Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать. (башкирская)

Ворово с. (Берѐзовка) Воровуцкая волость Малоархангельский уезд Орловской губернии.

Назад
Добавление информации доступно только зарегистрировавшимся пользователям!

Кладбища с. Ворово Воровуцкая волость Малоархангельский уезд Орловской губернии.

Вознесенская церковь с. Ворово Воровуцкая волость Малоархангельский уезд Орловской губернии.



Село Ворово – село Берѐзовка (рассказ об одном населѐнном пункте с двумя названиями). Старинное русское село Ворово (ныне – Берѐзовка) расположено между притоками рек Труды и Любовша, в самом верховье водораздела Сосны. По поводу названия села краевед, бывший учитель истории местной школы Семѐн Иванович Гревцев писал, что «уже в XVII веке появились беглые крестьяне, которые, не желая лишаться свободы, уходили на новые земли, где ещѐ не было помещиков. Таких людей тогда называли ворами и разбойниками». Семѐн Иванович полагал, что название села берѐт своѐ начало именно от прозвания этих людей – «воры». Эта версия имеет право на существование. Я же думаю, что это не совсем так, поскольку название села приумножали именно люди, однако сами себя ворами они никогда не считали и называть село по таким основаниям ни за что не стали бы. Думаю, убедительнее выглядят две другие версии о происхождении названия «Ворово». В Приправочной и Переписной книгах по Ливенскому уезду за XVI - XVII века упомянута деревня Ворова на Воре-колодезе, в которой проживало 48 однодворцев (данные за 1678 год). Колодезями в те времена назывались ручьи, небольшие речки, притоки более крупных рек. А Вор-колодезь – это ручей, прячущийся в лесах, малозаметный и труднодоступный. Сейчас тяжело поверить, но окрестности Ворово в XVII веке были очень лесисты, а в лесах-то и протекали многочисленные ручьи, одним из которых был Вор-колодезь. Вторая версия мне кажется ещѐ убедительнее. Та же Приправочная книга, приводя данные по Ливенскому уезду (а наш край тогда входил в его состав) за 1613 год, сообщает, что починок Ворово в этом году подвергся нападению крымских татар, которые разграбили и увели в плен его жителей. На всякий случай уточню, что починком на Руси в те годы называли недавно появившийся населѐнный пункт (то есть Ворово возникло за 1-2 года до описываемых событий). В 1613 году в починке жило 9 человек, и среди них – Фѐдор и Василий, Максимовы дети, Воровы, Потап и Третьяк, Омельяновы дети, Звягинцевы, и другие – с жѐнами. Первыми в числе жителей названы Фѐдор и Василий Воровы. Вполне вероятно, что они и были основателями населѐнного пункта, который своѐ название получил по их фамилии (это уже обычная практика при наименованиях). Всех этих «детей боярских поимали татарове с жѐнами и детьми». Благодаря этим же сведениям, можно с достаточной точностью назвать и год появления Ворово как поселения: в промежуток от 1610 до 1612 года включительно. После строительства в Ворово церкви (в конце XVII века) населѐнный пункт превратился в село. По данным «Списка населѐнных мест Орловской губернии» (СПб, 1871г) в 1866 году в селе имелось 120 дворов, 1021 житель, действовали училище, расправа сельская, четыре мельницы, крупорушня, и оно являлось центром Воровуцкой волости. Через 10 лет в Санкт-Петербурге Центральный Статистический комитет выпустил книгу «Волости и важнейшие селения Европейской России», в которой о Ворово даны следующие сведения: число дворов выросло до 147, количество жителей – до 1368, в селе появилась торговая лавка, но центром волости оно на некоторое время быть перестало (в этот период село Ворово входило в состав Корсунской волости). Следует сказать, что Ворово никогда не знало помещиков, в селе жили государственные (казѐнные) крестьяне, которые до середины XVIII века были однодворцами, служилыми людьми. Наверное, в значительной степени, поэтому всегда жители Ворово отличались независимостью и свободолюбивым характером. 4 К началу I Мировой войны в селе проживало более полутора тысяч человек. Многие жители Ворово в 1914-1916 годах были призваны в царскую армию, где некоторые из них попали под влияние большевиков, и, возвращаясь в родное село, их идеи распространили среди земляков. В декабре 1917 года на волостном сходе в Ворово была провозглашена Советская власть, и избран волостной Совет, председателем которого стал Семѐн Корнеевич Кириллов. В январе 1918 года в Воровутской волости была создана партийная организация ВКП(б). Волком партии и волисполком, защищая Советскую власть, проводили большую работу в этом направлении: весной 1918 года начали исполнять Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов; формировали милицию и проводили мобилизацию в Красную Армию. Особенно популярны и авторитетны среди жителей Воровутской волости стали тогда Ф.И.Внуков и Л.И.Семѐнов (председатель волисполкома и руководитель волостной милиции), а чуть позже – К.Н.Кириллов и Т.С.Поздняков. Бывшие государственные крестьяне как должное приняли Декрет о земле (от малоземелья в Ворово до революции страдали немногие), а 20-ые годы XX века стали плацдармом для развития собственных хозяйств. В 1926 году, по данным Орловского губернского статистического отдела, в селе Ворово имелся 181 двор, и проживало 904 человека. Но, видимо, надо назвать данные и по деревням Березовцу и Разиньковой. Говоря о селе Ворово до революции, я не приплюсовывал сюда эти две соседние деревни, а сейчас стоит это сделать – хотя бы для сравнения. Дело в том, что в 1963 году произошло административное объединение деревень Березовца, Разиньковой и села Ворово в одно село Берѐзовку. В 1926 году в этих трѐх населѐнных пунктах имелось 426 дворов и проживало 2230 человек. Кроме уездного и волостного деления (центром волости было село Покровское), к 1926 году появились сельские советы. В Березовце в то время располагался сельский совет, в Разиньковой существовала школа I ступени, пункт ликвидации безграмотности, а во всех трѐх населѐнных пунктах действовало семь торговых заведений, пять из которых были частными. В общем, единоличная стихия здесь господствовала вовсю. Поэтому, когда в крае началась коллективизация, то не всѐ в Берѐзовском сельсовете проходило гладко. Были и поджоги домов колхозников-активистов, и даже убийство селькора газеты Е.М.Гревцева, и попытка несмелого бунта в 1930 году. Вот, к примеру, что вспоминал о начале коллективизации один из ветеранов колхозного движения М.В. Внуков (газета «За коммунизм», село Покровское, 4 марта 1960 года). В селе Ворово «… народ толпился около церкви и, как видно, чегото ожидал. Сюда прибыли председатель сельсовета П.К. Мальцев и В.В. Русанов и потребовали у сторожа М.А. Гревцева ключи от церкви. Верующая толпа, подстрекаемая богослужителями и кулаками, пыталась бить в набат. Но веревка от колокола была замкнута. В эту ночь были арестованы поп Андрей Жаворонков, торговцы – братья Гревцевы, Андрей и Петр Карповы, Дмитрий и Петр Меркуловы и пристав Г. Штуко. После ареста провокаторов и разъяснения крестьянам преимущества коллективного хозяйствования в селе Ворово началась коллективизация». Просто и эффективно - арестовали провокаторов, разъяснили, и крестьяне тут же скопом пошли в колхоз. К 1933 году в Берѐзовце, Разиньковой и Ворово существовали три отдельных колхоза – «Красный доброволец», им. РВС, им. VI съезда Советов. Первое время большинство работ в этих колхозах производилось вручную, благо, людей хватало, но после того, как первая в крае Покровская МТС расширила зону своего влияния, дошла очередь и до Берѐзовского сельсовета и его жителей. Трудно назвать те 5 предвоенные годы урожайными, лишь в 1937 году почувствовали жители Ворово, что и колхоз при поддержке техники способен на многое (в том году на трудодень колхозники получили по пять килограммов зерна). В 1941 году война пришла в Ворово, Березовец и Разинькову – как и в другие сѐла и деревни Покровского района. Но в отличие от многих из них, жителям Берѐзовского сельсовета повезло: они в оккупации находились чуть больше месяца, так как в конце декабря фашисты отсюда были изгнаны, но вся территория до февраля 1943 года оставалась прифронтовой. Гитлеровцы регулярно подвергали Ворово артиллерийским обстрелам, в результате чего село сильно пострадало (большинство домов было разрушено). После полного изгнания оккупантов долго ещѐ молодым ребятам-минѐрам – непризывной молодѐжи 1927-1928 годов рождения - приходилось разминировать окрестные, нашпигованные фашистскими (впрочем, и нашими тоже) минами поля. В числе этих минѐров были Н.В.Архипов, С.П.Кириллов, И.П.Коренев, П.И.Пашков и другие. В начале 50-ых годов XX века колхозы «Красный доброволец», им. РВС и им. 6 съезда Советов объединились в один. Он получил имя Шверника, а председателем его стал А.Г.Теряев. В 1957 году произошло объединение соседних колхозов из деревень Гремячье и Теряево в один, получивший название «Победа». А в 1960 было третье (и последнее) укрупнение колхозов Берѐзовского сельсовета, когда новое хозяйство получило название «Россия». Укрупнѐнный колхоз возглавил В.И.Черников (1960-1970), потом более четверти века «Россией» руководил Б.М.Елисеев. Василий Иванович Черников и Борис Максимович Елисеев многое сделали для родного хозяйства, которое долгие годы успешно развивалось, а его передовики стали известны всему району. А поскольку люди – это лицо любого населѐнного пункта, следует назвать хотя бы несколько таких знаковых для Ворово-Берѐзовки личностей. Тимофей Поздняков – участник гражданской войны, заведующий земельным отделом, а потом и председатель Троицкого (Воровутского) волостного исполкома, кавалер ордена Красного Знамени, участник XVII съезда ВКП(б). Был арестован в ходе сталинских репрессий в 1937 году и 16 лет отбыл в лагерях. Митрофан Внуков – участник I Мировой войны, в 20-30-ые годы работал в милиции, а после войны в органах Советской власти и на хозяйственных работах. Будучи председателем Берѐзовского сельсовета, добился того, что на центральной площади села Берѐзовка был установлен памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне Фѐдор Внуков - в 1917 году (до Октябрьской революции) был председателем солдатского полкового комитета, в декабре прибыл в село Ворово и вместе с Лаврентием Ивановичем Семѐновым организовал сход граждан волости (потом это была территория Берѐзовского и Вышнетуровецкого сельсоветов). 31 декабря 1917 года в Воровутской волости была провозглашена Советская власть. Константин Кириллов до революции служил на флоте, участвовал в революции, в гражданской войне защищал Советскую власть. Жил и умер в Николаеве. Фѐдор Пашков - участник гражданской войны, воевал на Восточном фронте против Колчака в составе 26-ой дивизии (а соседом справа была 25-ая Чапаевская). Довелось ему воевать и в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков Лаврентий Семѐнов - тоже бывший солдат, был назначен начальником милиции волости. После гражданской войны работал в органах ВЧК. Последующие годы жил в Ростове, где и умер. 6 О Герое Советского Союза С.В.Рудневе и полном кавалере ордена Славы Г.Н.Селезнѐве – читай отдельные очерки этой книги. Боевые награды получили многие берѐзовцы, жаль, что некоторые – уже посмертно. Более 300 жителей Берѐзовского сельсовета не вернулись в свои дома. Память о них старался сохранить в сердцах земляков, молодого поколения Семѐн Иванович Гревцев – сам участник войны, кавалер четырѐх медалей «За отвагу». В 2011 году вышла из печати книга С.И.Гревцева «Память зовѐт» (смотри, читатель, очерк о ней). В районе и области хорошо были известны имена многих берѐзовцев, отличившихся на трудовом фронте. Участник разминирования родных полей, потерявший ногу, но не мужество, Иван Петрович Коренев стал знаменитым комбайнѐром, удостоившимся орденов Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени. Сразу два Заслуженных работника культуры Российской Федерации прославили родное село – Антонина Васильевна Гольцова и Тамара Дмитриевна Казакова. Первая долгие годы руководила областным краеведческим музеем, была инициатором создания музея в Берѐзовке (в настоящее время его экспонаты находятся в музее Берѐзовской школы). За большой вклад в развитие культуры города Орла и области Антонина Васильевна в 2010 году внесена в Книгу Почѐта города Орла (подробнее о нашей землячке смотри очерк – «Краевед А.В.Гольцова»). Тамара Дмитриевна Казакова в течение 20 лет возглавляла отдел культуры Покровской районной администрации. И – пока она руководила – культура не только жила, но и гремела. О победах Покровского народного хора, танцевальных коллективов хорошо знали и за пределами нашего края. Ныне наша культура, к сожалению, умирает. И Тамаре Дмитриевне, возглавляющей сейчас Орловский обком профсоюза работников культуры, больно это наблюдать. Этими именами не ограничивается список знаменитых берѐзовцев, он ещѐ обязательно пополнится. А само село с двойным названием, очень надеюсь, не умрѐт так, как это случилось со многими населѐнными пунктами нашего края, ведь всѐтаки до 400-летнего юбилея оно дожило. О Вознесенской церкви села Ворово в середине XIX века. Одна из самых старых и известных церквей нашего края – Вознесенская церковь села Ворово. Она возникла в конце XVII века. К сожалению, в Государственном архиве Орловской области сохранилось всего лишь шесть метрических книг этой церкви (за 1846, 1848, 1850, 1853, 1859, 1863 годы), но и с их помощью можно получить интересную информацию о самой церкви, еѐ приходе, священнослужителях и прихожанах. Итак, приход церкви, кроме самого села Ворово, составляли деревни: Березовец (этот населѐнный пункт вплотную прилегал к селу), Труды (Теряева), Гремячая и Княжое. Несмотря на кажущееся небольшое число селений, народу в них проживало достаточно много – в середине XIX века – более трѐх тысяч человек. Потому и состав священнослужителей в Вознесенской церкви всегда был двухштатный, то есть два священника с причетниками. В конце 40-ых годов XIX века службы в храме вели священники Дионисий Осипов и Никита Лосев, а помогали им дьякон Прокопий Маккавеев, пономари Андрей Крутиков, Кинтиллиан Соколов, дьячки Егор Кудрявцев и Андрей Нецветаев. С течением времени состав причтов значительно изменился. Вместо Никиты Лосева священником стал Алексей Марков, дьяконскую должность занял Никонор 7 Трудковский, а место пономаря оказалось у Михаила Петрова. Все пришедшие закончили Орловскую духовную семинарию. Что касается жителей села Ворова и приходских деревень, то подавляющее большинство из них составляли казѐнные (государственные) крестьяне (само Ворово, д.д. Березовец, Гремячая и Труды (Теряева). Только те, кто проживал в деревне Княжое, являлись крепостными крестьянами и дворовыми людьми помещиков, князей Кугушевых. Название их поместной деревни, скорее всего, произошло как раз от княжеского титула владельцев (татарские князья Кугушевы). Казѐнные крестьяне из перечисленных деревень когда-то, ещѐ в первой половине XVIII века являлись служилыми людьми, однодворцами, а потом превратились в одну из групп российского крестьянства. Причѐм, представители многих семейств проживали на одном и том же месте десятилетиями и даже столетиями, а их потомки продолжают населять Ворово, Теряево, Гремячье до сих пор. Вот, к примеру, какие фамилии с XVII по начало XX века были распространены в селе Ворово: Бабаевы, Бачурины, Драчѐвы, Дуровы, Жердевы, Кореневы, Курловы, Мальцевы, Муратовы, Разинковы, Ревякины, Ротановы, Рудневы, Русановы, Селезнѐвы, Сизѐновы, Тимонины, Усачѐвы, Фурсовы. В деревне Березовец самыми популярными фамилиями были: Алѐхины (первоначальный вариант – АлЕхины, но не АлЁхины – А.П.), Герасимовы, Гревцовы (Гревцевы), Даниловы, Карагодины (Корогодины), Кирилловы, Локтионовы, Меркуловы, Пашковы, Позняковы (без буквы «д»), Семѐновы. В деревне Гремячьей проживали: Васютины, Ефремовы, Казаковы, Кирилловы, Полянские, Проскурины, Русановы, Селютины, Старых, Харитоновы, Черниковы. Основными фамилиями в деревне Труды (Теряева) являлись: Балачевцевы, Внуковы, Гревцевы, Дагаевы, Коптевы, Мальцевы, Теряевы.

Что касается владельческой деревни Княжое, то фамилии там появляются только во второй половине XIX века. По метрическим книгам Вознесенской церкви легко проследить прирост населения прихода: ежегодно рождалось свыше 150 младенцев (1846 год – 160, 1848 – 191, 1850 – 194, 1853 – 150), а умирало – от 86 до 141. Даже в год наивысшей смертности прирост составлял 50 человек, а в 1850 году он вообще превысил 100 человек. В целом же, население этого прихода являлось зажиточным, малоземельных крестьян было немного, как раз большинство – бывшие крепостные помещика Кугушева. Об этом помещичьем семействе – отдельная история.

Вознесенская церковь была закрыта в начале 30-ых годов XX века, а чуть позже полностью уничтожена. Битый кирпич храма в послевоенное время использовался местными жителями при строительстве наливных домов. Попыток возрождения Вознесенского храма не предпринималось. Некоторые из икон церкви сохранились у местных жителей. P.S. В «Справочной книжке Орловской епархии на 1903 год» о Вознесенской церкви села Ворово содержится следующая информация. Приход церкви составляют – село Ворово, сельцо Княжое, деревни Березовец, Трудки (находится в современном Верховском районе – А.П.), Елагина (там же – А.П.), Гремячая. Прихожан насчитывается – 1938 человек мужского пола, 1838 – женского. Службы в церкви вели: священники Николай Добродеев и Пѐтр Ильинский, диакон Алексей Спасский, псаломщики Дмитрий Кириллов и Василий Москвитин. Им принадлежало 45 десятин церковной земли. 8 В селе Ворово действовали земская школа со 122 учащимися и школа грамоты (там обучалось 60 человек). Имелась также школа грамоты в деревне Гремячьей (87 учащихся).

Berezovskoe_selskoe_poselenie_Isto-61630.pdf (narod.ru)

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов