Тамара познакомилась в Березинке со Львом Рахлисом, тогда ещё молодым студентом Челябинского института, который приехал в деревню на сельхоз работы. Лев убедил нас, чтобы мы поехали в город Челябинск, чтобы Тамара могла получить образование. И мы в этом же году переехали в Челябинск.
Здесь в Челябинске в 1959 году они поженились.
Я всю жизнь прожила с ними.

  В 1993 году родственники Льва пригласили в Америку.  Так я и очутилась на старости лет в США...»

 На этом воспоминания Евдокии Николаевны обрываются.  В ее дневнике, где она по настоянию дочери должна была отмечать свое самочувствие, уже после смерти бабы Дуни, родственники обнаружили такие слова:

«...... Незабываемая Родина-матушка, Россия березовая! В 75 лет я тебя бросила. Сейчас мне  - 88. Прости меня!..»

 

...Помолчим, читатель. Помянем добрым словом  эту мудрую женщину. А в ее лице и миллионы других  женщин, которые на своих хрупких плечах вынесли столько испытаний.

  Наши бабушки несли свой тяжкий крест, но при этом умели  радоваться незамысловатым радостям  тяжелой жизни.

  Они уходят. А мы, ссылаясь на свою вечную занятость и заботы, порой отмахиваемся от них, не желая даже расспросить о здоровье и жизни. Нам все кажется, успеем.  И как всегда, опаздываем....

Егор Дубинин

Источник: http://uralgenealogy.ru/content/view/235/154/
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2022-02-09 09:31:01 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов